ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.04.2024
Просмотров: 622
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Определение философии. Философия и мировоззрение
Полисемия концепта «наука» и многообразие его определений.
по дисциплине «История и философия науки»
Определение ключевых эпистемологических категорий
Типология знания. Эпистемологическая специфика науки
Онтология бытия и онтология реальности
Что такое сознания и как оно существует?
ГОУ ВПО «ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ И НАУКИ
Альтернативы реальности: множественные и возможные миры
ГОУ ВПО «ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Доклассическая наука: античность
Доклассическая наука: Средневековье
Рождение классической науки (вторая половина XVI –XVII вв.)
Эволюция классической науки (XVIII – конец XIX вв.)
Рост научного знания и концепт «научная революция»
Причины и типология научных революций
Изменение научной картины мира в результате научных революций
15 Терехович В. Э. Три подхода к проблеме квантовой реальности и вторая квантовая революция // Эпистемология и философия науки. 2019. № 1. С. 172.
16 Вайнберг С. Мечты об окончательной теории. С. 64–66.
природе». Бор считал, что у науки две цели: расширить наше эмпирическое знание о мире и упорядочить его. Он был реалистом только в отношении научных теорий. Его главный оппонент – А. Эйнштейн – стоял на иной позиции: наука определяет, что существует в реальности, от субъекта не зависящей. По его словам «основополагающим для физики является предположение, что реальный мир существует независимо от того, как мы его воспринимаем, но мы этого не знаем»17.
Гносеологическое наступление на онтологию предпринимает Д. Дойч. Он считает, что «ткань реальности» сплетается из «четырех нитей» – квантовой теории (объясняет «устройство» материи на фундаментальном уровне), теории эволюции (Вселенной и живых организмов), теории познания (версия К. Поппера), теории вычисления (объясняет природу и функции математических абстракций). Дойч, называя себя реалистом, предполагает, что физический мир – мультивселенная. Ее структура опре- деляется течением информации (наша вселенная – один из ее автономных потоков). Мир – эмерджентное свойство мультивселенной и мы не воспри- нимаем его непосредственно. Наши ощущения и знания нефизических миров (логики, математики, литературы, искусства и т. д.) – элементы автономной виртуальной реальности. Она создана мозгом, поэтому теории воспроизводят внешнюю среду совсем не такой, какой она
есть18.
Нельзя не напомнить, что опытно фиксируемая барионная материя составляет всего около 4–5% Универсума. Остальное – объекты неясной природы – темная материя и темная энергия, связанная с таинственной космологической постоянной. Возможно, уже пора начинать дискуссии об онтологии ложного вакуума, космических «кротовых нор» или «квантовых флюидов» (термин Ф. Вильчека). Ответ на вопрос «Что такое реальность?» остается открытым. Наука обнаруживает все новые области мироздания, расширяет горизонт ответов, которые обобщает и анализирует философия. Нужно модернизировать язык онтологии, менять способ рассуждений об ее объекте – этого требуют современное естествознание. Или искать аль- тернативы, в которых главную роль играет ансамбль других «реальностей» или миров.
- 1 ... 9 10 11 12 13 14 15 16 ... 50
Альтернативы реальности: множественные и возможные миры
Наивный и метафизический реализм исходят из постулата: реальность одна и существует сама по себе. Конструирование ее альтернатив – ир- рационализм. Но как говорил А. Эйнштейн, «если в первый момент идея не кажется абсурдной, она безнадежна». Идея множественности миров, как и идея миров возможных, изначально кажется именно такой, хотя имеет
17 Кумар М. Квант: Эйнштейн, Бор и великий спор о природе реальности. М., 2013.
С. 342–343, 412–413.
18 Дойч Д. Структура реальности. С. 206, 290.
долгую историю19. Философия давно выступает в качестве проектировщика таких миров, мыслимых состояний бытия, не тождественных наличному.
«Конструирование возможных, то есть идеальных, миров изначально было задачей и методом философского мышления. Абстрактные понятия, нормы, идеалы – вот его собственные оригинальные результаты»20.
Однако не только философы моделируют новые миры и бытийные ре- гионы. Вторая субрегиональная онтология в реестре Р. Пенроуза изначально виделась провокационной. Речь идет о многомировой интерпретации квантовой механики. Она была разработана Х. Эвереттом в конце 50-х гг. и далеко не сразу составила конкуренцию учению копенгагенской школы, будучи долгое время маргинальной. В учении Эверетта волновая функция не коллапсирует, а включает в себя наблюдателя с его измерительным прибором. Все возможные результаты квантовых событий сосуществуют как реальные в параллельных Вселенных. Тем самым преодолевается граница
между классическим миром и квантовым. Классический мир расщепляется на множество миров, соответствующих каждой компоненте квантовой суперпозиции. Расщепляется и сознание наблюдателя. Он оказывается в одном из альтернативных макромиров. Эверетт постулирует универсальную волновую функцию, связывающую субъекта и объекты наблюдения в единую квантовую систему. В результате, в процессе измерения, редукции состояния не происходит, а реализуются сразу все возможные состояния, т. е. квантовый мир ветвится на параллельные классические миры. «Это означает, что суперпозиция (линейная комбинация) волновой функции описывает не потенциальные, а актуальные состояния, и теперь никакого разделения между микро-миром и макро-миром не существует»21. Многомировая интерпретация, хотя и продолжает считаться контринтуитивной, имеет в начале ХХI века влиятельных сторонников (Д. Дойч, М. Тегмарк, Ф. Дж. Типлер, Д. Чалмерс). Онтология Эверетта, считает Р. Пенроуз, не такая уж и радикальная, ибо не постулирует параллельное сосуществование альтернативных миров по отдельности. «Реальной считается лишь обширная определенная суперпозиция, выражаемая пси-функцией»22. Копии экспериментатора «живут» в разных мирах и для каждой из копий сущест- вует лишь один результат. Отсюда иллюзия – что существует один мир.
Анализируя интерференцию в контексте знаменитого двухщелевого эксперимента, Д. Дойч обнаруживает наряду с реальными, «теневые» фо- тоны. Между этими фотонами нет особой разницы: каждый из них осязаем в одном мире и не осязаем в остальных, параллельных вселенных. Свои
«тени», считает Дойч, имеют и другие частицы. Поэтому реальность
обширнее той, что нам явлена. Большая ее часть сокрыта от наблюдателя.
19 Эволюция представлений о многих мирах вплоть до XVII в. хорошо изучена. См.: Визгин В. П. Идея множественности миров: Очерк истории. М., 2007.
20 Касавин И. Т., Порус В. Н. Современная эпистемология и ее критики. С. 21.
21 Карпенко А. С. Основной вопрос метафизики. С. 58.
22 Пенроуз Р. Путь к реальности, или Законы, управляющие Вселенной. С. 655.
Вселенные же являются «параллельными» в том смысле, что в пределах каждой из них частицы взаимодействуют друг с другом так же, как в реальной вселенной, но воздействие, оказываемое каждой вселенной на остальные, очень слабое. Оно реализуется через явление интерференции. Дойч делает смелый вывод: «Квантовая теория описывает взаимодействие реального с возможным». Видимо понимая парадоксальность такого вывода, он уточняет: просто реальные фотоны ведут себя по-разному в экспери- ментальной установке, ибо нечто им мешает. Он признает, что возможное не может взаимодействовать с реальным: несуществующие сущности не могут изменять траекторию движения существующих частиц. Однако если фотон отклоняется от своей траектории, на него должно что-то воздействовать, и это что-то – «теневой фотон». Присвоение имени, соглашается