ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2024

Просмотров: 682

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Место гигиены в системе медицинских наук:

Этапы развития гигиены:

МаксфонПеттенкофер(Германия):

ЭрисманФридрихФридрихович(Швейцария):

ДоброславинАлексейПетрович:

ГригорийВитальевичХлопин:

ГИГИЕНИЧЕСКОЕ НОРМИРОВАНИЕ:

Значение:

Виды нормативных документов:

Виды санитарно-гигиенических нормативов:

Гигиена окружающей среды:

Классификация загрязнений окружающей среды:

Особенности современного экологического кризиса:

Воздействие среды на здоровье:

Экологически зависимые эффекты:

Профилактика вредного воздействия среды на человека:

Климат и погода:

Климатообразующие факторы:

Классификации климата:

Понятие о метеотропной и сезонной патологии:

Определение:

Гигиенические аспекты акклиматизации:

Гигиенические меры акклиматизации к холодному климату:

Физиологические аспекты акклиматизации к холодному климату:

Нарушения здоровья в условиях холодного климата:

Определение:

Гигиенические аспекты акклиматизации:

Меры акклиматизации к условиям жаркого климата (или к аномальной жаре):

Гигиенические требования к одежде:

Физиологические аспекты акклиматизации к жаркому климату:

Строение атмосферы планеты Земля:

Состав воздуха:

Свойства воздуха:

Значение воздуха для человека:

Воздух жилых и общественных помещений:

Физические факторы воздушной среды:

Микроклимат:

Комплексное действие микроклимата:

Воздухообмен:

Влияние воздухообмена помещений на здоровье человека:

Загрязнение атмосферного воздуха:

Влияние на здоровье человека загрязнения воздуха:

Мероприятия по санитарной охране атмосферного воздуха:

ЕСТЕСТВЕННОЕ ОСВЕЩЕНИЕ:

ИСКУССТВЕННОЕ ОСВЕЩЕНИЕ:

Лампы накаливания:

Люминесцентные лампы (в.т.ч. газоразрядные):

Типы газоразрядных ламп:

лампывысокогодавления:

лампы сверхвысокого давления:

Системы искусственного освещения:

Нормируемые показатели:

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ОСВЕЩЕНИЯ:

Определение:

Почвообразующие факторы:

Состав и свойства почвы:

Гигиеническое и эпидемиологическое значение почвы:

Самоочищение:

Санитарная охрана:

Физиологическое значение воды:

Хозяйственное значение воды:

Свойства воды:

Гигиенические требования к питьевой воде:

Источники воды:

Методы улучшения качества воды:

ШУМ:

Физические свойства звуковой волны:

Восприятие звука:

Классификация:

Действие шума на организм:

Система мер профилактики неблагоприятного действия шума на организм:

Определения:

Инфразвук:

Ультразвук:

Определение:

Классификация:

Действие на организм:

Действие ЭМП на организм:

Система мер профилактики неблагоприятного действия ЭМП на организм:

Действие ЭМП и излучения на организм:

Лазерное излучение:

Электромагнитные поля радиочастотного диапазона (ЭМП РЧ):

ГИГИЕНА ТРУДА:

Задачи:

Значение:

Условия труда:

Классификация факторов производственной среды и трудового процесса:

Система оздоровительных мер на производстве:

РАБОТОСПОСОБНОСТЬ:

Фазы:

Факторы, определяющие работоспособность:

Утомление, переутомление, их профилактика:

Гигиена труда врачей:

Профессиональные и профессионально обусловленные заболевания:

Система мер профилактики профессиональных заболеваний в медицине:

РАДИАЦИОННАЯ ГИГИЕНА:

Виды ионизирующих излучений и их характеристика и действие на организм:

Детерминированные и стохастические эффекты:

ОТКРЫТЫЕ И ЗАКРЫТЫЕ ИСТОЧНИКИ:

Защита при работе с ними:

Гигиена лечебно-профилактических организаций (ЛПО):

Задачи:

Гигиенические требования к земельному участку ЛПО:

Гигиенические требования к архитектурно-планировочному решению ЛПО:

Типы строительства ЛПО:

Гигиенические требования к воздушно-тепловому режиму ЛПО:

Отопление:

Гигиенические требования к освещению ЛПО:

Гигиенические требования к внутренней отделке помещений ЛПО:

Гигиенические требования к приемному отделению:

Гигиенические требования к палатной секции ЛПО:

Особенности планировки инфекционных отделений:

Гигиенические требования к отделению хирургического профиля:

Внутрибольничная инфекция:

Классификация:

Военная гигиена:

Правовые аспекты охраны здоровья военнослужащих:

Санитарно-гигиеническое обеспечение войск:

Санитарно-эпидемиологический надзор и медицинский контроль в Вооруженных Силах РФ:

Особенности медицинского контроля в военное время и при чрезвычайных ситуациях:

Гигиенические требования к участку и территории жилых зданий: Выбор участка:

Требования к участку:

Гигиенические требования к размещению жилых зданий:

Организация придомовой территории:

Требования к удалению бытовых отходов и мусора:

Квартира, как основной элемент жилища:

Планировка:

Площади основных помещений:

Гигиеническое значение открытых помещений квартиры:

Требования к строительным и отделочным материалам жилых помещений:

Гигиенические требования к:

Гигиенические требования к воздухообмену:

Отоплению жилых помещений:

Естественному и искусственному освещению:

Инсоляции:

Адаптация жилья для людей с ограниченными возможностями:

РАЦИОНАЛЬНОЕ ПИТАНИЕ:

Принципы рационального питания:

Требования к пищевому рациону:

Значение питания для здоровья человека:

Современные проблемы питания населения России:

Алиментарно-зависимые заболевания, их профилактика:

Роль белков в питании:

Продукты-источники:

Физиологические потребности:

Биологическая ценность и аминокислотный состав пищевых белков:

Последствия избыточного и недостаточного поступления белков с пищей:

Значение жиров в питании:

Продукты-источники:

Физиологические потребности:

Полиненасыщенные жирные кислоты:

Последствия избыточного и недостаточного поступления жиров с пищей:

Роль углеводов в питании:

Продукты-источники:

Физиологические потребности:

Пищевые волокна, источники и значение в питании:

Значение минеральных веществ в питании:

Продукты-источники:

Значение и физиологические потребности:

Микроэлементозы и их профилактика:

Роль витаминов в питании:

Источники:

Физиологические потребности:

Биофлавоноиды, физиологическое значение:

Витаминоподобные вещества, значение в питании:

РЕЖИМ ПИТАНИЯ:

Лечебное и диетическое питание:

Гигиенические аспекты организации:

Стандартизация диетического питания:

Качество продуктов питания:

Гигиенические требования:

Классификация продуктов питания:

Экспертиза продуктов питания:

Бракераж сырой и готовой продукции:

Значение:

Организация в ЛПО:

Обязанности врача:

Пищевые отравления:

Классификация:

Расследование пищевых отравлений:

Этапы:

Обязанности врача:

Документы:

Токсикоинфекции:

Причины возникновения:

Клинические и эпидемиологические особенности:

Профилактика:

Ботулизм:

Причины и условия возникновения:

Клиника:

Клинические проявления:

Профилактика:

Стафилококковый токсикоз:

Причины и условия возникновения:

Клиника:

Профилактика:

Микотоксикозы:

Причины и условия возникновения:

Профилактика:

Пищевые отравления немикробного происхождения:

Причины и условия возникновения, клиника:

Профилактика:

Гигиенические требования к планировке, оборудованию и содержанию пищеблока лечебно- профилактических организаций:

Гигиенические требования к:

Транспортировке пищевых продуктов:

Кулинарной обработке пищевых продуктов:

Мытью и обеззараживанию столовой и кухонной посуды:

Личная и производственная гигиена работников пищеблока:

Основные формы документации на пищеблоке:

Здоровье детей и подростков:

Факторы, определяющие здоровье:

Индивидуальное здоровье:

Показатели:

Методы изучения:

Общественное здоровье:

Показатели:

Профилактические медицинские осмотры детей:

Нормативный документ:

Организация:

Группы здоровья детей:

Система профилактики нарушений здоровья детей:

Заболеваемость детей:

Нозологическая структура в разных возрастных группах:

Методы изучения заболеваемости:

Понятия:

Физическое развитие и биологический возраст:

Показатели:

Значение:

Методы исследования:

Методы оценки физического развития детей, их характеристика:

Рост и развитие детей и подростков:

ЗАКОНОМЕРНОСТИ РОСТА И РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗМА:

Возрастная периодизация:

Классификация:

ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ 2

Применение в практике здравоохранения:

Физиолого-гигиенические основы организации деятельности детей:

Анатомо-физиологические особенности детского возраста:

Нервная система и высшая нервная деятельность дошкольников:

Особенности психики подростка:

Работоспособность детей:

Методы изучения работоспособности и функционального состояния организма:

Утоление и переутомление детей:

Причины развития:

Признаки:

Методы изучения:

Профилактика утомления и переутомления:

Гигиенические требования к режиму дня детей:

Гигиенические требования к расписанию общеобразовательной организации:

Нормативный документ:

Физиологические основы правильного положения тела ребенка (поза сидя):

Мебель:

Виды:

Гигиенические требования:

Гигиеническое значение мебели:

Основные определения:

Нормативный документ:

Нарушения осанки у детей и подростков:

Виды:

Причины:

Методы исследования:

Профилактика:

Близорукость:

Причины и условия формирования у детей и подростков:

Меры профилактики:

Закаливание:

Физиологическая сущность и значение для здоровья:

Основные принципы закаливания:

Средства закаливания:

Методы определения закаленности у детей:

Профессиональная ориентация детей и подростков:

Этапы:

Задачи:

Методы:

Организация:

Роль родителей и специалистов:

Врачебная профессиональная консультация:

Этапы:

Задачи:

Методы:

Организация:

Специалисты:

Понятие о ключевых профессионально-значимых функциях, методы их определения:

Здоровый образ жизни:

Элементы:

Гигиеническое воспитание и обучение:

Методы:

Контроль эффективности гигиенического воспитания:


ПО ХАРАКТЕРУ ЗАГРЯЗНИТЕЛЯ:


  • Физическое механическое (пыль), радиоактивное, электромагнитное, шумовое и тепловое загрязнение;

  • Химическое загрязнение газообразными веществами и аэрозолями;

  • Биологическое загрязнения микробной , растительной природы и проч.

Влияние на здоровье человека загрязнения воздуха:


  1. ухудшение здоровья населения: по данным Международного агентства по изучению рака ВОЗ, загрязнение воздуха является главной причиной возникновения онкологических заболеваний, возрастает риск развития бронхиальной астмы, других болезней органов дыхания; все болезни протекают почти вдвое дольше, возникают чаще, чем в экологически чистых районах;

  2. ухудшение санитарного состояния населения вследствие интенсивного загрязнения квартир, стекол, одежды;

  3. ущерб природе – растительному и животному миру, влияние на климат (туманы, снижение интенсивности солнечной радиации, естественной освещенности и особенно УФО);

  4. экономический ущерб от потери ценных веществ.




Мероприятия по санитарной охране атмосферного воздуха:


  1. государственные (юридические, административные, нормативная база);

  2. технологические;

  3. архитектурно-планировочные;

  4. санитарно-технические;

  5. гигиеническое воспитание населения.



  1. Естественное освещение: определение, гигиеническое и физиологическое значение, источники, системы, световые приборы, нормируемые показатели.

Ответ:

ОСВЕЩЕНИЕ это использование световой энергии солнца и искусственных источников света для обеспечения зрительного восприятия окружающего мира. Задача освещения создать

благоприятные условия для зрительных функций, необходимых при определенном виде деятельности.
Физиологическое значение света:

  1. Обеспечение зрительных функций (получение информации об окружающем мире, ориентировка в пространстве, координация движений);

  2. Усиление обменных процессов;

  3. Синтез витаминов, пигментов;

  4. Стимуляция процессов кроветворения;

  5. Регуляция биологических ритмов;

  6. Стимуляция эндокринных желез;

  7. Улучшение роста и развития;

  8. Стимуляция функций коры больших полушарий мозга, анализаторов;

  9. Психофизиологическое действие. Гигиеническое значение света:

  1. Профилактика близорукости, ранней дальнозоркости;

  2. Повышение работоспособности;

  3. Повышение производительности и качества труда;

  4. Профилактика травматизма.


В зависимости от источника света выделяют следующие видыосвещения: естественное, искусственное и совмещенное (одновременное

использование естественного и искусственного источников света).

ЕСТЕСТВЕННОЕ ОСВЕЩЕНИЕ:


ЕСТЕСТВЕННОЕ ОСВЕЩЕНИЕ - освещение помещений, которое осуществляется светом, проникающим через световые проемы в наружных ограждающих конструкциях, а именно:

  1. прямым солнечным светом (инсоляция);

  2. рассеянным (диффузным) светом неба, создаваемым рассеянной частью лучистой энергии вследствие многократного отражения ее от молекул газа и взвешенных в атмосфере частиц пыли, воды;

  3. отраженным от земной и других поверхностей.



Естественное освещение считается самым энергоэффективным и экологичным решением, помимо всех бесспорных гигиенических преимуществ. Однако в силу объективных причин (смена дня и ночи, сезона года, световой климат) естественного освещения помещений не достаточно.

Преимущества естественного освещения:


  1. Бесплатный источник солнце;

  2. Спектр соответствует максимальной чувствительности глаза (дневной);

  3. Нет опасности электротравм;

  4. Просто в эксплуатации. Недостатки естественного освещения:

  1. Колебание интенсивности освещенности:

  • по сезонам года летом – 38000-65000 лк, зимой – 1000-3000 лк.

  • от погоды (облачность, осадки);

  • от времени суток;

  • от мутности атмосферы (содержание пыли, водяных паров).

  • Трудно рационально направить световой поток на рабочую поверхность;

  • Прямые солнечные лучи создают чрезмерную яркость (слепимость)

  • Трудно организовать в больших помещениях с громоздким оборудованием и там где работа
    ведется в разных уровнях;

  • Влияние эксплуатационных условий ( загрязнение стекол…). Системы естественного освещения:

    1. Верхнее;

    2. Боковое;

    3. Верхнее и боковое (комбинированное);


    Верхнее естественное освещение в гигиеническом отношении более предпочтительно, чем распространенное боковое: оно дает достаточное равномерное естественное освещение всего помещения.

    Нормируемые показатели:


    1. КЕО (коэффициент естественной освещенности) отношение освещенности, создаваемой естественным светом внутри помещения, к наружной, выраженное в процентах;

    2. СК (световой коэффициент) отношение площади застекленной части окон к площади пола;

    3. КЗ (коэффициент заглубления) отношение высоты верхнего края окна над полом к глубине помещения (N – 1/2-1/2,2).



    1. Искусственное освещение: определение, источники, их сравнительная характеристика, системы, световые приборы, нормируемые показатели, гигиенические требования к организации освещения.

    Ответ:

    ИСКУССТВЕННОЕ ОСВЕЩЕНИЕ:



    Определение:

    Искусственное освещение - это создание необходимой освещенности, за счет источников искусственного света.

    Основные источники искусственного освещения:


    • Лампы накаливания;

    • Газоразрядные лампы;

    • Светодиоды.

    Лампы накаливания:



    Достоинства:


    • Неприхотливы

    • Универсальны

    • Простоты в подключении

    • Привычны

    • Дешевы Недостатки:

    • Небольшая светоотдача (КПД);

    • Спектр отличается от дневного (преимущественно красно оранжевый, затрудняет цветоразличение);

    • Чрезмерная яркость;

    • Теплообразование;

    • Малый срок службы 1000-2000 часов.

    Люминесцентные лампы (в.т.ч. газоразрядные):



    Достоинства:


    • Дают большую освещенность при меньшей мощности;

    • Экономичны плане энерготрат);

    • Дают улучшенную цветопередачу;

    • Не вызывают перегрев;

    • Спектр близкий к естественному свету;

    • Срок службы 8000-12000 часов. Недостатки

    • Создают пульсацию светового потока и как следствие возникает -Стробоскопический эффект явление искажения зрительного восприятия вращающихся, движущихся или сменяющихся объектов в мелькающем свете;

    • Содержат пары ртути (сложности с утилизацией);

    • «требовательны и прихотливы» к среде : плохо горят при температуре < +10˚ С, и > +25˚ С.

    • шум пускорегулирующего устройства при старении ламп

    • не «любят» вибрации, влаги, пыли

    • спектр отличается от дневного

    • яркие

    • медленно разгораются

    • сложны в подключении

    • дорогие