ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.03.2024
Просмотров: 664
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Место гигиены в системе медицинских наук:
ЭрисманФридрихФридрихович(Швейцария):
Виды санитарно-гигиенических нормативов:
Классификация загрязнений окружающей среды:
Особенности современного экологического кризиса:
Воздействие среды на здоровье:
Экологически зависимые эффекты:
Профилактика вредного воздействия среды на человека:
Понятие о метеотропной и сезонной патологии:
Гигиенические аспекты акклиматизации:
Гигиенические меры акклиматизации к холодному климату:
Физиологические аспекты акклиматизации к холодному климату:
Нарушения здоровья в условиях холодного климата:
Гигиенические аспекты акклиматизации:
Меры акклиматизации к условиям жаркого климата (или к аномальной жаре):
Гигиенические требования к одежде:
Физиологические аспекты акклиматизации к жаркому климату:
Строение атмосферы планеты Земля:
Значение воздуха для человека:
Воздух жилых и общественных помещений:
Физические факторы воздушной среды:
Комплексное действие микроклимата:
Влияние воздухообмена помещений на здоровье человека:
Загрязнение атмосферного воздуха:
Влияние на здоровье человека загрязнения воздуха:
Мероприятия по санитарной охране атмосферного воздуха:
Люминесцентные лампы (в.т.ч. газоразрядные):
Системы искусственного освещения:
ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ОСВЕЩЕНИЯ:
Гигиеническое и эпидемиологическое значение почвы:
Физиологическое значение воды:
Гигиенические требования к питьевой воде:
Методы улучшения качества воды:
Физические свойства звуковой волны:
Система мер профилактики неблагоприятного действия шума на организм:
Система мер профилактики неблагоприятного действия ЭМП на организм:
Действие ЭМП и излучения на организм:
Электромагнитные поля радиочастотного диапазона (ЭМП РЧ):
Классификация факторов производственной среды и трудового процесса:
Система оздоровительных мер на производстве:
Факторы, определяющие работоспособность:
Утомление, переутомление, их профилактика:
Профессиональные и профессионально обусловленные заболевания:
Система мер профилактики профессиональных заболеваний в медицине:
Виды ионизирующих излучений и их характеристика и действие на организм:
Детерминированные и стохастические эффекты:
ОТКРЫТЫЕ И ЗАКРЫТЫЕ ИСТОЧНИКИ:
Гигиена лечебно-профилактических организаций (ЛПО):
Гигиенические требования к земельному участку ЛПО:
Гигиенические требования к архитектурно-планировочному решению ЛПО:
Гигиенические требования к воздушно-тепловому режиму ЛПО:
Гигиенические требования к освещению ЛПО:
Гигиенические требования к внутренней отделке помещений ЛПО:
Гигиенические требования к приемному отделению:
Гигиенические требования к палатной секции ЛПО:
Особенности планировки инфекционных отделений:
Гигиенические требования к отделению хирургического профиля:
Правовые аспекты охраны здоровья военнослужащих:
Санитарно-гигиеническое обеспечение войск:
Санитарно-эпидемиологический надзор и медицинский контроль в Вооруженных Силах РФ:
Особенности медицинского контроля в военное время и при чрезвычайных ситуациях:
Гигиенические требования к участку и территории жилых зданий: Выбор участка:
Гигиенические требования к размещению жилых зданий:
Организация придомовой территории:
Требования к удалению бытовых отходов и мусора:
Квартира, как основной элемент жилища:
Гигиеническое значение открытых помещений квартиры:
Требования к строительным и отделочным материалам жилых помещений:
Гигиенические требования к воздухообмену:
Естественному и искусственному освещению:
Адаптация жилья для людей с ограниченными возможностями:
Принципы рационального питания:
Требования к пищевому рациону:
Значение питания для здоровья человека:
Современные проблемы питания населения России:
Алиментарно-зависимые заболевания, их профилактика:
Биологическая ценность и аминокислотный состав пищевых белков:
Последствия избыточного и недостаточного поступления белков с пищей:
Полиненасыщенные жирные кислоты:
Последствия избыточного и недостаточного поступления жиров с пищей:
Пищевые волокна, источники и значение в питании:
Значение минеральных веществ в питании:
Значение и физиологические потребности:
Микроэлементозы и их профилактика:
Биофлавоноиды, физиологическое значение:
Витаминоподобные вещества, значение в питании:
Лечебное и диетическое питание:
Гигиенические аспекты организации:
Стандартизация диетического питания:
Классификация продуктов питания:
Бракераж сырой и готовой продукции:
Расследование пищевых отравлений:
Клинические и эпидемиологические особенности:
Причины и условия возникновения:
Причины и условия возникновения:
Причины и условия возникновения:
Пищевые отравления немикробного происхождения:
Причины и условия возникновения, клиника:
Транспортировке пищевых продуктов:
Кулинарной обработке пищевых продуктов:
Мытью и обеззараживанию столовой и кухонной посуды:
Личная и производственная гигиена работников пищеблока:
Основные формы документации на пищеблоке:
Факторы, определяющие здоровье:
Профилактические медицинские осмотры детей:
Система профилактики нарушений здоровья детей:
Нозологическая структура в разных возрастных группах:
Методы изучения заболеваемости:
Физическое развитие и биологический возраст:
Методы оценки физического развития детей, их характеристика:
Рост и развитие детей и подростков:
ЗАКОНОМЕРНОСТИ РОСТА И РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗМА:
Применение в практике здравоохранения:
Физиолого-гигиенические основы организации деятельности детей:
Анатомо-физиологические особенности детского возраста:
Нервная система и высшая нервная деятельность дошкольников:
Особенности психики подростка:
Методы изучения работоспособности и функционального состояния организма:
Утоление и переутомление детей:
Профилактика утомления и переутомления:
Гигиенические требования к режиму дня детей:
Гигиенические требования к расписанию общеобразовательной организации:
Физиологические основы правильного положения тела ребенка (поза сидя):
Гигиеническое значение мебели:
Нарушения осанки у детей и подростков:
Причины и условия формирования у детей и подростков:
Физиологическая сущность и значение для здоровья:
Основные принципы закаливания:
Методы определения закаленности у детей:
Профессиональная ориентация детей и подростков:
Роль родителей и специалистов:
Врачебная профессиональная консультация:
Понятие о ключевых профессионально-значимых функциях, методы их определения:
Ответы на экзамениционные вопросы по гигиене 2021
Умныйстудент-источник(информационныйсайтдлястудентовмедиков)!
-
Гигиена как раздел медицины и здравоохранения: определение, цель, задачи, объект, предмет и дифференциация гигиены. Место гигиены в системе медицинских наук.
Ответ:
Медицина– система наук и практическая деятельность, направленная на сохранение здоровья человека, продление его жизни, предупреждение и лечение болезни.
Разделы медицины:
-
Клиническая; -
Экспериментальная; -
Профилактическая.
Гигиена- основа профилактической медицины.
ГИГИЕНА:
Определение:
-
Гигиена – медицинская наука, изучающая закономерности влияния среды обитания на организм человека с целью сохранения его здоровья. -
Гигиена – медицинская наука, изучающая влияние факторов окружающей среды и производственной деятельности на здоровье человека, его работоспособность, продолжительность жизни, разрабатывающая нормативы, требования и санитарные мероприятия, направленные на оздоровление населенных мест, условий жизни и деятельности людей (ВАК).
Цель, объект и предмет:
-
Цель гигиены и главный критерий ее эффективности как науки и практики – здоровье общества. -
Объект гигиены – человек в реальных условиях среды (а не средовые факторы). -
Предмет гигиены – влияние среды на организм (на уровне группы и популяции).
Задачи:
-
Изучение и оценка здоровья населения. -
Изучение факторов среды обитания. -
Выявление причинно-следственных связей в системе «здоровье – среда», прогнозирование. -
Разработка научных основ и реализация практических мер по обеспечению санитарно- эпидемиологического благополучия населения.
Дифференциация гигиены:
Стройки, новые города, освоение земель и природных ресурсов, развитие техники, народного хозяйства, школы, детские лагеря. Поэтому гигиена как наука и практика интенсивно развивалась и дифференцировалась.
-
Социальная гигиена - изучает влияние социальных факторов среды на человека. -
Коммунальная гигиена – изучает вопросы санитарной охраны воды, воздуха, почвы, градостроительства, жилья и лечебно-профилактических учреждений. -
Гигиена питания – изучает вопросы рационального питания и безопасности продуктов питания. -
Гигиена труда - изучает влияние на организм человека факторов рабочей среды и трудового процесса. -
Гигиена детей и подростков – изучает влияние факторов среды обитания на организм ребенка. -
Радиационная гигиена – изучает вопросы радиационной безопасности населения. -
Военная гигиена – изучает влияние на организм военнослужащего факторов трудового процесса и рабочей среды. -
Гигиена на транспорте – изучает влияние на организм человека транспортных средств (авиатранспорта, железнодорожного, автомобильного). -
Психогигиена – изучает влияние на организм психогигиенических факторов, основы психопрофилактики болезней. -
Гигиена космических полетов – изучает влияние на организм факторов, действующих на организм во время космических полетов.
Место гигиены в системе медицинских наук:
Гигиена имеет обширные связи с другими науками – медицинскими и немедицинскими – вследствие самого определения гигиены как науки, вследствие ее задач.
Действительно, мало того, что гигиенист должен знать природу человека, всесторонне оценивать его здоровье и патологию.
Гигиенист изучает ВСЕ факторы среды обитания, ВСЕ их многообразное влияние на человека и популяцию.
В этом многообразии состоит основная трудность гигиены как науки и практики. Гигиенист должен быть разносторонне образованным человеком, иметь широкий круг интересов.
Факторы среды обитания – это:
-
Биологические (вирусные, бактериальные, паразитарные и иные); -
Химические; -
Физические (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловые, ионизирующие, неионизирующие и иные излучения); -
Социальные (питание, водоснабжение, условия быта, труда, отдыха) и -
иные факторы среды обитания, которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека и (или) на состояние здоровья будущих поколений.
-
История развития гигиены: этапы, их характеристика. Основоположники гигиены.
Ответ:
Этапы развития гигиены:
-
Эмпирический этап. -
Оформление гигиены как науки (XVIII–XIX вв.). Основоположники гигиены. -
Развитие гигиены в ХХ веке (Советский этап развития гигиены), дифференциация, основные разделы гигиены. -
Современный этап (с 2003 года). ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ:
-
Для обеспечения водой в домах горожан сооружали глубокие каменные резервуары - колодцы. Под землей обнаружены глиняные трубы, которые могли служить как для подачи воды так и для стока нечистот. -
Гигиенические традиции и обычаи предписывали опрятность в быту и умеренность в пище:
«Египтяне… пьют только из медных сосудов, которые чистят ежедневно… платье носят полотняное, всегда свежевымытое, и это составляет для них предмет большой заботы. Моются два раза в день и два раза в ночь. Обрезают себя ради чистоты, предпочитая быть опрятными, нежели красивыми.
-
Греки считали египтян «изобретателями медицины, в особенности медицины предупредительной».
ДРЕВНИЙ КИТАЙ:
-
Среди важнейших лечебно-профилактических мероприятий были: массаж, лечебная и дыхательная гимнастика, которая использовалась для сохранения здоровья и достижения долголетия. -
Археологические изыскания показали, что территория китайских поселений подвергалась санитарной мелиорации, на площадях и улицах имелись мостовые, жилые дома отапливались внутри стенными трубами. -
Для китайцев «настоящий врач не тот кто лечит заболевшего, а тот, кто предотвращает болезнь».
ДРЕВНЯ ГРЕЦИЯ:
-
Гигиея – древнегреческая богиня здоровья, дочь Эскулапа, бога врачевания. -
Трактаты Гиппократа считаются первыми научными трудами по гигиене и содержат систематическое изучение внешних условий: воздуха, воды климата с точки зрения их влияния на здоровье.
ДРЕВНИЙ РИМ:
-
Нормирование высоты домов и ширины улиц (строительный устав Нерона). -
Надзор за чистотой улиц, продажей съестных припасов. -
Водопровод – до 88 ведер в сутки . -
Канализация. -
Зачатки военной гигиены. -
Постепенное превращение римской медицины из предупредительной в лечебную. СРЕДНИЕ ВЕКА В ЕВРОПЕ:
-
в Европе в это время из-за религиозного фанатизма, недостатка общей культуры населения, бедности произошел упадок гигиены, знания древних были забыты. -
улицы европейских городов напоминали сточные канавы. -
личная гигиена не только не была необходимостью, но иногда почиталась за грех. -
эпидемии уносили тысячи жизней. -
средняя продолжительность жизни была крайне низка – около 30-40 лет.
Возрождение общественной гигиены в Европе произошло в конце XVI – XVII веках: началось развитие эпидемиологии, прививочного дела, медицинской географии, медико-санитарной статистики.
СРЕДНИЕ ВЕКА В РОССИИ И НА ВОСТОКЕ:
В то же время в России гигиенические навыки среди населения были весьма распространены: обязательная ежедневная баня, умывание, чистая одежда. Великий Новгород в XI веке был одним из самых цивилизованных городов – оборудован канализацией, вымощен каменными мостовыми. На Руси были разработаны документы, оговаривающие быт населения – Домострой, Азбуковники (XVII век); они включали в том числе сведения гигиены.
На Востоке гигиенические процедуры были обязательны при отправлении религиозных культов (например, омовения перед молитвой в исламе), для поддержания чистоты и отдыха тела и души (турецкая, японская бани) и др.
ОСНОВОПОЛОЖНИКИ: