Файл: Образовательная программа для нетиповых образовательных организаций, реализующих программы общего образования и дополнительные.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 287

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ

АВТОРЫ:

Концептуальные основы

Основные подсистемы образовательного пространства:

Задачи:

Личностные результаты освоения образовательной программы.

Предметные результаты освоения образовательной программы.

1.3.3. Обобщенные группы предметных учебно-познавательных и учебно-практических задач

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Основное содержание образовательной программы

Виды воспитывающей деятельности и формы работы

Этапы реализации образовательной программы 1 этап — этап адаптации (1-5 день)

этап — этап индивидуализации (6-10 день)

этап — этап интеграции (10-15 день)

Реализация программ дополнительного образования в условиях детского лагеря

Примерное содержание дополнительных общеобразовательных программ социально-педагогической направленности

«Всѐ зависит от нас самих!».

«Медиажурналистика».

«Мир общения».

«Почта объединяет друзей».

«Школа безопасности».

«Этот удивительный Крым»».

«Юные дипломаты».

«Юный следователь».

«Я и мои эмоции».

Примерное содержание дополнительных общеобразовательных программ художественной направленности

«Волшебная нить».

«Вышивка крестиком».

«Изобразительное искусство».

«Квиллинг».

«Керамика».

«Книга художника».

«Линогравюра».

«Мир искусства».

«Мягкая игрушка».

«Наследники традиций».

«Обереги».

«Основы сценического мастерства».

«Печатная графика».

«Природа и фантазия».

«Римская мозаика прямого набора».

«Сказочный мир».

«Фитодизайн. Сухоцветы».

Примерное содержание дополнительных общеобразовательных программ технической направленности

«Авиакосмическое моделирование»

«Авиамоделирование»

«Астрономия»

«Беспилотник своими руками»

«Диджеинг»

«Змеенавтика»

«Клуб юных радиолюбителей»

«Компьютерное моделирование»

«Основы объемной печати на 3D принтере»

«Основы объемной рисования при помощи 3D ручек»

«Основы трехмерного моделирования (3DZAVR ИЛИ TINKERCAD)»

«От моделей ученических – до кораблей космических»

«Ракетостроение. Полѐт на Марс»

«Решение задач по моделированию средствами MS Excel»

«Робототехника. 2.0.»

«Снято в «Артеке»

«Техноарт»

«Школа юных мультипликаторов»

«Электроника»

«Юные корреспонденты»

Примерное содержание дополнительных общеобразовательных программ естественнонаучной направленности

«Заповедная страна».

«Измерения в природе и технике».

«Крым – природная жемчужина».

«Ландшафтный дизайн».

«Мир вокруг нас».

«Мир открытий».

«Обучение первичным навыкам верховой езды».

«Рокфишинг».

«Школа Айболита».

«Юный геолог».

Примерное содержание дополнительных общеобразовательных программ туристско-краеведческой направленности

«Горными тропами».

«Ступени туризма».

«Траверс».

Примерное содержание дополнительных общеобразовательных программ физкультурно-спортивной направленности

«Волейбол»

«Вольная борьба»

«Детская морская флотилия»

«Дзюдо»

«Настольный теннис»

«Паруса «Артека»

«Плавание для начинающих»

«Путешествие в шахматное королевство»

«SNAG-гольф в Артеке»

«Спартак»

«Теннис в «Артеке»

«Фитнес-аэробика»

«Футбол для начинающих»

«Футбольная лига «Артека»

«Черлидинг»

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

Структура СОМ. Содержание и основные виды деятельности

Проектирование и разработка СОМ

Оценивание результатов СОМ

Кадровое обеспечение СОМ и основные виды деятельности специалистов

Документальное оформление СОМ

Проектирование учебного плана

Совместное планирование

Совместная организации и реализация

Кадровое обеспечение.

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Нормативные документы и материалы, на основе которых разрабатывалась программа

Литература, использованная при разработке программы

Перечень учебников и учебных пособий, используемых в ФГБОУ «МДЦ «Артек»

Примерное содержание учебных занятий в формате СОМ

Обществознание

История

География

Иностранный язык

Химия



Биология



смены

Тематика

смены

Воз

раст

Предмет

Тема СОМ

Аннотация

1

«Академи я детских открытий

»

5-6

Биология

Загадочный микромир.

От одноклеточных до многоклеточных, типы дыхания и транспорт веществ в организме. Клетка – огромный мир. С изобретением микроскопа человеку стало доступно наблюдение за чудесными процессами, происходящими внутри клетки. Великий русский физиолог И. П. Павлов писал: «Науку принято сравнивать с постройкой. Как здесь, так и там трудится много народа, и здесь и там происходит разделение труда. Кто составляет план, одни кладут фундамент, другие возводят стены и так далее...». «Постройка» клеточной теории началась почти 350 лет назад.

Ребята «откроют» для себя клетку. Познакомятся с жизненноважными процессами, проходящими внутри нее.

7-8

Биология

Животные-обитатели Чѐрного моря: прогрессивные черты строения нервной системы водных жителей и не только.

Строение и принципы нервной системы человека и других животных. Целью модуля является создание условий для самостоятельного открытия обучающимися новых знаний о характерных чертах строения и особенно

нервной системе животных типа Кишечнополостные, Плоские Черви, Кольчатые черви, Моллюски. Обучающиеся включаются в самостоятельную исследовательскую деятельность (под руководством учителя), учась проектировать и этапы исследования, применять методы научного исследования, выдвигать гипотезы. Изучаются характерные черты внешнего и внутреннего строения некоторых типов (лабораторная работа, изучение коллекций). Изучая нервную систему и еѐ реакции, дети узнают о поведении и образе жизни животных, а также на практике вырабатывают исследовательские навыки, в том

числе написание «энциклопедической» статьи о изученном на занятии.

8-9

Биология

Откуда взялся я?

Самый первый вопрос, определяющий свое местоположение в огромном мире, ребенок задает, едва научившись говорить.

С того момента как Аристотель впервые описал плод, знания о биологии индивидуального развития и репродукции значительно расширились. Этому способствовали открытия в области микроскопических исследований (изучение клетки, описание сперматозоидов), исследования в органической химии (открытие гормона

прогестерона в 1929 г.), а начиная с середины XX ст. - открытия в области молекулярной биологии и генетики. В 1978 г. была получена первая беременность в ре-

зультате экстракорпорального оплодотворения. Конец ХХ-начало XXI ст. ознаменовались одним из последних достижений человечества: исследования в




















рамках проекта "Геном человека" позволили не только картировать геном человека, но и уточнить, а в некоторых аспектах даже изменить наше представление о структуре и функции наследственного аппарата.

В рамках Модуля ребята всесторонне исследуют репродуктивную систему человека, анализируют открытия в этой области, системно подходят к ответу на вопрос «Откуда взялся Я?»

10-11

Биология

Мир генетических открытий.

Успехи в области молекулярной биологии и генетики способствовали внедрению молекулярных методов в практическую медицину с целью диагностики различных наследственных заболеваний. В настоящее время исследователи заняты изучением структуры продуктов экспрессии генов - РНК и белков. В ходе Модуля ребята исследуют клетку с помощью цифрового микроскопа, обсуждают механизм наследственных заболеваний, узнают , что на смену хромосомной теории наследственности пришла молекулярная теория гена, формулируют выводы о значении генетики для медицины и здоровья человека

2

«В начале было слово»

5-6

Биология

Слово о происхождении жизни на Земле

«Ткани растений, обмен веществ и размножение». Ткани растений, обмен веществ и размножение. У первых организмов Земли все клетки были почти одинаковыми. Позднее появились водоросли, мхи, хвощи, папоротники. У этих растений клетки имеют специфическое строение. Поэтому можно достаточно точно определить, растениям какой группы они принадлежат. Однако общее строение клетки у всех растений примерно одинаково. У высших растений клетки в результате деления образуют целые группы клеток — ткани. В них находятся клетки, сходные по своему строению и значению в жизни растения. Изменение тканей растений, дифференциация их клеток – летопись эволюции растений. Поэтапно ребята изучают постепенное усложнение тканей под руководством учителя и экскурсоводов Никитского ботанического сада.

Задачи: изучить особенности строения тканей растительных и животных организмов, раскрыть взаимосвязь строения растительной и животной ткани от выполняемой функции, продолжить формировать умение работать с микроскопами и микропрепаратами, сравнивать, анализировать, обобщать,

работать с рисунками как источниками информации.

7-8

Биология

Вы думаете, мы не умеем общаться?

Тип Членистоногие – эволюция и путь развития на Земле.

Систематика представителей типа Членистоногие: принципы общей классификации.

Целью модуля является создание условий для самостоятельного открытия обучающимися новых знаний о характерных чертах внешнего и внутреннего строения представителей основных классов типа Членистоногие. Обучающиеся включаются в самостоятельную исследовательскую деятельность (под

руководством учителя), учась проектировать в этапах исследования, применять методы научного исследования, выдвигать гипотезы. Изучаются характерные




















черты внешнего и внутреннего строения некоторых видов (лабораторная работа,

изучение коллекций).

8-9

Биология

«Из песни слов не выкинешь, или летопись моего рода»

В западной педагогике доминирует утверждение о том, что нравственные качества человека биологически обусловлены. Люди рождаются добрыми или злыми, честными или лживыми, природой человеку дается драчливость, агрессивность, жестокость, алчность (М. Монтессори, К. Лоренц, Э. Фромм, А. Мичерлик и др.) Позицией о генной обусловленности социального поведения занимались и отечественные специалисты. Академики П.К. Анохин, Н.М. Амосов и др. высказываются в пользу наследственной обусловленности нравственности человека и его социального поведения.

В ходе Модуля ребята рассматривают различные гипотезы, делают выводы, сопоставляют отдельные свои качества с качествами своих предков, разбирают решение генетических задач на конкретных примерах, дискутируют по поводу

особенностей механизма передачи генетических заболеваний, участвуют в тренинге под руководством психолога, пишут летопись своего рода.

10-11

Биология

«В начале было слово…»: Происхождение и историческое развитие жизни на Земле

Гипотеза абиогенного происхождения жизни в процессе биохимической эволюции с научной точки зрения является наиболее разработанной. Однако нерешенным является вопрос, когда и где происходил абиогенный синтез органических соединений и, самое главное, как произошел скачок от неживого к живому.

Тем ни менее существует и другой взгляд на этот вопрос - Креационизм – теологическая и мировоззренческая концепция, согласно которой основные формы органического мира, человечество, планета Земля, а также мир в целом, рассматриваются как непосредственно созданные Творцом или Богом.

«Сначала было слово...» именно так начинается история возникновения нашего мира.

В ходе проведения модуля мы рассматриваем различные теории, дискутируем, строим гипотезы и находим доказательства.

3

«Мир искусства

»

5-6

Биология

Цветы – красота нашей жизни.

Изысканные натюрморты и дивные растения на полотнах живописцев цветы могут не только украсить вид, но и открыть тайный смысл, передать послание внимательному исследователю. Листаем гербарий, изучая таинственный сад цветочных символов. Вообще, появление и распространение «несерьезной» цветочной живописи в Европе было результатом интенсивного развития садоводства — как научного, так и любительского. Растительный мир, окружавший художников, с середины XVI века начал изменяться.

Путешественники и торговля сделали свое дело! Одними из первых преобразили сады восточные луковичные растения, а затем к ним стали постепенно прибавляться диковинки из Нового Света. В ходе Модуля ребята изучают не




















только типы соцветий и половое размножение у растений, но и анализируют место каждого цветка на полотнах великих художников, в ландшафтных композициях, японских икебанах. Цель: познакомить обучающихся со строением

цветка, многообразием строения цветов, их значением в жизни растений.

7-8

Биология

Опорно-двигательная система животных типа Хордовые: красота и грациозность живых организмов

от рыб до человека.

Тип Хордовые: прогрессивные черты внешнего и внутреннего строения. Строение скелета человека.

Целью модуля является изучение строения и принципа работы опорно- двигательной системы основных классов типа Хордовые: Хрящевые рыбы, Костные рыбы, Земноводные, Пресмыкающиеся, Птицы и Млекопитающие. Школьный материал по общей зоологии, изучается не по блокам, а на примере изучения частного вопроса (опорно-двигательной системы), что позволяет выстроить единую систему и выявить важные причинно-следственные связи: прогрессивные черты строения опорно-двигательной системы (эволюционный путь), черты сходства и различия между классами, зависимость между строением и образом жизни и т.д. Форма реализации: самостоятельная и лабораторная работа, орнитологическая экскурсия (организатор экскурсии Министерство

природных ресурсов РФ).

8-9

Биология

«Я дышу и, значит, я живу…»

Чудесный воздух Крыма привел на его южный берег многих людей искусства, имеющих проблемы с дыхательной системой. В их числе А.П. Чехов.

В рамках Модуля ребята знакомятся со строением дыхательной системы, рассматривают физиологию жизненно важного процесса дыхания, знакомятся с профилактикой болезней дыхательной системы, гигиеной органов дыхания, получают практический навык оказания первой помощи при нарушениях органов дыхания. вспоминают строки поэтов и писателей о дыхании, воздухе, как о бесценном даре, участвуя в тренинге под руководством психолога обсуждают влияние курения на организм человека. Все свои наблюдения, впечатления, выводы ребята заносят в скетчбук, о котором впоследствии

создается рекламный ролик (1 минута).

10-11

Биология

Красота как биологическая целесообразность

Творчество художника-биолога Э. Геккеля «Искусство и биология». Библиотерапия – лечение книгой. Влияние классической музыки на организм человека. Раскрытие взаимосвязи между понятиями «красота» и «здоровье». Модуль поможет нам подчеркнуть тайны человеческого тела, единство природы,

искусства и биологии.

4

Земля наш общий дом

5-6

Биология

Влияние экологических факторов на растительный и животный мир.

Растения, не говоря уже о растительных сообществах, не могут существовать в отрыве от факторов внешней среды, которые в той или иной степени постоянно воздействуют на все организмы. Каждый фактор, как правило, является не постоянной величиной (хотя такие, несомненно, также есть например сила

гравитации), а варьирует в определенных пределах, причем в большинстве