ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2024

Просмотров: 674

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Место гигиены в системе медицинских наук:

Этапы развития гигиены:

МаксфонПеттенкофер(Германия):

ЭрисманФридрихФридрихович(Швейцария):

ДоброславинАлексейПетрович:

ГригорийВитальевичХлопин:

ГИГИЕНИЧЕСКОЕ НОРМИРОВАНИЕ:

Значение:

Виды нормативных документов:

Виды санитарно-гигиенических нормативов:

Гигиена окружающей среды:

Классификация загрязнений окружающей среды:

Особенности современного экологического кризиса:

Воздействие среды на здоровье:

Экологически зависимые эффекты:

Профилактика вредного воздействия среды на человека:

Климат и погода:

Климатообразующие факторы:

Классификации климата:

Понятие о метеотропной и сезонной патологии:

Определение:

Гигиенические аспекты акклиматизации:

Гигиенические меры акклиматизации к холодному климату:

Физиологические аспекты акклиматизации к холодному климату:

Нарушения здоровья в условиях холодного климата:

Определение:

Гигиенические аспекты акклиматизации:

Меры акклиматизации к условиям жаркого климата (или к аномальной жаре):

Гигиенические требования к одежде:

Физиологические аспекты акклиматизации к жаркому климату:

Строение атмосферы планеты Земля:

Состав воздуха:

Свойства воздуха:

Значение воздуха для человека:

Воздух жилых и общественных помещений:

Физические факторы воздушной среды:

Микроклимат:

Комплексное действие микроклимата:

Воздухообмен:

Влияние воздухообмена помещений на здоровье человека:

Загрязнение атмосферного воздуха:

Влияние на здоровье человека загрязнения воздуха:

Мероприятия по санитарной охране атмосферного воздуха:

ЕСТЕСТВЕННОЕ ОСВЕЩЕНИЕ:

ИСКУССТВЕННОЕ ОСВЕЩЕНИЕ:

Лампы накаливания:

Люминесцентные лампы (в.т.ч. газоразрядные):

Типы газоразрядных ламп:

лампывысокогодавления:

лампы сверхвысокого давления:

Системы искусственного освещения:

Нормируемые показатели:

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ОСВЕЩЕНИЯ:

Определение:

Почвообразующие факторы:

Состав и свойства почвы:

Гигиеническое и эпидемиологическое значение почвы:

Самоочищение:

Санитарная охрана:

Физиологическое значение воды:

Хозяйственное значение воды:

Свойства воды:

Гигиенические требования к питьевой воде:

Источники воды:

Методы улучшения качества воды:

ШУМ:

Физические свойства звуковой волны:

Восприятие звука:

Классификация:

Действие шума на организм:

Система мер профилактики неблагоприятного действия шума на организм:

Определения:

Инфразвук:

Ультразвук:

Определение:

Классификация:

Действие на организм:

Действие ЭМП на организм:

Система мер профилактики неблагоприятного действия ЭМП на организм:

Действие ЭМП и излучения на организм:

Лазерное излучение:

Электромагнитные поля радиочастотного диапазона (ЭМП РЧ):

ГИГИЕНА ТРУДА:

Задачи:

Значение:

Условия труда:

Классификация факторов производственной среды и трудового процесса:

Система оздоровительных мер на производстве:

РАБОТОСПОСОБНОСТЬ:

Фазы:

Факторы, определяющие работоспособность:

Утомление, переутомление, их профилактика:

Гигиена труда врачей:

Профессиональные и профессионально обусловленные заболевания:

Система мер профилактики профессиональных заболеваний в медицине:

РАДИАЦИОННАЯ ГИГИЕНА:

Виды ионизирующих излучений и их характеристика и действие на организм:

Детерминированные и стохастические эффекты:

ОТКРЫТЫЕ И ЗАКРЫТЫЕ ИСТОЧНИКИ:

Защита при работе с ними:

Гигиена лечебно-профилактических организаций (ЛПО):

Задачи:

Гигиенические требования к земельному участку ЛПО:

Гигиенические требования к архитектурно-планировочному решению ЛПО:

Типы строительства ЛПО:

Гигиенические требования к воздушно-тепловому режиму ЛПО:

Отопление:

Гигиенические требования к освещению ЛПО:

Гигиенические требования к внутренней отделке помещений ЛПО:

Гигиенические требования к приемному отделению:

Гигиенические требования к палатной секции ЛПО:

Особенности планировки инфекционных отделений:

Гигиенические требования к отделению хирургического профиля:

Внутрибольничная инфекция:

Классификация:

Военная гигиена:

Правовые аспекты охраны здоровья военнослужащих:

Санитарно-гигиеническое обеспечение войск:

Санитарно-эпидемиологический надзор и медицинский контроль в Вооруженных Силах РФ:

Особенности медицинского контроля в военное время и при чрезвычайных ситуациях:

Гигиенические требования к участку и территории жилых зданий: Выбор участка:

Требования к участку:

Гигиенические требования к размещению жилых зданий:

Организация придомовой территории:

Требования к удалению бытовых отходов и мусора:

Квартира, как основной элемент жилища:

Планировка:

Площади основных помещений:

Гигиеническое значение открытых помещений квартиры:

Требования к строительным и отделочным материалам жилых помещений:

Гигиенические требования к:

Гигиенические требования к воздухообмену:

Отоплению жилых помещений:

Естественному и искусственному освещению:

Инсоляции:

Адаптация жилья для людей с ограниченными возможностями:

РАЦИОНАЛЬНОЕ ПИТАНИЕ:

Принципы рационального питания:

Требования к пищевому рациону:

Значение питания для здоровья человека:

Современные проблемы питания населения России:

Алиментарно-зависимые заболевания, их профилактика:

Роль белков в питании:

Продукты-источники:

Физиологические потребности:

Биологическая ценность и аминокислотный состав пищевых белков:

Последствия избыточного и недостаточного поступления белков с пищей:

Значение жиров в питании:

Продукты-источники:

Физиологические потребности:

Полиненасыщенные жирные кислоты:

Последствия избыточного и недостаточного поступления жиров с пищей:

Роль углеводов в питании:

Продукты-источники:

Физиологические потребности:

Пищевые волокна, источники и значение в питании:

Значение минеральных веществ в питании:

Продукты-источники:

Значение и физиологические потребности:

Микроэлементозы и их профилактика:

Роль витаминов в питании:

Источники:

Физиологические потребности:

Биофлавоноиды, физиологическое значение:

Витаминоподобные вещества, значение в питании:

РЕЖИМ ПИТАНИЯ:

Лечебное и диетическое питание:

Гигиенические аспекты организации:

Стандартизация диетического питания:

Качество продуктов питания:

Гигиенические требования:

Классификация продуктов питания:

Экспертиза продуктов питания:

Бракераж сырой и готовой продукции:

Значение:

Организация в ЛПО:

Обязанности врача:

Пищевые отравления:

Классификация:

Расследование пищевых отравлений:

Этапы:

Обязанности врача:

Документы:

Токсикоинфекции:

Причины возникновения:

Клинические и эпидемиологические особенности:

Профилактика:

Ботулизм:

Причины и условия возникновения:

Клиника:

Клинические проявления:

Профилактика:

Стафилококковый токсикоз:

Причины и условия возникновения:

Клиника:

Профилактика:

Микотоксикозы:

Причины и условия возникновения:

Профилактика:

Пищевые отравления немикробного происхождения:

Причины и условия возникновения, клиника:

Профилактика:

Гигиенические требования к планировке, оборудованию и содержанию пищеблока лечебно- профилактических организаций:

Гигиенические требования к:

Транспортировке пищевых продуктов:

Кулинарной обработке пищевых продуктов:

Мытью и обеззараживанию столовой и кухонной посуды:

Личная и производственная гигиена работников пищеблока:

Основные формы документации на пищеблоке:

Здоровье детей и подростков:

Факторы, определяющие здоровье:

Индивидуальное здоровье:

Показатели:

Методы изучения:

Общественное здоровье:

Показатели:

Профилактические медицинские осмотры детей:

Нормативный документ:

Организация:

Группы здоровья детей:

Система профилактики нарушений здоровья детей:

Заболеваемость детей:

Нозологическая структура в разных возрастных группах:

Методы изучения заболеваемости:

Понятия:

Физическое развитие и биологический возраст:

Показатели:

Значение:

Методы исследования:

Методы оценки физического развития детей, их характеристика:

Рост и развитие детей и подростков:

ЗАКОНОМЕРНОСТИ РОСТА И РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗМА:

Возрастная периодизация:

Классификация:

ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ 2

Применение в практике здравоохранения:

Физиолого-гигиенические основы организации деятельности детей:

Анатомо-физиологические особенности детского возраста:

Нервная система и высшая нервная деятельность дошкольников:

Особенности психики подростка:

Работоспособность детей:

Методы изучения работоспособности и функционального состояния организма:

Утоление и переутомление детей:

Причины развития:

Признаки:

Методы изучения:

Профилактика утомления и переутомления:

Гигиенические требования к режиму дня детей:

Гигиенические требования к расписанию общеобразовательной организации:

Нормативный документ:

Физиологические основы правильного положения тела ребенка (поза сидя):

Мебель:

Виды:

Гигиенические требования:

Гигиеническое значение мебели:

Основные определения:

Нормативный документ:

Нарушения осанки у детей и подростков:

Виды:

Причины:

Методы исследования:

Профилактика:

Близорукость:

Причины и условия формирования у детей и подростков:

Меры профилактики:

Закаливание:

Физиологическая сущность и значение для здоровья:

Основные принципы закаливания:

Средства закаливания:

Методы определения закаленности у детей:

Профессиональная ориентация детей и подростков:

Этапы:

Задачи:

Методы:

Организация:

Роль родителей и специалистов:

Врачебная профессиональная консультация:

Этапы:

Задачи:

Методы:

Организация:

Специалисты:

Понятие о ключевых профессионально-значимых функциях, методы их определения:

Здоровый образ жизни:

Элементы:

Гигиеническое воспитание и обучение:

Методы:

Контроль эффективности гигиенического воспитания:


Источники:



Основное их количество витаминов поступает в организм с пищей, и только некоторые синтезируются в кишечнике обитающими в нём полезными микроорганизмами, однако в этом случае их бывает не всегда достаточно. Многие витамины быстро разрушаются и не накапливаются в организме в нужных количествах, поэтому человек нуждается в постоянном поступлении их с пищей.

Физиологические потребности:



Физиологическая потребность здоровых людей в витаминах меняется в зависимости от возраста, пола, характера трудовой деятельности, традиций национальной кухни, климатических условий и т.п.



Биофлавоноиды, физиологическое значение:


Существуют более 6 тысяч природных флавоноидов, к которым применяют разные классификации.

Наиболее распространенные виды этого вещества это изофлавоноиды, флавоны и флавонолы.
Согласно другой классификации, различают 4 категории вещества: проантоцианидины (содержатся во многих растениях, в красном вине, семенах винограда, коре приморской сосны; на человеческий организм влияют многофункционально), кверцетин (наиболее активные, служат основой для других флавоноидов, полезны при воспалениях и аллергиях), цитрусовые биофлавоноиды (включают рутин, кверцитрин, гесперидин, нарингин; используется в лечении сосудов), полифенолы зеленого чая (антираковое

средство).

Представители разных типов немного отличаются своей структурой, но основные свойства общие для всех веществ. Все биофлавоноиды обычно играют роль антиканцерогенных веществ, регулируют гормональный фон, а также укрепляют костную ткань. Усиливая полезные свойства витамина С, биофлавоноиды предотвращают распад аскорбинки в организме. В своем естественном состоянии биофлавоноиды, как правило, идут в паре с аскорбиновой кислотой. И во время взаимодействия оба вещества усиливают свойства друг друга.

Другие преимущества биофлавоноидов:


  1. важны для профилактики носовых и послеродовых кровотечений;

  2. предотвращают выкидыши на разных сроках беременности;

  3. корректируют нарушения менструального цикла;

  4. защищают от кардиологических болезней и рака;

  5. предотвращают чрезмерное свертывание крови; снижают уровень холестерина в крови;

  6. предотвращают раннее старение;

  7. защищают от инфекций; способны уменьшать боль;

  8. улучшают работоспособность печени и органов зрения; укрепляют стенки сосудов.




Витаминоподобные вещества, значение в питании:


ВИТАМИНОПОДОБНЫЕ ВЕЩЕСТВА, соединения, синтезируемые в организме человека в малых количествах, обладающие рядом свойств, присущих истинным витаминам, и участвующие в каталитических процессах, как и витамины. Условно их называют незаменимыми факторами питания.

Характеристика:


  1. Синтезируются в организме человека, но синтез не покрывает потребностей;

  2. Более низкая биологическая активность по сравнению с витаминами;

  3. Могут использоваться в качестве энергетического и пластического материала;

  4. Организм человека чувствителен как к избытку, так и к недостатку витаминоподобных соединений, однако характерной клинической картины не наблюдается.

Витаминоподобные вещества:


  1. В13 оротовая кислота;

  2. В15 пангамовая кислота;

  3. В4 холин;

  4. В8 инозитол;

  5. Вт карнитин;

  6. Н1 парааминобензойная кислота;

  7. F полиненасыщенные жирные кислоты;

  8. U метилметионин.



  1. Режим и условия питания: значение для здоровья человека, основные гигиенические требования к организации в разных возрастных и профессиональных группах населения.

Ответ:

РЕЖИМ ПИТАНИЯ:



Определение:

РЕЖИМ ПИТАНИЯ - это физиологически обоснованное распределение приема пищи в течение суток.

Физиологические основы режима питания это его соответствие биологическим
ритмам организма высокой активностью днем и с пониженной активностью ночью) и условнорефлекторной деятельности ЖКТ.

Вразработкеигигиеническойоценкережима питанияучитываетсярядхарактеристик:

    1. кратность или количество приемов пищи в день;

    2. время приемов пищи;

    3. продолжительность приемов пищи;

    4. временной интервал между приемами пищи, в том числе ночной;

    5. распределение калорийности питания по приемам.


Режим питания зависит от возраста, режима работы, состояния здоровья человека, а также наличия избыточного веса или склонности к полноте. Кратность приема пищи увеличивается у детей, лиц пожилого возраста, лиц с избыточным весом или склонностью к полноте и больных. В жарком климате предусматриваются наибольшие калорийности утренних и вечерних приемов пищи и наименьшая калорийность в жаркое время дня. Распределение калорийности зависит также от режима труда. При ночных сменах производится перестановка местами по калорийности обеда и ужина.
В общем виде рекомендации к режиму питания можно сформулировать следующим образом: четырехразовое питание с интервалами между приемами пищи около 3–4 часов и ночным интервалом – не менее 11 ч., с длительностью каждого приема не менее 10 минут, у детей – до 30 минут. На завтрак рекомендуется получать 25% суточной калорийности (и, разумеется, пищевых веществ так же), на обед 35-40%, на полдник 10-15% и на ужин 20-25%.