Файл: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям 050901 Организация перевозок, дорожного движения и эксплуатация транспорта.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 1092
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
РОЛЬ ПОДГОТОВКИ ВОДИТЕЛЕЙ В ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ
Требования к мастеру производственного обучения вождению, его роль и учебно-воспитательные задачи
ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ ВОДИТЕЛЕЙ В АВТОШКОЛАХ
Программа «АРМ руководителя автошколы»
Подготовка водителей за рубежом
ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Основные требования к оценке успеваемости
Методика обучения вождению автомобиля
Психологическая подготовка водителей
Проведение занятий по вождению автомобиля
Методика отработки 9 – го упражнения
Инструктивная карта по контрольному осмотру автомобиля перед выездом из парка
Перечень учебно-методической документации мастера производственного обучения вождению
Прибор для определения и тренировки реакции водителя при торможении.
Программа «Тест на определение уровня внимательности»
Программа «Определение реакции водителя»
Классификация и основные типы автомобильных тренажеров
Автотренажеры с применением ЭВМ
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА
Методика проведения теоретического экзамена в дорожной полиции
Методика проведения практического экзамена в условиях реального дорожного движения (второй этап)
СИТУАЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ВОДИТЕЛЕЙ
Договор на обучение в автошколе «Автомобилист»
Медицинское освидетельствование прошел
Председатель комиссии (фамилия)
КЛАСС ПРАВИЛ И БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
Категория транспортного средства «», группа №
- 1 ... 8 9 10 11 12 13 14 15 ... 54
УЧЕТ УСПЕВАЕМОСТИ
Преподаватель имеет дело с коллективом, в котором каждый учащийся обладает индивидуальными, только ему присущими качествами. Если педагог в процессе обучения не будет учитывать особенностей жизни и работы коллектива, если все учащиеся в его представлении будут сливаться в безликую массу и представлять собой лишь объект для восприятия излагаемых мыслей, - даже блестяще разработанный учебный материал не принесет пользы, а урок не достигнет намеченной цели.
Надо иметь большой опыт преподавательской работы, чтобы правильно оценивать, анализировать поведение учащихся, а подчас даже разрешать сложные вопросы психологического характера. Не задаваясь целью подробно рассматривать эти вопросы, считаем необходимым кратко охарактеризовать общепринятые и обязательные правила руководства коллективом и работой с учащимися. Речь идет о дисциплине, о значении объективной оценки знаний, о борьбе с неуспеваемостью и требованиях к учащимся, наконец, о взаимоотношениях преподавателя с учащимися.
Дисциплину учащихся нельзя рассматривать как формальное выполнение ими установленных правил поведения на уроке. Сознательная дисциплина основывается на стремлении овладеть знаниями, на желании работать коллективно и добиваться намеченной цели.
Наши выдающиеся педагоги, определяя сущность сознательной дисциплины, подчеркивали именно эту важнейшую особенность - коллективизм в работе. А. С. Макаренко писал: «Прежде всего, каждый ученик должен быть убежден, что дисциплина является формой для наилучшего достижения цели коллектива».
Какими же способами можно и нужно поддерживать дисциплину среди учащихся? Многие преподаватели придают чрезмерное значение строгим требованиям, понуждающим учащихся формально выполнять установленные правила поведения. Такие преподаватели правы только наполовину. Выполнение установленных правил должно быть, конечно, обязательным, но добиваться этого надо не столько мерами строгости и принуждения, сколько вовлекая учащихся в активную учебную работу. Дисциплину среди учащихся преподаватель обеспечивает в первую очередь умением вести процесс обучения, отличным знанием и изложением своего предмета, умением завоевать авторитет.
Преподаватель, слабо знающий свой предмет, не учитывающий и не исправляющий своих недостатков, не умеющий организовать коллективный труд учащихся, но всегда готовый обвинить учеников в нарушении правил поведения, не сможет установить в классе отличной, сознательной дисциплины.
Вполне понятно, что большая требовательность к себе должна сочетаться с такой же высокой, разумной требовательностью и к учащимся. Преподавателю должно быть чуждо проявление либерализма по отношению к учащимся во всем, что касается учебы и дисциплины. Для тех, кто нарушает дисциплину и мешает работать, имеется достаточное количество мер воздействия, вплоть до исключения из автошколы. Но применять эти меры надо обдуманно и справедливо. «Наказание, - советует А. С. Макаренко, — должно назначаться только в том случае, если действительно нарушаются интересы коллектива и если нарушитель открыто и сознательно идет на это нарушение, пренебрегая требованиями коллектива».
Оценка знаний учащихся. Проверка и вместе с тем оценка знаний учащихся составляет неотъемлемую часть учебного процесса. Об этом забывать нельзя. Между тем зачастую преподаватели стремятся только к тому, чтобы полнее, в меру своих сил передать учащимся знания, и большую часть времени уделяют объяснениям. Они предполагают, что наилучшая передача учебного материала сама по себе обеспечит хорошее его усвоение, а вместе с тем и успеваемость. Это не совсем так. Ведь обучение состоит не только из работы преподавателя, но в большой степени и из работы учащегося. Удерживая в памяти полученные знания, ученик повседневной работой должен их усвоить и закрепить. Преподаватель не имеет права оставить без внимания работу, проделанную учащимся. Он обязан ее проверить и оценить.
Каждую поставленную в журнал отметку надо рассматривать не только как цифру официальной отчетности об успеваемости класса. Справедливая оценка знаний учащихся - это в
первую очередь необходимая и обязательная помощь ученику со стороны учителя и поощрение к дальнейшей работе.
Последовательная и объективная проверка систематизирует знания учащихся, приобретенные ими за некоторый промежуток учебного времени. Выявляя качество знаний, оценка дает возможность установить
причины недочетов и отставания учащихся. Справедливая оценка является стимулом к достижению учеником лучших результатов. В то же время проверка знаний учащихся представляет собой контроль работы преподавателя.
Проверка - это забота преподавателя о высоком качестве знаний учащихся. Именно поэтому она и должна применяться постоянно: в процессе изложения, в беседе, в начале обучения, в середине усвоения темы или в конце ее, после каждого раздела и в конце курса.
Проверка достигает цели в том случае, если она направлена на выявление знаний каждого учащегося. Только индивидуальная проверка позволяет узнать каждого ученика и в случае необходимости наметить меры, устраняющие его отставание.
Оценка может быть хорошим стимулом обучения, если она производится объективно, с полной ответственностью преподавателя за точность отметки. Большое зло приносит всему учебному процессу искусственное повышение или понижение отметок. Преподаватели, недостаточно принципиальные в этом отношении, теряют уважение и авторитет среди учащихся и лишаются навсегда возможности использовать контроль знаний для повышения качества обучения. Многие считают, что определить точно отметку способен лишь высококвалифицированный преподаватель, это, мол, дело его «чутья». Такой неправильный взгляд на оценку исключает ее объективность и обескураживает молодых педагогов.
Наряду с объективностью оценки надо стремиться к осуществлению единой требовательности при опросах: когда этот принцип будет положен в основу проверки, она станет средством воспитания в учащихся уверенности, обеспечит четкое усвоение знаний и сообщит учебному процессу серьезный, деловой характер.
Проверке знаний должна быть чужда эпизодичность и кампанейщина, ибо это приводит учащихся к безделью и самоуспокоенности, влечет за собой зубрежку. В результате знания учащихся - поверхностны. Систематическая проверка - это необходимое условие для приобретения и закрепления глубоких знаний. В результате систематического опроса и проверки усвоения знаний между преподавателем и учащимся устанавливается постоянный контакт, позволяющий быстро обнаруживать степень усвоения материала и определять наличие пробелов в знаниях
, своевременно оказывать помощь отстающим и ликвидировать недостатки.
Борьба с неуспеваемостью учащихся. Говорить о мерах борьбы с неуспеваемостью - значит еще раз повторить все сказанное ранее о правильной организации и умелом проведении учебного процесса и, конечно, об уровне знания предмета самим преподавателем. Именно от этих причин в первую очередь и зависит успеваемость учащихся, если отвлечься от субъективных причин и индивидуальных качеств того или иного ученика.
Но существуют и другие причины неуспеваемости, которые преподаватели часто недооценивают и мало работают над их устранением.
Для наглядности приведем такой пример. Преподаватель в процессе обучения тщательно подготавливал уроки, доступно излагал свои мысли, заботился о методах обучения, и все же при заключительной проверке результаты обучения оказались неудовлетворительными. Как иногда бывает, часть учеников показала отличные знания, а часть - плохие. Такое расслоение группы произошло вследствие недооценки преподавателем индивидуальных особенностей учащихся, незнания их способностей (быстроты восприятия, памяти, склонности к анализу), и, наконец, незнания отличительных черт характера учеников. Все это показывает, что обучение было хорошо организовано лишь с внешней, официальной стороны, а напряженной работы с каждым учеником не было.
Другая причина заключалась в том, что учащиеся конца обучения могли разгадать характера требований преподавателя. Он не ставил перед учениками прямой и ясной цели занятий; на один и тот же вопрос, но на различных уроках требовал разных ответов или один и тот же ответ оценивал по-разному. Это дезориентировало учеников. Сильные сами нашли свой
«стиль» работы и ответов, слабые же, не усвоив требований преподавателя, не смогли добиться хороших результатов.
Приведенный пример не является единственным. Всякий раз, когда добросовестный и квалифицированный преподаватель, увлекаясь, все внимание уделяет собственной работе и забывает о необходимости направлять работу ученика, результаты обучения