ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.03.2024
Просмотров: 636
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Место гигиены в системе медицинских наук:
ЭрисманФридрихФридрихович(Швейцария):
Виды санитарно-гигиенических нормативов:
Классификация загрязнений окружающей среды:
Особенности современного экологического кризиса:
Воздействие среды на здоровье:
Экологически зависимые эффекты:
Профилактика вредного воздействия среды на человека:
Понятие о метеотропной и сезонной патологии:
Гигиенические аспекты акклиматизации:
Гигиенические меры акклиматизации к холодному климату:
Физиологические аспекты акклиматизации к холодному климату:
Нарушения здоровья в условиях холодного климата:
Гигиенические аспекты акклиматизации:
Меры акклиматизации к условиям жаркого климата (или к аномальной жаре):
Гигиенические требования к одежде:
Физиологические аспекты акклиматизации к жаркому климату:
Строение атмосферы планеты Земля:
Значение воздуха для человека:
Воздух жилых и общественных помещений:
Физические факторы воздушной среды:
Комплексное действие микроклимата:
Влияние воздухообмена помещений на здоровье человека:
Загрязнение атмосферного воздуха:
Влияние на здоровье человека загрязнения воздуха:
Мероприятия по санитарной охране атмосферного воздуха:
Люминесцентные лампы (в.т.ч. газоразрядные):
Системы искусственного освещения:
ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ОСВЕЩЕНИЯ:
Гигиеническое и эпидемиологическое значение почвы:
Физиологическое значение воды:
Гигиенические требования к питьевой воде:
Методы улучшения качества воды:
Физические свойства звуковой волны:
Система мер профилактики неблагоприятного действия шума на организм:
Система мер профилактики неблагоприятного действия ЭМП на организм:
Действие ЭМП и излучения на организм:
Электромагнитные поля радиочастотного диапазона (ЭМП РЧ):
Классификация факторов производственной среды и трудового процесса:
Система оздоровительных мер на производстве:
Факторы, определяющие работоспособность:
Утомление, переутомление, их профилактика:
Профессиональные и профессионально обусловленные заболевания:
Система мер профилактики профессиональных заболеваний в медицине:
Виды ионизирующих излучений и их характеристика и действие на организм:
Детерминированные и стохастические эффекты:
ОТКРЫТЫЕ И ЗАКРЫТЫЕ ИСТОЧНИКИ:
Гигиена лечебно-профилактических организаций (ЛПО):
Гигиенические требования к земельному участку ЛПО:
Гигиенические требования к архитектурно-планировочному решению ЛПО:
Гигиенические требования к воздушно-тепловому режиму ЛПО:
Гигиенические требования к освещению ЛПО:
Гигиенические требования к внутренней отделке помещений ЛПО:
Гигиенические требования к приемному отделению:
Гигиенические требования к палатной секции ЛПО:
Особенности планировки инфекционных отделений:
Гигиенические требования к отделению хирургического профиля:
Правовые аспекты охраны здоровья военнослужащих:
Санитарно-гигиеническое обеспечение войск:
Санитарно-эпидемиологический надзор и медицинский контроль в Вооруженных Силах РФ:
Особенности медицинского контроля в военное время и при чрезвычайных ситуациях:
Гигиенические требования к участку и территории жилых зданий: Выбор участка:
Гигиенические требования к размещению жилых зданий:
Организация придомовой территории:
Требования к удалению бытовых отходов и мусора:
Квартира, как основной элемент жилища:
Гигиеническое значение открытых помещений квартиры:
Требования к строительным и отделочным материалам жилых помещений:
Гигиенические требования к воздухообмену:
Естественному и искусственному освещению:
Адаптация жилья для людей с ограниченными возможностями:
Принципы рационального питания:
Требования к пищевому рациону:
Значение питания для здоровья человека:
Современные проблемы питания населения России:
Алиментарно-зависимые заболевания, их профилактика:
Биологическая ценность и аминокислотный состав пищевых белков:
Последствия избыточного и недостаточного поступления белков с пищей:
Полиненасыщенные жирные кислоты:
Последствия избыточного и недостаточного поступления жиров с пищей:
Пищевые волокна, источники и значение в питании:
Значение минеральных веществ в питании:
Значение и физиологические потребности:
Микроэлементозы и их профилактика:
Биофлавоноиды, физиологическое значение:
Витаминоподобные вещества, значение в питании:
Лечебное и диетическое питание:
Гигиенические аспекты организации:
Стандартизация диетического питания:
Классификация продуктов питания:
Бракераж сырой и готовой продукции:
Расследование пищевых отравлений:
Клинические и эпидемиологические особенности:
Причины и условия возникновения:
Причины и условия возникновения:
Причины и условия возникновения:
Пищевые отравления немикробного происхождения:
Причины и условия возникновения, клиника:
Транспортировке пищевых продуктов:
Кулинарной обработке пищевых продуктов:
Мытью и обеззараживанию столовой и кухонной посуды:
Личная и производственная гигиена работников пищеблока:
Основные формы документации на пищеблоке:
Факторы, определяющие здоровье:
Профилактические медицинские осмотры детей:
Система профилактики нарушений здоровья детей:
Нозологическая структура в разных возрастных группах:
Методы изучения заболеваемости:
Физическое развитие и биологический возраст:
Методы оценки физического развития детей, их характеристика:
Рост и развитие детей и подростков:
ЗАКОНОМЕРНОСТИ РОСТА И РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗМА:
Применение в практике здравоохранения:
Физиолого-гигиенические основы организации деятельности детей:
Анатомо-физиологические особенности детского возраста:
Нервная система и высшая нервная деятельность дошкольников:
Особенности психики подростка:
Методы изучения работоспособности и функционального состояния организма:
Утоление и переутомление детей:
Профилактика утомления и переутомления:
Гигиенические требования к режиму дня детей:
Гигиенические требования к расписанию общеобразовательной организации:
Физиологические основы правильного положения тела ребенка (поза сидя):
Гигиеническое значение мебели:
Нарушения осанки у детей и подростков:
Причины и условия формирования у детей и подростков:
Физиологическая сущность и значение для здоровья:
Основные принципы закаливания:
Методы определения закаленности у детей:
Профессиональная ориентация детей и подростков:
Роль родителей и специалистов:
Врачебная профессиональная консультация:
Понятие о ключевых профессионально-значимых функциях, методы их определения:
Определения:
-
ИНФРАЗВУК – это звуковые колебания с частотами ниже акустических или воспринимаемых ухом человека (менее 20 Гц). Уровень силы инфразвука измеряется так же в дБ. -
УЛЬТРАЗВУК – механические колебания упругой среды с частотой, превышающей верхний предел слышимости (более 20000 Гц). Может быть «полезным» и «паразитарным».
Инфразвук:
Инфразвук человеком нигде не используется, это «паразит», возникающий как в природе, так и в условиях производства, на транспорте. Инфразвук генерируется везде, где имеется мощное технологическое оборудование, турбулентное движение жидкостей и газов, виброоборудование:
-
доменная печь – до 123 дБ; -
вибростол – 120 дБ; -
машинные отделения судов – 133 дБ; -
подводная лодка – 140 дБ; -
такси – 95 дБ.
Классифицируется ультразвук по характеру спектра и по временным характеристикам. Важной особенностью инфразвуковых волн является большая длина волны, поэтому они:
-
хорошо огибают преграды; -
проникают в соседние помещения; -
далеко распространяются; -
долго затухают; -
слабо поглощаются различными средами; -
вызывают вибрацию крупных объектов; -
резонанс.
Борьба на путях распространения инфразвука практически невозможна, а только в источнике (технологические меры).
Действие на организм: паника, чувство страха, тревоги, ощущение давления за грудиной, кашель, головные боли, вестибулярные расстройства, сосудистые
реакции, выпадение слуховой чувствительности на низкие звуки, снижение остроты зрения, удушье и смерть от удушья. Различают зоны воздействия инфразвука на человека: 180–190 дБ – зона смертельных уровней. 90–100 дБ – зона умеренного риска нарушений здоровья, менее 90 дБ – зона неясных эффектов. Инфразвук применяют как оружие массового поражения, средство разгона демонстраций и проч.
Ультразвук:
Классифицируется ультразвук по ряду признаков: по способу распространения, типу источника, частоте, режиму генерирования, способу излучения.
Классификация УЗ по способу распространения:
-
Контактный (высокочастотный, как вибрация); -
Воздушный (низкочастотный УЗ).
Особенности ультразвуковых волн: БОЛЬШАЯ ЧАСТОТА И МАЛАЯ ДЛИНА ВОЛНЫ, благодаря чему:
-
хорошо фокусируются (имеют направленное действие); -
имеют высокую интенсивность при малой амплитуде колебания; -
неравномерно распространяются в пространстве (разные уровни на разной высоте – голова, грудь; необходимо учитывать при измерении); -
быстро затухают; -
особенно высокие частоты (низкочастотный УЗ передается через воздух, высокочастотный УЗ – только контактно); -
дают отчетливую акустическую тень (эффективна защита экранами).
Действие УЗ на организм:
-
Общая закономерность действия воздушного и контактного УЗ: малые интенсивности – стимулируют, активизируют; средние и большие – угнетают, тормозят, подавляют, разрушают. -
Контактное действие вызывает изменения в зоне контакта: остеопороз, остеосклероз дистальных отделов фаланг, вегетативно-сенсорную полинейропатию рук. -
При действии через воздух могут проявляться вегетососудистая дистония, астенический синдром, изменения со стороны сердечно-сосудистой, эндокринной систем, слухового и вестибулярного анализаторов, полинейропатия рук.
-
Вибрация: определение, классификация, действие на организм. Система мер профилактики неблагоприятного действия вибрации на организм.
Ответ:
Определение:
ВИБРАЦИЯ – механические колебания упругих или твердых тел, которые передаются на организм человека при непосредственном контакте (через опорно-двигательный аппарат) и могут вызвать неблагоприятные изменения в организме.
Классификация:
По способу передачи на человека (по месту приложения):
-
общаявибрация– передается через опорные поверхности на тело сидящего или стоящего человека; -
локальнаявибрация– передается через руки; -
комбинированнаявибрация– сочетание общей и местной вибрации (водитель, тракторист).
По частотному составу: низкочастотная, среднечастотная и высокочастотная, с различными интервалами для общей и локальной вибрации.
По источнику:
-
для локальной вибрации – передающаяся от ручного механизированного инструмента и немеханизированного инструмента; -
для общейвибрации: транспортная, транспортно-технологическая, технологическая.
КЛАССИФИКАЦИЯВИБРАЦИИ.ПОНАПРАВЛЕНИЮДЕЙСТВИЯ:
ЛОКАЛЬНАЯ ВИБРАЦИЯ: ОСИ ОРТОГОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ КООРДИНАТ:
-
Xл – параллельно оси места охвата источника вибрации; -
Yл – перпендикулярно ладони; -
Zл – лежит в плоскости, образованной осью Xл и направлением подачи или приложения силы (или осью предплечья, когда сила не прикладывается).
ОБЩАЯ ВИБРАЦИЯ: ОСИ ОРТОГОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ КООРДИНАТ:
ГОРИЗОНТАЛЬНЫЕ ОСИ, направленные:
-
Xо – от спины к груди; -
Yо – от правого плеча к левому параллельно опорным поверхностям; -
Zо – ВЕРТИКАЛЬНАЯ ОСЬ, перпендикулярная опорным поверхностям тела в местах его контакта с сиденьем, полом.
Действие на организм:
При нарушении гигиенических требований у работника развивается тяжелая патология –
вибрационная болезнь от воздействиялокальной или общей вибрации. Основные синдромы при действии локальной вибрации:
-
астеновегетативный синдром; -
вегетососудистый синдром; -
ангиоспастический; -
ангиодистонический синдромы.
При действии общей вибрации присоединяются вестибулярный, диэнцефальный синдромы и сопутствующие заболевания (например, нарушение трофики спинного мозга приводит к развитию импотенции).
Местная вибрация малой интенсивности оказывает положительное воздействие на организм – восстанавливает трофику тканей, ускоряет заживление, улучшает функции центральной нервной системы.
Это свойство используется в физиотерапии (вибрационный массаж).
Профилактика неблагоприятного действия на организм механических колебаний, как и любых других негативных воздействий среды, должна проводиться в системе, включающей в себя ряд обязательных мероприятий:
-
законодательные, административные, меры гигиенического нормирования; -
архитектурно-планировочные и технологические; -
санитарно-технические и средства индивидуальной защиты; -
лечебно-профилактические, меры гигиенического воспитания.
-
Электромагнитные поля и излучения (ЭМП и ЭМИ), их параметры, определения и классификация. Действие ЭМП на организм. Система мер профилактики неблагоприятного действия ЭМП на организм.