Файл: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям 050901 Организация перевозок, дорожного движения и эксплуатация транспорта.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 1066

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Козориз С.Е.

ISBN 9965-410-39-9

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

РОЛЬ ПОДГОТОВКИ ВОДИТЕЛЕЙ В ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ

Сущность и задачи обучения

Из принципов обучения вытекают правила обучения: идти от известного к неизвестному, от легкого к трудному.

Требования к мастеру производственного обучения вождению, его роль и учебно-воспитательные задачи

ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ ВОДИТЕЛЕЙ В АВТОШКОЛАХ

Порядок регистрации учебных организаций по подготовке и переподготовке водителей транспортных средств

Программа «АРМ руководителя автошколы»

Подготовка водителей за рубежом

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Методика проведения занятий

УЧЕТ УСПЕВАЕМОСТИ

Оценка знаний

Основные требования к оценке успеваемости

Методика обучения вождению автомобиля

Психологическая подготовка водителей

Проведение занятий по вождению автомобиля

Методика отработки 9 – го упражнения

Обязанности МПОВ

Права МПОВ

Инструктивная карта по контрольному осмотру автомобиля перед выездом из парка

Перечень учебно-методической документации мастера производственного обучения вождению

Прибор для определения и тренировки реакции водителя при торможении.

Учебные классы

Программа «Тест на определение уровня внимательности»

Режим «Уровень сложности»

Программа «Определение реакции водителя»

КЛАСС АВТОТРЕНАЖЕРОВ

Классификация и основные типы автомобильных тренажеров

Автотренажеры с применением ЭВМ

Автотренажер «Ореол» ПАУ

VMT тренажер

АВТОДРОМ

УЧЕБНЫЕ АВТОМОБИЛИ И МАРШРУТЫ

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА

Методика проведения теоретического экзамена в дорожной полиции

Методика проведения практического экзамена на закрытой от движения площадке или автодроме (первый этап)

Методика проведения практического экзамена в условиях реального дорожного движения (второй этап)

СИТУАЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ВОДИТЕЛЕЙ

ЛИТЕРАТУРА

Основная

Нормативные документы:

CD-ROM:

ЗАЯВЛЕНИЕ-АНКЕТА

Договор на обучение в автошколе «Автомобилист»

УСЛОВИЯ ОПЛАТЫ.

Порядок предоставления услуг.

Подписи сторон:

Паспорт серии №

Медицинское освидетельствование прошел

Получил свидетельство

ВЫДАНЫ УДОСТОВЕРЕНИЯ

Председатель комиссии (фамилия)

А К Т

КЛАСС ПРАВИЛ И БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Вывод комиссии:

ПЛАН-ГРАФИК

Примечания.

РАСПИСАНИЕ

ПЕРЕЧЕНЬ

СХЕМА

ПРОТОКОЛ №

Примечания:

Категория транспортного средства «», группа №

ЭТАП ПРАКТИЧЕСКОГО ЭКЗАМЕНА (Лицевая сторона)

Учебный маршрут № 1 автошколы «Автомобилист»

грязью преодолевают на промежуточных передачах с разгона, при повышенной частоте вращения коленчатого вала двигателя. При застревании в грязи надо попытаться осадить автомобиль и преодолеть участок с разгона. Участки дороги, залитые водой, преодолевают осторожно, чтобы не оказаться в яме или не наехать на камни. Лучше вначале наметить путь проезда и проверить его. Для повышения проходимости на мокрых лесных дорогах рекомендуется применять цепи противоскольжения, включать ведущие передние мосты.

По колейным дорогам на гати вести автомобиль надо осторожно, так как она может расшатываться и разрушаться. Во время движения автомобиля по колейной дороге следить, чтобы не проколоть шины о гвозди, скобы и штыри. Так же проезжать мосты на лесных дорогах, двигаясь через них плавно, на пониженной передаче, без переключения передач и резких торможений.

Объезжать препятствия следует осторожно, чтобы не повредить автомобиль о пни, поваленные деревья, сучья. Наезд на большой скорости на выступающие большие корневища деревьев может вызвать поломку рессор и повреждение колес. Корни деревьев лучше объезжать или преодолевать на небольшой скорости. При объезде по высокой густой траве убеждаться в отсутствии пней, ям, камней и только после этого начинать движение. Для съезда с лесных дорог водитель должен выбирать безопасное место, без препятствий. При наличии кюветов и канав целесообразно для съезда воспользоваться колейным мостиком.

Перед движением по кустарнику и мелколесью необходимо тщательно разведать намеченный путь, установить, есть ли пни, валежник и другие препятствия, которые могут помешать прохождению автомобиля. Ехать следует осторожно, на пониженной передаче, но при средней частоте вращения коленчатого вала двигателя.

При движении по редкому лесу или кустарнику нужно быть особенно внимательным, скорость движения уменьшить и остерегаться скрытых ям, камней и пней; низкие пни следует пропускать между колесами, высокие пни объезжать.

Вождениепогорнымдорогам


Для горных дорог характерны:

  • разнообразие профиля и плана, подъемы, уклоны, извилистость, крутые закрытые повороты;

  • ограниченные обзорность и видимость;

  • понижение температуры воздуха с увеличением высоты подъема;

  • частое выпадание атмосферных осадков и образование туманов;

  • уменьшение атмосферного давления с увеличением высоты.


Перед работой в горных условиях необходимо внимательно осмотреть автомобиль, обращая особое внимание на исправность двигателя, тормозов, рулевого управления, на крепление колес, давление воздуха в шинах и прочность бортовых запоров кузова.

На подъемах следует двигаться равномерно, выбирать такую передачу, на которой можно преодолеть подъем, не переключая передач. При движении на подъеме и под уклон увеличивать дистанцию до впереди двигающегося автомобиля до 100 м. На поворотах снижать скорость, как можно больше принимать вправо. На уклонах тормозить двигателем с периодическим притормаживанием. Избегать торможения на закруглениях дорог. Периодически делать остановки для проверки и охлаждения агрегатов и механизмов автомобиля, а также для отдыха. На автомобилях с пневматическим приводом тормозов на большой высоте следить за давлением воздуха в тормозной системе, не допуская его ниже 4 кгс/см2. Для охлаждения масла включать масляный радиатор. Для того чтобы удержать автомобиль от скатывания при остановках на подъеме, под колеса автомобиля, заторможенного стояночным тормозом, надо подкладывать упоры-колодки и пользоваться горным рельсом.

Для остановок автомобиля выбирать открытые места, просматриваемые в обоих направлениях.

На узких дорогах при встречном разъезде скорость движения снижать до минимума, обеспечивая этим безопасность разъезда.

При движении держаться правой стороны, а проезжая закрытые повороты, подавать звуковые сигналы (где они не запрещены). На горных дорогах нельзя обгонять другие автомобили вблизи поворотов, перевалов, на спусках и извилистых участках дороги. Быть внимательным к предупреждающим дорожным знакам. Для съезда с горных дорог водитель должен выбирать безопасное место, без препятствий.

Вождениеавтомобилявпустынно-песчанойместности


Для пустынно-песчаной местности характерны высокая температура окружающего воздуха, сильные ветры, недостаток воды, большая запыленность воздуха, отсутствие или бедность растительности, тяжелые дорожные условия, отсутствие ориентиров.



При работе в пустынно-песчаной местности необходимо тщательно следить за состоянием воздухоочистителей, чаще проверять уровень охлаждающей жидкости, уровень и состояние масла в двигателе и воздухоочистителе, своевременно доводить его до нормы, промывать воздухоочиститель.

При следовании в пустынях следует избегать сыпучих песков, а выбирать участки, имеющие растительность и по возможности прямые, так как повороты на песчаном грунте сопряжены с опасностью буксования. При буксовании колес необходимо немедленно остановиться, расчистить песчаный бугор перед передними и задними колесами, подать автомобиль назад и попытаться преодолеть трудный участок с разгона. Выводить застрявший автомобиль следует, подкладывая под колеса доски, - веревочные лестницы, маты, а также другой подручный материал. Применять цепи противоскольжения не следует, так как это приводит к самозакапыванию колес.

Короткие участки песчаной местности следует преодолевать с разгона на средней передаче. При большой длине участка с сыпучим песком надо заранее включить ту передачу, на которой можно преодолеть весь участок, а также включить передний ведущий мост. Двигаться нужно равномерно, без переключения передач и остановок, не делая резких поворотов рулевым колесом. При наличии колеи лучше двигаться по ней.

Следует помнить, что проходимость автомобиля выше по влажному песку и при пониженном давлении в шинах.

Вождениепоснежномупокрову


Езда по накатанной снежной дороге трудностей не вызывает. Однако надо помнить, что на таких дорогах сцепление колес с дорогой небольшое. Поэтому нельзя резко поворачивать и тормозить. Перед поворотом надо заблаговременно снижать скорость.

По возможности надо использовать имеющуюся колею, если она не очень глубокая. Небольшие снежные заносы и сугробы преодолеваются с разгона, без переключения передач и поворотов. Длинные заснеженные участки преодолеваются на пониженной передаче.

В случае буксования колес надо немедленно остановиться, подать автомобиль назад и преодолеть участок с разгона. Если буксование продолжается, следует подсылать под колеса песок или использовать другой подручный материал.


Участки с глубоким снегом лучше всего преодолевать с использованием цепей противоскольжения, переднего ведущего моста или со сниженным давлением в шинах. При этом двигаться надо с постоянным «газом» на второй или третьей передаче.

При движении в гололед необходимо быть предельно осторожным, двигаться с наименьшей скоростью и с наибольшей дистанцией между автомобилями. Во избежание «юза» и заносов нельзя резко тормозить и делать резкие повороты рулем. Тормозить следует двигателем, а тормозом притормаживать. Если при торможении произошел занос, необходимо прекратить торможение, ведущие колеса повернуть в сторону заноса, выровнять автомобиль и снова притормозить.

Подъемы и спуски по скользкой дороге лучше всего объезжать, а в случае невозможности преодолевать на пониженных передачах, без изменения частоты вращения коленчатого вала двигателя и переключения передач. Короткие подъемы следует преодолевать с разгона. Если на подъеме колеса начали буксовать и скользить назад, необходимо поставить автомобиль под углом к дороге и, используя бугор, камень или придорожное дерево, «мягко» остановить автомобиль, после чего возобновить движение.
  1. 1   ...   32   33   34   35   36   37   38   39   ...   54

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА



Для определения качества усвоения тем предмета и оценки знаний обучаемых проводятся итоговые занятия. По результатам итоговых занятий определяется готовность каждого обучаемого и в целом группы к экзаменам, а также содержание консультаций и рекомендаций обучаемым для самостоятельной подготовки к экзаменам.

Обучение заканчивается внутренними экзаменами:

  • по устройству и техническому обслуживанию транспортного средства;

  • по Правилам дорожного движения;

  • основам управления автомобилем и безопасности движения;

  • первой помощи пострадавшим;

  • по практическому вождению автомобиля.

К экзаменам допускаются лица, прошедшие предусмотренный курс обучения и получившие положительные итоговые оценки по всем предметам обучения.

Внутренний экзамен по практическому вождению автомобиля проводится в два этапа: первый этап - на площадке для учебной езды или автодроме; второй этап - на согласованном с ДП испытательном маршруте в условиях дорожного движения. Результаты внутренних экзаменов оформляются экзаменационным протоколом (приложение И).

Учет посещаемости занятий, успеваемости и пройденных тем ведется в журнале учета занятий, его ведение возлагается на преподавателя. По окончании обучения учебная документация группы (журнал учета занятий, расписание занятий, индивидуальные книжки учета обучения на автотренажере и вождения автотранспортных средств) хранятся в учебной организации в течение трех лет. Протоколы внутреннего экзамена и копии экзаменационных протоколов ДП хранятся в учебной организации 15 лет, в вышестоящей организации – 25 лет.

    1. Порядок приема экзаменов и выдачи водительских удостоверений


Теоретический и практический экзамены на право управления транспортными средствами всех категорий принимаются экзаменационными комиссиями подразделений ДП.

Экзаменационная комиссия по приему теоретических и практических экзаменов должна состоять не менее чем из 3-х человек. Состав комиссии назначается начальником регистрационно-экзаменационного подразделения, в которую должны входить: