Файл: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям 050901 Организация перевозок, дорожного движения и эксплуатация транспорта.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 1068

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Козориз С.Е.

ISBN 9965-410-39-9

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

РОЛЬ ПОДГОТОВКИ ВОДИТЕЛЕЙ В ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ

Сущность и задачи обучения

Из принципов обучения вытекают правила обучения: идти от известного к неизвестному, от легкого к трудному.

Требования к мастеру производственного обучения вождению, его роль и учебно-воспитательные задачи

ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ ВОДИТЕЛЕЙ В АВТОШКОЛАХ

Порядок регистрации учебных организаций по подготовке и переподготовке водителей транспортных средств

Программа «АРМ руководителя автошколы»

Подготовка водителей за рубежом

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Методика проведения занятий

УЧЕТ УСПЕВАЕМОСТИ

Оценка знаний

Основные требования к оценке успеваемости

Методика обучения вождению автомобиля

Психологическая подготовка водителей

Проведение занятий по вождению автомобиля

Методика отработки 9 – го упражнения

Обязанности МПОВ

Права МПОВ

Инструктивная карта по контрольному осмотру автомобиля перед выездом из парка

Перечень учебно-методической документации мастера производственного обучения вождению

Прибор для определения и тренировки реакции водителя при торможении.

Учебные классы

Программа «Тест на определение уровня внимательности»

Режим «Уровень сложности»

Программа «Определение реакции водителя»

КЛАСС АВТОТРЕНАЖЕРОВ

Классификация и основные типы автомобильных тренажеров

Автотренажеры с применением ЭВМ

Автотренажер «Ореол» ПАУ

VMT тренажер

АВТОДРОМ

УЧЕБНЫЕ АВТОМОБИЛИ И МАРШРУТЫ

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА

Методика проведения теоретического экзамена в дорожной полиции

Методика проведения практического экзамена на закрытой от движения площадке или автодроме (первый этап)

Методика проведения практического экзамена в условиях реального дорожного движения (второй этап)

СИТУАЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ВОДИТЕЛЕЙ

ЛИТЕРАТУРА

Основная

Нормативные документы:

CD-ROM:

ЗАЯВЛЕНИЕ-АНКЕТА

Договор на обучение в автошколе «Автомобилист»

УСЛОВИЯ ОПЛАТЫ.

Порядок предоставления услуг.

Подписи сторон:

Паспорт серии №

Медицинское освидетельствование прошел

Получил свидетельство

ВЫДАНЫ УДОСТОВЕРЕНИЯ

Председатель комиссии (фамилия)

А К Т

КЛАСС ПРАВИЛ И БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Вывод комиссии:

ПЛАН-ГРАФИК

Примечания.

РАСПИСАНИЕ

ПЕРЕЧЕНЬ

СХЕМА

ПРОТОКОЛ №

Примечания:

Категория транспортного средства «», группа №

ЭТАП ПРАКТИЧЕСКОГО ЭКЗАМЕНА (Лицевая сторона)

Учебный маршрут № 1 автошколы «Автомобилист»


Вождениев дождь


В дождь ухудшаются как видимость, так и проезжая часть дорог, особенно грунтовых. При движении в дождь необходимо прежде всего включить стеклоочистители. Глубокие лужи следует объезжать или проезжать с пониженной скоростью, так как в них могут быть крупные камни, ямы и т. п. Из-за более скользкой проезжей части необходимо держать меньшую скорость движения и большую дистанцию. Останавливаться необходимо плавно, применяя при этом комбинированное торможение. Пользоваться стояночным тормозом на мокрой и скользкой дороге не рекомендуется, так как это может вызвать блокировку колес, скольжение

«юзом» и занос автомобиля.

В случае заноса автомобиля необходимо отпустить педаль тормоза, повернуть колеса сначала в сторону заноса, а затем снова в сторону направления движения автомобиля и, слегка прибавив «газ», выровнять автомобиль.

Вождениепозаболоченномуучастку


Перед преодолением заболоченного участка необходимо разведать его, определить проходимость и направление движения.

Определить проходимость участка простейшим способом можно при помощи лома, опуская его с высоты 0,5 м и измеряя глубину его погружения. Если глубина погружения не превышает 15—20 см - плотность грунта достаточна для проходимости.

При выборе маршрута следует избегать участки с ярко-зеленой травой и низины. Преодолевать заболоченный участок лучше при сниженном давлении в шинах, на одной из низших передач, без остановок и резких поворотов, не допуская буксования ведущих колес. В случае если колеса все-таки забуксовали, необходимо немедленно выключить передачу и принять меры к устранению причин буксирования. Для этого в первую очередь надо подложить под колеса подручный материал (хворост, жерди, солому, камыш и т. п.) и, плавно трогаясь, вывести машину с участка буксования. Не следует пытаться вывести автомобиль путем

«раскачки», так как это приведет к дальнейшему погружению колес. Глубоко засевшее колесо необходимо вывести при помощи ваги, подложив под нее подручные материалы. Небольшие участки заболоченного луга лучше преодолевать с разгона. Не рекомендуется ехать по следам ранее прошедших
автомобилей, так как может быть нарушен дерновый слой и колея углубится.

Для вытаскивания застрявшего автомобиля используют другой автомобиль или лебедку.

Преодолениеводныхпреград


Прежде чем преодолевать водную преграду вброд, надо произвести разведку и в случае необходимости дооборудование брода и подготовку автомобиля.

Основными приметами брода служат: наличие дорог и тропинок, подходящих к реке с обеих сторон; уширение русла реки, особенно на прямых участках; мелкая рябь на поверхности воды и наиболее пологие берега, не имеющие растительности. Дооборудование брода заключается в очистке дна реки от коряг, камней и других препятствий, засыпке ям, провешивании направления движения в воде и на берегах, укреплении подручным материалом съезда к воде и пути выхода из воды.

Разведка брода производится при помощи наиболее проходимой машины, имеющей лебедку. Спуск в воду и выезд из воды выбираются не круче 10—12°. Более крутые выезды из воды, намокая от выезжающих из реки автомобилей, впоследствии становятся непреодолимыми для других машин.

Для преодоления бродов требуется предварительная подготовка автомобилей. Чтобы устранить повреждение вентилятора, избежать потери мощности двигателя на его привод, а также забрызгивания двигателя, ремень привода вентилятора необходимо снять. Аккумуляторные батареи, расположенные ниже уровня воды, следует временно разместить выше, например в кабине водителя. Крышку маслозаливной горловины, отверстие для масляного щупа, прерыватель-распределитель, генератор и свечи рекомендуется герметизировать, используя для этой цели изоляционную ленту и резину от старой камеры.

При помощи специальной металлической заслонки и солидола герметизируется окно в картере маховика. Контрольное отверстие бензонасоса закрывается деревянным стержнем. В предвидении длительного пребывания (20—30 мин) автомобиля в воде герметизируются сапуны агрегатов трансмиссии. Перед входом в воду жалюзи радиатора закрывают.

Направление движения автомобиля в воде выбирается таким, чтобы вода не образовала сильной волны и не залила двигатель. Поэтому лучше двигаться в воде под некоторым углом к берегам, по течению и, главное, по строго разведанному и обозначенному вехами маршруту. Входить в воду следует плавно на первой передаче. При спуске в воду частоту вращения коленчатого вала двигателя увеличивать до уровня, несколько выше среднего, и поддерживать на всем протяжении брода. Снижать частоту вращения не рекомендуется, так как вода может залить глушитель и двигатель остановится.



Остановка двигателя при движении в воде недопустима. После остановки двигателя вода заполнит выхлопную трубу и вновь пустить двигатель, как правило, не удается.

Глубина преодолеваемого автомобилем брода при скорости течения воды до 2 м/с приводится в табл. 9.1.
Таблица 9.1 Глубина преодолеваемого брода автомобилями

Марка автомобиля

Глубина брода, м

ГАЗ-66

0,8

ГАЗ-53А

0,8

ЗИЛ-130

0,8

ЗИЛ-131

1,4

Урал-375Д

1,5

КрАЗ-255Б

1,0


При движении в воде следует строго следить за глубиной брода. Погружение автомобиля в воду более чем предусмотрено конструкцией опасно из-за возможного попадания воды в цилиндры двигателя через впускную трубу. Вода, попав в камеру сгорания, испаряется и при очередном такте сжатия может вызвать разрыв блока двигателя. При движении в воде передачи переключать нельзя; нужно также избегать поворотов, чтобы не увеличивать сопротивления движению и исключить возможность буксирования.

В момент выезда на противоположный берег следует плавно увеличить частоту вращения коленчатого вала двигателя, чтобы он не заглох. Резко увеличивать частоту вращения не рекомендуется, потому что автомобиль может забуксовать. Если автомобиль забуксовал при выезде на берег, то его надо остановить и буксировать тягачом. При отсутствии посторонней помощи надо буксирующий автомобиль при работающем двигателе плавно спустить в воду и повторить выезд на берег по несколько измененному пути.

После выхода автомобиля на берег несколькими нажатиями тормозной педали на ходу необходимо просушить намокшие тормозные колодки.

Если необходимо переправиться на автомобиле через водную преграду по льду, нужно прежде всего определить место переправы и прочность льда. Переправа по льду выбирается там, где наиболее ровные и пологие берега крутизной не более 5 - 6 и лед прочно связан с
берегом.

Для определения прочности льда через 15—25 м вырубают лунки. В лунку опускается лопата или крюк и замеряется толщина льда. При замере засчитывается только чистый сплошной слой льда стекловидной формы, не имеющий прослойки снега и воздушных пор. Лед толщиной в 15 см имеет достаточную прочность для переправы автомобиля общей массой до двух тонн. В практике принято считать, что увеличение толщины льда на каждые 5 см допускает увеличение массы автомобиля на одну тонну. При толщине льда более 30 см увеличение ее на каждые 5 см допускает увеличить общую массу на 2,5т.

Лед морей и озер с соленой водой менее прочен. Поэтому его допустимую нагрузку для тех же толщин следует уменьшать на 25—30%. Если при вырубке лунок обнаружится, что лед не лежит непосредственно на воде, то он для переправы непригоден. Необходимая толщина льда для безопасного проезда автомобилей различной грузоподъемности показана в табл. 9.2.
Таблица 9.2 Толщина льда для безопасного проезда автомобилей

Масса

автомобиля, т

Необходимая толщина льда рек и

озер с пресной водой, см

Необходимая толщина льда морей и

озер с соленой водой, см

2

15

19

3

20

25

4

25

32

5

30

38

7,5

35

44

10

40

50

12,5

45

56

15

50

63

17,5

55

69

20

60

75

22,5

65

81

25

70

88



При подготовке ледовой переправы надо обеспечить плавный съезд на лед, для чего при необходимости делают деревянные сходы. Ледяные бугры и лишний снег в районе переправы удаляют. На поверхности льда оставляют снег толщиной 3—5 см для лучшего сцепления колес автомобиля со льдом. Крутые сходы на лед и выезды с него посыпают песком.

Съезжать с берега на лед нужно плавно, без удара, применяя торможение двигателем. Двигаться по льду также следует плавно, со скоростью 10—15 км/ч, не допуская резких поворотов, торможения, переключения передач и резкого изменения частоты вращения. Остановка на льду категорически запрещается. При движении по льду дверцы кабины должны быть открыты, люди высажены из кабины и кузова, а груз по возможности уменьшен. Движение автомобилей допускается только в одном направлении и только в один ряд. Дистанция между автомобилями должна быть не менее 30 м. Объезд остановившихся на переправе автомобилей запрещается. При сильных прогибах льда надо плавно увеличить скорость движения и выехать из опасной зоны.

Вождениеполеснымдорогам


Для лесных дорог характерны следующие условия:

  • извилистость, большое количество закрытых поворотов;

  • ограниченная обзорность;

  • малая ширина дорожного полотна, наличие выбоин и колей на нем;

  • разнообразные грунты;

  • непросохшие, загрязненные и топкие участки;

  • трудности ориентирования при движении.

По узким лесным дорогам необходимо двигаться с такой скоростью, при которой можно было бы быстро остановить автомобиль и своевременно предотвратить наезд на деревья или встречный транспорт.

При движении по мокрому грунту необходимо предупреждать застревание и занос, для чего опасные участки объезжать или усиливать хворостом, ветками, гравием и другими

подручными материалами. На мокрой глинистой дороге надо вести автомобиль по старой колее, если она неглубокая. Труднопроходимые участки с глубокой