Файл: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям 050901 Организация перевозок, дорожного движения и эксплуатация транспорта.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 1091

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Козориз С.Е.

ISBN 9965-410-39-9

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

РОЛЬ ПОДГОТОВКИ ВОДИТЕЛЕЙ В ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ

Сущность и задачи обучения

Из принципов обучения вытекают правила обучения: идти от известного к неизвестному, от легкого к трудному.

Требования к мастеру производственного обучения вождению, его роль и учебно-воспитательные задачи

ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ ВОДИТЕЛЕЙ В АВТОШКОЛАХ

Порядок регистрации учебных организаций по подготовке и переподготовке водителей транспортных средств

Программа «АРМ руководителя автошколы»

Подготовка водителей за рубежом

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Методика проведения занятий

УЧЕТ УСПЕВАЕМОСТИ

Оценка знаний

Основные требования к оценке успеваемости

Методика обучения вождению автомобиля

Психологическая подготовка водителей

Проведение занятий по вождению автомобиля

Методика отработки 9 – го упражнения

Обязанности МПОВ

Права МПОВ

Инструктивная карта по контрольному осмотру автомобиля перед выездом из парка

Перечень учебно-методической документации мастера производственного обучения вождению

Прибор для определения и тренировки реакции водителя при торможении.

Учебные классы

Программа «Тест на определение уровня внимательности»

Режим «Уровень сложности»

Программа «Определение реакции водителя»

КЛАСС АВТОТРЕНАЖЕРОВ

Классификация и основные типы автомобильных тренажеров

Автотренажеры с применением ЭВМ

Автотренажер «Ореол» ПАУ

VMT тренажер

АВТОДРОМ

УЧЕБНЫЕ АВТОМОБИЛИ И МАРШРУТЫ

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА

Методика проведения теоретического экзамена в дорожной полиции

Методика проведения практического экзамена на закрытой от движения площадке или автодроме (первый этап)

Методика проведения практического экзамена в условиях реального дорожного движения (второй этап)

СИТУАЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ВОДИТЕЛЕЙ

ЛИТЕРАТУРА

Основная

Нормативные документы:

CD-ROM:

ЗАЯВЛЕНИЕ-АНКЕТА

Договор на обучение в автошколе «Автомобилист»

УСЛОВИЯ ОПЛАТЫ.

Порядок предоставления услуг.

Подписи сторон:

Паспорт серии №

Медицинское освидетельствование прошел

Получил свидетельство

ВЫДАНЫ УДОСТОВЕРЕНИЯ

Председатель комиссии (фамилия)

А К Т

КЛАСС ПРАВИЛ И БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Вывод комиссии:

ПЛАН-ГРАФИК

Примечания.

РАСПИСАНИЕ

ПЕРЕЧЕНЬ

СХЕМА

ПРОТОКОЛ №

Примечания:

Категория транспортного средства «», группа №

ЭТАП ПРАКТИЧЕСКОГО ЭКЗАМЕНА (Лицевая сторона)

Учебный маршрут № 1 автошколы «Автомобилист»

переднюю ось модели. Скорость ленты изменяется в зависимости от положения рычага коробки передач и педали управления дросселем, изменяющей положение реостата. Таким образом, пользуясь органами управления, находящимися в тренажере, можно изменять положение модели относительно дороги. На обочинах дороги, в местах, где возможен случайный выход модели за пределы дорожного покрытия, размещены контакты. В случае ошибки, когда модель выезжает на обочину, контакты замыкаются и лента останавливается.


      1. Телевизионные тренажеры. Конструкция этих тренажеров наиболее сложна. Как правило, они состоят из двух основных частей: макета местности с передающей камерой, установленной на самоходном шасси, и модели автомобиля, моделирующего рабочее место водителя с телеэкраном, на котором воспроизводится изображение дороги от передающей камеры. Тележка, на которой установлена передающая камера, имеет две степени свободы и управляется с места учащегося при помощи стандартных для автомобиля органов управления.

Телевизионный тренажер (рис. 7.6) включает в себя модель кабины автомобиля, устройство, моделирующее трансмиссию автомобиля и телевизионную систему визуализации, состоящую из макета местности, смонтированную на раме передающей камеры, которая закреплена на вращающемся основании.

Камера может поворачиваться и перемещаться вертикально по направляющим, а вместе с этими направляющими двигаться горизонтально по направляющим. Движение передающей камеры осуществляется с помощью приводных механизмов. В систему телевизионной визуализации входят: осветительная система, телевизионный проектор и экран.

Объектив камеры, перемещаясь по макету местности, передает изображение на проектор, а от него на телеэкран. Управление телекамерой осуществляется из кабины тренажера.

Акустическую информацию водитель получает при помощи громкоговорителя, который передает записанные на пленке шумы от работы двигателя, встречных и попутных автомобилей и т.д.

Тренажер имеет возможность поворачиваться вокруг горизонтальной оси, проходящей на уровне груди водителя, что позволяет воспроизводить поперечные ускорения. Для имитации поворота кабина наклонятся таким образом, что ускорение
силы тяжести действует на нее в том направлении, в каком действует суммарная сила от ускорения силы тяжести и центробежного

ускорения на водителя в дорожных условиях.

Момент сопротивления повороту рулевого колеса имитируется следующим образом. Одно из управляемых колес освобождено от связи с рулевыми тягами, а второе, связанное с рулевым механизмом, установлено на поворотном круге, который, в свою очередь, связан с гидравлическим демпфером.
Рисунок 7.6 Телевизионный тренажер
Схема управления и взаимодействия систем тренажера предусматривает возможность управления

такими характеристиками системы «водитель - автомобиль – дорога - среда», как скорость и направление ветра, коэффициент сцепления шин с дорогой, момент сопротивления на рулевом колесе, кривизна дороги, углы крена, шумы. Объективному контролю подвержены: тормозная сила, положение педали подачи топлива, скорость «движения», угол поворота рулевого колеса, показания тахометра.

На все поступающие сигналы: показание тахометра, шум движения (двигателя и шин), сопротивление на рулевом колесе - водитель реагирует поворотом рулевого колеса и изменением положением педалей подачи топлива или тормоза.

Действия учащегося, преобразованные в электрические сигналы, поступают на вход аналогового устройства. От ЭВМ осуществляется управление всеми реакциями, действующими на автомобиль и на перемещение телекамеры по макету местности, благодаря чему осуществляется обратная связь и учащийся получает информацию о положение своего автомобиля.

Телевизионные тренажеры в силу своей сложности и дороговизны, как отмечалось, не нашли широкого применения в учебных целях, но они удобны для исследования психофизиологических функций водителей, так как позволяют в широких пределах моделировать дорожные условия и управляемое движение автомобиля. С помощью тренажеров этого типа можно также исследовать поведение водителя в аварийной ситуации, если учесть, что по макету местности могут двигаться не только тележка с передающей камеры, но модели других автомобилей.

Другим примером телевизионного тренажера может служить тренажер конструкции МАДИ. Это одноместный тренажер, состоящий из модели автомобиля с телеэкраном и макета местности, по которому передвигается тележка с установленной на ней передающей

телекамерой.

Тренажер представляет собой рабочее место учащегося. Все агрегаты и узлы (рулевое колесо, щиток приборов и педали управления) крепятся на трубчатой раме. Педаль управления дроссельной заслонкой связана с реостатом, при помощи которого изменяется скорость движения тележки с передающей камерой. На педалях тормоза и сцепления установлены концевые выключатели, позволяющие фиксировать моменты их нажатия и отпускания. Передающая камера соединена кабелем с телевизионным приемником, установленным в кабине учащегося. Движение камеры по макету местности осуществляется при помощи электродвигателя и редуктора, а управление телекамеры путем поворота рулевого колеса, переключения передач и перемещения педалей.

Тренажер создает «эффект присутствия», и учащийся может по своему желанию совершить любой маневр, вызывая каждый раз соответствующие изменения обстановки на экране.

Мастер обучения также может изменить дорожную обстановку, например создать помеху движению в виде встречного автомобиля ил пешехода.

В Берлине разработан тренажер, в котором зрительную информацию водитель получает от телевизионного изображения макета местности и дороги, выполненного в масштабе 1:87. Телекамера установлена на тележке. Управляющие воздействия передаются на тележку через аналоговую вычислительную машину.

На телевизионное изображение дороги накладывается изображение передней части тренажера, что помогает оценивать его положение на дороге. Звуковое устройство тренажера воспроизводит шум улицы, встречного ветра, а также шумы двигателя, трансмиссии и шин.

Сопротивление повороту управляемых колес создается с помощью нагрузочного устройства.

Для оценки действий учащегося служит управляющее и контролирующее устройство. На панели устройства расположены шесть счетчиков, регистрирующие характерные элементы вождения: число поворотов, задевание за бордюрный камень, выезды за пределы дороги, конфликты со встречными и попутными автомобилями, обгоны. При нарушениях правил дорожного движения или других ошибках передача телеизображения автоматически прекращается. На панели расположены также кнопки управления встречными и попутными автомобилями, скорость движения которых может изменяться от 0 до 120 км/ч. Изменение коэффициента сцепления шин с дорогой воспроизводится при помощи специального
потенциометра.

В контрольном устройстве смонтирован самописец, который служит для объективной регистрации всех действий испытуемого или учащегося. С его помощью регистрируют: скорость и направление движения, углы поворота управляемы колес, момент на рулевом колесе, поперечные перемещения.

Ценным свойством телевизионных систем является возможность записи всего процесса тренировки с помощью видеомагнитофона. Это позволяет провести подробный разбор всех элементов занятий и анализ ошибок, допущенных учащимся. Макет местности может быть расположен в другом помещении. Это облегчает монтаж и снижает требования к помещению. При достаточно высоком качестве аппаратуры телевизионная проекция имеет значительно большую разрешающую способность, чем теневой проектор.

Благодаря тому, что телевизионное изображение может передаваться на неограниченное количество экранов, возможно дальнейшее совершенствование телевизионных тренажеров для группового обучения. Можно, например, создать такую систему, при которой один учащийся управляет передающей камерой, а несколько других моделями автомобилей, движущимися по макету. Это открывает новые возможности для моделирования дорожных ситуаций и тренировки водителей.


      1. Тренажеры с кинопроектором. Тренажеры этого типа распространены в настоящее время весьма широко. Хорошо поставленный в методическом отношении фильм представляет собой ценное средство обучения и тренировки.

Кинофильм имеет ряд преимуществ перед другими способами визуализации и практически позволяет удовлетворить всем требованиям, предъявляемым к автомобильным тренажерам. Он обеспечивает создание условий движения, близких к реальным условиям. В отличие от ленточных и теневых тренажеров он позволяет создавать аварийные ситуации с участием других движущихся объектов.

Конструктивно кинотренажер значительно проще телевизионного, позволяет иметь большой экран, более четкое изображение, более дешев и лучше подходит в методическом плане, так как облегчает унификацию учебного процесса. Однако при всех своих преимуществах применение фильма имеет и существенный недостаток – однажды снятая обстановка зафиксирована на пленке и не может быть изменена. Поэтому, не прибегая
к

специальным приемам, нельзя реализовать обратную связь, столь необходимую при обучение и тренировке.

Управляющее воздействие водителя сводится к изменению скорости и направления движения автомобиля. Если демонстрировать учащемуся фильм, снятый с движущегося автомобиля, то независимо от действий учащегося на экране будет видна та обстановка, которую «видела» камера при съемке. Поэтому, например, если на повороте дороги учащийся совсем не повернет рулевого колеса, то поворот автомобиля все равно состоится и опасности для движения не возникнет. Точно также, при виде пешехода, перебегающего дорогу перед автомобилем, учащийся, растерявшись, может не нажать на педаль тормоза. Однако, не смотря на это, движение автомобиля на экране замедлится и наезд на пешехода будет предотвращен независимо от правильности и своевременности действий учащегося.

В некоторых конструкциях тренажеров предпринимаются попытки введения обратной связи путем изменения скорости лентопротяжки при изменении положений педалей тормоза и акселератора на макете автомобиля. Однако это вносит заметное искажение наблюдаемой картины, так как при снижении частоты кадров, изменяется не только скорость управляемого макета автомобиля, но и всех остальных участников движения – автомобилей и пешеходов. Если, например, учащийся уменьшает скорость, желая пропустить автомобиль, движущийся в поперечном направлении, то на экране этот автомобиль тоже начинает двигаться замедленно. Кроме того, замедленная протяжка ленты часто ухудшает качество изображения. Таким образом, если вмешательство в скорость демонстрации фильма при показе движения по пустынной дороги еще допустимо. То при показе движения по другим участкам данный метод вряд ли можно признать целесообразным. Преодоление этого органического недостатка кинотренажеров является обязательным, так как отсутствие связи между действиями учащегося и характером движения управляемого им макета автомобиля сделает тренировки малоэффективными. Кроме того, оно исключает возможность отработки действий в аварийных ситуациях, где подразумевается наличие других движущихся объектов.

Попытки устранения отмеченного недостатка предпринимались не однократно в различных странах, в том числе и в России, однако они не дали ощутимых результатов. Лишь в самое последнее время в МАДИ была предложена схема, осуществление которой позволило преодолеть основные трудности и получить работоспособную конструкцию.