ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2024

Просмотров: 497

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Место гигиены в системе медицинских наук:

Этапы развития гигиены:

МаксфонПеттенкофер(Германия):

ЭрисманФридрихФридрихович(Швейцария):

ДоброславинАлексейПетрович:

ГригорийВитальевичХлопин:

ГИГИЕНИЧЕСКОЕ НОРМИРОВАНИЕ:

Значение:

Виды нормативных документов:

Виды санитарно-гигиенических нормативов:

Гигиена окружающей среды:

Классификация загрязнений окружающей среды:

Особенности современного экологического кризиса:

Воздействие среды на здоровье:

Экологически зависимые эффекты:

Профилактика вредного воздействия среды на человека:

Климат и погода:

Климатообразующие факторы:

Классификации климата:

Понятие о метеотропной и сезонной патологии:

Определение:

Гигиенические аспекты акклиматизации:

Гигиенические меры акклиматизации к холодному климату:

Физиологические аспекты акклиматизации к холодному климату:

Нарушения здоровья в условиях холодного климата:

Определение:

Гигиенические аспекты акклиматизации:

Меры акклиматизации к условиям жаркого климата (или к аномальной жаре):

Гигиенические требования к одежде:

Физиологические аспекты акклиматизации к жаркому климату:

Строение атмосферы планеты Земля:

Состав воздуха:

Свойства воздуха:

Значение воздуха для человека:

Воздух жилых и общественных помещений:

Физические факторы воздушной среды:

Микроклимат:

Комплексное действие микроклимата:

Воздухообмен:

Влияние воздухообмена помещений на здоровье человека:

Загрязнение атмосферного воздуха:

Влияние на здоровье человека загрязнения воздуха:

Мероприятия по санитарной охране атмосферного воздуха:

ЕСТЕСТВЕННОЕ ОСВЕЩЕНИЕ:

ИСКУССТВЕННОЕ ОСВЕЩЕНИЕ:

Лампы накаливания:

Люминесцентные лампы (в.т.ч. газоразрядные):

Типы газоразрядных ламп:

лампывысокогодавления:

лампы сверхвысокого давления:

Системы искусственного освещения:

Нормируемые показатели:

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ОСВЕЩЕНИЯ:

Определение:

Почвообразующие факторы:

Состав и свойства почвы:

Гигиеническое и эпидемиологическое значение почвы:

Самоочищение:

Санитарная охрана:

Физиологическое значение воды:

Хозяйственное значение воды:

Свойства воды:

Гигиенические требования к питьевой воде:

Источники воды:

Методы улучшения качества воды:

ШУМ:

Физические свойства звуковой волны:

Восприятие звука:

Классификация:

Действие шума на организм:

Система мер профилактики неблагоприятного действия шума на организм:

Определения:

Инфразвук:

Ультразвук:

Определение:

Классификация:

Действие на организм:

Действие ЭМП на организм:

Система мер профилактики неблагоприятного действия ЭМП на организм:

Действие ЭМП и излучения на организм:

Лазерное излучение:

Электромагнитные поля радиочастотного диапазона (ЭМП РЧ):

ГИГИЕНА ТРУДА:

Задачи:

Значение:

Условия труда:

Классификация факторов производственной среды и трудового процесса:

Система оздоровительных мер на производстве:

РАБОТОСПОСОБНОСТЬ:

Фазы:

Факторы, определяющие работоспособность:

Утомление, переутомление, их профилактика:

Гигиена труда врачей:

Профессиональные и профессионально обусловленные заболевания:

Система мер профилактики профессиональных заболеваний в медицине:

РАДИАЦИОННАЯ ГИГИЕНА:

Виды ионизирующих излучений и их характеристика и действие на организм:

Детерминированные и стохастические эффекты:

ОТКРЫТЫЕ И ЗАКРЫТЫЕ ИСТОЧНИКИ:

Защита при работе с ними:

Гигиена лечебно-профилактических организаций (ЛПО):

Задачи:

Гигиенические требования к земельному участку ЛПО:

Гигиенические требования к архитектурно-планировочному решению ЛПО:

Типы строительства ЛПО:

Гигиенические требования к воздушно-тепловому режиму ЛПО:

Отопление:

Гигиенические требования к освещению ЛПО:

Гигиенические требования к внутренней отделке помещений ЛПО:

Гигиенические требования к приемному отделению:

Гигиенические требования к палатной секции ЛПО:

Особенности планировки инфекционных отделений:

Гигиенические требования к отделению хирургического профиля:

Внутрибольничная инфекция:

Классификация:

Военная гигиена:

Правовые аспекты охраны здоровья военнослужащих:

Санитарно-гигиеническое обеспечение войск:

Санитарно-эпидемиологический надзор и медицинский контроль в Вооруженных Силах РФ:

Особенности медицинского контроля в военное время и при чрезвычайных ситуациях:

Гигиенические требования к участку и территории жилых зданий: Выбор участка:

Требования к участку:

Гигиенические требования к размещению жилых зданий:

Организация придомовой территории:

Требования к удалению бытовых отходов и мусора:

Квартира, как основной элемент жилища:

Планировка:

Площади основных помещений:

Гигиеническое значение открытых помещений квартиры:

Требования к строительным и отделочным материалам жилых помещений:

Гигиенические требования к:

Гигиенические требования к воздухообмену:

Отоплению жилых помещений:

Естественному и искусственному освещению:

Инсоляции:

Адаптация жилья для людей с ограниченными возможностями:

РАЦИОНАЛЬНОЕ ПИТАНИЕ:

Принципы рационального питания:

Требования к пищевому рациону:

Значение питания для здоровья человека:

Современные проблемы питания населения России:

Алиментарно-зависимые заболевания, их профилактика:

Роль белков в питании:

Продукты-источники:

Физиологические потребности:

Биологическая ценность и аминокислотный состав пищевых белков:

Последствия избыточного и недостаточного поступления белков с пищей:

Значение жиров в питании:

Продукты-источники:

Физиологические потребности:

Полиненасыщенные жирные кислоты:

Последствия избыточного и недостаточного поступления жиров с пищей:

Роль углеводов в питании:

Продукты-источники:

Физиологические потребности:

Пищевые волокна, источники и значение в питании:

Значение минеральных веществ в питании:

Продукты-источники:

Значение и физиологические потребности:

Микроэлементозы и их профилактика:

Роль витаминов в питании:

Источники:

Физиологические потребности:

Биофлавоноиды, физиологическое значение:

Витаминоподобные вещества, значение в питании:

РЕЖИМ ПИТАНИЯ:

Лечебное и диетическое питание:

Гигиенические аспекты организации:

Стандартизация диетического питания:

Качество продуктов питания:

Гигиенические требования:

Классификация продуктов питания:

Экспертиза продуктов питания:

Бракераж сырой и готовой продукции:

Значение:

Организация в ЛПО:

Обязанности врача:

Пищевые отравления:

Классификация:

Расследование пищевых отравлений:

Этапы:

Обязанности врача:

Документы:

Токсикоинфекции:

Причины возникновения:

Клинические и эпидемиологические особенности:

Профилактика:

Ботулизм:

Причины и условия возникновения:

Клиника:

Клинические проявления:

Профилактика:

Стафилококковый токсикоз:

Причины и условия возникновения:

Клиника:

Профилактика:

Микотоксикозы:

Причины и условия возникновения:

Профилактика:

Пищевые отравления немикробного происхождения:

Причины и условия возникновения, клиника:

Профилактика:

Гигиенические требования к планировке, оборудованию и содержанию пищеблока лечебно- профилактических организаций:

Гигиенические требования к:

Транспортировке пищевых продуктов:

Кулинарной обработке пищевых продуктов:

Мытью и обеззараживанию столовой и кухонной посуды:

Личная и производственная гигиена работников пищеблока:

Основные формы документации на пищеблоке:

Здоровье детей и подростков:

Факторы, определяющие здоровье:

Индивидуальное здоровье:

Показатели:

Методы изучения:

Общественное здоровье:

Показатели:

Профилактические медицинские осмотры детей:

Нормативный документ:

Организация:

Группы здоровья детей:

Система профилактики нарушений здоровья детей:

Заболеваемость детей:

Нозологическая структура в разных возрастных группах:

Методы изучения заболеваемости:

Понятия:

Физическое развитие и биологический возраст:

Показатели:

Значение:

Методы исследования:

Методы оценки физического развития детей, их характеристика:

Рост и развитие детей и подростков:

ЗАКОНОМЕРНОСТИ РОСТА И РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗМА:

Возрастная периодизация:

Классификация:

ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ 2

Применение в практике здравоохранения:

Физиолого-гигиенические основы организации деятельности детей:

Анатомо-физиологические особенности детского возраста:

Нервная система и высшая нервная деятельность дошкольников:

Особенности психики подростка:

Работоспособность детей:

Методы изучения работоспособности и функционального состояния организма:

Утоление и переутомление детей:

Причины развития:

Признаки:

Методы изучения:

Профилактика утомления и переутомления:

Гигиенические требования к режиму дня детей:

Гигиенические требования к расписанию общеобразовательной организации:

Нормативный документ:

Физиологические основы правильного положения тела ребенка (поза сидя):

Мебель:

Виды:

Гигиенические требования:

Гигиеническое значение мебели:

Основные определения:

Нормативный документ:

Нарушения осанки у детей и подростков:

Виды:

Причины:

Методы исследования:

Профилактика:

Близорукость:

Причины и условия формирования у детей и подростков:

Меры профилактики:

Закаливание:

Физиологическая сущность и значение для здоровья:

Основные принципы закаливания:

Средства закаливания:

Методы определения закаленности у детей:

Профессиональная ориентация детей и подростков:

Этапы:

Задачи:

Методы:

Организация:

Роль родителей и специалистов:

Врачебная профессиональная консультация:

Этапы:

Задачи:

Методы:

Организация:

Специалисты:

Понятие о ключевых профессионально-значимых функциях, методы их определения:

Здоровый образ жизни:

Элементы:

Гигиеническое воспитание и обучение:

Методы:

Контроль эффективности гигиенического воспитания:




  1. Основные закономерности роста и развития детей и подростков. Возрастная периодизация: понятие, классификации, применение в практике здравоохранения.

Ответ:

Рост и развитие детей и подростков:



Рост и развитие это принципиально разные понятия.

Рост это количественное увеличение размеров и массы тела.

Развитие это качественное изменение, совершенствование структуры и функций организма.

ЗАКОНОМЕРНОСТИ РОСТА И РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗМА:


Неравномерность темпа роста и развития - Объяснение данной закономерности дал академик П.К. Анохин в теории функциональных систем. На разных этапах развития выживаемость организма в наибольшей степени обусловливают разные структуры и функции.


    1. Неодновременность роста и развития отдельных органов и систем (гетерохронность).

    2. Половой диморфизм (обусловленность полом) - отражает различия в задачах, решаемых в процессе полового размножения мужской и женской особью.

    3. Биологическая надежность организма

    4. Обусловленность генетическими, средовыми и эпохальными влияниями (секулярный тренд, акселерация, ретардация роста и развития).



Возрастная периодизация:



Понятие:

ВОЗРАСТНОЙ ПЕРИОД время, необходимое для завершения морфофункционального развития на конкретном этапе и достижения готовности организма к определенной деятельности.

В пределах одного возрастного периода процессы роста и развития, физиологические
особенности организма тождественны, а реакции на раздражители однозначны.

Классификация:



ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ 1

  1. Грудной (до 1 года);

  2. Преддошкольный (1 2 года);

  3. Дошкольный (3 6 лет);

  4. Младший школьный (7 10 лет);

  5. Средний школьный (11 14 лет);

  6. Старший школьный (15 17 лет).



ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ 2


  1. Период новорожденности (первые 4-5 недель)

  2. Преддошкольный возраст:

а) грудной или мл. ясельный от 4-5 недель до 1 года б) старший ясельный от 1 года до 3 лет

  1. Дошкольный возраст: от 3 до 7 лет

  2. Школьный возраст:

а) младший от 7 до 11 лет б) средний от 12 до 14 лет в) старший от 15 до 18 лет

Применение в практике здравоохранения:


Учет возрастной периодизации лежит в основе укрепления здоровья детей, гигиенического нормирования, санитарного надзора.

Понятие «возрастной период» отражает на практике реализацию закономерностей роста и развития человека - неравномерности и неодновременности.

  1. Физиолого-гигиенические основы организации деятельности детей. Анатомо- физиологические особенности детского организма.

Ответ:


Физиолого-гигиенические основы организации деятельности детей:


    1. Дифференцированный подход к организации деятельности в зависимости от анатомо- функциональных особенностей организма;

    2. Рациональная организация среды;

    3. Динамический контроль здоровья.


Дифференцированный подход к организации деятельности в зависимости от анатомо- функциональных особенностей организма реализуется с учетом принципов гигиенического нормирования деятельности детей, когда в разных режимах разных учреждений для разных групп детей нормируются и соответственно различаются:

  1. количественные показатели (длительность работы);

  2. качественные (интенсивность работы);

  3. формы организации деятельности.


Рациональная организация среды реализуется с учетом гигиенических требований к условиям образовательных и иных учреждений для детей, которые различаются в соответствии с:

  1. анатомо-физиологическими особенностями группы детей;

  2. назначением помещений;

  3. характером деятельности;

  4. климатическим районом местности;

  5. здоровьем группы детей.



Анатомо-физиологические особенности детского возраста:



АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАСТУЩЕГО ОРГАНИЗМА:


    1. Быстрый темп развития, ранимость и пластичность организма.

    2. Взаимозависимость физического и нервно-психического развития.

    3. Высокая потребность в двигательной активности.

    4. Несовершенство костно-мышечной системы, позднее окостеневание скелета, недостаточная скоординированность движений, низкая устойчивость к нагрузкам, особенно монотонным.

    5. Гетерохронность развития сердечно-сосудистой системы: отставание роста сердца от роста сосудов дошкольном возрасте – низкое АД, в подростковом – высокое АД).

    6. Особенности дыхательной системы (узость дыхательных путей, нежность и ранимость тканей и слизистых, богатых сосудами).

    7. Пищеварительная: тонкая эмаль зубов (повышенная склонность к кариесу), недостаточное развитие мышечного слоя ЖКТ, слизистых, активности ферментов и нервно-гуморальной регуляции, узость пищевода, недостаточную сформированность клеток печени.

    8. Кожа: относительно взрослого большая поверхность, большая капиллярная сеть (повышенная теплоотдача), тонкость, нежность эпидермиса (склонность к инфицированию);

    9. Обмен веществ и энергии: высокая интенсивность обмена веществ с преобладанием анаболических процессов, высоким расходом энергии и потребностью в белке, несовершенство терморегуляции (повышенная теплоотдача);

    10. Эндокринная система: половое созревание – неустойчивость поведения, изменения характера.

    11. Органы чувств: постепенное становление нормальной рефракции зрения.