Файл: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям 050901 Организация перевозок, дорожного движения и эксплуатация транспорта.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 1084
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
РОЛЬ ПОДГОТОВКИ ВОДИТЕЛЕЙ В ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ
Требования к мастеру производственного обучения вождению, его роль и учебно-воспитательные задачи
ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ ВОДИТЕЛЕЙ В АВТОШКОЛАХ
Программа «АРМ руководителя автошколы»
Подготовка водителей за рубежом
ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Основные требования к оценке успеваемости
Методика обучения вождению автомобиля
Психологическая подготовка водителей
Проведение занятий по вождению автомобиля
Методика отработки 9 – го упражнения
Инструктивная карта по контрольному осмотру автомобиля перед выездом из парка
Перечень учебно-методической документации мастера производственного обучения вождению
Прибор для определения и тренировки реакции водителя при торможении.
Программа «Тест на определение уровня внимательности»
Программа «Определение реакции водителя»
Классификация и основные типы автомобильных тренажеров
Автотренажеры с применением ЭВМ
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА
Методика проведения теоретического экзамена в дорожной полиции
Методика проведения практического экзамена в условиях реального дорожного движения (второй этап)
СИТУАЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ВОДИТЕЛЕЙ
Договор на обучение в автошколе «Автомобилист»
Медицинское освидетельствование прошел
Председатель комиссии (фамилия)
КЛАСС ПРАВИЛ И БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
Категория транспортного средства «», группа №
Наблюдательность - качество, позволяющее учащемуся быстро оценивать обстановку с точки зрения условий и безопасности движения. Наблюдательность развивается на основе внимательности. С увеличением скорости внимательность, естественно, усиливается, в то время как зрительная способность глаза сокращается, что особенно дает себя знать в темное время суток. При обучении вождению мастеру необходимо учитывать особенности наблюдения за дорогой в зависимости от скорости и состояния видимости. Так, например, с приближением к перекрестку, где условия наблюдения усложняются, скорость снижают.
Глазомер - качество, определяющее способность визуально, на глаз, оценивать неподвижные и подвижные предметы, линейные величины, габаритные размеры, скоростные параметры, расстояние до пешехода, безопасные дистанции и интервалы и другие признаки, характеризующие обстановку движения, ее изменение или усложнение. В процессе обучения вождению мастер развивает глазомер учащихся.
Осмотрительность - качество, развиваемое на основе внимательности, наблюдательности, глазомера. Прежде чем выполнить любое действие, связанное с движением автомобиля, необходимо убедиться в том, что это действие не вызовет опасных последствий как для данного автомобиля, так и других участников движения. Чем сложнее обстановка, хуже видимость, тем больше необходима осмотрительность, что прежде всего относится к движению
задним ходом, обгону, встречному разъезду, развороту, проезду ворот, перекрестков, железнодорожных переездов, пешеходных переходов и пр. Осмотрительность - обязательная мера предосторожности, которая должна стать для учащегося потребностью.
При современных скоростях движения транспортных средств решающее значение имеет предусмотрительность. Учащийся, наблюдая за дорогой, учитывая и оценивая динамику обстановки, своевременно принимает решения, обеспечивающие безопасность движения.
Расчет движения автомобиля - сложное качество, развиваемое на основе внимательности, наблюдательности, глазомера, осмотрительности. Точный расчет позволяет учащемуся выбирать безопасную скорость, определять возможность продвижения автомобиля в различных условиях, особенно в стесненных. Чтобы не допустить опасных ошибок, расчет учащегося корректируется мастером. Известны случаи, когда учащийся, разъезжаясь со встречным автомобилем на узкой дороге, вместо того чтобы отклониться вправо, непроизвольно поворачивает рулевое колесо влево, т. е. в сторону встречного автомобиля. Ошибка объясняется тем, что, концентрируя внимание на встречном автомобиле, учащийся подвергается «скоростному гипнозу», вызывающему притупление чувства опасности, нарушение расчета движения. В предвидении встречного разъезда на узкой дороге, мастер предлагает учащемуся принять в правую сторону.
Другая распространенная ошибка заключается в том, что объезжая троллейбус или автобус на остановке, учащийся допускает опасное сближение, могущее привести к боковому столкновению. Происходит это по причине нарушения расчета движения: находясь за рулем в левой части автомобиля, учащийся смотрит через окно правой двери кабины на боковую плоскость троллейбуса или автобуса. Отсутствие в этом случае перспективы искажает зрительное представление о безопасном расстоянии. Можно привести и другие примеры ошибок расчета движения, предусматриваемых и исправляемых мастером в процессе обучения вождению.
Реакция учащегося - сложное качество, в значительной степени определяющее успешность овладения навыками вождения и безопасность движения. Развивается это качество на основе внимательности, наблюдательности, глазомера, осмотрительности, расчета движения. Учащимся полезно усвоить практическое значение понятий «время реакции», «точность реакции», «путь за время реакции». Рассматривая реакцию как ответное действие на усложнение обстановки движения или внезапно возникшую опасность, мастер добивается не только быстроты, но и точности. С
этой целью реакцию учащегося тренируют в системе оценка – решение - действие. Он должен быть подготовлен к тому, чтобы изменить первоначальное решение, если оно окажется ошибочным или того потребует складывающаяся ситуация.
Учащемуся необходимо твердо усвоить, что в случае возникновения опасности он обязан принять меры к остановке. А если это невозможно по условиям движения, например на скользкой дороге, то осуществить другие предупредительные меры (повороты рулевого колеса и т. п.).
Способность к быстрой реакции и выбору оптимального решения, характерных для аварийных ситуаций, развивается путем обучения активным действиям:
-
педалью ножного тормоза (для экстренной остановки автомобиля при возникновении опасности); -
рулевым колесом (уводящий поворот вправо и в крайнем случае влево при угрозе наезда, столкновения); -
ручным тормозом (так же в случае отказа ножного тормоза); -
рычагом коробки передач, педалями дросселей и сцепления (при быстром переходе на низшую передачу для остановки автомобиля так же как в случае отказа ножного тормоза); -
ножным переключателем света (для предупреждения ослепления водителя встречного транспортного средства, включения ближнего или дальнего света ввиду неясности обстановки в условиях ограниченной видимости); -
педалью насоса обмыва ветрового стекла и включателем стеклоочистителя (при загрязнении стекла) и т. п.
В развитии активных действий, направленных на локализацию аварийных ситуаций, немаловажное значение имеет умелое пользование зеркалами заднего вида.
Зрительные ощущения. В обеспечении безопасного вождения автомобиля главная роль отводится зрительным ощущениям. Они позволяют определять и оценивать освещенность и цвет предметов, их размеры, объем, удаленность. Зрительные ощущения помогают ориентироваться в пространстве, координировать движения, уверенно действовать в аварийной ситуации.
Ясность видения в различных частях поля зрения неодинакова: острее в центре и слабее по краям. Отсюда название — зрение центральное и периферическое, или боковое. Возможность обозревать дорогу в поле зрения обусловливается подвижностью глаза. Чтобы лучше разглядеть тот или иной предмет на дороге, взгляд переводят. Часто бывает так, что учащемуся необходимо убедиться в отсутствии опасности слева или справа. В этом случае он поворачивает голову, что связано с понятием «время поворота головы» и «путь за время поворота головы». Однако учащийся должен понимать, что прекращение зрительного контакта с дорогой перед автомобилем более чем на 1
сек может стать опасным.
При определенных условиях местности и освещенности при переутомлении возможно явление, известное под названием оптической иллюзии, обмана зрения. Искажение перспективы в тумане, на горных дорогах и т. п. также приводит к неправильным зрительным ощущениям.
Профессиональный характер зрительных ощущений заключается в том, что в сфере направленного внимания учащийся должен все видеть на дороге, все замечать и ничего не упускать из виду, периодически обращаясь к показаниям контрольных приборов на переднем щитке и зеркалу заднего вида. С ограничением зрительных ощущений (по условиям видимости и т. п.) скорость снижается.
Остроту зрения учащегося можно считать достаточной, если в условиях дневного освещения он различает четкие цифры и буквы номерного знака и их надписи на контрольных расстояниях (табл. 1).
Слуховые и другие ощущения. Слуховые ощущения имеют немаловажное значение в безопасном вождении автомобиля. Воспринимая внешние и внутренние шумы, учащийся должен различать шумы, характеризующие отклонения от нормальной работы двигателя, возникновение опасности, а также звуковые сигналы, обязательные для исполнения (сирена специального автомобиля, звонок или гудок на железнодорожном переезде, свисток регулировщика, указания по радио и т. п.).
К другим ощущениям относят:
-
обонятельные ощущения (восприятие острых запахов бензина, аккумуляторной кислоты, горящих материалов, перегретого металла и т. п.); -
кожные ощущения (ощущения прикосновения, тепла или холода, боли); -
двигательные ощущения, сигнализирующие о степени сокращения мышц и положении частей тела, что имеет значение при выборе правильного положения за рулем, а также положения рук и ног на рычагах и педалях и т. д. Сочетание кожных и двигательных ощущений дает осязательные ощущения, позволяющие заменить зрительный самоконтроль суставно- мышечным; -
ощущения равновесия (на крутых поворотах, при боковых кренах автомобиля, на горных дорогах и т. п.); -
органические ощущения (ощущения голода, жажды и т. п.), влияющих на общее самочувствие учащегося и могущих отрицательно сказаться на успеваемости и безопасности обучения вождению.
Адаптация - это приспособление органа чувств к определенному раздражителю или организма человека к новым условиям. Такое приспособление учащегося может потребоваться при первоначальном обучении на тренажере, переходе с тренажера на автомобиль, переходе с закрытой площадки в новые, более сложные условия движения, переходе на другой автомобиль и т. д.
Обучая вождению в условиях вечернего освещения, мастер должен соблюдать осторожность, учитывая, что зрительная адаптация к темноте длится значительно дольше, чем зрительная адаптация к свету.
Представления - это образы предметов, явлений, процессов. Зрительные представления сопутствуют многим глазомерным оценкам, особенно в сложных условиях, например, при движении задним ходом, разворотах, проезде ворот и т. п. Учащийся, не видя габаритов управляемого автомобиля, рассчитывает движение с помощью умозрительных представлений. Учащийся может мысленно представить себе продолжение дороги за крутым поворотом, с ограниченной видимостью и т. д. Зрительные представления помогают лучше определить форму предметов на дороге, особенно при их контурной различимости. Роль зрительных представлений повышается в условиях ограниченной видимости и обзорности, с наступлением темноты, во время снегопада, сильного дождя, пыльной бури и т. п., а также на незнакомой местности, на горных дорогах, при переправах вброд и г. д. Определению предметов по их шумовым характеристикам помогают слуховые представления. Не менее важны двигательные представления. Учащемуся, внимание которого направлено на дорогу, необходимо иметь четкие представления о действиях рук и ног при управлении автомобилем. Иногда из-за неправильных представлений возможны ошибки в выполнении