ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2024

Просмотров: 520

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Место гигиены в системе медицинских наук:

Этапы развития гигиены:

МаксфонПеттенкофер(Германия):

ЭрисманФридрихФридрихович(Швейцария):

ДоброславинАлексейПетрович:

ГригорийВитальевичХлопин:

ГИГИЕНИЧЕСКОЕ НОРМИРОВАНИЕ:

Значение:

Виды нормативных документов:

Виды санитарно-гигиенических нормативов:

Гигиена окружающей среды:

Классификация загрязнений окружающей среды:

Особенности современного экологического кризиса:

Воздействие среды на здоровье:

Экологически зависимые эффекты:

Профилактика вредного воздействия среды на человека:

Климат и погода:

Климатообразующие факторы:

Классификации климата:

Понятие о метеотропной и сезонной патологии:

Определение:

Гигиенические аспекты акклиматизации:

Гигиенические меры акклиматизации к холодному климату:

Физиологические аспекты акклиматизации к холодному климату:

Нарушения здоровья в условиях холодного климата:

Определение:

Гигиенические аспекты акклиматизации:

Меры акклиматизации к условиям жаркого климата (или к аномальной жаре):

Гигиенические требования к одежде:

Физиологические аспекты акклиматизации к жаркому климату:

Строение атмосферы планеты Земля:

Состав воздуха:

Свойства воздуха:

Значение воздуха для человека:

Воздух жилых и общественных помещений:

Физические факторы воздушной среды:

Микроклимат:

Комплексное действие микроклимата:

Воздухообмен:

Влияние воздухообмена помещений на здоровье человека:

Загрязнение атмосферного воздуха:

Влияние на здоровье человека загрязнения воздуха:

Мероприятия по санитарной охране атмосферного воздуха:

ЕСТЕСТВЕННОЕ ОСВЕЩЕНИЕ:

ИСКУССТВЕННОЕ ОСВЕЩЕНИЕ:

Лампы накаливания:

Люминесцентные лампы (в.т.ч. газоразрядные):

Типы газоразрядных ламп:

лампывысокогодавления:

лампы сверхвысокого давления:

Системы искусственного освещения:

Нормируемые показатели:

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ОСВЕЩЕНИЯ:

Определение:

Почвообразующие факторы:

Состав и свойства почвы:

Гигиеническое и эпидемиологическое значение почвы:

Самоочищение:

Санитарная охрана:

Физиологическое значение воды:

Хозяйственное значение воды:

Свойства воды:

Гигиенические требования к питьевой воде:

Источники воды:

Методы улучшения качества воды:

ШУМ:

Физические свойства звуковой волны:

Восприятие звука:

Классификация:

Действие шума на организм:

Система мер профилактики неблагоприятного действия шума на организм:

Определения:

Инфразвук:

Ультразвук:

Определение:

Классификация:

Действие на организм:

Действие ЭМП на организм:

Система мер профилактики неблагоприятного действия ЭМП на организм:

Действие ЭМП и излучения на организм:

Лазерное излучение:

Электромагнитные поля радиочастотного диапазона (ЭМП РЧ):

ГИГИЕНА ТРУДА:

Задачи:

Значение:

Условия труда:

Классификация факторов производственной среды и трудового процесса:

Система оздоровительных мер на производстве:

РАБОТОСПОСОБНОСТЬ:

Фазы:

Факторы, определяющие работоспособность:

Утомление, переутомление, их профилактика:

Гигиена труда врачей:

Профессиональные и профессионально обусловленные заболевания:

Система мер профилактики профессиональных заболеваний в медицине:

РАДИАЦИОННАЯ ГИГИЕНА:

Виды ионизирующих излучений и их характеристика и действие на организм:

Детерминированные и стохастические эффекты:

ОТКРЫТЫЕ И ЗАКРЫТЫЕ ИСТОЧНИКИ:

Защита при работе с ними:

Гигиена лечебно-профилактических организаций (ЛПО):

Задачи:

Гигиенические требования к земельному участку ЛПО:

Гигиенические требования к архитектурно-планировочному решению ЛПО:

Типы строительства ЛПО:

Гигиенические требования к воздушно-тепловому режиму ЛПО:

Отопление:

Гигиенические требования к освещению ЛПО:

Гигиенические требования к внутренней отделке помещений ЛПО:

Гигиенические требования к приемному отделению:

Гигиенические требования к палатной секции ЛПО:

Особенности планировки инфекционных отделений:

Гигиенические требования к отделению хирургического профиля:

Внутрибольничная инфекция:

Классификация:

Военная гигиена:

Правовые аспекты охраны здоровья военнослужащих:

Санитарно-гигиеническое обеспечение войск:

Санитарно-эпидемиологический надзор и медицинский контроль в Вооруженных Силах РФ:

Особенности медицинского контроля в военное время и при чрезвычайных ситуациях:

Гигиенические требования к участку и территории жилых зданий: Выбор участка:

Требования к участку:

Гигиенические требования к размещению жилых зданий:

Организация придомовой территории:

Требования к удалению бытовых отходов и мусора:

Квартира, как основной элемент жилища:

Планировка:

Площади основных помещений:

Гигиеническое значение открытых помещений квартиры:

Требования к строительным и отделочным материалам жилых помещений:

Гигиенические требования к:

Гигиенические требования к воздухообмену:

Отоплению жилых помещений:

Естественному и искусственному освещению:

Инсоляции:

Адаптация жилья для людей с ограниченными возможностями:

РАЦИОНАЛЬНОЕ ПИТАНИЕ:

Принципы рационального питания:

Требования к пищевому рациону:

Значение питания для здоровья человека:

Современные проблемы питания населения России:

Алиментарно-зависимые заболевания, их профилактика:

Роль белков в питании:

Продукты-источники:

Физиологические потребности:

Биологическая ценность и аминокислотный состав пищевых белков:

Последствия избыточного и недостаточного поступления белков с пищей:

Значение жиров в питании:

Продукты-источники:

Физиологические потребности:

Полиненасыщенные жирные кислоты:

Последствия избыточного и недостаточного поступления жиров с пищей:

Роль углеводов в питании:

Продукты-источники:

Физиологические потребности:

Пищевые волокна, источники и значение в питании:

Значение минеральных веществ в питании:

Продукты-источники:

Значение и физиологические потребности:

Микроэлементозы и их профилактика:

Роль витаминов в питании:

Источники:

Физиологические потребности:

Биофлавоноиды, физиологическое значение:

Витаминоподобные вещества, значение в питании:

РЕЖИМ ПИТАНИЯ:

Лечебное и диетическое питание:

Гигиенические аспекты организации:

Стандартизация диетического питания:

Качество продуктов питания:

Гигиенические требования:

Классификация продуктов питания:

Экспертиза продуктов питания:

Бракераж сырой и готовой продукции:

Значение:

Организация в ЛПО:

Обязанности врача:

Пищевые отравления:

Классификация:

Расследование пищевых отравлений:

Этапы:

Обязанности врача:

Документы:

Токсикоинфекции:

Причины возникновения:

Клинические и эпидемиологические особенности:

Профилактика:

Ботулизм:

Причины и условия возникновения:

Клиника:

Клинические проявления:

Профилактика:

Стафилококковый токсикоз:

Причины и условия возникновения:

Клиника:

Профилактика:

Микотоксикозы:

Причины и условия возникновения:

Профилактика:

Пищевые отравления немикробного происхождения:

Причины и условия возникновения, клиника:

Профилактика:

Гигиенические требования к планировке, оборудованию и содержанию пищеблока лечебно- профилактических организаций:

Гигиенические требования к:

Транспортировке пищевых продуктов:

Кулинарной обработке пищевых продуктов:

Мытью и обеззараживанию столовой и кухонной посуды:

Личная и производственная гигиена работников пищеблока:

Основные формы документации на пищеблоке:

Здоровье детей и подростков:

Факторы, определяющие здоровье:

Индивидуальное здоровье:

Показатели:

Методы изучения:

Общественное здоровье:

Показатели:

Профилактические медицинские осмотры детей:

Нормативный документ:

Организация:

Группы здоровья детей:

Система профилактики нарушений здоровья детей:

Заболеваемость детей:

Нозологическая структура в разных возрастных группах:

Методы изучения заболеваемости:

Понятия:

Физическое развитие и биологический возраст:

Показатели:

Значение:

Методы исследования:

Методы оценки физического развития детей, их характеристика:

Рост и развитие детей и подростков:

ЗАКОНОМЕРНОСТИ РОСТА И РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗМА:

Возрастная периодизация:

Классификация:

ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ 2

Применение в практике здравоохранения:

Физиолого-гигиенические основы организации деятельности детей:

Анатомо-физиологические особенности детского возраста:

Нервная система и высшая нервная деятельность дошкольников:

Особенности психики подростка:

Работоспособность детей:

Методы изучения работоспособности и функционального состояния организма:

Утоление и переутомление детей:

Причины развития:

Признаки:

Методы изучения:

Профилактика утомления и переутомления:

Гигиенические требования к режиму дня детей:

Гигиенические требования к расписанию общеобразовательной организации:

Нормативный документ:

Физиологические основы правильного положения тела ребенка (поза сидя):

Мебель:

Виды:

Гигиенические требования:

Гигиеническое значение мебели:

Основные определения:

Нормативный документ:

Нарушения осанки у детей и подростков:

Виды:

Причины:

Методы исследования:

Профилактика:

Близорукость:

Причины и условия формирования у детей и подростков:

Меры профилактики:

Закаливание:

Физиологическая сущность и значение для здоровья:

Основные принципы закаливания:

Средства закаливания:

Методы определения закаленности у детей:

Профессиональная ориентация детей и подростков:

Этапы:

Задачи:

Методы:

Организация:

Роль родителей и специалистов:

Врачебная профессиональная консультация:

Этапы:

Задачи:

Методы:

Организация:

Специалисты:

Понятие о ключевых профессионально-значимых функциях, методы их определения:

Здоровый образ жизни:

Элементы:

Гигиеническое воспитание и обучение:

Методы:

Контроль эффективности гигиенического воспитания:

Продукты-источники:





  1. Ягоды;

  2. Фрукты;

  3. Мед;

  4. Овощи;

  5. Бобовые;

  6. Кондитерские.



Физиологические потребности:


  1. Физиологическая потребность в усвояемых углеводах для взрослого человека составляет 50—60 % от энергетической суточной потребности (от 250 до 580 г/сут.).

  2. Физиологическая потребность в углеводах для детей до года 13 г/кг массы тела, для детей старше года – от 170 до 420 г/сут.

  3. Физиологическая потребность в пищевых волокнах для взрослого человека составляет 20 г/сут., для детей старше 3 лет – 10—20 г/сут.



Пищевые волокна, источники и значение в питании:



В группу пищевых волокон входят, в основном, растительные полисахариды, перевариваются в толстом кишечнике в незначительной степени и существенно влияют на процессы переваривания, усвоения, микробиоценоз и эвакуацию пищи:

  1. Пектиновые вещества подавляют рост гнилостной патогенной микрофлоры, продуцируют некоторые дефицитные аминокислоты и витамины группы В.

  2. Клетчатка стимулирует перистальтику кишечника, способствует выведению из организма холестерина.

Существует два основных типа пищевых волокон – растворимые и нерастворимые. Большинство продуктов с высоким содержанием пищевых волокон содержат их комбинацию, но обычно они богаче одним типом.

В кишечнике растворимые пищевые волокна поглощают воду и становятся гелеобразными. Это позволяет вашим
кишечным бактериям легко расщеплять их. Семена чиа и овес богаты растворимыми пищевыми волокнами.

Напротив, нерастворимые пищевые волокна имеют более жесткую микроскопическую структуру и не впитывают воду. Вместо этого они добавляют объем каловым массам. Фрукты и овощи содержат большое количество нерастворимых пищевых волокон.


  1. Минеральные вещества и их значение в питании, продукты-источники, физиологические потребности. Микроэлементозы и их профилактика.

Ответ:

Значение минеральных веществ в питании:


Минеральные вещества участвуют в пластических процессах, поддержании кислотно- щелочного равновесия, в нормализации водно-солевого обмена.

Продукты-источники:



Натрий – поваренная соль; Калий овощи, фрукты, орехи;

Кальций – молочные продукты, желток, хлеб; Фосфор – рыба, мясо, творог, крупы, сыр; Йод, фтор морепродукты;

Железо мясо, курага, тыква, груши, фундук.

Значение и физиологические потребности:


Натрий, калий, кальций, магний, хлор необходимы для нормального функционирования всех клеток. В частности они обеспечивают механизмы возникновения мембранного потенциала, потенциалов действия, регуляцию трансмембранного обмена и т.д. Суточная потребность в натрии и калии 2-3 г, кальции 0,8 г, хлоре 3-5 г. Кальций необходим для формирования костного скелета. Кроме того он нужен для свертывания крови, регуляции клеточного метаболизма, генерации потенциалов действия и сокращения мышц и т.д. Основная масса фосфора также сосредоточена в костях. Одновременно он входит
в состав фосфолипидов мембран, участвует в процессах метаболизма. Суточная потребность в нем 0,8 г. Большая часть железа содержится в гемоглобине и миоглобине. Железо обеспечивает связывание кислорода. Фтор входит в состав эмали зубов. Сера в состав белков и витаминов. Цинк является компонентом ряда ферментов и инсулина. Кобальт и медь необходимы для эритропоэза. Потребность во всех этих микроэлементах от десятков до сотен мг в сутки.

Микроэлементозы и их профилактика:



Термин «микроэлементозы» объединяет все болезни и симптомы, обусловленные дефицитом, избытком либо дисбалансом микроэлементов в организме.

Например, недостаток йода – эндемический зоб; недостаток фтора – кариес зубов; недостаток стронция–стронциевый рахит и т.д.

Как нам представляется, профилактика эндемических заболеваний и микроэлементозов у человека является наиболее успешной в том случае, если развитие болезни связано только с избыточным или недостаточным поступлением того или иного микроэлемента в организм. В этом случае профилактика строится в основном на рациональном подборе тех или иных продуктов питания, а при необходимости на обогащении рациона необходимыми макро- и микроэлементами и употреблении биологически активных добавок. Если же нарушение минерального обмена и развитие выраженного микроэлементоза происходит из-за повреждения определенных систем организма иными патогенными факторами, то профилактика должна включать комплекс общегигиенических мероприятий. Огромную роль в этом комплексе играют систематические занятия физической культурой, правильное чередование труда и отдыха, полноценный сон, ежедневное пребывание на свежем воздухе.




  1. Витамины, роль в питании, источники, физиологические потребности. Биофлавоноиды, физиологическое значение. Витаминоподобные вещества, значение в питании.


Ответ:

Роль витаминов в питании:


Витамины группа эссенциальных микронутриентов, участвующих в регуляции и ферментативном обеспечении большинства метаболических процессов.

Биологическое действие витаминов в организме человека заключается в активном участии этих веществ в обменных процессах. В обмене белков, жиров и углеводов витамины принимают участие либо непосредственно, либо входя в состав сложных ферментных систем.

Все жизненные процессы протекают в организме при непосредственном участии витаминов. Витамины входят в состав более 100 ферментов, запускающих огромное число реакций, способствуют поддержанию защитных сил организма, повышают его устойчивость к действию различных факторов окружающей среды, помогают приспосабливаться к ухудшающейся экологической обстановке. Витамины играют важнейшую роль в поддержании иммунитета, т.е. они делают наш организм более устойчивым к болезням.

Витамины делят на две большие группы:


    1. Жирорастворимые витамины: A (антиксерофтальмический), D (антирахитический), E (витамин размножения), K (антигеморрагический)

    2. Водорастворимые витамины: С (противоцинготный), В1 (антиневритный), В2 (регулятор обменных процессов), В3 (антиневритный, антидерматитный), В5 (антианемический витамин), В6 (антидерматитный), В8 (липотропное и седативное свойства), В12 (антианемический витамин), В15 (пангамовая кислота), В17 (антираковый), PP (антипеллагрический), Р (витамин проницаемости), Н (антисеборейный), N (антиоксидант).