ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2024

Просмотров: 541

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Место гигиены в системе медицинских наук:

Этапы развития гигиены:

МаксфонПеттенкофер(Германия):

ЭрисманФридрихФридрихович(Швейцария):

ДоброславинАлексейПетрович:

ГригорийВитальевичХлопин:

ГИГИЕНИЧЕСКОЕ НОРМИРОВАНИЕ:

Значение:

Виды нормативных документов:

Виды санитарно-гигиенических нормативов:

Гигиена окружающей среды:

Классификация загрязнений окружающей среды:

Особенности современного экологического кризиса:

Воздействие среды на здоровье:

Экологически зависимые эффекты:

Профилактика вредного воздействия среды на человека:

Климат и погода:

Климатообразующие факторы:

Классификации климата:

Понятие о метеотропной и сезонной патологии:

Определение:

Гигиенические аспекты акклиматизации:

Гигиенические меры акклиматизации к холодному климату:

Физиологические аспекты акклиматизации к холодному климату:

Нарушения здоровья в условиях холодного климата:

Определение:

Гигиенические аспекты акклиматизации:

Меры акклиматизации к условиям жаркого климата (или к аномальной жаре):

Гигиенические требования к одежде:

Физиологические аспекты акклиматизации к жаркому климату:

Строение атмосферы планеты Земля:

Состав воздуха:

Свойства воздуха:

Значение воздуха для человека:

Воздух жилых и общественных помещений:

Физические факторы воздушной среды:

Микроклимат:

Комплексное действие микроклимата:

Воздухообмен:

Влияние воздухообмена помещений на здоровье человека:

Загрязнение атмосферного воздуха:

Влияние на здоровье человека загрязнения воздуха:

Мероприятия по санитарной охране атмосферного воздуха:

ЕСТЕСТВЕННОЕ ОСВЕЩЕНИЕ:

ИСКУССТВЕННОЕ ОСВЕЩЕНИЕ:

Лампы накаливания:

Люминесцентные лампы (в.т.ч. газоразрядные):

Типы газоразрядных ламп:

лампывысокогодавления:

лампы сверхвысокого давления:

Системы искусственного освещения:

Нормируемые показатели:

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ОСВЕЩЕНИЯ:

Определение:

Почвообразующие факторы:

Состав и свойства почвы:

Гигиеническое и эпидемиологическое значение почвы:

Самоочищение:

Санитарная охрана:

Физиологическое значение воды:

Хозяйственное значение воды:

Свойства воды:

Гигиенические требования к питьевой воде:

Источники воды:

Методы улучшения качества воды:

ШУМ:

Физические свойства звуковой волны:

Восприятие звука:

Классификация:

Действие шума на организм:

Система мер профилактики неблагоприятного действия шума на организм:

Определения:

Инфразвук:

Ультразвук:

Определение:

Классификация:

Действие на организм:

Действие ЭМП на организм:

Система мер профилактики неблагоприятного действия ЭМП на организм:

Действие ЭМП и излучения на организм:

Лазерное излучение:

Электромагнитные поля радиочастотного диапазона (ЭМП РЧ):

ГИГИЕНА ТРУДА:

Задачи:

Значение:

Условия труда:

Классификация факторов производственной среды и трудового процесса:

Система оздоровительных мер на производстве:

РАБОТОСПОСОБНОСТЬ:

Фазы:

Факторы, определяющие работоспособность:

Утомление, переутомление, их профилактика:

Гигиена труда врачей:

Профессиональные и профессионально обусловленные заболевания:

Система мер профилактики профессиональных заболеваний в медицине:

РАДИАЦИОННАЯ ГИГИЕНА:

Виды ионизирующих излучений и их характеристика и действие на организм:

Детерминированные и стохастические эффекты:

ОТКРЫТЫЕ И ЗАКРЫТЫЕ ИСТОЧНИКИ:

Защита при работе с ними:

Гигиена лечебно-профилактических организаций (ЛПО):

Задачи:

Гигиенические требования к земельному участку ЛПО:

Гигиенические требования к архитектурно-планировочному решению ЛПО:

Типы строительства ЛПО:

Гигиенические требования к воздушно-тепловому режиму ЛПО:

Отопление:

Гигиенические требования к освещению ЛПО:

Гигиенические требования к внутренней отделке помещений ЛПО:

Гигиенические требования к приемному отделению:

Гигиенические требования к палатной секции ЛПО:

Особенности планировки инфекционных отделений:

Гигиенические требования к отделению хирургического профиля:

Внутрибольничная инфекция:

Классификация:

Военная гигиена:

Правовые аспекты охраны здоровья военнослужащих:

Санитарно-гигиеническое обеспечение войск:

Санитарно-эпидемиологический надзор и медицинский контроль в Вооруженных Силах РФ:

Особенности медицинского контроля в военное время и при чрезвычайных ситуациях:

Гигиенические требования к участку и территории жилых зданий: Выбор участка:

Требования к участку:

Гигиенические требования к размещению жилых зданий:

Организация придомовой территории:

Требования к удалению бытовых отходов и мусора:

Квартира, как основной элемент жилища:

Планировка:

Площади основных помещений:

Гигиеническое значение открытых помещений квартиры:

Требования к строительным и отделочным материалам жилых помещений:

Гигиенические требования к:

Гигиенические требования к воздухообмену:

Отоплению жилых помещений:

Естественному и искусственному освещению:

Инсоляции:

Адаптация жилья для людей с ограниченными возможностями:

РАЦИОНАЛЬНОЕ ПИТАНИЕ:

Принципы рационального питания:

Требования к пищевому рациону:

Значение питания для здоровья человека:

Современные проблемы питания населения России:

Алиментарно-зависимые заболевания, их профилактика:

Роль белков в питании:

Продукты-источники:

Физиологические потребности:

Биологическая ценность и аминокислотный состав пищевых белков:

Последствия избыточного и недостаточного поступления белков с пищей:

Значение жиров в питании:

Продукты-источники:

Физиологические потребности:

Полиненасыщенные жирные кислоты:

Последствия избыточного и недостаточного поступления жиров с пищей:

Роль углеводов в питании:

Продукты-источники:

Физиологические потребности:

Пищевые волокна, источники и значение в питании:

Значение минеральных веществ в питании:

Продукты-источники:

Значение и физиологические потребности:

Микроэлементозы и их профилактика:

Роль витаминов в питании:

Источники:

Физиологические потребности:

Биофлавоноиды, физиологическое значение:

Витаминоподобные вещества, значение в питании:

РЕЖИМ ПИТАНИЯ:

Лечебное и диетическое питание:

Гигиенические аспекты организации:

Стандартизация диетического питания:

Качество продуктов питания:

Гигиенические требования:

Классификация продуктов питания:

Экспертиза продуктов питания:

Бракераж сырой и готовой продукции:

Значение:

Организация в ЛПО:

Обязанности врача:

Пищевые отравления:

Классификация:

Расследование пищевых отравлений:

Этапы:

Обязанности врача:

Документы:

Токсикоинфекции:

Причины возникновения:

Клинические и эпидемиологические особенности:

Профилактика:

Ботулизм:

Причины и условия возникновения:

Клиника:

Клинические проявления:

Профилактика:

Стафилококковый токсикоз:

Причины и условия возникновения:

Клиника:

Профилактика:

Микотоксикозы:

Причины и условия возникновения:

Профилактика:

Пищевые отравления немикробного происхождения:

Причины и условия возникновения, клиника:

Профилактика:

Гигиенические требования к планировке, оборудованию и содержанию пищеблока лечебно- профилактических организаций:

Гигиенические требования к:

Транспортировке пищевых продуктов:

Кулинарной обработке пищевых продуктов:

Мытью и обеззараживанию столовой и кухонной посуды:

Личная и производственная гигиена работников пищеблока:

Основные формы документации на пищеблоке:

Здоровье детей и подростков:

Факторы, определяющие здоровье:

Индивидуальное здоровье:

Показатели:

Методы изучения:

Общественное здоровье:

Показатели:

Профилактические медицинские осмотры детей:

Нормативный документ:

Организация:

Группы здоровья детей:

Система профилактики нарушений здоровья детей:

Заболеваемость детей:

Нозологическая структура в разных возрастных группах:

Методы изучения заболеваемости:

Понятия:

Физическое развитие и биологический возраст:

Показатели:

Значение:

Методы исследования:

Методы оценки физического развития детей, их характеристика:

Рост и развитие детей и подростков:

ЗАКОНОМЕРНОСТИ РОСТА И РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗМА:

Возрастная периодизация:

Классификация:

ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ 2

Применение в практике здравоохранения:

Физиолого-гигиенические основы организации деятельности детей:

Анатомо-физиологические особенности детского возраста:

Нервная система и высшая нервная деятельность дошкольников:

Особенности психики подростка:

Работоспособность детей:

Методы изучения работоспособности и функционального состояния организма:

Утоление и переутомление детей:

Причины развития:

Признаки:

Методы изучения:

Профилактика утомления и переутомления:

Гигиенические требования к режиму дня детей:

Гигиенические требования к расписанию общеобразовательной организации:

Нормативный документ:

Физиологические основы правильного положения тела ребенка (поза сидя):

Мебель:

Виды:

Гигиенические требования:

Гигиеническое значение мебели:

Основные определения:

Нормативный документ:

Нарушения осанки у детей и подростков:

Виды:

Причины:

Методы исследования:

Профилактика:

Близорукость:

Причины и условия формирования у детей и подростков:

Меры профилактики:

Закаливание:

Физиологическая сущность и значение для здоровья:

Основные принципы закаливания:

Средства закаливания:

Методы определения закаленности у детей:

Профессиональная ориентация детей и подростков:

Этапы:

Задачи:

Методы:

Организация:

Роль родителей и специалистов:

Врачебная профессиональная консультация:

Этапы:

Задачи:

Методы:

Организация:

Специалисты:

Понятие о ключевых профессионально-значимых функциях, методы их определения:

Здоровый образ жизни:

Элементы:

Гигиеническое воспитание и обучение:

Методы:

Контроль эффективности гигиенического воспитания:

Гигиеническое и эпидемиологическое значение почвы:





  1. Почва посредством пищевой цепочки обеспечивает удовлетворение энергетических и иных потребностей человека (практически единственный источник азота).

  2. Почва, наряду с водой, формирует естественные и искусственные биогеохимические провинции, обусловливает эндемические заболевания.

  3. Почва является резервуаром для существования возбудителей многих инфекционных и инвазионных заболеваний человека и животных, в том числе смертельно опасных.

  4. Почва используется человеком для утилизации и обезвреживания продуктов его жизнедеятельности.

  1. Загрязнение, самоочищение, санитарная охрана почвы. Ответ:

Загрязнение почвы может быть природным и антропогенным. Основные источники антропогенного загрязнения:

    1. Промышленность;

    2. коммунальное хозяйство;

    3. сельское хозяйство.


Ситуация с загрязнением почвы катастрофична и с учетом последствий, и масштабов загрязнения, и невозможности ее восстановления в искусственных условиях.

К последствиям загрязнения почвы относят деградацию всей среды обитания – с уменьшением биоактивных элементов самой почвы и ухудшением ее самоочищения, с ухудшением качества сред, контактирующих с почвой (вода, воздух, растительность, животные организмы, продукты питания), а также ухудшение здоровья населения.

Человечество без почвы обойтись не может, а восстановление ее в искусственных условияхневозможно.

Устранениезагрязненияпочвы:

Самоочищение:






  1. Почва является естественной средой для разложения органики;

  2. Физические факторы самоочищения (солнце, высушивание);

  3. Химические факторы (кислород воздуха и почвы) – окисление, разложение и нитрификация, гумификация;

  4. В подавлении и отмирании нежелательной микрофлоры участвуют бактериофаги и антибиотики почвы.

Санитарная охрана:


  1. Законодательные меры;

  2. Гигиеническое нормирование;

  3. Планировочные меры (поля орошения);

  4. Технологические;

  5. Санитарно-технические;

  6. Меры гигиенического воспитания.

  1. Физиологическое и хозяйственное значение воды. Свойства и качество воды. Гигиенические требования к питьевой воде.

Ответ:

Физиологическое значение воды:


    1. Вода является структурным элементом организма человека: в организме новорожденного – 75% воды, взрослого 65%, пожилых людей не более 60%.

    2. Вода выполняет транспортные и иные функции жидких сред организма, обеспечивает все химические, физические и коллоидные процессы растворения и обмена веществ в организме, участвует в процессах терморегуляции, обеспечивает осмос, коллоидное состояние, тургор клеток, тканей и органов, участвует в переваривание пищи в пищеварительном тракте, участвует в кроветворении, синтезе тканей.

    3. При потере 2 % воды у человека возникает жажда, 5 % помрачение сознания, галлюцинации, 10% – в организме происходят болезненные расстройства, 20–25% – смерть от обезвоживания.

    4. Регулирование пополнения водных запасов организма осуществляется при помощи гуморальных и рефлекторных механизмов: при недостатке воды в организме изменяются физико-химические свойства крови, идет передача сигналов с рецепторов ротовой полости, глотки в центральную нервную систему, что приводит к ощущению жажды. Потребность организма в воде составляет в среднем 2,5 л в сутки, но изменяется в зависимости от условий среды, выполняемой деятельности, состояния организма, особенностей питания.





Хозяйственное значение воды:



Состоит в использовании для поддержания чистоты тела, одежды, жилища, населенных мест, приготовления пищи. Любое производство, промышленное и сельскохозяйственное, требует огромных объемов воды. Издавна человеком использовались транспортные функции водоемов, лечебное, оздоровительное и рекреационное1 действие. Вода используется человеком для дезинфекции и других противоэпидемических мероприятий.

Свойства воды:



Выделют следующие основные свойства, они же показатели качества воды: органолептические,эпидемиологические,токсико-химические и радиационные.

  1. Органолептические свойства воды – это те ее качества, которые можно определить с помощью органов чувств – цвет, запах, привкус, мутность. Значение органолептических показателей в том, что они формируют реакцию потребителя на воду, тем самым определяют питьевой режим, а также деятельность пищеварительных желез, секреторную деятельность желудка. Органолептические показатели во многих случаях свидетельствуют о загрязнении воды и водоема.

  2. Эпидемиологические свойства воды определяются загрязнением воды микро- и макрофлорой, наличием сапрофитов и возбудителей различных заболеваний (патогенные вирусы, бактерии, простейшие, гельминты). Многие возбудители вызывают эпидемии





массовые заболевания
инфекционной природы. Самые массовые эпидемии в истории человечества имели именно водный характер (холера).

  1. Токсико-химические свойства воды обусловлены ее природным химическим составом и посторонними загрязнениями химическими веществами. Вода с неадекватным содержанием химических элементов вызывает среди населения развитие эндемий (или эндемических заболеваний):

  • ЭНДЕМИИ – это массовые заболевания неинфекционной природы, развивающиеся среди населения вследствие недостатка или избытка определенного химического вещества в воде и почве местности. В отличие от эпидемий эндемические заболевания не контагиозны – не передаются от человека к человеку, животному, не заразны.

  • БИОГЕОХИМИЧЕСКАЯ ПРОВИНЦИЯ – это местность, территория, на которой регистрируются эндемии.

  • Примером эндемического заболевания является эндемическийзоб увеличение щитовидной железы, связанное с дефицитом йода в среде обитания. Эта болезнь очень широко распространена на планете, особенно в районах, удаленных от морей и океанов. Флюороз – поражение эмали зубов, развивающееся до их прорезывания при длительном приёме внутрь воды или продуктов с повышенным содержанием соединений фтора (более 1,5 мг/л), в случае содержания в воде фтора более 6 мг/л флюороз может поразить и уже сформированные зубы; ка́риес это патологический

процесс образования полости зуба под действием эндо - и экзогенных факторов, в

том числе недостатка фтора в питьевой воде