Файл: Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 789

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

Введение

Актуальность исследования.

Гипотеза исследования

Научная новизна диссертационного исследования:

Теоретическая значимость диссертационного исследования:

Практическая значимость исследования:

На защиту выносятся следующие положения:

Глава 1. Развитие организационных форм обучения в условиях

Таблица 2 - Этапы создания проекта

Таблица 3 - Характеристики Образования 1.0, 2.0, 3.0

Таблица 4 -Взаимосвязь методов, организационных форм и средств обучения

Рисунок 2 - Взаимосвязь компонентов методической подготовки

Таблица 5 - Дидактические возможности новых инновационных форм обучения

Выводы по первой главе

Глава 2. Развитие деятельности учителя информатики при использовании новых организационных форм в образовательном процессе

Рисунок 3 - Структура информационно-образовательного кластера на базе образовательного учреждения

Таблица 6 - Примеры традиционных и новых видов учебной деятельности.

Выводы по второй главе

Глава 3. Методика подготовки учителя информатики к использованию новых форм организации образовательного процесса

а) гностический;

б) конструктивный;

в) проектировочный;

г) коммуникативный;

д) организационный;

е) экспертный;

1. «Методика обучения информатике»

Целью усвоения дисциплины является:

Задачами дисциплины «Методика преподавания информатики» являются:

знать:

уметь:

владеть:

Примерные темы курсовых работ.

знать:

уметь:

владеть:

Примерные темы курсовых работ

1. Мастер-класс.

Таблица 8 - Модуль «Локальные и глобальные сети в учебном процессе»

Таблица 11 - Модуль «Дистанционная форма обучения»

Таблица 13 - Этапы НИР школьников

Таблица 14 - Форма выбора необходимых организационных форм организации учебного процесса

Педагогический эксперимент со студентами педвуза

Таблица 15 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке студентов по модулям

Таблица 17 - Вычисление U-критерия Манна-Уитни

Таблица 18 - Показатели усвоения знаний и умений

Таблица 20 - Форма для проектирования учебного процесса по выбранной дисциплине

Таблица 21 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке студентов

Диаграмма 3 - Обобщенные данные по самооценке студентов

Таблица 22 - Количество набранных баллов для студентов контрольной и экспериментальной группы

Таблица 23 - Вычисление U-критерия Манна-Уитни

Манна-Уитни

Диаграмма 4 - Обобщенные данные студентов по четырем направлениям

Таблица 25 - Мнение преподавателей о необходимости совершенствования организационных форм обучения

Таблица 26 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке преподавателей по модулям

Диаграмма 5 - Обобщенные данные по самооценке преподавателей

Выводы по третьей главе

Заключение

Список литературы

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3.


Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

Направахрукописи


Магомедов Рамазан Магомедович


ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ ИНФОРМАТИКИ

К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ НОВЫХ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ФОРМ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ



Специальность 13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания (информатика)

диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук


Научный консультант: доктор технических наук, профессор С.Г. Григорьев
Москва 2017

Оглавление


Введение 4

Глава 1. Развитие организационных форм обучения в условиях развивающейся информационной образовательной среды на базе средств ИКТ 27

§1.1. Понятие «организационные формы обучения» в дидактической и психолого-педагогической литературе 27

§1.2. Систематизация (типология) организационных форм обучения 34

§1.3. Использование традиционных и инновационных организационных форм обучения на занятиях по информатике в школе 42

§1.4. Взаимосвязь компонентов в методической системе обучения 103

§1.5. Дидактические возможности организационных форм в новой информационно-образовательной среде 118

Выводы по первой главе 128

Глава 2. Развитие деятельности учителя информатики при использовании новых организационных форм в образовательном процессе 132

§2.1. Информационно-образовательный кластер образовательного учреждения132

§2.2. Сущность новых задач деятельности учителя информатики, ориентированной на использование новых организационных форм обучения 141

§2.3. Деятельность учителя информатики в школе в условиях использования новых организационных форм обучения 164

§2.4. Готовность учителя информатики к использованию новых организационных форм в образовательном процессе 185

Выводы по второй главе 197

Глава 3. Методика подготовки учителя информатики к использованию новых форм организации образовательного процесса 203

§3.1. Совершенствование компонентов профессиональной деятельности учителя информатики в условиях использования новых организационных форм обучения в образовательном процессе 203

§3.2. Разработка содержания подготовки учителя информатики к использованию новых организационных форм обучения 225

§3.3. Методика использования современных организационных форм в образовательном процессе педвуза 253

§3.4. Педагогический эксперимент по проверке уровня овладения будущими учителями новых организационных форм обучения 264

Выводы по третьей главе 291

Заключение 294

Список литературы 299

Приложение 1 329

Приложение 2 330

Приложение 3 332


Введение




Актуальность исследования.


Модернизация образования стала носить в современном мире постоянный, перманентный характер, поскольку динамика изменений запросов личности, общества и государства к образованию неуклонно растет. Достаточно долгое время основным предметом модернизации школьного образования было его содержание. Однако в последние годы все в большей степени становится понятным что центр тяжести обновления и развития образования должен быть перенесен в сторону методов, организационных форм, средств обучения. Системно-деятельностный подход как методология построения федеральных государственных стандартов общего образования тесно связывает образовательные результаты с определенными видами учебной деятельности школьников. Понятно, что использование новых видов учебной деятельности заставит искать и новые организационные формы их реализации.

В последние годы все нормативные документы ориентируют на приоритетную модернизацию не столько содержания образования, сколько образовательного процесса: методов, средств, организационных форм, технологий обучения, характер взаимодействия участников образовательного процесса. Заметим, что известный методист A.M. Пышкало еще более 40 лет назад, говоря о совершенствовании системы обучения, подчеркивал: «Если перестройка содержания обучения в основном завершена, то сложнее и медленнее идет процесс перестройки организационных форм обучения…. Вот почему проблема
развития форм обучения сегодня так актуальна и важна» [194]. Опыт зарубежной школы и результаты исследований в этой области в нашей стране убедительно показывает, что новые формы организации образовательного процесса являются одним из важнейших факторов достижения новых результатов образования и, следовательно, нового его качества. Опыт зарубежной школы и результаты исследований в этой области в нашей стране убедительно показывает, что новые формы организации образовательного процесса являются одним из важнейших

факторов достижения новых результатов образования и, следовательно, нового его качества.

Таким образом, одним из важных условий успешного достижения современных образовательных результатов является использование в образовательном процессе новых организационных форм обучения. Новый Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" [231] подчеркивает, что при реализации образовательных программ, ориентированных на современные запросы, наряду с традиционными, необходимо использовать и инновационные формы обучения:

  • организованные на основе сетевых технологий (сетевого взаимодействия);

  • построенные на основе дистанционных образовательных технологий и электронногообучения;

  • основанные на модульном принципе организации обучения.

Для эффективного использования новых форм обучения российскому образованию нужны новые педагогические кадры, способные эффективно применять эти формы в образовательном процессе. Особенно остро встает проблема подготовки учителей информатики, способных и готовых использовать инновационные формы в образовательном процессе,
обусловленные активным внедрением информационных технологий. В соответствии с Концепцией содержания профессионального стандарта учителя педагог нового типа должен:

  • уметь планировать, проводить уроки, анализировать их

эффективность;

  • владетьИКТ-компетенциями;

  • владеть формами и методами обучения, выходящими за рамки уроков (сетевоевзаимодействие,телекоммуникационныепроекты, лабораторныеэкспериментыи т.д.);

  • уметьсотрудничать (конструктивно взаимодействовать) с другими педагогами и специалистами в решении воспитательных задач [189].

Необходимость обновления организационных форм обучения подчёркивается и на государственном уровне. Так, выступая на заседании Президиума Совета при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике, Д.А. Медведев выделил среди новых задач развития системы образования на ближайшие годы задачу формирования но-вой образовательной среды школы, которая определяет деятельность учителя в этой среде, готовность к использованию средств информационно-коммуникационных технологий, дает учителю широкие возможности для выбора форм организации образовательного процесса, построенных на основе проектных (сетевых) технологий.

Анализ задач, которые выдвигает общество и государство перед системой образования, отраженных, в частности, в содержании Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения, позволяет сделать вывод, что школе сегодня нужны