Файл: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям 050901 Организация перевозок, дорожного движения и эксплуатация транспорта.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 1098

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Козориз С.Е.

ISBN 9965-410-39-9

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

РОЛЬ ПОДГОТОВКИ ВОДИТЕЛЕЙ В ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ

Сущность и задачи обучения

Из принципов обучения вытекают правила обучения: идти от известного к неизвестному, от легкого к трудному.

Требования к мастеру производственного обучения вождению, его роль и учебно-воспитательные задачи

ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ ВОДИТЕЛЕЙ В АВТОШКОЛАХ

Порядок регистрации учебных организаций по подготовке и переподготовке водителей транспортных средств

Программа «АРМ руководителя автошколы»

Подготовка водителей за рубежом

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Методика проведения занятий

УЧЕТ УСПЕВАЕМОСТИ

Оценка знаний

Основные требования к оценке успеваемости

Методика обучения вождению автомобиля

Психологическая подготовка водителей

Проведение занятий по вождению автомобиля

Методика отработки 9 – го упражнения

Обязанности МПОВ

Права МПОВ

Инструктивная карта по контрольному осмотру автомобиля перед выездом из парка

Перечень учебно-методической документации мастера производственного обучения вождению

Прибор для определения и тренировки реакции водителя при торможении.

Учебные классы

Программа «Тест на определение уровня внимательности»

Режим «Уровень сложности»

Программа «Определение реакции водителя»

КЛАСС АВТОТРЕНАЖЕРОВ

Классификация и основные типы автомобильных тренажеров

Автотренажеры с применением ЭВМ

Автотренажер «Ореол» ПАУ

VMT тренажер

АВТОДРОМ

УЧЕБНЫЕ АВТОМОБИЛИ И МАРШРУТЫ

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА

Методика проведения теоретического экзамена в дорожной полиции

Методика проведения практического экзамена на закрытой от движения площадке или автодроме (первый этап)

Методика проведения практического экзамена в условиях реального дорожного движения (второй этап)

СИТУАЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ВОДИТЕЛЕЙ

ЛИТЕРАТУРА

Основная

Нормативные документы:

CD-ROM:

ЗАЯВЛЕНИЕ-АНКЕТА

Договор на обучение в автошколе «Автомобилист»

УСЛОВИЯ ОПЛАТЫ.

Порядок предоставления услуг.

Подписи сторон:

Паспорт серии №

Медицинское освидетельствование прошел

Получил свидетельство

ВЫДАНЫ УДОСТОВЕРЕНИЯ

Председатель комиссии (фамилия)

А К Т

КЛАСС ПРАВИЛ И БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Вывод комиссии:

ПЛАН-ГРАФИК

Примечания.

РАСПИСАНИЕ

ПЕРЕЧЕНЬ

СХЕМА

ПРОТОКОЛ №

Примечания:

Категория транспортного средства «», группа №

ЭТАП ПРАКТИЧЕСКОГО ЭКЗАМЕНА (Лицевая сторона)

Учебный маршрут № 1 автошколы «Автомобилист»

которых обеспечивается обратная связь между поведением управляемого

«автомобиля» и учащимся. Здесь необходимо подчеркнуть значение динамического подобия систем управления тренажера и автомобиля, так как это обеспечивает адекватность действий обучающегося на тренажере и автомобиле. Наблюдаемый эффект на тренажере должен быть таким же, как и на автомобиле.

    1. Психологические и педагогические требования к автомобильным тренажерам


Особое место в предотвращение дорожно-транспортных происшествий занимает рациональное обучению вождению автомобиля.

Даже хорошо выработанные навыки управления автомобилем не всегда могут обеспечить благоприятный исход при аварийной ситуации. Так, например, в обычных условиях работы в комплекс действия водителя включаются действия рулевым управлением, приводом тормозов, включение передач подача сигналов, переключение света и др. В аварийных случаях часто возникает необходимость исключить из этого комплекса привычное для водителя и автоматически выполняемое им действие (например, обычное торможение, заменив его торможением без выключения сцепления). Эти действия должны выполняться предельно быстро, точно, в различных сочетаниях и последовательности, т.е. у водителя должны вырабатываться сложные и важные навыки действий в различных аварийных ситуациях.

Темпы развития и усложнения техники ставят задачу подготовки большого количества высококвалифицированных специалистов в возможно короткие сроки. Выполнению этой задачи при применении современных технических средство бучения и тренировки могут служить автомобильные тренажеры.

Автомобильным тренажером называется комплекс устройств, предназначенный для школ подготовки и тренировки водителей автомобилей. Оборудование современного тренажера

обычно состоит из следующих элементов: устройства, моделирующего рабочее место водителя автомобиля (модель автомобиля), устройства, моделирующего дорожную обстановку, и пульта мастера производственного обучения вождению.

Тренажеры должны применятся на различных этапах обучения. В зависимости от этого и требования к тренажерам должны быть различны. В начальный период обучения с помощью тренажера происходит знакомство учащегося с органами управления автомобилем, их расположением, усилиями для перемещения педалей, поворотом рулевого колеса, рычага переключения передач. В таком тренажере, следовательно, главным должны быть требования соответствующие стандартному
автомобилю, расположение и конструкция органов управления и рабочего места водителя. На более поздних этапах обучения с помощью тренажера обучающийся знакомится с условиями движения в простых и сложных дорожных ситуациях. Для этого тренажер оборудуется средствами визуализации (кино и теневой или телевизионной установкой), с помощью которых обеспечивается обратная связь между поведением управляемого «автомобиля» и учащегося. Здесь необходимо подчеркнуть значение динамического подобия, система управления тренажера и автомобиля, так как это обеспечивает адекватность действия обучающегося на тренажере и автомобиле. Наблюдаемый эффект на тренажере должен быть таким же, как и на автомобиле.

Тренажер динамически подобной обратной связь позволяет формировать навыки поведения в аварийных ситуациях, навыки прогнозирования дорожной обстановки. Он может быть использован на последующих этапах обучения и для совершенствования профессионального мастерства водителя.

Первые учебно-тренировочные устройства создавались эмпирическим путем, без достаточного учета «человеческого фактора». С развитием техники все в большей степени становится очевидным необходимость в изучении особенности человека и его возможности при управлении машиной. В настоящее время уже не вызывает сомнение, что современные конструкции технических устройств, моделирующих деятельность человека в трудовом процессе не мыслимо без широкой научной основы, отражающие различные отрасли знаний. Проблема «человек и техника» требует комплексного решения с участием инженеров, психологов, физиологов, педагогов и представителей других специальностей.

Автомобильные тренажеры как технические средства, позволяющие моделировать деятельность обучающихся, должны отвечать многим требованиям, среди которых основное место занимает психологические и педагогические требования.

При конструировании тренажеров необходимо выполнять следующие психологические требования: возможность наиболее точно моделировать действительность и формируемые у обучаемого навыки должны по своей психологической структуре соответствовать применяемым на работе навыков, различных по своей сложности.

Тренажеры должны не только ускорять педагогический процесс обучения вождения автомобилем

, но способствовать устранению ошибочных действий водителя при управлении автомобилем.

Тренажер не должен развивать вредных навыков, тормозящих обучение. Методика тренировки на автомобильном тренажере должна включать необходимое число повторений. Без соблюдения этих требований тренажер превращается в наглядное пособие.

В конструкции тренажера должна быть предусмотрена объективная регистрация результатов тренировки: процессы формирования навыков вождения автомобиля и устранение ошибочных действий тренирующихся.

В настоящее время доказано ошибочное стремление при конструировании тренажеров обращать внимание только на техническую сторону, игнорируя психологические и педагогические требования к тренажерам. Принцип психологического моделирования в тренажерах не должен подменятся имитацией лишь внешних условий труда водителя. Имитация должна быть подчинена психологической структуре формирования навыков управления автомобилем.

В психологическую структуру действия входят: цель выполнения действия, восприятие, внимание, мышление, характер движения.

Недостатком многих конструкций тренажеров, используемых в лабораторных условиях, является ощущение у тренируемого условности дорожной обстановки. В этих случаях тренировка не сопровождается тем эмоциональным фоном, который характерен для водителя при управлении автомобилем. Лишь в наиболее удачных конструкциях тренажера достигается значительный «эффект присутствия», когда ощущение реальности настолько сильно, что у тренируемых при имитации аварийных ситуаций на экране тренажера возникает соответствующие наблюдаемой дорожной обстановке физиологические сдвиги: учащается пульс, дыхание, изменяется ритм работы сердца, увеличивается потливость и происходят другие явления, возникающие при эмоциональном возбуждении водителя.

Важным психологическим и педагогическим преимуществом тренажера перед автомобилем в процессе обучения и совершенствования водительских навыков является возможность выделить из всей информационной модели только ту её часть, которая наиболее существенна на данном этапе обучения. Выделение отдельных элементов деятельности водителя, в процессе его совершенствования на тренажере позволяет судить о его возможности при различных ситуациях (при заносе автомобиля, обгоне и других условиях управления автомобилем).
Руководитель в этом случае получает объективные данные, позволяющие судить о точности и времени выполнения обучаемым заданного действия.

В настоящее время в основу подготовки водителя автомобиля чаще всего лежит стремление научить учащегося приводить автомобиль в движение и манипулировать органами управления. Не всегда прививаются навыки правильной организации внимания при различных маневрах автомобиля, почти не обучают решению расчетно-оценочных задач, которая является основой формирования мастерства вождения автомобилем, редко приводится обучение умение действовать в аварийных ситуациях. Эти навыки (далеко не свободны от ошибок) водитель приобретает лишь в процессе профессиональной деятельности, что является существенным недостатком в методики подготовки водителей.

Одним из наиболее ответственным требованием, предъявляемых водителю с точки зрения мастерства вождения, является умение быстро и точно маневрировать на высоких скоростях движения.

Для обучения правильному обучению маневров в различных ситуациях необходимо соблюдение динамического подобия автомобиля и тренажера, которое достигается введением скоростной коррекцией в обратную связь. Под динамическим подобием понимается соответствие между угловой и поступательной скоростями "движения" на тренажере должно соответствовать аналогичным маневрам в реальных условиях, причем частотные характеристики этих эволюций тренажера и автомобиля должны совпадать.

Навыки, сформированные в процессе обучения на автомобильном тренажере, должны автоматически воспроизводится при вождении автомобиля. Это требование лучше всего удовлетворяется в том случае, если место учащегося на автомобильном тренажере полностью воспроизводит рабочее место водителя. Поэтому при конструировании и изготовлении тренажера необходимо стремиться к максимальному использованию стандартных деталей и приборов, что попутно обеспечивает необходимую технологичность конструкции и снижение ее стоимости. Унификация оборудования вносит большое облегчение при технической эксплуатации и ремонте автотренажеров, так как для этого используются те же запасные части, инструменты и приемы, что и при обслуживании и ремонте
автомобилей, а от обслуживающего персонала не требуется специальных знаний.

Для формирования у учащегося точных навыков целесообразно конструировать тренажер с более "строгим", чем у моделируемого автомобиля, управлением, т.е. тренажер должен быть более чувствителен к ошибкам в управлении, чем автомобиль. Так, например, по мнению многих специалистов, в автомобильном тренажере целесообразно устанавливать несинхронизированную коробку передач, хотя последняя в современных автомобилях не применяется. Это вызывает на первый взгляд излишние трудности при обучении, но прививает высокую культуру пользования этим агрегатом, так как синхронизаторы призваны компенсировать неточности действий водителя и не сглаживают замедлений и рывков при неправильном переключении передач.

Автомобильный тренажер должен предусматривать возможность тренировки сенсомоторных и умственных навыков, позволять учащемуся видеть последствия своих действий, обеспечивать возможность изменения режима движения. Рабочее место водителя должно иметь все органы управления автомобилем, а усилия, прикладываемые к рычагам и педалям, должны соответствовать реальным усилиям при управлении автомобилем. Тренажер должен создавать условия для воспроизведения аварийных ситуаций и выхода из них, а также для формирования навыков прогнозирования дорожной обстановки.

Для объективного контроля автомобильный тренажер должен иметь пульт мастера управления, оборудованный визуальными и записывающими средствами контроля, и устройство для создания дорожной обстановки другими участниками движения, изменяемы по желанию мастера обучения.

Учащийся должен иметь возможность определить место нахождения управляемого им "автомобиля" на дороге, по своему усмотрению изменять ряд (полосу) движения и осуществлять повороты помощью обычных приемов управления автомобилем.

Автомобильные тренажеры рассматриваются обычно лишь как техническое средство обучения. Не отрицая эффективности тренажеров в учебном процессе автомобильных школ, следует подчеркнуть, что они должны дать наибольший эффект при целенаправленной тренировки учащихся в точных и быстрых действиях в сложных ситуациях.