ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2024

Просмотров: 465

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Место гигиены в системе медицинских наук:

Этапы развития гигиены:

МаксфонПеттенкофер(Германия):

ЭрисманФридрихФридрихович(Швейцария):

ДоброславинАлексейПетрович:

ГригорийВитальевичХлопин:

ГИГИЕНИЧЕСКОЕ НОРМИРОВАНИЕ:

Значение:

Виды нормативных документов:

Виды санитарно-гигиенических нормативов:

Гигиена окружающей среды:

Классификация загрязнений окружающей среды:

Особенности современного экологического кризиса:

Воздействие среды на здоровье:

Экологически зависимые эффекты:

Профилактика вредного воздействия среды на человека:

Климат и погода:

Климатообразующие факторы:

Классификации климата:

Понятие о метеотропной и сезонной патологии:

Определение:

Гигиенические аспекты акклиматизации:

Гигиенические меры акклиматизации к холодному климату:

Физиологические аспекты акклиматизации к холодному климату:

Нарушения здоровья в условиях холодного климата:

Определение:

Гигиенические аспекты акклиматизации:

Меры акклиматизации к условиям жаркого климата (или к аномальной жаре):

Гигиенические требования к одежде:

Физиологические аспекты акклиматизации к жаркому климату:

Строение атмосферы планеты Земля:

Состав воздуха:

Свойства воздуха:

Значение воздуха для человека:

Воздух жилых и общественных помещений:

Физические факторы воздушной среды:

Микроклимат:

Комплексное действие микроклимата:

Воздухообмен:

Влияние воздухообмена помещений на здоровье человека:

Загрязнение атмосферного воздуха:

Влияние на здоровье человека загрязнения воздуха:

Мероприятия по санитарной охране атмосферного воздуха:

ЕСТЕСТВЕННОЕ ОСВЕЩЕНИЕ:

ИСКУССТВЕННОЕ ОСВЕЩЕНИЕ:

Лампы накаливания:

Люминесцентные лампы (в.т.ч. газоразрядные):

Типы газоразрядных ламп:

лампывысокогодавления:

лампы сверхвысокого давления:

Системы искусственного освещения:

Нормируемые показатели:

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ОСВЕЩЕНИЯ:

Определение:

Почвообразующие факторы:

Состав и свойства почвы:

Гигиеническое и эпидемиологическое значение почвы:

Самоочищение:

Санитарная охрана:

Физиологическое значение воды:

Хозяйственное значение воды:

Свойства воды:

Гигиенические требования к питьевой воде:

Источники воды:

Методы улучшения качества воды:

ШУМ:

Физические свойства звуковой волны:

Восприятие звука:

Классификация:

Действие шума на организм:

Система мер профилактики неблагоприятного действия шума на организм:

Определения:

Инфразвук:

Ультразвук:

Определение:

Классификация:

Действие на организм:

Действие ЭМП на организм:

Система мер профилактики неблагоприятного действия ЭМП на организм:

Действие ЭМП и излучения на организм:

Лазерное излучение:

Электромагнитные поля радиочастотного диапазона (ЭМП РЧ):

ГИГИЕНА ТРУДА:

Задачи:

Значение:

Условия труда:

Классификация факторов производственной среды и трудового процесса:

Система оздоровительных мер на производстве:

РАБОТОСПОСОБНОСТЬ:

Фазы:

Факторы, определяющие работоспособность:

Утомление, переутомление, их профилактика:

Гигиена труда врачей:

Профессиональные и профессионально обусловленные заболевания:

Система мер профилактики профессиональных заболеваний в медицине:

РАДИАЦИОННАЯ ГИГИЕНА:

Виды ионизирующих излучений и их характеристика и действие на организм:

Детерминированные и стохастические эффекты:

ОТКРЫТЫЕ И ЗАКРЫТЫЕ ИСТОЧНИКИ:

Защита при работе с ними:

Гигиена лечебно-профилактических организаций (ЛПО):

Задачи:

Гигиенические требования к земельному участку ЛПО:

Гигиенические требования к архитектурно-планировочному решению ЛПО:

Типы строительства ЛПО:

Гигиенические требования к воздушно-тепловому режиму ЛПО:

Отопление:

Гигиенические требования к освещению ЛПО:

Гигиенические требования к внутренней отделке помещений ЛПО:

Гигиенические требования к приемному отделению:

Гигиенические требования к палатной секции ЛПО:

Особенности планировки инфекционных отделений:

Гигиенические требования к отделению хирургического профиля:

Внутрибольничная инфекция:

Классификация:

Военная гигиена:

Правовые аспекты охраны здоровья военнослужащих:

Санитарно-гигиеническое обеспечение войск:

Санитарно-эпидемиологический надзор и медицинский контроль в Вооруженных Силах РФ:

Особенности медицинского контроля в военное время и при чрезвычайных ситуациях:

Гигиенические требования к участку и территории жилых зданий: Выбор участка:

Требования к участку:

Гигиенические требования к размещению жилых зданий:

Организация придомовой территории:

Требования к удалению бытовых отходов и мусора:

Квартира, как основной элемент жилища:

Планировка:

Площади основных помещений:

Гигиеническое значение открытых помещений квартиры:

Требования к строительным и отделочным материалам жилых помещений:

Гигиенические требования к:

Гигиенические требования к воздухообмену:

Отоплению жилых помещений:

Естественному и искусственному освещению:

Инсоляции:

Адаптация жилья для людей с ограниченными возможностями:

РАЦИОНАЛЬНОЕ ПИТАНИЕ:

Принципы рационального питания:

Требования к пищевому рациону:

Значение питания для здоровья человека:

Современные проблемы питания населения России:

Алиментарно-зависимые заболевания, их профилактика:

Роль белков в питании:

Продукты-источники:

Физиологические потребности:

Биологическая ценность и аминокислотный состав пищевых белков:

Последствия избыточного и недостаточного поступления белков с пищей:

Значение жиров в питании:

Продукты-источники:

Физиологические потребности:

Полиненасыщенные жирные кислоты:

Последствия избыточного и недостаточного поступления жиров с пищей:

Роль углеводов в питании:

Продукты-источники:

Физиологические потребности:

Пищевые волокна, источники и значение в питании:

Значение минеральных веществ в питании:

Продукты-источники:

Значение и физиологические потребности:

Микроэлементозы и их профилактика:

Роль витаминов в питании:

Источники:

Физиологические потребности:

Биофлавоноиды, физиологическое значение:

Витаминоподобные вещества, значение в питании:

РЕЖИМ ПИТАНИЯ:

Лечебное и диетическое питание:

Гигиенические аспекты организации:

Стандартизация диетического питания:

Качество продуктов питания:

Гигиенические требования:

Классификация продуктов питания:

Экспертиза продуктов питания:

Бракераж сырой и готовой продукции:

Значение:

Организация в ЛПО:

Обязанности врача:

Пищевые отравления:

Классификация:

Расследование пищевых отравлений:

Этапы:

Обязанности врача:

Документы:

Токсикоинфекции:

Причины возникновения:

Клинические и эпидемиологические особенности:

Профилактика:

Ботулизм:

Причины и условия возникновения:

Клиника:

Клинические проявления:

Профилактика:

Стафилококковый токсикоз:

Причины и условия возникновения:

Клиника:

Профилактика:

Микотоксикозы:

Причины и условия возникновения:

Профилактика:

Пищевые отравления немикробного происхождения:

Причины и условия возникновения, клиника:

Профилактика:

Гигиенические требования к планировке, оборудованию и содержанию пищеблока лечебно- профилактических организаций:

Гигиенические требования к:

Транспортировке пищевых продуктов:

Кулинарной обработке пищевых продуктов:

Мытью и обеззараживанию столовой и кухонной посуды:

Личная и производственная гигиена работников пищеблока:

Основные формы документации на пищеблоке:

Здоровье детей и подростков:

Факторы, определяющие здоровье:

Индивидуальное здоровье:

Показатели:

Методы изучения:

Общественное здоровье:

Показатели:

Профилактические медицинские осмотры детей:

Нормативный документ:

Организация:

Группы здоровья детей:

Система профилактики нарушений здоровья детей:

Заболеваемость детей:

Нозологическая структура в разных возрастных группах:

Методы изучения заболеваемости:

Понятия:

Физическое развитие и биологический возраст:

Показатели:

Значение:

Методы исследования:

Методы оценки физического развития детей, их характеристика:

Рост и развитие детей и подростков:

ЗАКОНОМЕРНОСТИ РОСТА И РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗМА:

Возрастная периодизация:

Классификация:

ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ 2

Применение в практике здравоохранения:

Физиолого-гигиенические основы организации деятельности детей:

Анатомо-физиологические особенности детского возраста:

Нервная система и высшая нервная деятельность дошкольников:

Особенности психики подростка:

Работоспособность детей:

Методы изучения работоспособности и функционального состояния организма:

Утоление и переутомление детей:

Причины развития:

Признаки:

Методы изучения:

Профилактика утомления и переутомления:

Гигиенические требования к режиму дня детей:

Гигиенические требования к расписанию общеобразовательной организации:

Нормативный документ:

Физиологические основы правильного положения тела ребенка (поза сидя):

Мебель:

Виды:

Гигиенические требования:

Гигиеническое значение мебели:

Основные определения:

Нормативный документ:

Нарушения осанки у детей и подростков:

Виды:

Причины:

Методы исследования:

Профилактика:

Близорукость:

Причины и условия формирования у детей и подростков:

Меры профилактики:

Закаливание:

Физиологическая сущность и значение для здоровья:

Основные принципы закаливания:

Средства закаливания:

Методы определения закаленности у детей:

Профессиональная ориентация детей и подростков:

Этапы:

Задачи:

Методы:

Организация:

Роль родителей и специалистов:

Врачебная профессиональная консультация:

Этапы:

Задачи:

Методы:

Организация:

Специалисты:

Понятие о ключевых профессионально-значимых функциях, методы их определения:

Здоровый образ жизни:

Элементы:

Гигиеническое воспитание и обучение:

Методы:

Контроль эффективности гигиенического воспитания:


Ответы на экзамениционные вопросы по гигиене 2021

Умныйстудент-источник(информационныйсайтдлястудентовмедиков)!


  1. Гигиена как раздел медицины и здравоохранения: определение, цель, задачи, объект, предмет и дифференциация гигиены. Место гигиены в системе медицинских наук.

Ответ:

Медицина система наук и практическая деятельность, направленная на сохранение здоровья человека, продление его жизни, предупреждение и лечение болезни.

Разделы медицины:


    1. Клиническая;

    2. Экспериментальная;

    3. Профилактическая.


Гигиена- основа профилактической медицины.

ГИГИЕНА:



Определение:


  1. Гигиена медицинская наука, изучающая закономерности влияния среды обитания на организм человека с целью сохранения его здоровья.

  2. Гигиена медицинская наука, изучающая влияние факторов окружающей среды и производственной деятельности на здоровье человека, его работоспособность, продолжительность жизни, разрабатывающая нормативы, требования и санитарные мероприятия, направленные на оздоровление населенных мест, условий жизни и деятельности людей (ВАК).

Цель, объект и предмет:


  1. Цель гигиены и главный критерий ее эффективности как науки и практики здоровье общества.

  2. Объект гигиены человек в реальных условиях среды не средовые факторы).

  3. Предмет гигиены влияние среды на организм (на уровне группы и популяции).



Задачи:


  1. Изучение и оценка здоровья населения.

  2. Изучение факторов среды обитания.

  3. Выявление причинно-следственных связей в системе «здоровье среда», прогнозирование.

  4. Разработка научных основ и реализация практических мер по обеспечению санитарно- эпидемиологического благополучия населения.

Дифференциация гигиены:



Стройки, новые города, освоение земель и природных ресурсов, развитие техники, народного хозяйства, школы, детские лагеря. Поэтому гигиена как наука и практика интенсивно развивалась и дифференцировалась.

  1. Социальная гигиена - изучает влияние социальных факторов среды на человека.

  2. Коммунальная гигиена изучает вопросы санитарной охраны воды, воздуха, почвы, градостроительства, жилья и лечебно-профилактических учреждений.

  3. Гигиена питания изучает вопросы рационального питания и безопасности продуктов питания.

  4. Гигиена труда - изучает влияние на организм человека факторов рабочей среды и трудового процесса.

  5. Гигиена детей и подростков изучает влияние факторов среды обитания на организм ребенка.

  6. Радиационная гигиена изучает вопросы радиационной безопасности населения.

  7. Военная гигиена изучает влияние на организм военнослужащего факторов трудового процесса и рабочей среды.

  8. Гигиена на транспорте изучает влияние на организм человека транспортных средств (авиатранспорта, железнодорожного, автомобильного).

  9. Психогигиена изучает влияние на организм психогигиенических факторов, основы психопрофилактики болезней.

  10. Гигиена космических полетов изучает влияние на организм факторов, действующих на организм во время космических полетов.

Место гигиены в системе медицинских наук:



Гигиена имеет обширные связи с другими науками медицинскими и немедицинскими вследствие самого определения гигиены как науки, вследствие ее задач.

Действительно, мало того, что гигиенист должен знать природу человека, всесторонне оценивать его здоровье и патологию.

Гигиенист изучает ВСЕ факторы среды обитания, ВСЕ их многообразное влияние на человека и популяцию.

В этом многообразии состоит основная трудность гигиены как науки и практики. Гигиенист должен быть разносторонне образованным человеком, иметь широкий круг интересов.

Факторы среды обитания – это:


  1. Биологические (вирусные, бактериальные, паразитарные и иные);

  2. Химические;

  3. Физические (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловые, ионизирующие, неионизирующие и иные излучения);

  4. Социальные (питание, водоснабжение, условия быта, труда, отдыха) и

  5. иные факторы среды обитания, которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека и (или) на состояние здоровья будущих поколений.

  1. История развития гигиены: этапы, их характеристика. Основоположники гигиены.

Ответ:

Этапы развития гигиены:


    1. Эмпирический этап.

    2. Оформление гигиены как науки (XVIII–XIX вв.). Основоположники гигиены.

    3. Развитие гигиены в ХХ веке (Советский этап развития гигиены), дифференциация, основные разделы гигиены.

    4. Современный этап (с 2003 года). ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ:

  1. Для обеспечения водой в домах горожан сооружали глубокие каменные резервуары - колодцы. Под землей обнаружены глиняные трубы, которые могли служить как для подачи воды так и для стока нечистот.

  2. Гигиенические традиции и обычаи предписывали опрятность в быту и умеренность в пище:


«Египтяне… пьют только из медных сосудов, которые чистят ежедневно… платье носят полотняное, всегда свежевымытое, и это составляет для них предмет большой заботы. Моются два раза в день и два раза в ночь. Обрезают себя ради чистоты, предпочитая быть опрятными, нежели красивыми.

  1. Греки считали египтян «изобретателями медицины, в особенности медицины предупредительной».

ДРЕВНИЙ КИТАЙ:


  1. Среди важнейших лечебно-профилактических мероприятий были: массаж, лечебная и дыхательная гимнастика, которая использовалась для сохранения здоровья и достижения долголетия.

  2. Археологические изыскания показали, что территория китайских поселений подвергалась санитарной мелиорации, на площадях и улицах имелись мостовые, жилые дома отапливались внутри стенными трубами.

  3. Для китайцев «настоящий врач не тот кто лечит заболевшего, а тот, кто предотвращает болезнь».

ДРЕВНЯ ГРЕЦИЯ:


  1. Гигиея древнегреческая богиня здоровья, дочь Эскулапа, бога врачевания.

  2. Трактаты Гиппократа считаются первыми научными трудами по гигиене и содержат систематическое изучение внешних условий: воздуха, воды климата с точки зрения их влияния на здоровье.

ДРЕВНИЙ РИМ:


  1. Нормирование высоты домов и ширины улиц (строительный устав Нерона).

  2. Надзор за чистотой улиц, продажей съестных припасов.

  3. Водопровод – до 88 ведер в сутки .

  4. Канализация.

  5. Зачатки военной гигиены.

  6. Постепенное превращение римской медицины из предупредительной в лечебную. СРЕДНИЕ ВЕКА В ЕВРОПЕ:


  1. в Европе в это время из-за религиозного фанатизма, недостатка общей культуры населения, бедности произошел упадок гигиены, знания древних были забыты.

  2. улицы европейских городов напоминали сточные канавы.

  3. личная гигиена не только не была необходимостью, но иногда почиталась за грех.

  4. эпидемии уносили тысячи жизней.

  5. средняя продолжительность жизни была крайне низка около 30-40 лет.


Возрождение общественной гигиены в Европе произошло в конце XVI – XVII веках: началось развитие эпидемиологии, прививочного дела, медицинской географии, медико-санитарной статистики.

СРЕДНИЕ ВЕКА В РОССИИ И НА ВОСТОКЕ:
В то же время в России гигиенические навыки среди населения были весьма распространены: обязательная ежедневная баня, умывание, чистая одежда. Великий Новгород в XI веке был одним из самых цивилизованных городов – оборудован канализацией, вымощен каменными мостовыми. На Руси были разработаны документы, оговаривающие быт населения – Домострой, Азбуковники (XVII век); они включали в том числе сведения гигиены.

На Востоке гигиенические процедуры были обязательны при отправлении религиозных культов (например, омовения перед молитвой в исламе), для поддержания чистоты и отдыха тела и души (турецкая, японская бани) и др.

ОСНОВОПОЛОЖНИКИ: