Файл: Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 642

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

Введение

Актуальность исследования.

Гипотеза исследования

Научная новизна диссертационного исследования:

Теоретическая значимость диссертационного исследования:

Практическая значимость исследования:

На защиту выносятся следующие положения:

Глава 1. Развитие организационных форм обучения в условиях

Таблица 2 - Этапы создания проекта

Таблица 3 - Характеристики Образования 1.0, 2.0, 3.0

Таблица 4 -Взаимосвязь методов, организационных форм и средств обучения

Рисунок 2 - Взаимосвязь компонентов методической подготовки

Таблица 5 - Дидактические возможности новых инновационных форм обучения

Выводы по первой главе

Глава 2. Развитие деятельности учителя информатики при использовании новых организационных форм в образовательном процессе

Рисунок 3 - Структура информационно-образовательного кластера на базе образовательного учреждения

Таблица 6 - Примеры традиционных и новых видов учебной деятельности.

Выводы по второй главе

Глава 3. Методика подготовки учителя информатики к использованию новых форм организации образовательного процесса

а) гностический;

б) конструктивный;

в) проектировочный;

г) коммуникативный;

д) организационный;

е) экспертный;

1. «Методика обучения информатике»

Целью усвоения дисциплины является:

Задачами дисциплины «Методика преподавания информатики» являются:

знать:

уметь:

владеть:

Примерные темы курсовых работ.

знать:

уметь:

владеть:

Примерные темы курсовых работ

1. Мастер-класс.

Таблица 8 - Модуль «Локальные и глобальные сети в учебном процессе»

Таблица 11 - Модуль «Дистанционная форма обучения»

Таблица 13 - Этапы НИР школьников

Таблица 14 - Форма выбора необходимых организационных форм организации учебного процесса

Педагогический эксперимент со студентами педвуза

Таблица 15 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке студентов по модулям

Таблица 17 - Вычисление U-критерия Манна-Уитни

Таблица 18 - Показатели усвоения знаний и умений

Таблица 20 - Форма для проектирования учебного процесса по выбранной дисциплине

Таблица 21 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке студентов

Диаграмма 3 - Обобщенные данные по самооценке студентов

Таблица 22 - Количество набранных баллов для студентов контрольной и экспериментальной группы

Таблица 23 - Вычисление U-критерия Манна-Уитни

Манна-Уитни

Диаграмма 4 - Обобщенные данные студентов по четырем направлениям

Таблица 25 - Мнение преподавателей о необходимости совершенствования организационных форм обучения

Таблица 26 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке преподавателей по модулям

Диаграмма 5 - Обобщенные данные по самооценке преподавателей

Выводы по третьей главе

Заключение

Список литературы

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3.

контрольной и экспериментальной групп наглядно демонстрируют, что по всем вопросам преподаватели, обучавшиеся по экспериментальной методике показывают более высокие коэффициенты владения знаниями в области применения современных организационных форм обучения в образовательном процессе вуза (таблица 26). Для определения коэффициента владения знаниями в области применения современных организационных форм обучения в образовательном процессе вуза содержание данных знаний разделили по следующим модулям.

  1. Стандарты и учебные планы подготовки будущих учителей информатики в педвузе.

  2. Специфика проектирования различных форм организации обучения.

  3. Лекция основная организационная форма обучения.

  4. Традиционные организационные формы обучения.

  5. Инновационные формы обучения.

  6. Сетевое взаимодействие.

  7. Дистанционная форма обучения.

  8. Модульная форма обучения.

  9. Формы повышения квалификации преподавателей вузов.

  10. Проектирование информационно-образовательной среды вуза.

Таблица 26 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке преподавателей по модулям



Модуль

Средний процент формирования знаний по модулям

Контрольная

Эксперимен- тальная

Стандарты и учебные планы подготовки будущих учителей информатики в педвузе.

74%

93%

Специфика проектирования различных форм

организации обучения.

62%

91%

Лекция – основная организационная форма

обучения.

78%

95%

Традиционные организационные формы обучения.

71%

94%

Инновационные формы обучения.

48%

87%

Сетевое взаимодействие.

53%

84%

Дистанционная форма обучения.

58%

94%

Модульная форма обучения.

52%

87%

Формы повышения квалификации преподавателей

вузов.

46%

84%

Проектирование информационно-образовательной

среды вуза.

41%

81%

Как видно из таблицы 26 и диаграммы 5 рост коэффициентов в экспериментальной группе достаточно очевиден и составляет в среднем 31%.

Диаграмма 5 - Обобщенные данные по самооценке преподавателей






Таким образом, данные, полученные в ходе педагогического эксперимента, свидетельствуют об эффективности предложенной методической системы подготовки будущего учителя информатики и действующих преподавателей вузов в развивающейся информационно-образовательной среде в условиях применения новых организационных форм обучения. Тем не менее, однозначно утверждать, что предложенная методика является наиболее эффективной, можно только путем ее многолетнего использования в педагогических вузах.

Выводы по третьей главе



  1. Определены направления совершенствования содержания и организационных форм подготовки учителя информатики в педвузе. На основе анализа ФГОС3+, ПООП подготовки бакалавров по направлению

«Педагогическое образование» профиль «Информатика» и с учетом новых требований, предъявляемых к будущему учителю информатики, основанных на применении современных организационных форм обучения в учебном процессе в обновляющейся информационно-образовательной среде, разработаны рабочие учебные программы по дисциплинам методической подготовки будущего учителя информатики по направлению подготовки «Педагогическое образование» профиль «Информатика». Исходя из обоснованных результатов подготовки студентов, предлагаемый курс «Инновационные организационные формы обучения информатике» должен состоять из следующих разделов:

  • предметизадачикурса, где рассматриваются задачи курса, основные понятия, различные классификации организационных форм, а также инновационные формы обучения, предусмотренные ФГОС второго поколения;

  • стандарты школьного образования по информатике. где рассматривается структура и основные компоненты ФГОС основного общего образования второго поколения, а также примерные программы по информатике в школе.

  • спецификапроектированияразличныхформорганизацииобучениявшколе, где рассматривается проектирование современных инновационных форм обучения в школе и в вузе, реализуемых в современной информационно- образовательной среде;

  • лекция(урок)основнаяорганизационнаяформаобученияпоинформатике в школе, где рассматриваются методические аспекты планирования различных уроков, а также дидактические возможности online – лекции, слайд- лекции, видеолекции, лекции-пресс-конференции и т.д.;

  • традиционныеорганизационныеформыобученияпоинформатике,где рассматривается методика планирования семинарских, лабораторных и практических занятий, а также самостоятельной работы школьников в условиях современной образовательной среды;

  • инновационные формы обучения по информатике, где рассматриваются методические аспекты планирования учебных занятий в форме сетевого взаимодействия, телекоммуникационных проектов, кейс технологий, то есть современных инновационных организационных форм обучения;


- дистанционнаяформаобученияпоинформатикевшколе,где рассматриваются методические особенности дистанционного обучения школьников;

  • модульная форма обучения, где рассматриваются методические аспекты модульного обучения школьников;

  • формыповышенияквалификацииучителей;

  • проектированиеинформационно-образовательнойсредыизученияпредмета,где рассматриваются основные понятия, цели и свойства информационно-образовательной среды, а также структура и функции ИОС, требования к ИОС, методические аспекты проектирования ИОС с учетом специфики преподаваемых дисциплин в данном учреждении;

  • основные компоненты формирования информационно-образовательногокластера образовательного учреждения, где рассматриваются основные понятия, цели и свойства информационно-образовательного кластера образовательного учреждения.

  1. Предложенная методика подготовки учителя информатики к использованию новых форм организации образовательного процесса со временем должна стать неотъемлемой частью курса методики обучения информатики и войти в содержание этого курса. Предложенный в этой работе отдельный курс по данным вопросам впоследствии может стать специальным курсом по выбору студентов для углубленного изучения этого перспективного направления развития методики обучения предмету.

Особое значение имеет необходимость включения вопросов методики использования
современных организационных форм обучения в содержание курсовых и дипломных проектов и педагогической практики студентов.

  1. Обоснована актуальность внедрения в программу методической подготовки учителя информатики инновационных организационных форм обучения. Предложено организовать «Мастер-классы» со студентами и преподавателями педвузов с привлечением передовых учителей и преподавателей из разных образовательных учреждений для передачи опыта планирования учебного процесса по конкретным темам, например, по курсам методической подготовки учителя информатики. В частности, рассмотрены «Мастер-классы»:

    • «Планированиеобразовательногопроцесса»;

    • «Организациялабораторнойработыпоинформатике»;

    • «Методикаорганизациинаучно-исследовательскойработышкольниковпоинформатикеспомощьюсетевоговзаимодействия»;

    • «Методика организации занятий по информатике с использованиемкейс-технологии».

  1. Для подтверждения гипотезы исследования было проведено экспериментальное исследование, которое подтвердило эффективность внедрения новых организационных форм обучения в программу методической подготовки учителя информатики в педвузе.

Реализация предложенной методики подготовки учителя информатики в соответствии с предложенным содержанием обучения и организацией процесса обучения студентов педвузов с использованием инновационных организационных форм