Файл: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям 050901 Организация перевозок, дорожного движения и эксплуатация транспорта.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 1096
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
РОЛЬ ПОДГОТОВКИ ВОДИТЕЛЕЙ В ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ
Требования к мастеру производственного обучения вождению, его роль и учебно-воспитательные задачи
ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ ВОДИТЕЛЕЙ В АВТОШКОЛАХ
Программа «АРМ руководителя автошколы»
Подготовка водителей за рубежом
ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Основные требования к оценке успеваемости
Методика обучения вождению автомобиля
Психологическая подготовка водителей
Проведение занятий по вождению автомобиля
Методика отработки 9 – го упражнения
Инструктивная карта по контрольному осмотру автомобиля перед выездом из парка
Перечень учебно-методической документации мастера производственного обучения вождению
Прибор для определения и тренировки реакции водителя при торможении.
Программа «Тест на определение уровня внимательности»
Программа «Определение реакции водителя»
Классификация и основные типы автомобильных тренажеров
Автотренажеры с применением ЭВМ
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА
Методика проведения теоретического экзамена в дорожной полиции
Методика проведения практического экзамена в условиях реального дорожного движения (второй этап)
СИТУАЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ВОДИТЕЛЕЙ
Договор на обучение в автошколе «Автомобилист»
Медицинское освидетельствование прошел
Председатель комиссии (фамилия)
КЛАСС ПРАВИЛ И БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
Категория транспортного средства «», группа №
Типичным представителем тренажеров с теневой проекцией является тренажер чехословацкого производства АТ-70. Этот тренажер состоит из модели автомобиля, для теневой проекции в виде диска с нанесенным на нем участком местности, пульта мастера и экрана.
Пульт мастера производственного обучения вождению представляет собой стол, на котором помещены контрольные приборы (на один пульт может быть включено до четырех рабочих мест). Мастер обучения технике вождения автомобиля имеет возможность одновременно связаться со всеми учащимися сразу или с каждым в отдельности.
а - радиальная; б - линейная
Рисунок 7.1 – Проекция Рисунок 7.2 – Теневой тренажер АТ-70 Мастер обучения контролирует: скорость обучения, включение передач, действия
педалями сцепления, тормоза и управления подачей топлива и рычагом ручного тормоза, действия указателями поворотов. Кроме того, контролируется отклонение от заданного направления движения (отмечается количество отклонений).
В качестве модели местности может быть использован не только прозрачный диск с нанесенным на нем рисунком, как это имеет место в описанном тренажере. Успешно применяются для этой цели макеты местности в определенном масштабе. Все элементы улицы и близлежащие застройки размещены при этом на тонкой сетке, которая также движется под управлением учащегося.
Встречаются конструкции теневых тренажеров, в которых модель автомобиля устанавливается ведущими колесами на беговые барабаны, что позволяет имитировать динамические нагрузки на трансмиссию и двигатель.
Теневой тренажер АРТ-65 (Чехословакия) (рис. 7.3, 7.4) имеет пять учебных мест, пульт мастера обучения и устройства для теневой и кинопроекции. Две кабины установки АРТ-65 имеют связь с теневой проекцией, с помощью которой формируются первоначальные навыки. В киноварианте все пять кабин тренажера (пять учебных мест) обращены к киноэкрану.
Теневой тренажер является хорошим учебным средством при первоначальной подготовке учащихся по технике вождения грузового или легкового автомобиля. Его главное достоинство заключается в четкой обратной связи, благодаря которому даже опытный воитель забывает, что он находится за рулем модели автомобиля, а не за рулем автомобиля.
Вместе с тем всем теневым тренажерам свойственны некоторые недостатки, например условность изображения и невозможность воспроизведения других участников движения (пешеходов, встречных и попутных автомобилей). Кроме того, крупным в методическом отношении недостатком является невозможность задания обучаемому строго определенной программы и отработки им конкретных приемов в течение данного занятия. Такая программа может быть детально разработана заранее и хорошо понятна учащимся, однако, одна ошибка, допущенная им в ходе занятий, может коренным образом изменить последующее чередование дорожных ситуаций и намеченную программу. Пусть, например, на предстоящем занятии предполагается отработка разгонов с последующим торможением. Для этого на макете местности устанавливаются соответствующие знаки – места остановок. При этом из-за ограниченной площади диска число прямолинейных участков дороги невелико и учащемуся приходится много раз повторять пройденное на протяжении маршрута. Если сидящий за рулем ошибется и на одном из перекрестков повернет не в ту сторону, которая намечена
первоначальным маршрутом, то весь дальнейший путь его следования изменится. Может оказаться, например, так, что он будет двигаться по маршруту в обратном направлении и дорожные знаки будут расположены не на правой, а на левой стороне дороги. Если мастер заметить ошибку в действиях учащегося, то он должен подать команду «стоп», прервав движение, и заставить учащегося «вернуться» задним ходом на то же место дороги, где была совершена ошибка. Это связано с большой потерей времени и при групповых занятиях сильно осложняет учебный процесс.
1 - экран теневой проекции; 2 - пульт управления; 3 - киноэкран; 4 - кинопроектор, 5 -неподвижные кабины; 6 - устройство теневой проекции; 7 - кабины, поворачивающиеся на 180
Рисунок 7.3 - Тренажер АРТ-65
Рисунок 7.4 - Пульт управления тренажера- установки АРТ-65 и модели автомобиля, обращенные в сторону киноэкрана
Таким образом, каждое упражнение на теневом тренажере является индивидуальным и не подлежит ни точному программированию, ни воспроизведению.
Решение таких задач, как формирование умственных навыков, прогнозирование ситуаций, тренировка действий в сложной дорожной обстановке, на теневом тренажере затруднено из-за отсутствия других участников движения, а также из-за того, что модель автомобиля установлена в помещении неподвижно и не позволяет моделировать действующих на водителя боковых ускорений.
Тот факт, что «эффект присутствия» при теневой проекции получается довольно полный, а обратная связь по скорости и направлению хорошо соответствует реальной, может ввести в заблуждение относительно целесообразности применения теневых тренажеров, которые успешно моделируют лишь движение по пустынной дороге, когда учащийся находится на проезжей части в полном одиночестве. Но пока не разработаны системы теневой проекции, которые позволили бы вводить в дорожную обстановку других участников дорожного движения – автомобили или пешеходов. Поэтому все предметы и препятствия на дороге могут быть только неподвижными. Такой тренажер может быть эффективен лишь на начальном этапе обучения. Однако наибольшая сложность управления транспортным средством заключается во взаимодействии с другими участниками движения, когда степень неопределенности неограниченно возрастает. Особенно эта неопределенность увеличивается при неправильном и нелогичном (с точки зрения других водителей) поведения одного из участников движения.
Вождение автомобиля по пустынной дороге особого умения не требует и легко осваивается большинством учащихся после минимального ознакомления с органами управления автомобиля.
Единственная трудность, с которой при этом встречается ученик, это трогание с места. Этот процесс можно воспроизвести лишь при полном инерционно-силовом подобии тренажера и автомобиля независимо от способа воспроизведения дорожной обстановки.
Что же касается имитации аварийных ситуаций, являющихся чрезвычайно желательно, так как она позволит будущему водителю накопить некоторый опыт, не подвергаясь опасности, то воспроизведение таковой на теневом тренажере невозможно.
-
Тренажер с подвижным полотном дороги. Тренажеры этого типа появились раньше других, однако, в настоящее время применение их ограничено. Это, как правило, модель автомобиля с расположенной перед ним бесконечной лентой выполненной из гибкого материла, на которой нанесена проезжая часть. Лента приводится в движение при помощи электродвигателя и обычной для автомобиля трансмиссии. Таким образом, скорость ее движения определяется числом оборотов двигателя моделирующего автомобиля и включенной в данный момент передачей. Над лентой на кронштейне подвешена миниатюрная модель автомобиля, которая перемещается в поперечном направлении при поворотах рулевого колеса.
Длина ленты ограничена размерами помещения, поэтому очень скоро наступает повторение дорожной ситуации. При занятиях в течение 15 минут такое повторение случается многократно. Учащийся быстро запоминает дорожную обстановку, и дальнейшее занятие становится пассивным и малоинтересным. Во избежание этого некоторые фирмы запатентовали ряд устройств, позволяющих разнообразить дорожные ситуации. Обычно это разнообразие сводится к изменениям конфигурации дороги в плане и достигается путем установки устройства, которое непрерывно снимает старое изображение с ленты и наносит на нее новое. Смена рисунка происходит на невидимой части ленты так, что перед учащимися все время возникает новая картина.
Некоторые конструкции ленточных тренажеров снабжены кассетой, в которой находятся миниатюрные модели автомобилей. В определенные моменты эти модели автоматически выдвигаются из кассеты и фиксируются на подвижной ленте, изображая движущийся или стоящий на обочине автомобиль. Однако в любом случае этот автомобиль является лишь неподвижным препятствием, так как не имеет скорости относительно ленты и перемещается в месте с ней.
Все эти усовершенствования хотя и дополняют в некоторой степени конструкцию, однако не решают главной задачи поставленной перед тренажером. С помощью таких тренажеров можно вырабатывать первоначальную общую координацию движения и знакомить с отдельными элементами правил дорожного движения преимуществами этих типов тренажеров является их относительная простота, невысокая стоимость и малые габариты.
Одной из последних конструкций этого типа тренажеров является тренажер «Дегенер».
Этот тренажер состоит из модели автомобиля и подвижной ленты с нанесенным на ней дорожным полотном. В качестве дополнительного оборудования имеются зеркала заднего вида (центральное и боковое), в которых периодически появляются изображение «движущихся» позади автомобилей. Особенностью этой конструкции, выгодно отличающей ее от ранее выпускавшихся, является то, что модель автомобиля, управляемая учащимся, не подвешена на кронштейне, а опирается своими колесами непосредственно на полотно дороги. Вращая
рулевое колесо, учащийся поворачивает управляемые колеса модели и таким образом перемещает ее на дороге в поперечном направлении.
Пульт мастера производственного обучения вождению смонтирован рядом с местом учащегося и оборудован небольшим количеством приборов. На рис. 7.5 изображен общий вид ленточного тренажера. Тренажер имеет место учащегося и подвижную ленту с нанесенной на ней дорогой.
По имеющимся данным 9 ч упражнений на этом тренажере заменяют 3ч действительной учебной езды. Тренажер оборудован магнитофоном, на ленте которого воспроизводится запись указаний мастера обучения. Благодаря этому учащийся может заниматься самостоятельно.
Для увеличения «пробега» по незнакомой дороги в некоторых конструкциях ленточных тренажеров применяется складывающаяся лента. Это позволяет увеличить длину ленты до 40- 50м и значительно продлить цикл полного прохождения дороги учащимися без повторений.
Учащийся, пользуясь органами управления, выбирает скорость и направление «движения»
модели автомобиля относительно ленты.
1 - сиденье учащегося; 2- рулевое колесо; 3 - кабина учащегося; 4 - управляемая модель автомобиля; 5 - лента; 6 - ролик, печатающий дорожное полотно; 7 - ролик для нанесения краски; 8 - натяжной ролик; 9 - цилиндр для изменения уклонов ленты; 10 - вентилятор; 11 - устройство для смыва рисунка на ленте; 12 - ведущий ролик; 13 - педали управления.
Рисунок 7.5 - Ленточный тренажер
Лента, изготовленная из гибкого нерастяжимого материала, перемещается по роликам, приводимым в движение электродвигателем через трансмиссию. На одном из шкивов трансмиссии установлен тормоз. Под рулевым колесом укреплен переключатель с рычагом, действующим аналогично рычагу коробки передач. Две педали приводят в действие тормоз и сцепление, находящееся между двигателем и его шкивом. Третья педаль управления дросселем, включающим реостат. Модель автомобиля снабжена контактами, включающими цепь механизмов управления при их замыкании, размещенных на ленте. Поворот рулевого колеса через вал и трос передается на поворотную