Файл: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям 050901 Организация перевозок, дорожного движения и эксплуатация транспорта.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 1089

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Козориз С.Е.

ISBN 9965-410-39-9

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

РОЛЬ ПОДГОТОВКИ ВОДИТЕЛЕЙ В ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ

Сущность и задачи обучения

Из принципов обучения вытекают правила обучения: идти от известного к неизвестному, от легкого к трудному.

Требования к мастеру производственного обучения вождению, его роль и учебно-воспитательные задачи

ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ ВОДИТЕЛЕЙ В АВТОШКОЛАХ

Порядок регистрации учебных организаций по подготовке и переподготовке водителей транспортных средств

Программа «АРМ руководителя автошколы»

Подготовка водителей за рубежом

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Методика проведения занятий

УЧЕТ УСПЕВАЕМОСТИ

Оценка знаний

Основные требования к оценке успеваемости

Методика обучения вождению автомобиля

Психологическая подготовка водителей

Проведение занятий по вождению автомобиля

Методика отработки 9 – го упражнения

Обязанности МПОВ

Права МПОВ

Инструктивная карта по контрольному осмотру автомобиля перед выездом из парка

Перечень учебно-методической документации мастера производственного обучения вождению

Прибор для определения и тренировки реакции водителя при торможении.

Учебные классы

Программа «Тест на определение уровня внимательности»

Режим «Уровень сложности»

Программа «Определение реакции водителя»

КЛАСС АВТОТРЕНАЖЕРОВ

Классификация и основные типы автомобильных тренажеров

Автотренажеры с применением ЭВМ

Автотренажер «Ореол» ПАУ

VMT тренажер

АВТОДРОМ

УЧЕБНЫЕ АВТОМОБИЛИ И МАРШРУТЫ

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА

Методика проведения теоретического экзамена в дорожной полиции

Методика проведения практического экзамена на закрытой от движения площадке или автодроме (первый этап)

Методика проведения практического экзамена в условиях реального дорожного движения (второй этап)

СИТУАЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ВОДИТЕЛЕЙ

ЛИТЕРАТУРА

Основная

Нормативные документы:

CD-ROM:

ЗАЯВЛЕНИЕ-АНКЕТА

Договор на обучение в автошколе «Автомобилист»

УСЛОВИЯ ОПЛАТЫ.

Порядок предоставления услуг.

Подписи сторон:

Паспорт серии №

Медицинское освидетельствование прошел

Получил свидетельство

ВЫДАНЫ УДОСТОВЕРЕНИЯ

Председатель комиссии (фамилия)

А К Т

КЛАСС ПРАВИЛ И БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Вывод комиссии:

ПЛАН-ГРАФИК

Примечания.

РАСПИСАНИЕ

ПЕРЕЧЕНЬ

СХЕМА

ПРОТОКОЛ №

Примечания:

Категория транспортного средства «», группа №

ЭТАП ПРАКТИЧЕСКОГО ЭКЗАМЕНА (Лицевая сторона)

Учебный маршрут № 1 автошколы «Автомобилист»

оказываются невысокими.

Наконец, третью причину неуспеваемости надо искать в характере взаимоотношений преподавателя с учениками и в поведении преподавателя в классе.

Отношения между преподавателем и учениками должны быть основаны на взаимном уважении друг друга, на понимании учащимися роли и высокой квалификации преподавателя, на разумной и справедливой требовательности преподавателя к ученикам. В отношениях с учащимися преподаватель не должен проявлять излишней строгости, допускать окриков и грубых понуканий. Но, с другой стороны, в его поведении не должно быть и заискивания, приводящего к потере авторитета.

Преподаватель всей своей работой и поведением должен создать и закрепить свой авторитет. Требовательный к себе во всех отношениях, начиная от подготовки к уроку и кончая внешним видом, он обязан быть примером для учеников. Кроме того, поведение преподавателя в классе не должно давать даже косвенного повода к различным, не относящимся к делу суждениям и тем самым отвлекать учащихся.

Учащиеся быстро определяют характер и особенности своего руководителя, замечают все его промахи. Они уважают и ценят преподавателей, которые выработали в себе важнейшие педагогические качества, т. е. то, что мы называем высокой квалификацией: уверенные и четкие знания, умение владеть вниманием учащихся, не многословие, постоянную готовность к работе.

    1. 1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   54

Оценка знаний


Учет успеваемости курсантов - существенный элемент в процессе обучения. Его цель

- содействие воспитанию и обучению будущего водителя автомобиля.

Благодаря тому, что в процессе учета успеваемости выявляются результаты обучения, вскрываются плюсы и минусы, выясняются их причины, руководители занятий могут точно и уверенно совершенствовать процесс обучения.

Однако учет успеваемости может потерять свое назначение, если в учебной организации в погоне за процентом успеваемости искусственно завышаются оценки, если учет качества подменяется учетом количества выполненных заданий. В таких случаях учет из воспитательного средства превращается в самоцель.

В учете успеваемости можно выделить четыре основных функции: контрольную, обучающую, развивающую и организующую.

Успех обучения в значительной мере определяется единством в нем двух видов связи между руководителем занятий и курсантом: прямой - от первого ко второму и обратной - от второго к первому. Контроль обеспечивает обратную связь, выявляет результаты учения, информирует руководителя о положительном и недостатках.

С контролем руководителя органически связан взаимоконтроль курсантов. Он выражается в замечаниях со стороны обучаемых по устным ответам однокурсников, решению ими задач по разводке транспорта, выполнению упражнений по устройству и техническому обслуживанию автомобилей.

Руководитель занятий не должен оставаться безучастным к взаимоконтролю. Наоборот, ему необходимо побуждать курсантов к этому при помощи специальных вопросов: «Все ли согласны с ответом?», «Кто имеет иное мнение?», «Проанализируем действия» и т. п.

Наибольшее значение взаимоконтроль приобретает при проведении лабораторно- практических занятий по устройству и техническому обслуживанию автомобилей. Особая роль в этом принадлежит старшим бригад (звеньев).

Для организации взаимоконтроля практикуется также прикрепление отстающих курсантов

к успевающим, товарищеская проверка и оказание помощи на дому.

Правильно поставленные контроль и взаимоконтроль обучаемых немыслимы без самоконтроля как неотъемлемой части самовоспитания. При помощи его вырабатывается требовательное отношение к себе, умение планировать и проверять свою работу.

Самоконтроль может протекать у обучаемых в разных формах:

  • устно- проверкой знаний правил и основ безопасности движения, объяснением устройства и технического обслуживания автомобиля по плакатам, схемам или рисункам;

  • письменно- решением задач по эксплуатации автомобиля, вычерчиванием схем и графиков по устройству и правилам движения;

  • практически- решением задач по разводке транспорта, во время выполнения упражнений по устройству, техническому обслуживанию и вождению автомобилей.

Самоконтроль - самая сложная форма. Он подготавливается сначала контролем руководителя, а затем взаимоконтролем. Курсанту легче научиться критиковать другого, нежели себя.

Наиболее важная в учете успеваемости - функция обучающая, вытекающая из нее задача - воздействие на обучение курсанта. Обучающее воздействие учета успеваемости на будущего водителя носит двоякий характер. В воспитательном отношении - стимулирование сознательного отношения к приобретению специальности водителя, содействие воспитанию положительных нравственных качеств, создание в коллективе здорового общественного мнения и хороших традиций. В образовательном отношении - развитие познавательных интересов, расширение, углубление и совершенствование знаний, навыков и умений.

Обучающий характер учета успеваемости в значительной мере зависит от положительного отношения к нему самих обучаемых. В реакциях на учет и оценку можно видеть проявление интеллектуальных, волевых и моральных сторон личности курсанта, поэтому руководители занятий должны побуждать к сознательному и ответственному отношению к учету, как своей личной деятельности, так и всей учебной группы.

Учет успеваемости несет в себе также развивающую и организующую
функции. Первая содействует духовному росту обучаемых, развитию их внимания, интересов и памяти, мышления и речи; вторая - организации поведения курсантов, их отношению к обучению и друг к другу. Правильно поставленный учет успеваемости курсантов позволяет руководителю найти необходимый подход к каждому из них, внести элементы индивидуализации в распределении обучаемых по группам на время проведения лабораторно-практических занятий.

Успех учета успеваемости в значительной степени зависит от соблюдения следующих условий.

Всесторонность учета - более полный охват знаний, навыков и умений. Необходимо при этом учитывать не только объем знаний (соответственно программе), но и глубину их, осмысленность, научность, систематичность, действенность, форму выражения (точность, образность, культуру речи и труда), своевременность, прочность и др.

Систематичность учета — осуществление учета не от случая к случаю, а непрерывно, на протяжении всего процесса обучения с последовательным усложнением задач, содержания и методики.

Индивидуализация учета позволяет шире видеть каждого обучаемого (его особенности, достижения, срывы, трудности) и правильно руководить ростом его знаний.

Объективностьучета. Искаженность, проявление личного вкуса, симпатии или антипатии, пристрастия или предубеждения превращает учет из средства воспитания в зло, источник несчастий, моральных уродств и конфликтов.

Дифференцированность учета — стремление иметь наиболее конкретную картину уровня знания и незнания обучаемыми, что фиксируется в различных оценках.

Гласность учета - доведение до всех обучаемых обоснованных критериев оценки их знаний, навыков и умений в работе по каждому предмету и в целом по учебной организации.

Действенность учета - достижение положительных результатов, ради чего создана система учета.

При подготовке водителей автомобилей применяются три вида учета успеваемости:

текущий, периодическийиитоговый.


Текущий учет является основным. Он проводится преподавателями повседневно в процессе занятий, чтобы видеть результаты своих усилий и в соответствии с этим корректировать методику обучения. Текущий учет также способствует своевременному и полному выполнению обучаемыми заданий, стимулирует у них активность и интерес к знаниям. Знания выявляются на специально планируемых занятиях в конце темы или раздела.

Главное в проверке - выявить подлинные знания и умения курсантов. Основные методы проверки знаний, навыков и умений при подготовке водителей - контрольная беседа (устный опрос) и контрольные практические упражнения.

Контрольная беседа обеспечивает непосредственный контакт преподавателя с обучаемыми. Она применяется на всех теоретических и лабораторно-практических занятиях, может быть простой и сложной. В простой контрольной беседе преподаватель ставит перед обучаемыми вопросы, требующие от них знания фактического материала и кратких, четких ответов.

В сложной контрольной беседе вниманию обучаемых предлагаются вопросы обобщающего характера: «Расскажите о взаимодействии деталей при превращении возвратно- прямолинейного движения поршня во вращательное движение коленчатого вала».

«Произведите разводку транспорта на перекрестке со смещенными трамвайными путями при красном свете светофора с включенной дополнительной правой секцией».

Проверка может быть индивидуальной (опрос отдельных обучаемых) и фронтальной (беглый опрос всей группы или проверка с помощью обучающих машин). Первая позволяет руководителю занятия выяснить полноту знаний, но требует много времени и ведет к пассивному поведению во время опроса части обучаемых.

Частичное устранение указанных недостатков возможно при проверке только по основным вопросам с обязательным использованием материальной части автомобиля для объяснения его устройства и решением задач на занятиях по правилам дорожного движения.

Широкое применение получил фронтальный способ проверки знаний, особенно с помощью обучающих машин. Достоинства такой проверки: опрос за незначительный промежуток времени большого количества обучаемых; охват значительной части материала; возможность сосредоточения внимания курсантов на