Файл: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям 050901 Организация перевозок, дорожного движения и эксплуатация транспорта.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 1089
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
РОЛЬ ПОДГОТОВКИ ВОДИТЕЛЕЙ В ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ
Требования к мастеру производственного обучения вождению, его роль и учебно-воспитательные задачи
ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ ВОДИТЕЛЕЙ В АВТОШКОЛАХ
Программа «АРМ руководителя автошколы»
Подготовка водителей за рубежом
ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Основные требования к оценке успеваемости
Методика обучения вождению автомобиля
Психологическая подготовка водителей
Проведение занятий по вождению автомобиля
Методика отработки 9 – го упражнения
Инструктивная карта по контрольному осмотру автомобиля перед выездом из парка
Перечень учебно-методической документации мастера производственного обучения вождению
Прибор для определения и тренировки реакции водителя при торможении.
Программа «Тест на определение уровня внимательности»
Программа «Определение реакции водителя»
Классификация и основные типы автомобильных тренажеров
Автотренажеры с применением ЭВМ
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА
Методика проведения теоретического экзамена в дорожной полиции
Методика проведения практического экзамена в условиях реального дорожного движения (второй этап)
СИТУАЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ВОДИТЕЛЕЙ
Договор на обучение в автошколе «Автомобилист»
Медицинское освидетельствование прошел
Председатель комиссии (фамилия)
КЛАСС ПРАВИЛ И БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
Категория транспортного средства «», группа №
Наконец, третью причину неуспеваемости надо искать в характере взаимоотношений преподавателя с учениками и в поведении преподавателя в классе.
Отношения между преподавателем и учениками должны быть основаны на взаимном уважении друг друга, на понимании учащимися роли и высокой квалификации преподавателя, на разумной и справедливой требовательности преподавателя к ученикам. В отношениях с учащимися преподаватель не должен проявлять излишней строгости, допускать окриков и грубых понуканий. Но, с другой стороны, в его поведении не должно быть и заискивания, приводящего к потере авторитета.
Преподаватель всей своей работой и поведением должен создать и закрепить свой авторитет. Требовательный к себе во всех отношениях, начиная от подготовки к уроку и кончая внешним видом, он обязан быть примером для учеников. Кроме того, поведение преподавателя в классе не должно давать даже косвенного повода к различным, не относящимся к делу суждениям и тем самым отвлекать учащихся.
Учащиеся быстро определяют характер и особенности своего руководителя, замечают все его промахи. Они уважают и ценят преподавателей, которые выработали в себе важнейшие педагогические качества, т. е. то, что мы называем высокой квалификацией: уверенные и четкие знания, умение владеть вниманием учащихся, не многословие, постоянную готовность к работе.
- 1 ... 9 10 11 12 13 14 15 16 ... 54
Оценка знаний
Учет успеваемости курсантов - существенный элемент в процессе обучения. Его цель
- содействие воспитанию и обучению будущего водителя автомобиля.
Благодаря тому, что в процессе учета успеваемости выявляются результаты обучения, вскрываются плюсы и минусы, выясняются их причины, руководители занятий могут точно и уверенно совершенствовать процесс обучения.
Однако учет успеваемости может потерять свое назначение, если в учебной организации в погоне за процентом успеваемости искусственно завышаются оценки, если учет качества подменяется учетом количества выполненных заданий. В таких случаях учет из воспитательного средства превращается в самоцель.
В учете успеваемости можно выделить четыре основных функции: контрольную, обучающую, развивающую и организующую.
Успех обучения в значительной мере определяется единством в нем двух видов связи между руководителем занятий и курсантом: прямой - от первого ко второму и обратной - от второго к первому. Контроль обеспечивает обратную связь, выявляет результаты учения, информирует руководителя о положительном и недостатках.
С контролем руководителя органически связан взаимоконтроль курсантов. Он выражается в замечаниях со стороны обучаемых по устным ответам однокурсников, решению ими задач по разводке транспорта, выполнению упражнений по устройству и техническому обслуживанию автомобилей.
Руководитель занятий не должен оставаться безучастным к взаимоконтролю. Наоборот, ему необходимо побуждать курсантов к этому при помощи специальных вопросов: «Все ли согласны с ответом?», «Кто имеет иное мнение?», «Проанализируем действия» и т. п.
Наибольшее значение взаимоконтроль приобретает при проведении лабораторно- практических занятий по устройству и техническому обслуживанию автомобилей. Особая роль в этом принадлежит старшим бригад (звеньев).
Для организации взаимоконтроля практикуется также прикрепление отстающих курсантов
к успевающим, товарищеская проверка и оказание помощи на дому.
Правильно поставленные контроль и взаимоконтроль обучаемых немыслимы без самоконтроля как неотъемлемой части самовоспитания. При помощи его вырабатывается требовательное отношение к себе, умение планировать и проверять свою работу.
Самоконтроль может протекать у обучаемых в разных формах:
-
устно- проверкой знаний правил и основ безопасности движения, объяснением устройства и технического обслуживания автомобиля по плакатам, схемам или рисункам; -
письменно- решением задач по эксплуатации автомобиля, вычерчиванием схем и графиков по устройству и правилам движения; -
практически- решением задач по разводке транспорта, во время выполнения упражнений по устройству, техническому обслуживанию и вождению автомобилей.
Самоконтроль - самая сложная форма. Он подготавливается сначала контролем руководителя, а затем взаимоконтролем. Курсанту легче научиться критиковать другого, нежели себя.
Наиболее важная в учете успеваемости - функция обучающая, вытекающая из нее задача - воздействие на обучение курсанта. Обучающее воздействие учета успеваемости на будущего водителя носит двоякий характер. В воспитательном отношении - стимулирование сознательного отношения к приобретению специальности водителя, содействие воспитанию положительных нравственных качеств, создание в коллективе здорового общественного мнения и хороших традиций. В образовательном отношении - развитие познавательных интересов, расширение, углубление и совершенствование знаний, навыков и умений.
Обучающий характер учета успеваемости в значительной мере зависит от положительного отношения к нему самих обучаемых. В реакциях на учет и оценку можно видеть проявление интеллектуальных, волевых и моральных сторон личности курсанта, поэтому руководители занятий должны побуждать к сознательному и ответственному отношению к учету, как своей личной деятельности, так и всей учебной группы.
Учет успеваемости несет в себе также развивающую и организующую
функции. Первая содействует духовному росту обучаемых, развитию их внимания, интересов и памяти, мышления и речи; вторая - организации поведения курсантов, их отношению к обучению и друг к другу. Правильно поставленный учет успеваемости курсантов позволяет руководителю найти необходимый подход к каждому из них, внести элементы индивидуализации в распределении обучаемых по группам на время проведения лабораторно-практических занятий.
Успех учета успеваемости в значительной степени зависит от соблюдения следующих условий.
Всесторонность учета - более полный охват знаний, навыков и умений. Необходимо при этом учитывать не только объем знаний (соответственно программе), но и глубину их, осмысленность, научность, систематичность, действенность, форму выражения (точность, образность, культуру речи и труда), своевременность, прочность и др.
Систематичность учета — осуществление учета не от случая к случаю, а непрерывно, на протяжении всего процесса обучения с последовательным усложнением задач, содержания и методики.
Индивидуализация учета позволяет шире видеть каждого обучаемого (его особенности, достижения, срывы, трудности) и правильно руководить ростом его знаний.
Объективностьучета. Искаженность, проявление личного вкуса, симпатии или антипатии, пристрастия или предубеждения превращает учет из средства воспитания в зло, источник несчастий, моральных уродств и конфликтов.
Дифференцированность учета — стремление иметь наиболее конкретную картину уровня знания и незнания обучаемыми, что фиксируется в различных оценках.
Гласность учета - доведение до всех обучаемых обоснованных критериев оценки их знаний, навыков и умений в работе по каждому предмету и в целом по учебной организации.
Действенность учета - достижение положительных результатов, ради чего создана система учета.
При подготовке водителей автомобилей применяются три вида учета успеваемости:
текущий, периодическийиитоговый.
Текущий учет является основным. Он проводится преподавателями повседневно в процессе занятий, чтобы видеть результаты своих усилий и в соответствии с этим корректировать методику обучения. Текущий учет также способствует своевременному и полному выполнению обучаемыми заданий, стимулирует у них активность и интерес к знаниям. Знания выявляются на специально планируемых занятиях в конце темы или раздела.
Главное в проверке - выявить подлинные знания и умения курсантов. Основные методы проверки знаний, навыков и умений при подготовке водителей - контрольная беседа (устный опрос) и контрольные практические упражнения.
Контрольная беседа обеспечивает непосредственный контакт преподавателя с обучаемыми. Она применяется на всех теоретических и лабораторно-практических занятиях, может быть простой и сложной. В простой контрольной беседе преподаватель ставит перед обучаемыми вопросы, требующие от них знания фактического материала и кратких, четких ответов.
В сложной контрольной беседе вниманию обучаемых предлагаются вопросы обобщающего характера: «Расскажите о взаимодействии деталей при превращении возвратно- прямолинейного движения поршня во вращательное движение коленчатого вала».
«Произведите разводку транспорта на перекрестке со смещенными трамвайными путями при красном свете светофора с включенной дополнительной правой секцией».
Проверка может быть индивидуальной (опрос отдельных обучаемых) и фронтальной (беглый опрос всей группы или проверка с помощью обучающих машин). Первая позволяет руководителю занятия выяснить полноту знаний, но требует много времени и ведет к пассивному поведению во время опроса части обучаемых.
Частичное устранение указанных недостатков возможно при проверке только по основным вопросам с обязательным использованием материальной части автомобиля для объяснения его устройства и решением задач на занятиях по правилам дорожного движения.
Широкое применение получил фронтальный способ проверки знаний, особенно с помощью обучающих машин. Достоинства такой проверки: опрос за незначительный промежуток времени большого количества обучаемых; охват значительной части материала; возможность сосредоточения внимания курсантов на