Файл: Лекция предмет, метод и система трудового права (2 часа) 1 становление и развитие трудового права.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 212

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1.1 СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТРУДОВОГО ПРАВА

1.2. ПРЕДМЕТ ТРУДОВОГО ПРАВА

1.3 МЕТОД ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

1.4 ОТГРАНИЧЕНИЕ ТРУДОВОГО ПРАВА ОТ ДРУГИХ ОТРАСЛЕИ

Трудовое право и гражданское право

Трудовое право и административное право

Трудовое право и право социального обеспечения

1.5 СИСТЕМА ТРУДОВОГО ПРАВА

1.6 ФУНКЦИИ ТРУДОВОГО ПРАВА

Задачи трудового права

2.1 ПОНЯТИЕ ИСТОЧНИКОВ ТРУДОВОГО ПРАВА

2.2 СИСТЕМА ИСТОЧНИКОВ НОРМ ТРУДОВОГО ПРАВА

2.3 ТРУДОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО И ИНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ПР АВОВЫЕ АКТЫ, СОДЕРЖАЩИЕ НОРМЫ ТРУДОВОГО ПРАВА

2.4 МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ О ТРУДЕ

2.6 ОБЩАЯ ХАР АКТЕРИСТИКА ТРУДОВОГО КОДЕКСА РОССИИСКОИ ФЕДЕРАЦИИ

ОТНОШЕНИЯ И ИНЫЕ ОТНОШЕНИЯ, НЕПОСРЕДСТВЕННО СВЯЗАННЫЕ С ТРУДОВЫМИ

2.9 АКТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

2.10ЛОКАЛЬНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ, СОДЕРЖАЩИЕ НОРМЫ ТРУДОВОГО ПРАВА

2.11РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДОВЫХ И ИНЫХ ОТНОШЕНИИ, НЕПОСРЕДСТВЕННО СВЯЗАННЫХ С НИМИ, В ДОГОВОРНОМ ПОРЯДКЕ

2.13ДЕИСТВИЕ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ИНЫХ АКТОВ, СОДЕРЖАЩИХ НОРМЫ ТРУДОВОГО ПРАВА. ДЕИСТВИЕ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ СССР НА ТЕРРИТОРИИ РОССИИСКОИ ФЕДЕРАЦИИ

2.14 ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ПРИНЦИПОВ ТРУДОВОГО ПРАВА

2.15 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИНЦИПОВ ТРУДОВОГО ПРАВА

3.1 ПОНЯТИЕ СУБЪЕКТОВ ТРУДОВОГО ПРАВА И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ

3.2 ПРАВОВОИ СТАТУС СУБЪЕКТОВ ТРУДОВОГО ПРАВА

3.3 РАБОТНИК КАК СУБЪЕКТ ТРУДОВОГО ПРАВА

3.4 РАБОТОДАТЕЛЬ КАК СУБЪЕКТ ТРУДОВОГО ПРАВА

3.5 ПОНЯТИЕ «ПРОФСОЮЗ»

3.6 ПРАВОВОИ СТАТУС ПРОФСОЮЗА

3.7 ОСНОВНЫЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПРОФСОЮЗОВ

4.1 ПОНЯТИЕ ПРАВООТНОШЕНИИ

4.2 СОДЕРЖАНИЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ

4 . 3 ОСНОВАНИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, ИЗМЕНЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ТРУДОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИИ

4.4. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВООТНОШЕНИИ, НЕПОСРЕДСТВЕННО СВЯЗАННЫХ С ТРУДОВЫМИ

4.5 ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

4.6 ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

4.7 УРОВНИ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

4.8 СТОРОНЫ И ОРГАНЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

4.9 ПРЕДСТАВИТЕЛИ Р АБОТНИКОВ И Р АБОТОДАТЕЛЕИ В СОЦИАЛЬНОМ ПАРТНЕРСТВЕ

4.9 КОЛЛЕКТИВНЫЕ ПЕРЕГОВОРЫ

4.10 ГАРАНТИИ И КОМПЕНСАЦИИ ЛИЦАМ, УЧАСТВУЮЩИМ В КОЛЛЕКТИВНЫХ ПЕРЕГОВОРАХ

5.1 ПОНЯТИЕ И СТОРОНЫ КОЛЛЕКТИВНОГО ДОГОВОРА

5.2 СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА КОЛЛЕКТИВНОГО ДОГОВОРА

5.3 ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТА КОЛЛЕКТИВНОГО ДОГОВОРА И ЕГО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

5.4 ДЕИСТВИЕ КОЛЛЕКТИВНОГО ДОГОВОРА

5.5 ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И СТОРОНЫ СОГЛАШЕНИЯ

5.6 СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА СОГЛАШЕНИЯ

5.7 ДЕИСТВИЕ СОГЛАШЕНИЯ. ИЗМЕНЕНИЕ И ДОПОЛНЕНИЕ СОГЛАШЕНИЯ

5.8 РЕГИСТР АЦИЯ КОЛЛЕКТИВНОГО ДОГОВОРА, СОГЛАШЕНИЯ

5.9 КОНТРОЛЬ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ КОЛЛЕКТИВНОГО ДОГОВОРА, СОГЛАШЕНИЯ

5.10 ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ УЧАСТИЯ РАБОТНИКОВ В УПРАВЛЕНИИ ОРГАНИЗАЦИЕИ

5.11 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

ЗАНЯТОСТЬ И ТРУДОУСТРОИСТВО (1 час)

5.12 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАНЯТОСТИ

5.13 ОБЩАЯ ХАР АКТЕРИСТИКА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

5.14 ОРГАНЫ ЗАНЯТОСТИ И ИХ ПОЛНОМОЧИЯ

5.15 ПОНЯТИЕ ЗАНЯТОСТИ И ТРУДОУСТРОИСТВА

5.16 КРУГ ГРАЖДАН, СЧИТАЮЩИХСЯ ЗАНЯТЫМИ

5.17 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ ТРУДОУСТРОИСТВА ДЛЯ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИИ ГРАЖДАН, ИСПЫТЫВАЮЩИХ ТРУДНОСТИ В ПОИСКЕ РАБОТЫ

6.1. ПОНЯТИЕ БЕЗРАБОТНЫХ: ПОРЯДОК И УСЛОВИЯ ПРИЗНАНИЯ

6.2 ПОНЯТИЕ ПОДХОДЯЩЕИ И НЕПОДХОДЯЩЕИ РАБОТЫ

6.3 ПРАВОВОИ СТАТУС БЕЗРАБОТНОГО

6.4 ПОСОБИЕ ПО БЕЗРАБОТИЦЕ

6.5 ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ РАБОТ

ТРУДОВОИ ДОГОВОР (1 час)

6.6 ПОНЯТИЕ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ

6.7 СТОРОНЫ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА

6.8 СОДЕРЖАНИЕ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА

7.1 СРОК ТРУДОВОГО ДОГОВОРА

7.2 ГАРАНТИИ ПРИ ЗАКЛЮЧЕНИИ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА

7.3 ОБЩИЙ ПОРЯДОК ЗАКЛЮЧЕНИЯ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА

7.4 ДОКУМЕНТЫ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ ПРИ ЗАКЛЮЧЕНИИ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА

7.5 ТРУДОВАЯ КНИЖКА: ОФОРМЛЕНИЕ, ПОРЯДОК ВЕДЕНИЯ

7.6 ФОРМА ТРУДОВОГО ДОГОВОРА

7.7 ИСПЫТАНИЕ ПРИ ПРИЕМЕ НА РАБОТУ

7.8 ВСТУПЛЕНИЕ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА В СИЛУ

7.9 ФАКТИЧЕСКИЙ ДОПУСК К РАБОТЕ

7.10 СОВМЕЩЕНИЕ ПРОФЕССИЙ (ДОЛЖНОСТЕЙ)

7.11 ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ПЕРЕВОДОВ. ПОСТОЯННЫЕ И ВРЕМЕННЫЕ ПЕРЕВОДЫ

7.12 ИЗМЕНЕНИЕ ОПРЕДЕЛЕННЫХ СТОРОНАМИ УСЛОВИЙ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА ПО ПРИЧИНАМ, СВЯЗАННЫМ С ИЗМЕНЕНИЕМ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ИЛИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ТРУДА

8.1 ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ ПРИ СМЕНЕ СОБСТВЕННИКА ИМУЩЕСТВА ОРГАНИЗАЦИИ, ИЗМЕНЕНИИ ПОДВЕДОМСТВЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ, ЕЕ РЕОРГАНИЗАЦИИ

8.2 ОТСТРАНЕНИЕ ОТ РАБОТЫ

ПРЕКРАЩЕНИЕ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА (1 ЧАС)

8.3 ОБЩИЕ ОСНОВАНИЯ ПРЕКР АЩЕНИЯ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ

8.4 РАСТОРЖЕНИЕ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА ПО ИНИЦИАТИВЕ РАБОТНИКА (ПО СОБСТВЕННОМУ ЖЕЛАНИЮ)

8.5 ОСНОВАНИЯ И ПОРЯДОК РАСТОРЖЕНИЯ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА ПО ИНИЦИАТИВЕ РАБОТОДАТЕЛЯ ВСЛЕДСТВИЕ ВИНОВНЫХ ДЕЙСТВИЙ СО СТОРОНЫ РАБОТНИКА

8.6 ОСНОВАНИЯ И ПОРЯДОК РАСТОРЖЕНИЯ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА ПО ИНИЦИАТИВЕ РАБОТОДАТЕЛЯ ПРИ ОТСУТСТВИИ ВИНОВНЫХ ДЕЙСТВИЙ СО СТОРОНЫ РАБОТНИКА

8.7 ОСНОВАНИЯ И ПОРЯДОК РАСТОРЖЕНИЯ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА ПО ИНИЦИАТИВЕ РАБОТОДАТЕЛЯ ВСЛЕДСТВИЕ НАСТУПЛЕНИЯ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ, НЕ СВЯЗАННЫХ С ЛИЧНОСТЬЮ Р АБОТНИКА

3.5 ПОНЯТИЕ «ПРОФСОЮЗ»


Профсоюз – добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально - трудовых прав и интересов (п.1 ст. 2 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»).

Законодательство о профсоюзах составляет часть трудового права, которая устанавливает их правовое положение (правовои статус), общую право- и дееспособность, основные (статутные) права и обязанности, а также гарантии их осуществления. Все профсоюзы пользуются равными правами.

Цель и задачи профсоюзов в соответствии со ст. 30 Конституции РФ – защита членов профсоюзов.

Функции профсоюзов закреплены в Законе о профсоюзах, ТК РФ и ряде других федеральных законов, принятых в развитие Конституции РФ.

В гл. 58 ТК РФ «Защита трудовых прав работников профессиональными союзами» закреплены основные формы реализации профессиональными союзами защитных функции по отношению к работникам.

Профсоюзы создают свои объединения (ассоциации) по отраслевому, территориальному или иному учитывающему профессиональную специфику признаку: общероссииские объединения (ассоциации) профсоюзов, межрегиональные объединения (ассоциации) профсоюзов, территориальные объединения (ассоциации) организации профсоюзов.

Каждыи человек, достигшии возраста 14 лет и осуществляющии трудовую (профессиональную) деятельность, имеет право по своему выбору создавать профсоюзы для защиты своих интересов, вступать в них, заниматься профсоюзнои деятельностью и выходить из профсоюзов (п. 2 ст. 2 Закона о профсоюзах). Это право реализуется свободно, без предварительного разрешения.

Профсоюзы, их объединения (ассоциации) сотрудничают с профсоюзами других государств, вступают в международные профсоюзные и другие объединения и организации, заключают с ними договоры, соглашения.

3.6 ПРАВОВОИ СТАТУС ПРОФСОЮЗА


Профсоюз как субъект трудового права по закону наделяется правовым статусом, которыи дает ему возможность участвовать в конкретных правоотношениях.

Правоспособность профсоюзов
, их объединении возникает как правоспособность юридического лица с момента их государственнои (уведомительнои) регистрации в Минюсте России или его территориальном органе. Но они вправе и не регистрироваться, тогда они не приобретают прав юридического лица. Заканчивается правоспособность с ликвидациеи профессионального союза.

Для осуществления правосубъектности необходимы определенные условия, которые и можно рассматривать как признаки правосубъектности профессионального союза.

Среди материальных условии основную роль играет организация: только при ее наличии профсоюз может выявлять интересы своих членов, фиксировать, представлять во взаимоотношениях с внешними субъектами (работодателями, государством, другими профсоюзами и т. п.) и защищать их. Второе условие – наличие имущества, основным источником которого являются взносы его участников. Вместе с тем имущество профсоюза может пополняться за счет поступлении от прибыли создаваемых профсоюзами коммерческих предприятии, являющихся самостоятельно хозяиствующими субъектами.

Источники, порядок формирования имущества и использования средств профсоюзов определяются их уставами, уставами первичных профсоюзных организации (п. 4 ст. 24 Закона о профсоюзах).

Формальным условием правосубъектности профессионального союза является его легализация в обществе, в силу чего необходимым признаком профсоюза как субъекта права следует считать наличие имени (наименования) и устава, в котором фиксируется это имя, а также указываются другие условия правосубъектности профессионального союза. Уведомительная государственная регистрация проф- союзных организации осуществляется Министерством юстиции РФ или его территориальным органом в субъекте РФ по месту нахождения соответствующего профсоюзного органа и является основанием для включения профсоюзов, их объединении (ассоциации), первичных профсоюзных организации в реестр общественных объединении.

Запрещается дискриминация граждан по признаку членства в профсоюзе: принадлежность или непринадлежность к профсоюзам не влечет какого-либо ограничения социально-трудовых, политических и иных прав и свобод граждан, гарантируемых Конституциеи РФ, федеральными законами и законами субъектов РФ, а также не обусловливает прием на работу, карьерныи рост, увольнение лица с работы.



Основная форма, в которои выражается деятельность профессиональных союзов, – ведение коллективных переговоров с предпринимателями и воздеиствие на них посредством объявления забастовки.

Согласно ч. 1 ст. 30 Конституции РФ каждыи имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединении гарантируется.

Содержание правосубъектности профессионального союза: способность выявлять, фиксировать и представлять во взаимоотношениях с внешними субъектами интересы своих членов; способность защищать указанные интересы; работодательскую правосубъектность; имущественную правосубъектность; деликтоспособность.

3.7 ОСНОВНЫЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПРОФСОЮЗОВ


Основные права профсоюзов (гл. II Закона о профсоюзах).

Юридические обязанности прямо не возлагаются государством на профсоюзы, а вытекают из их защитнои функции, опираются на их уставы и неразрывно связаны с правами.

Предоставленные профсоюзам права одновременно означают и их обязанности, образуя особую юридическую категорию «права- обязанности», где право и обязанность находятся в неразрывном единстве.

Юридические обязанности профсоюзов:

  • это обязанности не перед государством, а перед работниками, чьи интересы они должны представлять и защищать;

  • заключаются в необходимости реализации предоставленных им прав, иначе они не смогут защитить работников;

  • выполняются силои общественного, морального (внутрипрофсоюзного) воздеиствия.

Профсоюзным организациям предоставляются права:

  • на представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов членов профсоюза по вопросам индивидуальных трудовых и связанных с трудом отношении и коллективных прав и интересов работников независимо от членства в профсоюзе (ст. 11);

  • на содеиствие занятости (участие в разработке государственных программ занятости; предложение мер по социальнои защите членов профсоюзов, высвобождаемых в результате реорганизации или ликвидации организации; контроль за занятостью и соблюдением законодательства в области занятости) (ст. 12);

  • на ведение коллективных переговоров, заключение соглашении, коллективных договоров от имени работников, контроль за их выполнением (ст. 13);

  • на участие в урегулировании коллективных трудовых споров, организацию и проведение в соответствии с федеральным законом забастовок, собрании, митингов, уличных шествии, демонстрации, пикетирования и других коллективных деиствии, используя их как средство защиты социально-трудовых прав и интересов работников (ст. 14);

  • на участие в выборах органов государственнои власти и органов местного самоуправления в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъектов РФ, паритетное участие в управлении государственными фондами социального страхования, занятости, медицинского страхования, пенсионным и другими фондами, формируемыми за счет страховых взносов, контроль за использованием средств этих фондов;

  • на взаимодеиствие с органами государственнои власти, органами местного самоуправления, объединениями (союзами, ассоциациями) и организациями по развитию санаторно-курортного лечения, учреждении отдыха, туризма, массовои физическои культуры и спорта (ст. 15);

  • на выдвижение кандидатур своих представителеи для избрания в иные представительные органы работников в организации (ст. 16);

  • на получение от работодателеи, их объединении (союзов, ассоциации), органов государственнои власти и органов местного само- управления информации по социально-трудовым вопросам (ст. 17);

  • на создание образовательных организации и научных организации, осуществление подготовки и дополнительного профессионального образования профсоюзных работников и членов профсоюза (ст.


18);

  • на осуществление профсоюзного контроля за соблюдением работодателями, должностными лицами законодательства о труде (по вопросам трудового договора (контракта), рабочего времени и времени отдыха, оплаты труда, гарантии и компенсации, льгот и преимуществ, а также по другим социальнотрудовым вопросам), проведение проверок (беспрепятственное посещение организации, их структурных подразделении, рабочих мест, где работают члены профсоюза) и требование устранения выявленных нарушении (ст. 19);

  • на участие в формировании государственных программ по вопросам охраны труда и окружающеи среды, в разработке нормативных правовых и других актов, регламентирующих вопросы охраны труда, профессиональных заболевании и экологическои безопасности, в экспертизе безопасности условии труда на проектируемых, строящихся и эксплуатируемых производственных объектах, безопасности проектируемых и эксплуатируемых механизмов и инструментов (ст. 20);

  • на участие в приватизации государственного и муниципального имущества (ст. 21);

  • на участие в формировании социальных программ, направленных на создание условии, обеспечивающих достоиную жизнь и свободное развитие человека, в разработке мер по социальнои защите работников, определении основных критериев жизненного уровня, размеров индексации заработнои платы, пенсии, стипендии, пособии и компенсации в зависимости от изменения индекса цен, а также на осуществление контроля за соблюдением законодательства в указан- нои сфере (ст.

22);

  • на подачу заявлении в защиту трудовых прав членов профсоюза и других работников по их или собственнои инициативе в органы, рассматривающие трудовые споры (ст. 23).

Для реализации этих прав Закон о профсоюзах закрепил принцип независимости профсоюзов

(ст. 5).

Статья 370 ТК РФ устанавливает права профессиональных союзов на осуществление контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права