Файл: Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 795

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

Введение

Актуальность исследования.

Гипотеза исследования

Научная новизна диссертационного исследования:

Теоретическая значимость диссертационного исследования:

Практическая значимость исследования:

На защиту выносятся следующие положения:

Глава 1. Развитие организационных форм обучения в условиях

Таблица 2 - Этапы создания проекта

Таблица 3 - Характеристики Образования 1.0, 2.0, 3.0

Таблица 4 -Взаимосвязь методов, организационных форм и средств обучения

Рисунок 2 - Взаимосвязь компонентов методической подготовки

Таблица 5 - Дидактические возможности новых инновационных форм обучения

Выводы по первой главе

Глава 2. Развитие деятельности учителя информатики при использовании новых организационных форм в образовательном процессе

Рисунок 3 - Структура информационно-образовательного кластера на базе образовательного учреждения

Таблица 6 - Примеры традиционных и новых видов учебной деятельности.

Выводы по второй главе

Глава 3. Методика подготовки учителя информатики к использованию новых форм организации образовательного процесса

а) гностический;

б) конструктивный;

в) проектировочный;

г) коммуникативный;

д) организационный;

е) экспертный;

1. «Методика обучения информатике»

Целью усвоения дисциплины является:

Задачами дисциплины «Методика преподавания информатики» являются:

знать:

уметь:

владеть:

Примерные темы курсовых работ.

знать:

уметь:

владеть:

Примерные темы курсовых работ

1. Мастер-класс.

Таблица 8 - Модуль «Локальные и глобальные сети в учебном процессе»

Таблица 11 - Модуль «Дистанционная форма обучения»

Таблица 13 - Этапы НИР школьников

Таблица 14 - Форма выбора необходимых организационных форм организации учебного процесса

Педагогический эксперимент со студентами педвуза

Таблица 15 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке студентов по модулям

Таблица 17 - Вычисление U-критерия Манна-Уитни

Таблица 18 - Показатели усвоения знаний и умений

Таблица 20 - Форма для проектирования учебного процесса по выбранной дисциплине

Таблица 21 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке студентов

Диаграмма 3 - Обобщенные данные по самооценке студентов

Таблица 22 - Количество набранных баллов для студентов контрольной и экспериментальной группы

Таблица 23 - Вычисление U-критерия Манна-Уитни

Манна-Уитни

Диаграмма 4 - Обобщенные данные студентов по четырем направлениям

Таблица 25 - Мнение преподавателей о необходимости совершенствования организационных форм обучения

Таблица 26 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке преподавателей по модулям

Диаграмма 5 - Обобщенные данные по самооценке преподавателей

Выводы по третьей главе

Заключение

Список литературы

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3.


На современном этапе развития общества и государства в системе образования выделяются такие глобальные проблемы, как научно-техническая революция, демографические сдвиги, глобализация [251].

И в этой связи все исследователи соглашаются с тем, что необходимый ответ этим проблемам системная трансформация, а не только улучшение образовательных учреждений. Создание инновационной экосистемы для системы образования приведет к модернизации системы образования, которая характеризуется более эффективной передачей знаний от педагогов к обучающимся. В условиях внедрения Образования 2.0, 3.0 функции учителя трансформируются. Традиционно функции учителя неизменно заключались в демонстрации и моделировании учебного материала, однако в условиях использования технологий Web основной функцией учителя стало активное использование электронных образовательных ресурсов в учебном процессе. В эпоху информатизации системы образования контент свободно доступен обучающемуся, и соответственно, очень важно прийти на помощь обучающемуся в процессе самообучения, научить тому, как обучаться.

Образование 3.0 носит все контуры технологии, которая создается на основе использования средств ИКТ и связи, активного использования современных образовательных программных продуктов, а также методов и приемов образовательной деятельности. А.М. Кондаков выделяет следующие характеристики Образования 1.0, 2.0, 3.0 [60, 61] (см. таблицу
3):

Таблица 3 - Характеристики Образования 1.0, 2.0, 3.0


Характеристики

Образование 1.0

Образование 2.0

Образование 3.0

Школы расположены

В

образовательном учреждении

В образовательном учреждении или во всемирной сети

интернет

В эпоху появления мобильных устройств (планшетов, смартфонов)

где угодно

Оборудование и программное обеспечение в

школах

Приобретается за огромные средства и не

используется

Открыто и доступно по более низкой цене

Доступно по низкой цене и используется повсеместно

Мобильные устройства

Отобраны у дверей класса

Приняты с некоторыми условиями

Активно используются для индивидуализации образовательного

процесса и роста мотивации к обучению

«Мобильность технологий» должна стать одной из существенных составляющих в Образовании 3.0. Для этого может потребоваться повсеместный доступ к информационным образовательным инструментам, технологиям, ресурсам, в том числе доступ к экспертному сообществу (оценщикам проектов, отдельным экспертам, экспертным группам – носителям узкопрофессиональных умений, знаний и навыков). С усовершенствованием и расширением технологий мобильной телефонии (планшетов, смартфонов и пр.), а также увеличением зоны прямого доступа к Интернету, на основе беспроводного и
спутникового Интернета понемногу создается ситуация, когда обучающийся, который хочет получить знания, может это сделать почти из любой точки страны и мира.

Еще один пример образовательного проекта на основе технологии Web 3.0 – так называемая школа Web 3.0 [59]. Цель создания школы Web 3.0 теоретическая разработка и практическая реализация новой модели образования, в том числе:

  • обеспечение высокого уровня качества образования, как на основе успешности сдачи ЕГЭ, так и на основе высокого уровня результатов учащихся в тестах международных исследований, востребованности выпускников ведущими вузами РФ, рынком труда;

  • формирование образовательного сообщества школы (реального или виртуального), включающего участников проекта (учителей, родителей, учащихся) и систему коммуникации, сочетающую виртуальные и реальные формы взаимодействия;

  • создание, поддержка и развитие сервера обучения школы, содержащего интерактивный учебный контент, систему ссылок на образовательные ресурсы и активности сети, сервисы и инструменты для образовательной работы в сети, сеть площадок для онлайн-образования;

  • работа экспертной площадки, обеспечивающей разработку и развитие концепции школы, ее методологическую рефлексию;

  • разработка механизмов, обеспечивающих непосредственное участие родителей в реализации образовательного процесса.

Основные акценты образования в модели «школа Web 3.0» сделаны на:

  • информатизации (развитие модели 1:1, электронные журналы, электронные дневники, электронные учебники, формирование дистанционных технологий, online трансляции);

  • сетевом подходе (участие в формировании учебного сегмента Интернета, сетевых сообществ и сетевых форм взаимодействия учащихся);

  • компетентностной парадигме (дифференцированность и вариативность содержания образования, его профилизация и специализация);

  • проектности образования (применение проектно-исследовательских и игровых технологий);

  • решении воспитательных задач как ключевых задач образовательного учреждения;

  • формировании компетенций всех участников учебного процесса.


Web 4.0 определяется исследователями как высококачественный интернет- контент и сервисы, которые создаются обычными пользователями на технологической платформе Web 3.0. В Web 4.0 создание контента, служб и сервиса для общения, работы, обучения, отдыха становится настолько доступным, что каждый пользователь Интернета в состоянии создавать собственные сервисы, где он будет реализовываться индивидуально или вместе со своим социумом. Современное состояние Web можно охарактеризовать как Web 3.5, т. е. когда Web 3.0 уже обладает возможностями Web 4.0, но Web 4.0 еще не в состоянии функционировать полноценно [136].

На основе проведенного анализа современных образовательных тенденций и ключевых технологий Web можно констатировать, что представляется не только целесообразным, но и неизбежным использование в учебный процесс общеобразовательной школы технологий Web для роста мотивации обучающихся и достижения планируемых образовательных результатов и, соответственно, повышения качества образования.

Сетевые педагогические сообщества. Участие в сетевых педагогических сообществах это одна из удачных форм привлечения учащихся к

самостоятельной работе. Во внеклассное время можно выполнять индивидуальные домашние задания к семинарским занятиям, создавать групповые или индивидуальные учебные проекты, самостоятельно готовиться к контрольному мероприятию, заниматься дистанционно по определенному модулю в другой школе или вузе, получать профильное образование, самообразование. Результаты