ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2024

Просмотров: 634

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Место гигиены в системе медицинских наук:

Этапы развития гигиены:

МаксфонПеттенкофер(Германия):

ЭрисманФридрихФридрихович(Швейцария):

ДоброславинАлексейПетрович:

ГригорийВитальевичХлопин:

ГИГИЕНИЧЕСКОЕ НОРМИРОВАНИЕ:

Значение:

Виды нормативных документов:

Виды санитарно-гигиенических нормативов:

Гигиена окружающей среды:

Классификация загрязнений окружающей среды:

Особенности современного экологического кризиса:

Воздействие среды на здоровье:

Экологически зависимые эффекты:

Профилактика вредного воздействия среды на человека:

Климат и погода:

Климатообразующие факторы:

Классификации климата:

Понятие о метеотропной и сезонной патологии:

Определение:

Гигиенические аспекты акклиматизации:

Гигиенические меры акклиматизации к холодному климату:

Физиологические аспекты акклиматизации к холодному климату:

Нарушения здоровья в условиях холодного климата:

Определение:

Гигиенические аспекты акклиматизации:

Меры акклиматизации к условиям жаркого климата (или к аномальной жаре):

Гигиенические требования к одежде:

Физиологические аспекты акклиматизации к жаркому климату:

Строение атмосферы планеты Земля:

Состав воздуха:

Свойства воздуха:

Значение воздуха для человека:

Воздух жилых и общественных помещений:

Физические факторы воздушной среды:

Микроклимат:

Комплексное действие микроклимата:

Воздухообмен:

Влияние воздухообмена помещений на здоровье человека:

Загрязнение атмосферного воздуха:

Влияние на здоровье человека загрязнения воздуха:

Мероприятия по санитарной охране атмосферного воздуха:

ЕСТЕСТВЕННОЕ ОСВЕЩЕНИЕ:

ИСКУССТВЕННОЕ ОСВЕЩЕНИЕ:

Лампы накаливания:

Люминесцентные лампы (в.т.ч. газоразрядные):

Типы газоразрядных ламп:

лампывысокогодавления:

лампы сверхвысокого давления:

Системы искусственного освещения:

Нормируемые показатели:

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ОСВЕЩЕНИЯ:

Определение:

Почвообразующие факторы:

Состав и свойства почвы:

Гигиеническое и эпидемиологическое значение почвы:

Самоочищение:

Санитарная охрана:

Физиологическое значение воды:

Хозяйственное значение воды:

Свойства воды:

Гигиенические требования к питьевой воде:

Источники воды:

Методы улучшения качества воды:

ШУМ:

Физические свойства звуковой волны:

Восприятие звука:

Классификация:

Действие шума на организм:

Система мер профилактики неблагоприятного действия шума на организм:

Определения:

Инфразвук:

Ультразвук:

Определение:

Классификация:

Действие на организм:

Действие ЭМП на организм:

Система мер профилактики неблагоприятного действия ЭМП на организм:

Действие ЭМП и излучения на организм:

Лазерное излучение:

Электромагнитные поля радиочастотного диапазона (ЭМП РЧ):

ГИГИЕНА ТРУДА:

Задачи:

Значение:

Условия труда:

Классификация факторов производственной среды и трудового процесса:

Система оздоровительных мер на производстве:

РАБОТОСПОСОБНОСТЬ:

Фазы:

Факторы, определяющие работоспособность:

Утомление, переутомление, их профилактика:

Гигиена труда врачей:

Профессиональные и профессионально обусловленные заболевания:

Система мер профилактики профессиональных заболеваний в медицине:

РАДИАЦИОННАЯ ГИГИЕНА:

Виды ионизирующих излучений и их характеристика и действие на организм:

Детерминированные и стохастические эффекты:

ОТКРЫТЫЕ И ЗАКРЫТЫЕ ИСТОЧНИКИ:

Защита при работе с ними:

Гигиена лечебно-профилактических организаций (ЛПО):

Задачи:

Гигиенические требования к земельному участку ЛПО:

Гигиенические требования к архитектурно-планировочному решению ЛПО:

Типы строительства ЛПО:

Гигиенические требования к воздушно-тепловому режиму ЛПО:

Отопление:

Гигиенические требования к освещению ЛПО:

Гигиенические требования к внутренней отделке помещений ЛПО:

Гигиенические требования к приемному отделению:

Гигиенические требования к палатной секции ЛПО:

Особенности планировки инфекционных отделений:

Гигиенические требования к отделению хирургического профиля:

Внутрибольничная инфекция:

Классификация:

Военная гигиена:

Правовые аспекты охраны здоровья военнослужащих:

Санитарно-гигиеническое обеспечение войск:

Санитарно-эпидемиологический надзор и медицинский контроль в Вооруженных Силах РФ:

Особенности медицинского контроля в военное время и при чрезвычайных ситуациях:

Гигиенические требования к участку и территории жилых зданий: Выбор участка:

Требования к участку:

Гигиенические требования к размещению жилых зданий:

Организация придомовой территории:

Требования к удалению бытовых отходов и мусора:

Квартира, как основной элемент жилища:

Планировка:

Площади основных помещений:

Гигиеническое значение открытых помещений квартиры:

Требования к строительным и отделочным материалам жилых помещений:

Гигиенические требования к:

Гигиенические требования к воздухообмену:

Отоплению жилых помещений:

Естественному и искусственному освещению:

Инсоляции:

Адаптация жилья для людей с ограниченными возможностями:

РАЦИОНАЛЬНОЕ ПИТАНИЕ:

Принципы рационального питания:

Требования к пищевому рациону:

Значение питания для здоровья человека:

Современные проблемы питания населения России:

Алиментарно-зависимые заболевания, их профилактика:

Роль белков в питании:

Продукты-источники:

Физиологические потребности:

Биологическая ценность и аминокислотный состав пищевых белков:

Последствия избыточного и недостаточного поступления белков с пищей:

Значение жиров в питании:

Продукты-источники:

Физиологические потребности:

Полиненасыщенные жирные кислоты:

Последствия избыточного и недостаточного поступления жиров с пищей:

Роль углеводов в питании:

Продукты-источники:

Физиологические потребности:

Пищевые волокна, источники и значение в питании:

Значение минеральных веществ в питании:

Продукты-источники:

Значение и физиологические потребности:

Микроэлементозы и их профилактика:

Роль витаминов в питании:

Источники:

Физиологические потребности:

Биофлавоноиды, физиологическое значение:

Витаминоподобные вещества, значение в питании:

РЕЖИМ ПИТАНИЯ:

Лечебное и диетическое питание:

Гигиенические аспекты организации:

Стандартизация диетического питания:

Качество продуктов питания:

Гигиенические требования:

Классификация продуктов питания:

Экспертиза продуктов питания:

Бракераж сырой и готовой продукции:

Значение:

Организация в ЛПО:

Обязанности врача:

Пищевые отравления:

Классификация:

Расследование пищевых отравлений:

Этапы:

Обязанности врача:

Документы:

Токсикоинфекции:

Причины возникновения:

Клинические и эпидемиологические особенности:

Профилактика:

Ботулизм:

Причины и условия возникновения:

Клиника:

Клинические проявления:

Профилактика:

Стафилококковый токсикоз:

Причины и условия возникновения:

Клиника:

Профилактика:

Микотоксикозы:

Причины и условия возникновения:

Профилактика:

Пищевые отравления немикробного происхождения:

Причины и условия возникновения, клиника:

Профилактика:

Гигиенические требования к планировке, оборудованию и содержанию пищеблока лечебно- профилактических организаций:

Гигиенические требования к:

Транспортировке пищевых продуктов:

Кулинарной обработке пищевых продуктов:

Мытью и обеззараживанию столовой и кухонной посуды:

Личная и производственная гигиена работников пищеблока:

Основные формы документации на пищеблоке:

Здоровье детей и подростков:

Факторы, определяющие здоровье:

Индивидуальное здоровье:

Показатели:

Методы изучения:

Общественное здоровье:

Показатели:

Профилактические медицинские осмотры детей:

Нормативный документ:

Организация:

Группы здоровья детей:

Система профилактики нарушений здоровья детей:

Заболеваемость детей:

Нозологическая структура в разных возрастных группах:

Методы изучения заболеваемости:

Понятия:

Физическое развитие и биологический возраст:

Показатели:

Значение:

Методы исследования:

Методы оценки физического развития детей, их характеристика:

Рост и развитие детей и подростков:

ЗАКОНОМЕРНОСТИ РОСТА И РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗМА:

Возрастная периодизация:

Классификация:

ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ 2

Применение в практике здравоохранения:

Физиолого-гигиенические основы организации деятельности детей:

Анатомо-физиологические особенности детского возраста:

Нервная система и высшая нервная деятельность дошкольников:

Особенности психики подростка:

Работоспособность детей:

Методы изучения работоспособности и функционального состояния организма:

Утоление и переутомление детей:

Причины развития:

Признаки:

Методы изучения:

Профилактика утомления и переутомления:

Гигиенические требования к режиму дня детей:

Гигиенические требования к расписанию общеобразовательной организации:

Нормативный документ:

Физиологические основы правильного положения тела ребенка (поза сидя):

Мебель:

Виды:

Гигиенические требования:

Гигиеническое значение мебели:

Основные определения:

Нормативный документ:

Нарушения осанки у детей и подростков:

Виды:

Причины:

Методы исследования:

Профилактика:

Близорукость:

Причины и условия формирования у детей и подростков:

Меры профилактики:

Закаливание:

Физиологическая сущность и значение для здоровья:

Основные принципы закаливания:

Средства закаливания:

Методы определения закаленности у детей:

Профессиональная ориентация детей и подростков:

Этапы:

Задачи:

Методы:

Организация:

Роль родителей и специалистов:

Врачебная профессиональная консультация:

Этапы:

Задачи:

Методы:

Организация:

Специалисты:

Понятие о ключевых профессионально-значимых функциях, методы их определения:

Здоровый образ жизни:

Элементы:

Гигиеническое воспитание и обучение:

Методы:

Контроль эффективности гигиенического воспитания:


Наибольшей самоочищающей способностью обладают крупные проточные водоемы в теплое время года, наименьшей – замкнутые, особенно искусственные.
Санитарнаяохранаводоемовпредставляетсобойследующуюсистемумер:


  1. Законодательные меры и гигиеническое нормирование;

  2. Планировочные меры (зоны санитарной охраны вокруг водозаборов);

  3. Технологические меры (повторное использование воды, утилизация вредных веществ);

  4. Санитарно-технические (очистка промышленных, сельскохозяйственных, канализационных и иных стоков);

  5. Меры гигиенического воспитания населения.


Если вода водоисточника, несмотря на все меры, не соответствует гигиеническим требованиям к питьевой воде, что чаще всего так и бывает, то используются различные методы улучшения качества воды, о которых уже выше шла речь.


  1. Шум: определение, физические свойства звуковой волны, восприятие звуков, классификация. Действие шума на организм. Система мер профилактики неблагоприятного действия шума на организм.

Ответ:

ШУМ:



Определение:
ШУМ беспорядочное сочетание звуков различной интенсивности и частоты (определение физическое).

ШУМ любой нежелательный звук или их совокупность или любые звуки и их сочетания, мешающие работе и отдыху и оказывающие неблагоприятное воздействие на организм человека (определение гигиеническое).

ЗВУК волнообразно распространяющийся в упругой среде колебательный процесс в виде чередующихся зон сгущения и разряжения частиц этой среды, воспринимаемый человеком через орган слуха.

Физические свойства звуковой волны:


    1. Волны могут распространяться через среду (вода, воздух, твердое тело) на большие расстояния.

    2. При этом сама среда совершает лишь ограниченное движение, то есть волны при своем распространении не переносят с собой вещество.

    3. Волны из одной точки пространства в другую переносят энергию. ФИЗИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ ВОЛНОВЫЕ ПРОЦЕССЫ:

  1. МОЩНОСТЬ ВОЛНЫ, W (Вт) энергия, переносимая за единицу времени.

  2. ИНТЕНСИВНОСТЬ (СИЛА) ВОЛНЫ, I (Вт/м2) энергия, переносимая через единицу площади поверхности, перпендикулярной направлению потока энергии.

  3. ДАВЛЕНИЕ, P (Н/м2, Па) переменное давление, возникающее при прохождении звуковых волн дополнительно к атмосферному давлению.

  4. АМПЛИТУДА, А (м, см, мм...) – максимальное отклонение точки от положения равновесия (высота гребня, глубина впадины).

  5. ДЛИНА ВОЛНЫ, (км, м, см, мм...) расстояние между двумя соседними гребнями (или между любыми двумя последовательными одинаковыми по высоте точками волны).

  6. ЧАСТОТА, f (Гц) количество полных колебаний за единицу времени. Гц количество полных колебаний в 1 секунду.

  7. ПЕРИОД, Т (сек) время, в течение которого совершается одно полное колебание;

  8. СКОРОСТЬ, v (м/сек) скорость, с которой перемещается гребень 7 волны.




Восприятие звука:





  1. Для слушающего человека очевидны две характеристики звука: высота и громкость. Они характеризуют ощущения, возникающие в сознании. Физической величиной, характеризующей высоту звука, является частота звуковой волны. Чем меньше частота, тем ниже звук; чем больше частота, тем выше звук. Человеческое ухо воспринимает частоты в диапазоне от 16 до 20 000 Гц, которые называются диапазоном слышимости или акустическим диапазоном.

  2. Подобно высоте звука громкость связана с ощущением, возникающим в сознании человека. Она тоже обусловлена физически измеримой величиной – интенсивностью (силой) звука. Чем больше интенсивность волны, тем звук громче.

  3. ПОРОГ СЛЫШИМОСТИ это минимальная сила звука, которую человеческое ухо в состоянии воспринять (это 10^-12 Вт/кв.м. на частоте 1000 Гц).

  4. БОЛЕВОЙ ПОРОГ (ОСЯЗАНИЯ) – сила звука, вызывающая болевые ощущения в органе слуха (это 102 Вт/кв. м на частоте 1000 Гц).




Классификация:



По происхождению:


  1. Механический;

  2. Гидро- и аэродинамический;

  3. Электромагнитный. По характеру спектра:

  1. Щирокополосный;

  2. Тональный.

По спектральному составу:


  1. Низкочастотный - до 400 Гц;

  2. Среднечастотный -400-1000 Гц ;

  3. Высокочастотный - более 1000 Гц; По временной характеристике:

  1. Постоянный;

  2. Непостоянный;


По месту возникновения:


  1. Бытовой;

  2. Уличный;

  3. Производственный;



Действие шума на организм:





  1. Шумы малой интенсивности (5-30 дБ) практически безвредны для человека и действуют на него, особенно на его психику, благотворно. Это - естественное звуковое поле, без которого невозможна жизнь.

  2. При наиболее оптимальном шуме для человека: шелесте листвы, журчании воды и пении птиц повышается работоспособность, стимулируется процесс мышления и нормализуется артериальное давление. Приятная мелодичная музыка, чаще без слов, успокаивающе действует на центральную нервную систему, снимает стресс и раздражительность.

  3. Шум в 150 дБ просто нестерпим, 180 дБ - смертельный для человека.

  4. Полное отсутствие шума, звуков, также угнетающе влияет на жизнедеятельность человека, как и его неестественная интенсивность (башня молчания).

  5. Профессиональное заболевание нейросенсорная тугоухость по типу восходящего кохлеарного неврита – выпадение слуховой чувствительности.

  6. Возможна прямая травматизация органа слуха или акустическая травма (разрыв барабанных перепонок) при действии шума интенсивностью от 100 до 145 дБ.

  7. Действие на центральную нервную систему: неврозы, неврастения, нейроциркуляторная дистония преимущественно по гипертоническому или кардиальному типу, реже гипотоническому.

  8. Действие на желудочно-кишечный тракт: гастриты, язвы желудка, 12-типерстной кишки.

  9. Действие на иммунную систему: снижение иммунологической реактивности, общей резистентности организма.

Система мер профилактики неблагоприятного действия шума на организм:



Профилактика неблагоприятного действия на организм механических колебаний, как и любых других негативных воздействий среды, должна проводиться в системе, включающей в себя ряд обязательных мероприятий:

  1. законодательные, административные, меры гигиенического нормирования;

  2. архитектурно-планировочные и технологические;

  3. санитарно-технические и средства индивидуальной защиты;

  4. лечебно-профилактические, меры гигиенического воспитания.

  1. Инфразвук и ультразвук: определения, особенности, классификации, действие на организм.

Ответ: