ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2024

Просмотров: 488

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Место гигиены в системе медицинских наук:

Этапы развития гигиены:

МаксфонПеттенкофер(Германия):

ЭрисманФридрихФридрихович(Швейцария):

ДоброславинАлексейПетрович:

ГригорийВитальевичХлопин:

ГИГИЕНИЧЕСКОЕ НОРМИРОВАНИЕ:

Значение:

Виды нормативных документов:

Виды санитарно-гигиенических нормативов:

Гигиена окружающей среды:

Классификация загрязнений окружающей среды:

Особенности современного экологического кризиса:

Воздействие среды на здоровье:

Экологически зависимые эффекты:

Профилактика вредного воздействия среды на человека:

Климат и погода:

Климатообразующие факторы:

Классификации климата:

Понятие о метеотропной и сезонной патологии:

Определение:

Гигиенические аспекты акклиматизации:

Гигиенические меры акклиматизации к холодному климату:

Физиологические аспекты акклиматизации к холодному климату:

Нарушения здоровья в условиях холодного климата:

Определение:

Гигиенические аспекты акклиматизации:

Меры акклиматизации к условиям жаркого климата (или к аномальной жаре):

Гигиенические требования к одежде:

Физиологические аспекты акклиматизации к жаркому климату:

Строение атмосферы планеты Земля:

Состав воздуха:

Свойства воздуха:

Значение воздуха для человека:

Воздух жилых и общественных помещений:

Физические факторы воздушной среды:

Микроклимат:

Комплексное действие микроклимата:

Воздухообмен:

Влияние воздухообмена помещений на здоровье человека:

Загрязнение атмосферного воздуха:

Влияние на здоровье человека загрязнения воздуха:

Мероприятия по санитарной охране атмосферного воздуха:

ЕСТЕСТВЕННОЕ ОСВЕЩЕНИЕ:

ИСКУССТВЕННОЕ ОСВЕЩЕНИЕ:

Лампы накаливания:

Люминесцентные лампы (в.т.ч. газоразрядные):

Типы газоразрядных ламп:

лампывысокогодавления:

лампы сверхвысокого давления:

Системы искусственного освещения:

Нормируемые показатели:

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ОСВЕЩЕНИЯ:

Определение:

Почвообразующие факторы:

Состав и свойства почвы:

Гигиеническое и эпидемиологическое значение почвы:

Самоочищение:

Санитарная охрана:

Физиологическое значение воды:

Хозяйственное значение воды:

Свойства воды:

Гигиенические требования к питьевой воде:

Источники воды:

Методы улучшения качества воды:

ШУМ:

Физические свойства звуковой волны:

Восприятие звука:

Классификация:

Действие шума на организм:

Система мер профилактики неблагоприятного действия шума на организм:

Определения:

Инфразвук:

Ультразвук:

Определение:

Классификация:

Действие на организм:

Действие ЭМП на организм:

Система мер профилактики неблагоприятного действия ЭМП на организм:

Действие ЭМП и излучения на организм:

Лазерное излучение:

Электромагнитные поля радиочастотного диапазона (ЭМП РЧ):

ГИГИЕНА ТРУДА:

Задачи:

Значение:

Условия труда:

Классификация факторов производственной среды и трудового процесса:

Система оздоровительных мер на производстве:

РАБОТОСПОСОБНОСТЬ:

Фазы:

Факторы, определяющие работоспособность:

Утомление, переутомление, их профилактика:

Гигиена труда врачей:

Профессиональные и профессионально обусловленные заболевания:

Система мер профилактики профессиональных заболеваний в медицине:

РАДИАЦИОННАЯ ГИГИЕНА:

Виды ионизирующих излучений и их характеристика и действие на организм:

Детерминированные и стохастические эффекты:

ОТКРЫТЫЕ И ЗАКРЫТЫЕ ИСТОЧНИКИ:

Защита при работе с ними:

Гигиена лечебно-профилактических организаций (ЛПО):

Задачи:

Гигиенические требования к земельному участку ЛПО:

Гигиенические требования к архитектурно-планировочному решению ЛПО:

Типы строительства ЛПО:

Гигиенические требования к воздушно-тепловому режиму ЛПО:

Отопление:

Гигиенические требования к освещению ЛПО:

Гигиенические требования к внутренней отделке помещений ЛПО:

Гигиенические требования к приемному отделению:

Гигиенические требования к палатной секции ЛПО:

Особенности планировки инфекционных отделений:

Гигиенические требования к отделению хирургического профиля:

Внутрибольничная инфекция:

Классификация:

Военная гигиена:

Правовые аспекты охраны здоровья военнослужащих:

Санитарно-гигиеническое обеспечение войск:

Санитарно-эпидемиологический надзор и медицинский контроль в Вооруженных Силах РФ:

Особенности медицинского контроля в военное время и при чрезвычайных ситуациях:

Гигиенические требования к участку и территории жилых зданий: Выбор участка:

Требования к участку:

Гигиенические требования к размещению жилых зданий:

Организация придомовой территории:

Требования к удалению бытовых отходов и мусора:

Квартира, как основной элемент жилища:

Планировка:

Площади основных помещений:

Гигиеническое значение открытых помещений квартиры:

Требования к строительным и отделочным материалам жилых помещений:

Гигиенические требования к:

Гигиенические требования к воздухообмену:

Отоплению жилых помещений:

Естественному и искусственному освещению:

Инсоляции:

Адаптация жилья для людей с ограниченными возможностями:

РАЦИОНАЛЬНОЕ ПИТАНИЕ:

Принципы рационального питания:

Требования к пищевому рациону:

Значение питания для здоровья человека:

Современные проблемы питания населения России:

Алиментарно-зависимые заболевания, их профилактика:

Роль белков в питании:

Продукты-источники:

Физиологические потребности:

Биологическая ценность и аминокислотный состав пищевых белков:

Последствия избыточного и недостаточного поступления белков с пищей:

Значение жиров в питании:

Продукты-источники:

Физиологические потребности:

Полиненасыщенные жирные кислоты:

Последствия избыточного и недостаточного поступления жиров с пищей:

Роль углеводов в питании:

Продукты-источники:

Физиологические потребности:

Пищевые волокна, источники и значение в питании:

Значение минеральных веществ в питании:

Продукты-источники:

Значение и физиологические потребности:

Микроэлементозы и их профилактика:

Роль витаминов в питании:

Источники:

Физиологические потребности:

Биофлавоноиды, физиологическое значение:

Витаминоподобные вещества, значение в питании:

РЕЖИМ ПИТАНИЯ:

Лечебное и диетическое питание:

Гигиенические аспекты организации:

Стандартизация диетического питания:

Качество продуктов питания:

Гигиенические требования:

Классификация продуктов питания:

Экспертиза продуктов питания:

Бракераж сырой и готовой продукции:

Значение:

Организация в ЛПО:

Обязанности врача:

Пищевые отравления:

Классификация:

Расследование пищевых отравлений:

Этапы:

Обязанности врача:

Документы:

Токсикоинфекции:

Причины возникновения:

Клинические и эпидемиологические особенности:

Профилактика:

Ботулизм:

Причины и условия возникновения:

Клиника:

Клинические проявления:

Профилактика:

Стафилококковый токсикоз:

Причины и условия возникновения:

Клиника:

Профилактика:

Микотоксикозы:

Причины и условия возникновения:

Профилактика:

Пищевые отравления немикробного происхождения:

Причины и условия возникновения, клиника:

Профилактика:

Гигиенические требования к планировке, оборудованию и содержанию пищеблока лечебно- профилактических организаций:

Гигиенические требования к:

Транспортировке пищевых продуктов:

Кулинарной обработке пищевых продуктов:

Мытью и обеззараживанию столовой и кухонной посуды:

Личная и производственная гигиена работников пищеблока:

Основные формы документации на пищеблоке:

Здоровье детей и подростков:

Факторы, определяющие здоровье:

Индивидуальное здоровье:

Показатели:

Методы изучения:

Общественное здоровье:

Показатели:

Профилактические медицинские осмотры детей:

Нормативный документ:

Организация:

Группы здоровья детей:

Система профилактики нарушений здоровья детей:

Заболеваемость детей:

Нозологическая структура в разных возрастных группах:

Методы изучения заболеваемости:

Понятия:

Физическое развитие и биологический возраст:

Показатели:

Значение:

Методы исследования:

Методы оценки физического развития детей, их характеристика:

Рост и развитие детей и подростков:

ЗАКОНОМЕРНОСТИ РОСТА И РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗМА:

Возрастная периодизация:

Классификация:

ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ 2

Применение в практике здравоохранения:

Физиолого-гигиенические основы организации деятельности детей:

Анатомо-физиологические особенности детского возраста:

Нервная система и высшая нервная деятельность дошкольников:

Особенности психики подростка:

Работоспособность детей:

Методы изучения работоспособности и функционального состояния организма:

Утоление и переутомление детей:

Причины развития:

Признаки:

Методы изучения:

Профилактика утомления и переутомления:

Гигиенические требования к режиму дня детей:

Гигиенические требования к расписанию общеобразовательной организации:

Нормативный документ:

Физиологические основы правильного положения тела ребенка (поза сидя):

Мебель:

Виды:

Гигиенические требования:

Гигиеническое значение мебели:

Основные определения:

Нормативный документ:

Нарушения осанки у детей и подростков:

Виды:

Причины:

Методы исследования:

Профилактика:

Близорукость:

Причины и условия формирования у детей и подростков:

Меры профилактики:

Закаливание:

Физиологическая сущность и значение для здоровья:

Основные принципы закаливания:

Средства закаливания:

Методы определения закаленности у детей:

Профессиональная ориентация детей и подростков:

Этапы:

Задачи:

Методы:

Организация:

Роль родителей и специалистов:

Врачебная профессиональная консультация:

Этапы:

Задачи:

Методы:

Организация:

Специалисты:

Понятие о ключевых профессионально-значимых функциях, методы их определения:

Здоровый образ жизни:

Элементы:

Гигиеническое воспитание и обучение:

Методы:

Контроль эффективности гигиенического воспитания:

Методы изучения заболеваемости:



Традиционные методы изучения заболеваемости, использующиеся на практике:


  1. Эпидемиологический метод (санитарностатистический, клинические, биомониторинговые, картографические приемы и методики);

  2. Исследуется заболеваемость детей по обращаемости (отчетная форма №12 «Сведения о числе заболеваний, зарегистрированных у больных, проживающих в районе обслуживания лечебного учреждения», учетные формы № 026-2000у, №112 и др.);

  3. Исследуется патологическая пораженность детей (по результатам профилактических осмотров детей).

Нетрадиционные (новые) методы:
1. ВОЗ считает, что необходимо разрабатывать новые методы сбора данных о заболеваемости для удовлетворения новых информационных требований в сфере «здоровье благополучие», а не только использовать традиционные количественные данные на основе регистрации, используемые для базовой статистики здравоохранения.

Новые методы в изучении заболеваемости технологии будущего:
Эксперты ВОЗ в «Докладе о состоянии здравоохранения в Европе (2015):
1. Больши́е да́нные это совокупность подходов, инструментов и методов обработки структурированных и неструктурированных данных огромных объёмов и значительного

многообразия для получения воспринимаемых человеком результатов, эффективных в условиях непрерывного прироста, сформировавшихся в конце 2000-х годов, альтернативных традиционным системам
управления базами данных. В широком смысле о

«больших данных» говорят как о социальноэкономическом феномене, связанном с появлением технологических возможностей анализировать огромные массивы данных, в

некоторых проблемных областях из традиционных и нетрадиционных источников информации.

Понятия:



ПАТОЛОГИЧЕСКАЯ ПОРАЖЕННОСТЬ отражает число случаев заболеваний и функциональных отклонений (диагнозов по МКБ), выявленных в процессе медицинских осмотров в расчете на 100, 1000 или 10000 осмотренных (детей).

ИНДЕКС ЗДОРОВЬЯ удельный вес лиц, не болевших в отчетном году, % от числа обследованных;



Главными негативными факторами школьной среды считаются: 1) качество питания, 2) интенсификация учебного процесса, 3) снижение двигательной активности, 4) компьютер и другие технические средства обучения (ТСО).

  1. Физическое развитие и биологический возраст: определения, показатели, значение, методы исследования. Методы оценки физического развития детей, их характеристика.

Ответ:

Физическое развитие и биологический возраст:



Определение:


    1. ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ – это совокупность морфологических и функциональных свойств организма, характеризующих процессы его роста и развития и определяющих запас его физических сил.

    2. БИОЛОГИЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ – совокупность морфофункциональных особенностей организма, зависящих от индивидуального темпа роста и развития.

Показатели:



Биологический возраст:


  1. Вторичные половые признаки;

  2. Скорость процессов роста;

  3. Оссификация скелета, развитие зубной системы. Морфофункциональное состояние организма:

  1. Соматометрические показатели длина и масса тела, окружность грудной клетки.

  2. Соматоскопические показатели форма грудной клетки, спины, стоп, осанка, состояние мускулатуры, жироотложение, эластичность кожи, половое созревание.

  3. Функциональные, физиометрические показатели жизненная емкость легких, сила сжатия кисти рук.

Значение:


Именно физическое развитие в детском возрасте определяет здоровье в старшем возрасте, включая потенциальное активное долголетие и передачу соответствующих качеств будущим поколениям. Физическое развитие детей – один из базовых, обобщающих параметров здоровья и поэтому используется в качестве индикатора социального благополучия общества (масса тела при рождении).

Методы исследования:




ИССЛЕДОВАНИЕ ФР – сбор данных (соматоскопические, физиометрические соматометрические методы).

Методы оценки физического развития детей, их характеристика:


КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА ФР индивидуума включает определение биологического возраста и степень гармоничности морфофункционального состояния.

Производится:

  1. Оценка физического развития (или морфофункционального состояния) индивидуума;

  2. Оценка биологического развития (возраста, БР) индивидуума;

  3. Комплексная оценка физического развития индивидуума (ФР и БР);

  4. Оценка физического развития коллектива (генерализующие и индивидуализирующие или лонгитудинальные методы).


Методы:


  1. МЕТОД ИНДЕКСОВ - используется для оценки массо-ростовых соотношений. Сущность метода состоит в изучении соотношений (проведении расчетов по известным формулам) различных продольных и (или) поперечных размеров тела, чаще всего длины, массы тела, окружности груди.

Применяются индексы: Кетле (ИМТ): I = Р / L 2 , Брока (I = Р – (L – 100)), Рорера (I = Р / L 3 ), Ливии (I = 3√(Р / L 3 )), Пинье (I = L – (Р + T)), где L – длина тела (м), P – масса тела, (кг), T – окружность груди

Достоинства метода: простота, доступность для понимания, возможность использования в масштабных популяционных исследованиях.

Недостатки: не учитывают анатомо-физиологические особенности организма (пол и возраст), закономерности изменчивости и роста различных частей тела, корреляции

между признаками, обычно отсутствуют границы нормы, необходимы расчеты в практике использования.

  1. МЕТОД СИГМАЛЬНЫХ ОТКЛОНЕНИЙ: сущность метода заключается в том, что показатели физического развития индивидуума (рост, масса тела и др.) сравнивают со средними арифметическими этих признаков для соответствующей возрастно-половой группы, взятыми из таблицы стандартов. В качестве нормирующего показателя было выбрано среднее квадратическое отклонение или сигма δ.


При этом проводятся расчеты разницы между фактическими (и средними значениями, выражаемыми в долях сигмы (Хδ) по формуле: Хδ = (М факт. – М ср.) / δ, где М факт – индивидуальный показатель, М ср среднее значение, δ сигмальное отклонение. Затем соотносят полученное значение с графиком нормального распределения. Если полученное значение Хδ входит в интервал от (– 1,0) до (+1,0), то развитие ребенка гармонично, если в интервалы от (–2,0) до ( –1,1) и от 1,1 до 2,0 – дисгармонично, если в интервалы менее (-2,0) и более 2,0 – резко дисгармонично. Аналогичные расчеты и действия проводятся по каждому из показателей физического развития.

  1. МЕТОД ЦЕНТИЛЬНЫХ ШКАЛ - сущность метода состоит в сравнении показателей со средними значениями признаков в их возрастно-половой группе. Для каждой группы составлены свои центильные таблицы, которые имеют границы признаков в долях или процентах (центилях). В качестве нормирующего показателя используется непараметрическая характеристика распределения процентиль. Отличие от метода сигмальных отклонений состоит в том, что ряд фактических значений показателя делят не на сигмальные отклонения, а на 100 частей или процентилей (Р). Для оценки отклонений фактических величин от должных используется значение персентиля, которому соответствует фактическое значение (или номер «коридора»), к которому оно относится. Процентильный метод часто применяется за рубежом в виде диаграмм – процентильных кривых.

  2. МЕТОД ШКАЛ РЕГРЕССИИ - сущность метода в отличие от предыдущих, дает возможность оценить развитие одного признака (масса тела, окружность груди), в зависимости от другого (длина тела), который принимается за основу оценки физического развития . Для каждой возрастно-половой группы построена отдельная таблица, учитывающая связь отдельных признаков. Процесс оценки физического развития заключается в сравнении фактических данных индивидуума и табличных (нормативных) значений. В качестве основы вычисления принято изменение роста на 1см. В соответствующей по полу и возрасту ребенка таблице находят его рост, затем строго по горизонтальной строке – соответствующий данному росту диапазон «нормы» массы тела.