ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.03.2024
Просмотров: 658
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Место гигиены в системе медицинских наук:
ЭрисманФридрихФридрихович(Швейцария):
Виды санитарно-гигиенических нормативов:
Классификация загрязнений окружающей среды:
Особенности современного экологического кризиса:
Воздействие среды на здоровье:
Экологически зависимые эффекты:
Профилактика вредного воздействия среды на человека:
Понятие о метеотропной и сезонной патологии:
Гигиенические аспекты акклиматизации:
Гигиенические меры акклиматизации к холодному климату:
Физиологические аспекты акклиматизации к холодному климату:
Нарушения здоровья в условиях холодного климата:
Гигиенические аспекты акклиматизации:
Меры акклиматизации к условиям жаркого климата (или к аномальной жаре):
Гигиенические требования к одежде:
Физиологические аспекты акклиматизации к жаркому климату:
Строение атмосферы планеты Земля:
Значение воздуха для человека:
Воздух жилых и общественных помещений:
Физические факторы воздушной среды:
Комплексное действие микроклимата:
Влияние воздухообмена помещений на здоровье человека:
Загрязнение атмосферного воздуха:
Влияние на здоровье человека загрязнения воздуха:
Мероприятия по санитарной охране атмосферного воздуха:
Люминесцентные лампы (в.т.ч. газоразрядные):
Системы искусственного освещения:
ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ОСВЕЩЕНИЯ:
Гигиеническое и эпидемиологическое значение почвы:
Физиологическое значение воды:
Гигиенические требования к питьевой воде:
Методы улучшения качества воды:
Физические свойства звуковой волны:
Система мер профилактики неблагоприятного действия шума на организм:
Система мер профилактики неблагоприятного действия ЭМП на организм:
Действие ЭМП и излучения на организм:
Электромагнитные поля радиочастотного диапазона (ЭМП РЧ):
Классификация факторов производственной среды и трудового процесса:
Система оздоровительных мер на производстве:
Факторы, определяющие работоспособность:
Утомление, переутомление, их профилактика:
Профессиональные и профессионально обусловленные заболевания:
Система мер профилактики профессиональных заболеваний в медицине:
Виды ионизирующих излучений и их характеристика и действие на организм:
Детерминированные и стохастические эффекты:
ОТКРЫТЫЕ И ЗАКРЫТЫЕ ИСТОЧНИКИ:
Гигиена лечебно-профилактических организаций (ЛПО):
Гигиенические требования к земельному участку ЛПО:
Гигиенические требования к архитектурно-планировочному решению ЛПО:
Гигиенические требования к воздушно-тепловому режиму ЛПО:
Гигиенические требования к освещению ЛПО:
Гигиенические требования к внутренней отделке помещений ЛПО:
Гигиенические требования к приемному отделению:
Гигиенические требования к палатной секции ЛПО:
Особенности планировки инфекционных отделений:
Гигиенические требования к отделению хирургического профиля:
Правовые аспекты охраны здоровья военнослужащих:
Санитарно-гигиеническое обеспечение войск:
Санитарно-эпидемиологический надзор и медицинский контроль в Вооруженных Силах РФ:
Особенности медицинского контроля в военное время и при чрезвычайных ситуациях:
Гигиенические требования к участку и территории жилых зданий: Выбор участка:
Гигиенические требования к размещению жилых зданий:
Организация придомовой территории:
Требования к удалению бытовых отходов и мусора:
Квартира, как основной элемент жилища:
Гигиеническое значение открытых помещений квартиры:
Требования к строительным и отделочным материалам жилых помещений:
Гигиенические требования к воздухообмену:
Естественному и искусственному освещению:
Адаптация жилья для людей с ограниченными возможностями:
Принципы рационального питания:
Требования к пищевому рациону:
Значение питания для здоровья человека:
Современные проблемы питания населения России:
Алиментарно-зависимые заболевания, их профилактика:
Биологическая ценность и аминокислотный состав пищевых белков:
Последствия избыточного и недостаточного поступления белков с пищей:
Полиненасыщенные жирные кислоты:
Последствия избыточного и недостаточного поступления жиров с пищей:
Пищевые волокна, источники и значение в питании:
Значение минеральных веществ в питании:
Значение и физиологические потребности:
Микроэлементозы и их профилактика:
Биофлавоноиды, физиологическое значение:
Витаминоподобные вещества, значение в питании:
Лечебное и диетическое питание:
Гигиенические аспекты организации:
Стандартизация диетического питания:
Классификация продуктов питания:
Бракераж сырой и готовой продукции:
Расследование пищевых отравлений:
Клинические и эпидемиологические особенности:
Причины и условия возникновения:
Причины и условия возникновения:
Причины и условия возникновения:
Пищевые отравления немикробного происхождения:
Причины и условия возникновения, клиника:
Транспортировке пищевых продуктов:
Кулинарной обработке пищевых продуктов:
Мытью и обеззараживанию столовой и кухонной посуды:
Личная и производственная гигиена работников пищеблока:
Основные формы документации на пищеблоке:
Факторы, определяющие здоровье:
Профилактические медицинские осмотры детей:
Система профилактики нарушений здоровья детей:
Нозологическая структура в разных возрастных группах:
Методы изучения заболеваемости:
Физическое развитие и биологический возраст:
Методы оценки физического развития детей, их характеристика:
Рост и развитие детей и подростков:
ЗАКОНОМЕРНОСТИ РОСТА И РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗМА:
Применение в практике здравоохранения:
Физиолого-гигиенические основы организации деятельности детей:
Анатомо-физиологические особенности детского возраста:
Нервная система и высшая нервная деятельность дошкольников:
Особенности психики подростка:
Методы изучения работоспособности и функционального состояния организма:
Утоление и переутомление детей:
Профилактика утомления и переутомления:
Гигиенические требования к режиму дня детей:
Гигиенические требования к расписанию общеобразовательной организации:
Физиологические основы правильного положения тела ребенка (поза сидя):
Гигиеническое значение мебели:
Нарушения осанки у детей и подростков:
Причины и условия формирования у детей и подростков:
Физиологическая сущность и значение для здоровья:
Основные принципы закаливания:
Методы определения закаленности у детей:
Профессиональная ориентация детей и подростков:
Роль родителей и специалистов:
Врачебная профессиональная консультация:
Понятие о ключевых профессионально-значимых функциях, методы их определения:
Методы изучения заболеваемости:
Традиционные методы изучения заболеваемости, использующиеся на практике:
-
Эпидемиологический метод (санитарностатистический, клинические, биомониторинговые, картографические приемы и методики); -
Исследуется заболеваемость детей по обращаемости (отчетная форма №12 «Сведения о числе заболеваний, зарегистрированных у больных, проживающих в районе обслуживания лечебного учреждения», учетные формы № 026-2000у, №112 и др.); -
Исследуется патологическая пораженность детей (по результатам профилактических осмотров детей).
Нетрадиционные (новые) методы:
1. ВОЗ считает, что необходимо разрабатывать новые методы сбора данных о заболеваемости для удовлетворения новых информационных требований в сфере «здоровье – благополучие», а не только использовать традиционные количественные данные на основе регистрации, используемые для базовой статистики здравоохранения.
Новые методы в изучении заболеваемости – технологии будущего:
Эксперты ВОЗ в «Докладе о состоянии здравоохранения в Европе (2015):
1. Больши́е да́нные — это совокупность подходов, инструментов и методов обработки структурированных и неструктурированных данных огромных объёмов и значительного
многообразия для получения воспринимаемых человеком результатов, эффективных в условиях непрерывного прироста, сформировавшихся в конце 2000-х годов, альтернативных традиционным системам
управления базами данных. В широком смысле о
«больших данных» говорят как о социальноэкономическом феномене, связанном с появлением технологических возможностей анализировать огромные массивы данных, в
некоторых проблемных областях из традиционных и нетрадиционных источников информации.
Понятия:
ПАТОЛОГИЧЕСКАЯ ПОРАЖЕННОСТЬ отражает число случаев заболеваний и функциональных отклонений (диагнозов по МКБ), выявленных в процессе медицинских осмотров в расчете на 100, 1000 или 10000 осмотренных (детей).
ИНДЕКС ЗДОРОВЬЯ – удельный вес лиц, не болевших в отчетном году, % от числа обследованных;
Главными негативными факторами школьной среды считаются: 1) качество питания, 2) интенсификация учебного процесса, 3) снижение двигательной активности, 4) компьютер и другие технические средства обучения (ТСО).
-
Физическое развитие и биологический возраст: определения, показатели, значение, методы исследования. Методы оценки физического развития детей, их характеристика.
Ответ:
Физическое развитие и биологический возраст:
Определение:
-
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ – это совокупность морфологических и функциональных свойств организма, характеризующих процессы его роста и развития и определяющих запас его физических сил. -
БИОЛОГИЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ – совокупность морфофункциональных особенностей организма, зависящих от индивидуального темпа роста и развития.
Показатели:
Биологический возраст:
-
Вторичные половые признаки; -
Скорость процессов роста; -
Оссификация скелета, развитие зубной системы. Морфофункциональное состояние организма:
-
Соматометрические показатели – длина и масса тела, окружность грудной клетки. -
Соматоскопические показатели – форма грудной клетки, спины, стоп, осанка, состояние мускулатуры, жироотложение, эластичность кожи, половое созревание. -
Функциональные, физиометрические показатели – жизненная емкость легких, сила сжатия кисти рук.
Значение:
Именно физическое развитие в детском возрасте определяет здоровье в старшем возрасте, включая потенциальное активное долголетие и передачу соответствующих качеств будущим поколениям. Физическое развитие детей – один из базовых, обобщающих параметров здоровья и поэтому используется в качестве индикатора социального благополучия общества (масса тела при рождении).
Методы исследования:
ИССЛЕДОВАНИЕ ФР – сбор данных (соматоскопические, физиометрические соматометрические методы).
Методы оценки физического развития детей, их характеристика:
КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА ФР индивидуума включает определение биологического возраста и степень гармоничности морфофункционального состояния.
Производится:
-
Оценка физического развития (или морфофункционального состояния) индивидуума; -
Оценка биологического развития (возраста, БР) индивидуума; -
Комплексная оценка физического развития индивидуума (ФР и БР); -
Оценка физического развития коллектива (генерализующие и индивидуализирующие или лонгитудинальные методы).
Методы:
-
МЕТОД ИНДЕКСОВ - используется для оценки массо-ростовых соотношений. Сущность метода состоит в изучении соотношений (проведении расчетов по известным формулам) различных продольных и (или) поперечных размеров тела, чаще всего длины, массы тела, окружности груди.
Применяются индексы: Кетле (ИМТ): I = Р / L 2 , Брока (I = Р – (L – 100)), Рорера (I = Р / L 3 ), Ливии (I = 3√(Р / L 3 )), Пинье (I = L – (Р + T)), где L – длина тела (м), P – масса тела, (кг), T – окружность груди
Достоинства метода: простота, доступность для понимания, возможность использования в масштабных популяционных исследованиях.
Недостатки: не учитывают анатомо-физиологические особенности организма (пол и возраст), закономерности изменчивости и роста различных частей тела, корреляции
между признаками, обычно отсутствуют границы нормы, необходимы расчеты в практике использования.
-
МЕТОД СИГМАЛЬНЫХ ОТКЛОНЕНИЙ: сущность метода заключается в том, что показатели физического развития индивидуума (рост, масса тела и др.) сравнивают со средними арифметическими этих признаков для соответствующей возрастно-половой группы, взятыми из таблицы стандартов. В качестве нормирующего показателя было выбрано среднее квадратическое отклонение или сигма δ.
При этом проводятся расчеты разницы между фактическими (и средними значениями, выражаемыми в долях сигмы (Хδ) по формуле: Хδ = (М факт. – М ср.) / δ, где М факт – индивидуальный показатель, М ср – среднее значение, δ – сигмальное отклонение. Затем соотносят полученное значение с графиком нормального распределения. Если полученное значение Хδ входит в интервал от (– 1,0) до (+1,0), то развитие ребенка гармонично, если в интервалы от (–2,0) до ( –1,1) и от 1,1 до 2,0 – дисгармонично, если в интервалы менее (-2,0) и более 2,0 – резко дисгармонично. Аналогичные расчеты и действия проводятся по каждому из показателей физического развития.
-
МЕТОД ЦЕНТИЛЬНЫХ ШКАЛ - сущность метода состоит в сравнении показателей со средними значениями признаков в их возрастно-половой группе. Для каждой группы составлены свои центильные таблицы, которые имеют границы признаков в долях или процентах (центилях). В качестве нормирующего показателя используется непараметрическая характеристика распределения – процентиль. Отличие от метода сигмальных отклонений состоит в том, что ряд фактических значений показателя делят не на сигмальные отклонения, а на 100 частей или процентилей (Р). Для оценки отклонений фактических величин от должных используется значение персентиля, которому соответствует фактическое значение (или номер «коридора»), к которому оно относится. Процентильный метод часто применяется за рубежом в виде диаграмм – процентильных кривых. -
МЕТОД ШКАЛ РЕГРЕССИИ - сущность метода – в отличие от предыдущих, дает возможность оценить развитие одного признака (масса тела, окружность груди), в зависимости от другого (длина тела), который принимается за основу оценки физического развития . Для каждой возрастно-половой группы построена отдельная таблица, учитывающая связь отдельных признаков. Процесс оценки физического развития заключается в сравнении фактических данных индивидуума и табличных (нормативных) значений. В качестве основы вычисления принято изменение роста на 1см. В соответствующей по полу и возрасту ребенка таблице находят его рост, затем строго по горизонтальной строке – соответствующий данному росту диапазон «нормы» массы тела.