ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2024

Просмотров: 670

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Место гигиены в системе медицинских наук:

Этапы развития гигиены:

МаксфонПеттенкофер(Германия):

ЭрисманФридрихФридрихович(Швейцария):

ДоброславинАлексейПетрович:

ГригорийВитальевичХлопин:

ГИГИЕНИЧЕСКОЕ НОРМИРОВАНИЕ:

Значение:

Виды нормативных документов:

Виды санитарно-гигиенических нормативов:

Гигиена окружающей среды:

Классификация загрязнений окружающей среды:

Особенности современного экологического кризиса:

Воздействие среды на здоровье:

Экологически зависимые эффекты:

Профилактика вредного воздействия среды на человека:

Климат и погода:

Климатообразующие факторы:

Классификации климата:

Понятие о метеотропной и сезонной патологии:

Определение:

Гигиенические аспекты акклиматизации:

Гигиенические меры акклиматизации к холодному климату:

Физиологические аспекты акклиматизации к холодному климату:

Нарушения здоровья в условиях холодного климата:

Определение:

Гигиенические аспекты акклиматизации:

Меры акклиматизации к условиям жаркого климата (или к аномальной жаре):

Гигиенические требования к одежде:

Физиологические аспекты акклиматизации к жаркому климату:

Строение атмосферы планеты Земля:

Состав воздуха:

Свойства воздуха:

Значение воздуха для человека:

Воздух жилых и общественных помещений:

Физические факторы воздушной среды:

Микроклимат:

Комплексное действие микроклимата:

Воздухообмен:

Влияние воздухообмена помещений на здоровье человека:

Загрязнение атмосферного воздуха:

Влияние на здоровье человека загрязнения воздуха:

Мероприятия по санитарной охране атмосферного воздуха:

ЕСТЕСТВЕННОЕ ОСВЕЩЕНИЕ:

ИСКУССТВЕННОЕ ОСВЕЩЕНИЕ:

Лампы накаливания:

Люминесцентные лампы (в.т.ч. газоразрядные):

Типы газоразрядных ламп:

лампывысокогодавления:

лампы сверхвысокого давления:

Системы искусственного освещения:

Нормируемые показатели:

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ОСВЕЩЕНИЯ:

Определение:

Почвообразующие факторы:

Состав и свойства почвы:

Гигиеническое и эпидемиологическое значение почвы:

Самоочищение:

Санитарная охрана:

Физиологическое значение воды:

Хозяйственное значение воды:

Свойства воды:

Гигиенические требования к питьевой воде:

Источники воды:

Методы улучшения качества воды:

ШУМ:

Физические свойства звуковой волны:

Восприятие звука:

Классификация:

Действие шума на организм:

Система мер профилактики неблагоприятного действия шума на организм:

Определения:

Инфразвук:

Ультразвук:

Определение:

Классификация:

Действие на организм:

Действие ЭМП на организм:

Система мер профилактики неблагоприятного действия ЭМП на организм:

Действие ЭМП и излучения на организм:

Лазерное излучение:

Электромагнитные поля радиочастотного диапазона (ЭМП РЧ):

ГИГИЕНА ТРУДА:

Задачи:

Значение:

Условия труда:

Классификация факторов производственной среды и трудового процесса:

Система оздоровительных мер на производстве:

РАБОТОСПОСОБНОСТЬ:

Фазы:

Факторы, определяющие работоспособность:

Утомление, переутомление, их профилактика:

Гигиена труда врачей:

Профессиональные и профессионально обусловленные заболевания:

Система мер профилактики профессиональных заболеваний в медицине:

РАДИАЦИОННАЯ ГИГИЕНА:

Виды ионизирующих излучений и их характеристика и действие на организм:

Детерминированные и стохастические эффекты:

ОТКРЫТЫЕ И ЗАКРЫТЫЕ ИСТОЧНИКИ:

Защита при работе с ними:

Гигиена лечебно-профилактических организаций (ЛПО):

Задачи:

Гигиенические требования к земельному участку ЛПО:

Гигиенические требования к архитектурно-планировочному решению ЛПО:

Типы строительства ЛПО:

Гигиенические требования к воздушно-тепловому режиму ЛПО:

Отопление:

Гигиенические требования к освещению ЛПО:

Гигиенические требования к внутренней отделке помещений ЛПО:

Гигиенические требования к приемному отделению:

Гигиенические требования к палатной секции ЛПО:

Особенности планировки инфекционных отделений:

Гигиенические требования к отделению хирургического профиля:

Внутрибольничная инфекция:

Классификация:

Военная гигиена:

Правовые аспекты охраны здоровья военнослужащих:

Санитарно-гигиеническое обеспечение войск:

Санитарно-эпидемиологический надзор и медицинский контроль в Вооруженных Силах РФ:

Особенности медицинского контроля в военное время и при чрезвычайных ситуациях:

Гигиенические требования к участку и территории жилых зданий: Выбор участка:

Требования к участку:

Гигиенические требования к размещению жилых зданий:

Организация придомовой территории:

Требования к удалению бытовых отходов и мусора:

Квартира, как основной элемент жилища:

Планировка:

Площади основных помещений:

Гигиеническое значение открытых помещений квартиры:

Требования к строительным и отделочным материалам жилых помещений:

Гигиенические требования к:

Гигиенические требования к воздухообмену:

Отоплению жилых помещений:

Естественному и искусственному освещению:

Инсоляции:

Адаптация жилья для людей с ограниченными возможностями:

РАЦИОНАЛЬНОЕ ПИТАНИЕ:

Принципы рационального питания:

Требования к пищевому рациону:

Значение питания для здоровья человека:

Современные проблемы питания населения России:

Алиментарно-зависимые заболевания, их профилактика:

Роль белков в питании:

Продукты-источники:

Физиологические потребности:

Биологическая ценность и аминокислотный состав пищевых белков:

Последствия избыточного и недостаточного поступления белков с пищей:

Значение жиров в питании:

Продукты-источники:

Физиологические потребности:

Полиненасыщенные жирные кислоты:

Последствия избыточного и недостаточного поступления жиров с пищей:

Роль углеводов в питании:

Продукты-источники:

Физиологические потребности:

Пищевые волокна, источники и значение в питании:

Значение минеральных веществ в питании:

Продукты-источники:

Значение и физиологические потребности:

Микроэлементозы и их профилактика:

Роль витаминов в питании:

Источники:

Физиологические потребности:

Биофлавоноиды, физиологическое значение:

Витаминоподобные вещества, значение в питании:

РЕЖИМ ПИТАНИЯ:

Лечебное и диетическое питание:

Гигиенические аспекты организации:

Стандартизация диетического питания:

Качество продуктов питания:

Гигиенические требования:

Классификация продуктов питания:

Экспертиза продуктов питания:

Бракераж сырой и готовой продукции:

Значение:

Организация в ЛПО:

Обязанности врача:

Пищевые отравления:

Классификация:

Расследование пищевых отравлений:

Этапы:

Обязанности врача:

Документы:

Токсикоинфекции:

Причины возникновения:

Клинические и эпидемиологические особенности:

Профилактика:

Ботулизм:

Причины и условия возникновения:

Клиника:

Клинические проявления:

Профилактика:

Стафилококковый токсикоз:

Причины и условия возникновения:

Клиника:

Профилактика:

Микотоксикозы:

Причины и условия возникновения:

Профилактика:

Пищевые отравления немикробного происхождения:

Причины и условия возникновения, клиника:

Профилактика:

Гигиенические требования к планировке, оборудованию и содержанию пищеблока лечебно- профилактических организаций:

Гигиенические требования к:

Транспортировке пищевых продуктов:

Кулинарной обработке пищевых продуктов:

Мытью и обеззараживанию столовой и кухонной посуды:

Личная и производственная гигиена работников пищеблока:

Основные формы документации на пищеблоке:

Здоровье детей и подростков:

Факторы, определяющие здоровье:

Индивидуальное здоровье:

Показатели:

Методы изучения:

Общественное здоровье:

Показатели:

Профилактические медицинские осмотры детей:

Нормативный документ:

Организация:

Группы здоровья детей:

Система профилактики нарушений здоровья детей:

Заболеваемость детей:

Нозологическая структура в разных возрастных группах:

Методы изучения заболеваемости:

Понятия:

Физическое развитие и биологический возраст:

Показатели:

Значение:

Методы исследования:

Методы оценки физического развития детей, их характеристика:

Рост и развитие детей и подростков:

ЗАКОНОМЕРНОСТИ РОСТА И РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗМА:

Возрастная периодизация:

Классификация:

ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ 2

Применение в практике здравоохранения:

Физиолого-гигиенические основы организации деятельности детей:

Анатомо-физиологические особенности детского возраста:

Нервная система и высшая нервная деятельность дошкольников:

Особенности психики подростка:

Работоспособность детей:

Методы изучения работоспособности и функционального состояния организма:

Утоление и переутомление детей:

Причины развития:

Признаки:

Методы изучения:

Профилактика утомления и переутомления:

Гигиенические требования к режиму дня детей:

Гигиенические требования к расписанию общеобразовательной организации:

Нормативный документ:

Физиологические основы правильного положения тела ребенка (поза сидя):

Мебель:

Виды:

Гигиенические требования:

Гигиеническое значение мебели:

Основные определения:

Нормативный документ:

Нарушения осанки у детей и подростков:

Виды:

Причины:

Методы исследования:

Профилактика:

Близорукость:

Причины и условия формирования у детей и подростков:

Меры профилактики:

Закаливание:

Физиологическая сущность и значение для здоровья:

Основные принципы закаливания:

Средства закаливания:

Методы определения закаленности у детей:

Профессиональная ориентация детей и подростков:

Этапы:

Задачи:

Методы:

Организация:

Роль родителей и специалистов:

Врачебная профессиональная консультация:

Этапы:

Задачи:

Методы:

Организация:

Специалисты:

Понятие о ключевых профессионально-значимых функциях, методы их определения:

Здоровый образ жизни:

Элементы:

Гигиеническое воспитание и обучение:

Методы:

Контроль эффективности гигиенического воспитания:

заканчивая выпускными, можно успешно помочь им

сделать обдуманный, самостоятельный выбор профессии, профиля обучения и предотвратить множество связанных с этим типичных ошибок.

Цели профориентационной работы:

  1. Оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора ими профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;

  2. Выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.



Роль родителей и специалистов:



Роль родителя в процессе профориентации подростка помочь ребенку с поиском своих интересов и оценкой способностей, помочь получить информацию в достоверных источниках о существующих профессиях и поддержать интерес, а также поделиться своим опытом и обсудить выводы. Это лучшее, что родитель может сделать: не делать выбор «за», а сопроводить ребенка в нахождении его собственного пути.

Специалисты помогают актуализировать профессиональное самоопределение учащихся специальной организацией их деятельности, включающей получение знаний о себе, о мире профессионального труда и их соотнесение в процессе профессиональных проб.



  1. Врачебная профессиональная консультация: определение, этапы, задачи, методы, организация, специалисты. Понятие о ключевых профессионально- значимых функциях, методы их определения.


Ответ:

Врачебная профессиональная консультация:



Определение:
Врачебная профессиональная консультация – это консультация врачом подростков здоровых, из групп риска и с отклонениями в состоянии здоровья с целью выбора учебного заведения и будущей профессии, максимально соответствующей состоянию их физического и психического здоровья.

Этапы:



Условно выделяются следующие этапы проведения Врачебного профессионального консультирования:

    1. начальный этап - индивидуальное консультирование школьников 4-8 классов в процессе формирования профессионального самоопределения;

    2. этап выбора профессии при завершении не полного (9 класс) или полного среднего образования (10-11 класс);

    3. этап профессионального обучения (на этом этапе должна осуществляться помощь учащимся и студентам в выборе специализации и в рациональном трудоустройстве).

Задачи:


Задача врачебной профессиональной консультации состоит в том, чтобы помочь подростку выбрать такую профессию, которая будет отвечать его индивидуальным интересам, способностям, укреплять состояние здоровья и обеспечивать оптимальную производительность труда.

Основная задача врача состоит в определении степени риска прогрессирования отклонений в состоянии здоровья консультируемого подростка и разработке конкретных рекомендаций по выбору профессии или специальности
, формы обучения и рациональному трудоустройству. Также задачей врача является определение склонности ребенка к той или иной профессии, прогноз влияния производственно-профессиональных факторов на возникновение и течение патологического процесса.

Методы:





  1. Тесты;

  2. Медицинское обследование;

  3. Консультация у психолога.



Организация:


В соответствии с регламентирующими документами проведение врачебного профессионального консультирования возложено на школьного врача, а при его отсутствии индивидуальную врачебную профессиональную консультацию должен проводить участковый врач-педиатр.

ВПК является необходимым элементом медицинского обслуживания детей и подростков на протяжении всего периода школьного и профессионального обучения.

На каждом этапе педиатр решает задачи, соответствующие возрасту и уровню образования консультируемого подростка и потребностям данного этапа.
В ходе проведения врачебно-профессионального консультирования в зависимости от выявленных нарушений состояния здоровья подростка определяются индивидуальные ограничения профессиональной пригодности к воздействию отдельных профессионально-производственных факторов, профессиям и видам деятельности.
Профессионально пригодным следует считать подростка, способного успешно освоить профессию и работать в ней без ущерба для здоровья.

Специалисты:





  1. Педиатр;

  2. Педагог;

  3. Психолог;

  4. Офтальмолог;

  5. Невролог;

  6. Хирург (ортопед-травматолог);

  7. ЛОР.



Понятие о ключевых профессионально-значимых функциях, методы их определения:


Для осуществления ВПК необходимо исследование и оценка состояния здоровья, уровня развития
психофизиологических функций. Основные психофизиологические функции, от которых зависит развитие специфических для данной профессии навыков и умений и формирование рабочего стереотипа, называются ключевыми профессионально значимыми функциями и подразделяются на следующие группы:

  1. анализаторные: точность глазомера, цветовая, слуховая, обонятельная и тактильная чувствительность; мышечная точность;

  2. двигательные: мышечная сила и выносливость, быстрота реакции и т.д.;

  3. аттенционно-мнемические: механическая, смысловая, оперативная память, способность к концентрации и переключению внимания;

  4. интеллектуальные: уровень развития вербального и невербального интеллекта, мышления;

  5. индивидуально-типологичские свойства высшей нервной деятельности: сила, лабильность, подвижность и уравновешенность нервной системы;

  6. характерологические особенности личности, выраженность экстраверсии, нейротизма, ригидности и т.п.

При медицинском обследовании с целью определения профессиональной пригодности подростка необходим активный сбор жалоб; применение скринингов, функциональных и лабораторных методов исследования для оценки функционального состояния основных систем и органов. При наличии у подростка хронического заболевания необходимо привлечение узких специалистов, а проводить профконсультацию рекомендуется в период ремиссии или компенсации хронического заболевания и желательно в присутствии родителей.

  1. Здоровый образ жизни: определение, элементы. Условия, определяющие образ жизни. Гигиеническое воспитание и обучение: определения, методы. Контроль эффективности гигиенического воспитания.