Файл: Лекция предмет, метод и система трудового права (2 часа) 1 становление и развитие трудового права.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 206

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1.1 СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТРУДОВОГО ПРАВА

1.2. ПРЕДМЕТ ТРУДОВОГО ПРАВА

1.3 МЕТОД ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

1.4 ОТГРАНИЧЕНИЕ ТРУДОВОГО ПРАВА ОТ ДРУГИХ ОТРАСЛЕИ

Трудовое право и гражданское право

Трудовое право и административное право

Трудовое право и право социального обеспечения

1.5 СИСТЕМА ТРУДОВОГО ПРАВА

1.6 ФУНКЦИИ ТРУДОВОГО ПРАВА

Задачи трудового права

2.1 ПОНЯТИЕ ИСТОЧНИКОВ ТРУДОВОГО ПРАВА

2.2 СИСТЕМА ИСТОЧНИКОВ НОРМ ТРУДОВОГО ПРАВА

2.3 ТРУДОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО И ИНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ПР АВОВЫЕ АКТЫ, СОДЕРЖАЩИЕ НОРМЫ ТРУДОВОГО ПРАВА

2.4 МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ О ТРУДЕ

2.6 ОБЩАЯ ХАР АКТЕРИСТИКА ТРУДОВОГО КОДЕКСА РОССИИСКОИ ФЕДЕРАЦИИ

ОТНОШЕНИЯ И ИНЫЕ ОТНОШЕНИЯ, НЕПОСРЕДСТВЕННО СВЯЗАННЫЕ С ТРУДОВЫМИ

2.9 АКТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

2.10ЛОКАЛЬНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ, СОДЕРЖАЩИЕ НОРМЫ ТРУДОВОГО ПРАВА

2.11РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДОВЫХ И ИНЫХ ОТНОШЕНИИ, НЕПОСРЕДСТВЕННО СВЯЗАННЫХ С НИМИ, В ДОГОВОРНОМ ПОРЯДКЕ

2.13ДЕИСТВИЕ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ИНЫХ АКТОВ, СОДЕРЖАЩИХ НОРМЫ ТРУДОВОГО ПРАВА. ДЕИСТВИЕ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ СССР НА ТЕРРИТОРИИ РОССИИСКОИ ФЕДЕРАЦИИ

2.14 ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ПРИНЦИПОВ ТРУДОВОГО ПРАВА

2.15 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИНЦИПОВ ТРУДОВОГО ПРАВА

3.1 ПОНЯТИЕ СУБЪЕКТОВ ТРУДОВОГО ПРАВА И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ

3.2 ПРАВОВОИ СТАТУС СУБЪЕКТОВ ТРУДОВОГО ПРАВА

3.3 РАБОТНИК КАК СУБЪЕКТ ТРУДОВОГО ПРАВА

3.4 РАБОТОДАТЕЛЬ КАК СУБЪЕКТ ТРУДОВОГО ПРАВА

3.5 ПОНЯТИЕ «ПРОФСОЮЗ»

3.6 ПРАВОВОИ СТАТУС ПРОФСОЮЗА

3.7 ОСНОВНЫЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПРОФСОЮЗОВ

4.1 ПОНЯТИЕ ПРАВООТНОШЕНИИ

4.2 СОДЕРЖАНИЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ

4 . 3 ОСНОВАНИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, ИЗМЕНЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ТРУДОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИИ

4.4. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВООТНОШЕНИИ, НЕПОСРЕДСТВЕННО СВЯЗАННЫХ С ТРУДОВЫМИ

4.5 ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

4.6 ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

4.7 УРОВНИ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

4.8 СТОРОНЫ И ОРГАНЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

4.9 ПРЕДСТАВИТЕЛИ Р АБОТНИКОВ И Р АБОТОДАТЕЛЕИ В СОЦИАЛЬНОМ ПАРТНЕРСТВЕ

4.9 КОЛЛЕКТИВНЫЕ ПЕРЕГОВОРЫ

4.10 ГАРАНТИИ И КОМПЕНСАЦИИ ЛИЦАМ, УЧАСТВУЮЩИМ В КОЛЛЕКТИВНЫХ ПЕРЕГОВОРАХ

5.1 ПОНЯТИЕ И СТОРОНЫ КОЛЛЕКТИВНОГО ДОГОВОРА

5.2 СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА КОЛЛЕКТИВНОГО ДОГОВОРА

5.3 ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТА КОЛЛЕКТИВНОГО ДОГОВОРА И ЕГО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

5.4 ДЕИСТВИЕ КОЛЛЕКТИВНОГО ДОГОВОРА

5.5 ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И СТОРОНЫ СОГЛАШЕНИЯ

5.6 СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА СОГЛАШЕНИЯ

5.7 ДЕИСТВИЕ СОГЛАШЕНИЯ. ИЗМЕНЕНИЕ И ДОПОЛНЕНИЕ СОГЛАШЕНИЯ

5.8 РЕГИСТР АЦИЯ КОЛЛЕКТИВНОГО ДОГОВОРА, СОГЛАШЕНИЯ

5.9 КОНТРОЛЬ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ КОЛЛЕКТИВНОГО ДОГОВОРА, СОГЛАШЕНИЯ

5.10 ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ УЧАСТИЯ РАБОТНИКОВ В УПРАВЛЕНИИ ОРГАНИЗАЦИЕИ

5.11 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

ЗАНЯТОСТЬ И ТРУДОУСТРОИСТВО (1 час)

5.12 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАНЯТОСТИ

5.13 ОБЩАЯ ХАР АКТЕРИСТИКА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

5.14 ОРГАНЫ ЗАНЯТОСТИ И ИХ ПОЛНОМОЧИЯ

5.15 ПОНЯТИЕ ЗАНЯТОСТИ И ТРУДОУСТРОИСТВА

5.16 КРУГ ГРАЖДАН, СЧИТАЮЩИХСЯ ЗАНЯТЫМИ

5.17 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ ТРУДОУСТРОИСТВА ДЛЯ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИИ ГРАЖДАН, ИСПЫТЫВАЮЩИХ ТРУДНОСТИ В ПОИСКЕ РАБОТЫ

6.1. ПОНЯТИЕ БЕЗРАБОТНЫХ: ПОРЯДОК И УСЛОВИЯ ПРИЗНАНИЯ

6.2 ПОНЯТИЕ ПОДХОДЯЩЕИ И НЕПОДХОДЯЩЕИ РАБОТЫ

6.3 ПРАВОВОИ СТАТУС БЕЗРАБОТНОГО

6.4 ПОСОБИЕ ПО БЕЗРАБОТИЦЕ

6.5 ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ РАБОТ

ТРУДОВОИ ДОГОВОР (1 час)

6.6 ПОНЯТИЕ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ

6.7 СТОРОНЫ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА

6.8 СОДЕРЖАНИЕ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА

7.1 СРОК ТРУДОВОГО ДОГОВОРА

7.2 ГАРАНТИИ ПРИ ЗАКЛЮЧЕНИИ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА

7.3 ОБЩИЙ ПОРЯДОК ЗАКЛЮЧЕНИЯ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА

7.4 ДОКУМЕНТЫ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ ПРИ ЗАКЛЮЧЕНИИ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА

7.5 ТРУДОВАЯ КНИЖКА: ОФОРМЛЕНИЕ, ПОРЯДОК ВЕДЕНИЯ

7.6 ФОРМА ТРУДОВОГО ДОГОВОРА

7.7 ИСПЫТАНИЕ ПРИ ПРИЕМЕ НА РАБОТУ

7.8 ВСТУПЛЕНИЕ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА В СИЛУ

7.9 ФАКТИЧЕСКИЙ ДОПУСК К РАБОТЕ

7.10 СОВМЕЩЕНИЕ ПРОФЕССИЙ (ДОЛЖНОСТЕЙ)

7.11 ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ПЕРЕВОДОВ. ПОСТОЯННЫЕ И ВРЕМЕННЫЕ ПЕРЕВОДЫ

7.12 ИЗМЕНЕНИЕ ОПРЕДЕЛЕННЫХ СТОРОНАМИ УСЛОВИЙ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА ПО ПРИЧИНАМ, СВЯЗАННЫМ С ИЗМЕНЕНИЕМ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ИЛИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ТРУДА

8.1 ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ ПРИ СМЕНЕ СОБСТВЕННИКА ИМУЩЕСТВА ОРГАНИЗАЦИИ, ИЗМЕНЕНИИ ПОДВЕДОМСТВЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ, ЕЕ РЕОРГАНИЗАЦИИ

8.2 ОТСТРАНЕНИЕ ОТ РАБОТЫ

ПРЕКРАЩЕНИЕ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА (1 ЧАС)

8.3 ОБЩИЕ ОСНОВАНИЯ ПРЕКР АЩЕНИЯ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ

8.4 РАСТОРЖЕНИЕ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА ПО ИНИЦИАТИВЕ РАБОТНИКА (ПО СОБСТВЕННОМУ ЖЕЛАНИЮ)

8.5 ОСНОВАНИЯ И ПОРЯДОК РАСТОРЖЕНИЯ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА ПО ИНИЦИАТИВЕ РАБОТОДАТЕЛЯ ВСЛЕДСТВИЕ ВИНОВНЫХ ДЕЙСТВИЙ СО СТОРОНЫ РАБОТНИКА

8.6 ОСНОВАНИЯ И ПОРЯДОК РАСТОРЖЕНИЯ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА ПО ИНИЦИАТИВЕ РАБОТОДАТЕЛЯ ПРИ ОТСУТСТВИИ ВИНОВНЫХ ДЕЙСТВИЙ СО СТОРОНЫ РАБОТНИКА

8.7 ОСНОВАНИЯ И ПОРЯДОК РАСТОРЖЕНИЯ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА ПО ИНИЦИАТИВЕ РАБОТОДАТЕЛЯ ВСЛЕДСТВИЕ НАСТУПЛЕНИЯ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ, НЕ СВЯЗАННЫХ С ЛИЧНОСТЬЮ Р АБОТНИКА



Статья 5 ТК РФ названа «Трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права». Из этого следует, что содержание понятии (терминов) «трудовое законодательство» и «иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права» не совпадают, но и те, и другие являются источниками трудового права.

Понятие «источники трудового права» шире понятия «трудовое законодательство» и включает наряду с ним иные указанные акты. Источники трудового права включают как трудовое законодательство, так и иные акты. Источники трудового права – это результаты нормотворческои деятельности органов государства, а также совместного правотворчества работодателеи и работников (их представителеи) в сфере регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношении.

Принцип иерархии в системе источников трудового права имеет свою специфику, так как его применение возможно в единстве с отраслевыми принципами запрета ухудшать положение работников и дозволения улучшать положение работников по сравнению с деиствующим трудовым законодательством.

В нормативных правовых актах субъектов РФ допускается установление более высокого уровня трудовых прав и гарантии по сравнению с установленным федеральным законодательством (ст. 6 ТК РФ).

Нормативные источники трудового права должны рассматриваться как целостная система, построенная на определенных принципах, которые можно назвать системообразующими. Они являются основои для применения правил толкования нормативных источников трудового права и правил разрешения коллизии внутри системы названных источников.

Принципы источников трудового права: принцип приоритета международных договоров РФ; принцип приоритета ТК РФ и трудового законодательства в регулировании трудовых отношении; принцип федерализма в сфере трудовых отношении; принцип иерархии в сочетании и единстве с принципом запрета ухудшения положения работников и дозволения его улучшать.

2.2 СИСТЕМА ИСТОЧНИКОВ НОРМ ТРУДОВОГО ПРАВА


Система источников норм трудового права включает: нормативно-правовои блок (создается органами публичнои власти и конкретным работодателем); договорно-правовои блок (создается работниками совместно с работодателями).

В ст. 5 ТК РФ дано описание нормативно-правового блока источников трудового права
, создаваемых органами публичнои власти.

Юридическое верховенство в системе нормативных правовых источников норм трудового права принадлежит ТК РФ: нормы трудового права, содержащиеся в любом нормативном правовом акте, должны соответствовать ТК РФ (ч. 3 ст. 5 ТК РФ); другие законы и иные нормативные правовые акты, деиствующие на территории РФ, подлежат приведению в соответствие с ТК РФ (ч. 2 ст. 422 ТК РФ); в случае противоречии между ТК РФ и иными федеральными законами, содержащими нормы трудового права, применяется ТК РФ (ч. 4 ст. 5 ТК РФ); если вновь принятыи федеральныи закон противоречит ТК РФ, то он применяется при условии внесения соответствующих изменении в ТК РФ (ч. 5 ст. 5 ТК РФ).

2.3 ТРУДОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО И ИНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ПР АВОВЫЕ АКТЫ, СОДЕРЖАЩИЕ НОРМЫ ТРУДОВОГО ПРАВА




Трудовое законодательство состоит из законов как федеральных, так и субъектов РФ.

Регулирование трудовых и непосредственно связанных с ними отношении законами, содержащими нормы трудового права, означает, что такие акты по отраслевои принадлежности могут быть актами трудового права, а могут не относиться к трудовому праву, но содержать правовые нормы о труде.

Понятие трудового законодательства (ст. 5 ТК РФ) соответствует отсылочным статьям ТК РФ. В некоторых случаях, в них содержится указание не на законодательство, а на закон, если вопрос решается на данном уровне, или на закон и иные нормативные правовые акты по данному вопросу.

Этим обеспечивается точныи адресат будущего нормативного правового акта.

Например, к источникам трудового права относится Федеральныи закон от 10.01.2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте Россиискои Федерации», которыи, не являясь в целом законом о труде, содержит нормы, регулирующие трудовые отношения работников железнодорожного транспорта (ст. 25, 26).

Федеральныи конституционныи закон от 30.05.2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычаином положении» предусматривает на период деиствия чрезвычаиного положения возможность запрещения забастовок и иных способов приостановления или прекращения деятельности организации, отстранения от работы руководителеи государственных организации в связи с ненадлежащим исполнением своих обязанностеи и назначения других лиц временно исполняющих обязанности указанных руководителеи (ст. 11, 13).

Содержание норм трудового законодательства определяется также федеральными конституционными законами.

Трудовои кодекс Россиискои Федерации – основополагающии среди федеральных законов о труде. За время его деиствия в него внесены многочисленные изменения и дополнения (наиболее значимые внесены Федеральным законом от 30.06.2006 г. № 90-ФЗ).

ТК РФ не только содержит исходные положения правового регулирования сферы труда, но и регулирует вопросы, возникающие между работниками и работодателями. ТК РФ имеет приоритет перед иными федеральными законами, содержащими нормы трудового права, которые должны ему соответствовать, что в итоге обеспечивает единство законов, регулирующих трудовые и непосредственно связанные с ними отношения, а также играет важную роль в устранении законодательных противоречии, отрицательно отражающихся на правоприменительнои практике. Трудовои кодекс РФ впервые установил механизм, гарантирующии приоритет его деиствия в области трудовых правоотношении (ст. 5 ТК РФ). Трудовое законодательство относится к совместному ведению Россиискои Федерации и субъектов РФ. Это означает, что трудовые и тесно связанные с ними отношения регулируются актами как федерального, так и регионального уровня. Регулирование в сфере труда осуществляется с учетом предусмотренного ТК РФ разграничения полномочии между федеральными органами государственнои власти и органами государственнои власти субъектов РФ. Круг вопросов, отнесенных к полномочиям
федеральных органов государственнои власти, определен ст. 6 ТК РФ.

2.4 МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ О ТРУДЕ


В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составнои частью ее правовои системы. ТК РФ в ст. 10 продублировал данную конституционную норму и определил, если международным договором РФ установлены другие правила, чем предусмотренные законами и иными нормативными актами, содержащие нормы трудового права, применяются правила международного договора. В ТК РФ сформулированы основные цели, задачи и принципы, а также устанавливает материальные нормы трудового права в соответствии с требованиями международных трудовых стандартов.

Порядок заключения, выполнения и прекращения международных договоров РФ определен Федеральным законом от 15.07.1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Россиискои Федерации».

Международные нормы, касающиеся трудовых отношении, направлены на то, чтобы усовершенствовать систему внутреннего национального трудового права.

Цель международно-правового регулирования труда – защита прав и свобод человека, его чести и достоинства в сфере труда, улучшение условии труда и жизни трудящихся, повышение возможностеи занятости и поддержка основных прав человека.

Формы международно-правового регулирования труда – конвенции и рекомендации о труде, разработанные МОТ.

МОТ осуществляет правотворческую деятельность путем принятия двух видов международноправовых документов: рекомендательных (декларации, рекомендации); юридически обязательных (пакты, конвенции, протоколы).

Юридическая сила международных норм трудового права строится на трех аксиомах: – ни одно государство не обязано вступать в ООН и МОТ, но если оно это сделало, то должно соблюдать обязательства, налагаемые Уставом ООН;

  • ни одно государство не обязано ратифицировать ту или иную конвенцию МОТ, но если оно это сделало, то обязано привести в соответствие с конвенциеи национальное законодательство и практику его применения.

  • независимо от ратификации конвенции на государство-члена МОТ налагаются конкретные обязательства представить конвенцию на рассмотрение правительства и компетентных государственных властеи и по запросу МОТ представить доклады о состоянии национального законодательства по вопросам, изложенным в не ратифицированнои конвенции62.


Конвенции МОТ – юридические документы, имеющие силу международного договора, правовои статус которого определяют порядок заключения, деиствия, изменения и прекращения международных обязательств, условия их деиствительности.

Конвенция МОТ вступает в силу при условии ее ратификации не менее чем двумя государствами-членами МОТ. Конвенция приобретает юридическую силу с момента ратификации ее высшим органом государственнои власти. Все ратифицированные конвенции регистрируются и хранятся в Международном бюро труда.

Источниками международно-правового регулирования труда также являются договоры и соглашения. В соответствии с нормами международного права каждое государство оформляет ратификацию договоров и соглашении ратификационнои грамотои.

22

2.4 Международные правовые акты о труде

Рекомендации МОТ не являются международным договором, а, следовательно, не подлежат ратификации.

Рекомендации МОТ – обращенное к государствам пожелание, своего рода совет ввести соответствующие нормы в национальное законодательство.

В отличие от конвенции, рекомендация является источником информации, а также возможнои моделью для дальнеишего совер- шенствования национального законодательства.

Источниками трудового права являются не только акты МОТ, но и иные международно-правовые акты, принятые ООН и регио- нальными организациями государств: Советом Европы, СНГ, а также двусторонние соглашения РФ с другими государствами.

Суды при вынесении решении в защиту нарушенных прав и свобод граждан и разрешении конкретных трудовых споров могут использовать такои источник трудового права РФ, как ратифицированные Россиеи конвенции МОТ.

Например, Международныи пакт о гражданских и политических правах от (1966 г.), Международныи пакт об экономических, социальных и культур- ных правах (1966 г.), Конвенция ООН 2006 г. о правах инвалидов, Европеи- ская конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950 г.), Хартия социальных прав и гарантии граждан независимых государств (1994 г.), До- говор о оздании Союзного государства между Россиискои Федерациеи и Республикои Беларусь

(1999 г.).

2.5 КОНСТИТУЦИЯ РОССИИСКОИ ФЕДЕР АЦИИ КАК ИСТОЧНИК ТРУДОВОГО ПРАВА

Конституция РФ – Основнои закон РФ, содержащии не только нормы-цели и нормы-задачи, но также и основополагающие (основные) принципы и нормы права, применяемые в том числе судами общеи юрисдикции с целью защиты прав и правовых интересов физических и юридических лиц1.