Файл: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям 050901 Организация перевозок, дорожного движения и эксплуатация транспорта.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 1099

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Козориз С.Е.

ISBN 9965-410-39-9

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

РОЛЬ ПОДГОТОВКИ ВОДИТЕЛЕЙ В ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ

Сущность и задачи обучения

Из принципов обучения вытекают правила обучения: идти от известного к неизвестному, от легкого к трудному.

Требования к мастеру производственного обучения вождению, его роль и учебно-воспитательные задачи

ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ ВОДИТЕЛЕЙ В АВТОШКОЛАХ

Порядок регистрации учебных организаций по подготовке и переподготовке водителей транспортных средств

Программа «АРМ руководителя автошколы»

Подготовка водителей за рубежом

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Методика проведения занятий

УЧЕТ УСПЕВАЕМОСТИ

Оценка знаний

Основные требования к оценке успеваемости

Методика обучения вождению автомобиля

Психологическая подготовка водителей

Проведение занятий по вождению автомобиля

Методика отработки 9 – го упражнения

Обязанности МПОВ

Права МПОВ

Инструктивная карта по контрольному осмотру автомобиля перед выездом из парка

Перечень учебно-методической документации мастера производственного обучения вождению

Прибор для определения и тренировки реакции водителя при торможении.

Учебные классы

Программа «Тест на определение уровня внимательности»

Режим «Уровень сложности»

Программа «Определение реакции водителя»

КЛАСС АВТОТРЕНАЖЕРОВ

Классификация и основные типы автомобильных тренажеров

Автотренажеры с применением ЭВМ

Автотренажер «Ореол» ПАУ

VMT тренажер

АВТОДРОМ

УЧЕБНЫЕ АВТОМОБИЛИ И МАРШРУТЫ

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА

Методика проведения теоретического экзамена в дорожной полиции

Методика проведения практического экзамена на закрытой от движения площадке или автодроме (первый этап)

Методика проведения практического экзамена в условиях реального дорожного движения (второй этап)

СИТУАЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ВОДИТЕЛЕЙ

ЛИТЕРАТУРА

Основная

Нормативные документы:

CD-ROM:

ЗАЯВЛЕНИЕ-АНКЕТА

Договор на обучение в автошколе «Автомобилист»

УСЛОВИЯ ОПЛАТЫ.

Порядок предоставления услуг.

Подписи сторон:

Паспорт серии №

Медицинское освидетельствование прошел

Получил свидетельство

ВЫДАНЫ УДОСТОВЕРЕНИЯ

Председатель комиссии (фамилия)

А К Т

КЛАСС ПРАВИЛ И БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Вывод комиссии:

ПЛАН-ГРАФИК

Примечания.

РАСПИСАНИЕ

ПЕРЕЧЕНЬ

СХЕМА

ПРОТОКОЛ №

Примечания:

Категория транспортного средства «», группа №

ЭТАП ПРАКТИЧЕСКОГО ЭКЗАМЕНА (Лицевая сторона)

Учебный маршрут № 1 автошколы «Автомобилист»

главном в поставленных вопросах; упрощение подсчета и обработки результатов.

Однако такой метод проверки имеет ряд существенных недостатков: выбор готового ответа не позволяет отвечающему осмыслить причины результата; предлагаемые вопросы как бы провоцируют обучаемых на неверные ответы и содержат элементы формализма.

Для лучшей организации опроса оба способа следует применять в сочетании один с другим. На теоретических занятиях знания обычно проверяют в начале первого часа занятия, а на лабораторно-практических занятиях по устройству автомобиля побригадно в конце

выполнения упражнений.

Важнейшую роль в проведении контрольной беседы играет умение преподавателя формулировать вопросы в определенной последовательности с постепенным их усложнением. Особое внимание следует уделять вопросам, требующим от обучаемых умения вскрывать причинно-следственные связи, прослеживать ход процесса, делать самостоятельные и обоснованные выводы.

Чтобы проверка была эффективной, руководитель занятия должен вовлечь в нее всех обучаемых. Для этого вопрос необходимо ставить перед всей группой до вызова курсанта. Вызывать по заранее продуманному каждый раз списку с определением, кого из обучаемых и как следует проверить. Курсанта, работающего неровно и по настроению, надо спрашивать чаще, а систематически работающего - реже. Конечно, нужно иметь в виду, что по ходу занятия могут потребоваться и иные варианты.

Для повышения инициативы в группе предлагают обучаемым дополнять ответы товарища, ставят перед ними альтернативные вопросы: «Все ли согласны с этим? Да или нет?». После ответа задают контрольные вопросы: «Чем докажете?», «Почему Вы так думаете?» и т. д.

Вопросы подсказывающие связывают самостоятельность обучаемых и порождают ложное представление об их знаниях. Наводящие вопросы используют лишь в тех случаях, когда отвечающий чрезмерно нервничает и затрудняется в использовании для ответа имеющихся у него знаний. Недопустимы каверзные провокационные вопросы. Следует избегать слишком сложных вопросов, включающих в себя более двух простых.


Контрольные практические упражнения применяются на занятиях по техническому обслуживанию и вождению автомобиля для определения получаемых обучаемыми навыков.

На занятиях по техническому обслуживанию навыки проверяют по отрабатываемому упражнению в течение последнего часа побригадно. Преподаватель или мастер в отведенное время поочередно проверяет по одному курсанту в каждой из четырех прикрепленных к нему бригад (звеньев). Во время проверки обучаемого в одной из бригад работы по выполнению упражнения в других бригадах не прекращаются. Проверяемому курсанту дают определенное контрольное практическое задание по проведению одной или двух регулировок (работ) с расчетом их выполнения в течение 10 - 15 минут.

Такое же время дается инструктору в конце занятия по вождению автомобиля для проверки навыков у обучаемого курсанта. Контрольное задание должно включать все задачи отработанного упражнения.

Периодический учет проводится в конце каждого месяца по данным текущего учета.

Итоговый учет успеваемости проводится в конце всего курса обучения в форме экзаменов по устройству, техническому обслуживанию и вождению автомобилей, а также в форме зачетов по правилам и основам безопасности движения. Цель его - проверка и оценка знаний, навыков и умений, необходимых водителю автомобиля. Во время экзаменов надо обеспечить всестороннюю и полную проверку знаний и навыков и свести к минимуму элементы случайности. Необходимое условие успешного проведения экзаменов — создание спокойной и деловой обстановки, предупреждающей нервозность экзаменуемых. Для этого при сдаче экзаменов по устройству и техническому обслуживанию автомобилей следует помочь экзаменуемому подобрать нужную материальную часть, плакаты, схемы, таблицы, требуемые для объяснения вопросов по билетам. Экзамены по вождению автомобиля экзаменуемые должны сдавать на тех машинах, на которых они обучались.



Оценка. Знания, навыки и умения обучаемых оцениваются баллами, отметками. Это позволяет сравнивать успеваемость курсантов и в отношении каждого из них вовремя принимать необходимые меры к устранению недочетов. Оценка выполняет и нравственную функцию как определенный критерий работы и общественного мнения. Поэтому она может стимулировать интерес и волю курсанта к учению и, наоборот, может отбить желание учиться.

При подготовке водителей автомобилей принята четырехбальная система отметок с тремя положительными оценками — «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и одной отрицательной «неудовлетворительно». На практике словесные выражения отметок заменяют цифровыми.

Смысл оценки требует предельной объективности при ее выставлении. Завышение ведет к дезориентации обучаемого и является самообманом для руководителя занятия, а занижение убивает интерес к учебе, оскорбляет и обижает курсанта.

Недопустимо ставить оценки только на основании сложившейся репутации обучаемого, под давлением администрации, снижать оценку за нарушение дисциплины. Следует добиваться того, чтобы каждый обучаемый понимал объективность оценки.

Не каждый ответ курсанта следует оценивать отметкой, но выразить свое отношение к нему надо обязательно. В ряде случаев, помимо отметок, требуется использование дополнительных средств в виде поощрения или наказания. Средствами поощрения как отдельного курсанта, так и всей группы могут быть благодарность руководителя занятия или начальника учебной организации в устной или письменной (в приказе) форме, занесение на доску почета, награждение грамотой или нагрудным знаком за успешное окончание курсов.

К средствам наказания относятся осуждающие жесты и слова, объявление замечания и выговоры руководителя занятия или начальника учебной организации. Самое суровое наказание - исключение.

Отметки бывают разовые, месячные,итоговыеиэкзаменационные.

Разовые отметки выставляют в порядке текущего учета. Среди них различают отметки единичные (за отдельный ответ) и обобщенные, выставляемые за неоднократные ответы, дополнения и поправки к ответам других курсантов на одном или нескольких занятиях. При этом учитывают результаты всех видов деятельности обучаемого на занятии, в процессе которых он обнаружил тот или иной уровень знаний,
умений и навыков по изучаемому и ранее усвоенному материалу. Нельзя выставлять оценку за единичный краткий ответ, не позволяющий судить о полноте и глубине знаний.

Обобщенные отметки должны выставляться не только за правильные ответы, но и за незнание.

Месячные отметки являются результатом внимательного изучения, систематической проверки руководителем занятий каждого курсанта на протяжении месяца. Их выставляют на основании тщательного анализа разовых отметок. Они должны отражать состояние знаний, навыков и умений с учетом тенденций каждого обучаемого. Нельзя поэтому выводить месячную оценку как среднее арифметическое разовых оценок. Следует учитывать важность оценки, за что она была выставлена.

Итоговые отметки выставляют по каждому предмету и определяют на основе месячных с учетом тенденции учебной работы курсанта, развития его знаний, навыков и умений в течение курса обучения.

Экзаменационные отметки ставят на экзаменах, При выставлении оценки за знания устройства и технического обслуживания автомобилей преобладающее значение имеет выполнение практических работ.

Оценки отражают уровень и качество знаний, навыков и умений обучаемых в сопоставлении с известными нормами. В этих нормах учитывается объем усвоенного (весь материал или только основной) и качество усвоения (сознательность, оформленность, прочность, умение применять и др.).

Оценку «отлично» ставят, если обучаемый твердо усвоил материал вопроса, исчерпывающе и четко изложил его, правильно обосновал действие, владеет техникой выполнения приемов в работе на материальной части, выполнил нормативы, установленные программой для оценки

«отлично».

Оценку «хорошо» ставят, если обучаемый усвоил материал вопроса, ответил без наводящих вопросов правильно, но недостаточно полно, правильно действовал на материальной части, уверенно применил полученные знания на практике, выполнил нормативы
, установленные программой для оценки «хорошо».

Оценку «удовлетворительно» ставят, если обучаемый ответил на вопрос правильно, но недостаточно полно и для выяснения знаний ему задавали наводящие вопросы, делал незначительные ошибки в практических действиях на материальной части, выполнил нормативы, установленные программой для оценки «удовлетворительно».

Оценку «неудовлетворительно» ставят, если обучаемый не мог правильно ответить на поставленный вопрос, неправильно действовал на материальной части, не выполнил нормативы, установленные программой для оценки «удовлетворительно»; оценку

«неудовлетворительно» ставят также и в том случае, если обучаемый отказался отвечать на вопрос.

    1. 1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   54