Файл: Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 826

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

Введение

Актуальность исследования.

Гипотеза исследования

Научная новизна диссертационного исследования:

Теоретическая значимость диссертационного исследования:

Практическая значимость исследования:

На защиту выносятся следующие положения:

Глава 1. Развитие организационных форм обучения в условиях

Таблица 2 - Этапы создания проекта

Таблица 3 - Характеристики Образования 1.0, 2.0, 3.0

Таблица 4 -Взаимосвязь методов, организационных форм и средств обучения

Рисунок 2 - Взаимосвязь компонентов методической подготовки

Таблица 5 - Дидактические возможности новых инновационных форм обучения

Выводы по первой главе

Глава 2. Развитие деятельности учителя информатики при использовании новых организационных форм в образовательном процессе

Рисунок 3 - Структура информационно-образовательного кластера на базе образовательного учреждения

Таблица 6 - Примеры традиционных и новых видов учебной деятельности.

Выводы по второй главе

Глава 3. Методика подготовки учителя информатики к использованию новых форм организации образовательного процесса

а) гностический;

б) конструктивный;

в) проектировочный;

г) коммуникативный;

д) организационный;

е) экспертный;

1. «Методика обучения информатике»

Целью усвоения дисциплины является:

Задачами дисциплины «Методика преподавания информатики» являются:

знать:

уметь:

владеть:

Примерные темы курсовых работ.

знать:

уметь:

владеть:

Примерные темы курсовых работ

1. Мастер-класс.

Таблица 8 - Модуль «Локальные и глобальные сети в учебном процессе»

Таблица 11 - Модуль «Дистанционная форма обучения»

Таблица 13 - Этапы НИР школьников

Таблица 14 - Форма выбора необходимых организационных форм организации учебного процесса

Педагогический эксперимент со студентами педвуза

Таблица 15 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке студентов по модулям

Таблица 17 - Вычисление U-критерия Манна-Уитни

Таблица 18 - Показатели усвоения знаний и умений

Таблица 20 - Форма для проектирования учебного процесса по выбранной дисциплине

Таблица 21 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке студентов

Диаграмма 3 - Обобщенные данные по самооценке студентов

Таблица 22 - Количество набранных баллов для студентов контрольной и экспериментальной группы

Таблица 23 - Вычисление U-критерия Манна-Уитни

Манна-Уитни

Диаграмма 4 - Обобщенные данные студентов по четырем направлениям

Таблица 25 - Мнение преподавателей о необходимости совершенствования организационных форм обучения

Таблица 26 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке преподавателей по модулям

Диаграмма 5 - Обобщенные данные по самооценке преподавателей

Выводы по третьей главе

Заключение

Список литературы

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3.


организационных форм обучения. Коэффициент К позволяет определить уровень воздействия системы подготовки на личность студента и группы, оценить эффективность вносимых в образовательный процесс инноваций и вычисляется для контрольной и экспериментальной группы.

Вносимые в процесс методической подготовки студентов изменения будут эффективными, если величина Кэбольше чем Кки неэффективным, если Ккбольше Кэили они одинаковы.

Для определения коэффициента владения знаниями в области применения современных организационных форм обучения в образовательном процессе вуза разделим знания по следующим модулям.

  1. Стандарты и учебные планы подготовки будущих учителей информатики в педвузе.

  2. Специфика проектирования различных форм организации обучения.

  3. Лекция основная организационная форма обучения.

  4. Традиционные организационные формы обучения.

  5. Инновационные формы обучения.

  6. Сетевое взаимодействие.

  7. Дистанционная форма обучения.

  8. Модульная форма обучения.

  9. Формы повышения квалификации преподавателей вузов.

  10. Проектирование информационно-образовательной среды вуза.

Таблица 15 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке студентов по модулям



Модуль

Средний процент формирования знаний по модулям

Контрольная

Эксперименталь ная

Стандарты и учебные планы подготовки будущих учителей информатики в педвузе.

38%

76%

Специфика проектирования различных форм организации обучения.

34%

67%

Лекция – основная организационная форма обучения.

41%

88%

Продолжение таблицы 15



Модуль

Средний процент формирования знаний по модулям

Контрольная

Экспериментальная

Традиционные организационные формы обучения.

44%

92%

Инновационные формы обучения.

26%

78%

Сетевое взаимодействие.

27%

74%

Дистанционная форма обучения.

31%

84%

Модульная форма обучения.

24%

69%

Формы повышения квалификации преподавателей

вузов.

23%

76%

Проектирование информационно-образовательной

среды вуза.

22%

78%

Диаграмма 1 - Обобщенные данные по самооценке студентов

Из данных таблицы 15 следует, что рост коэффициентов в экспериментальной группе составляет 47%. Для подтверждения этого результата с помощью критериев статистической значимости сравним количество всех набранных баллов анкетирования для студентов контрольной группы (сумма значений таблицы 16) с аналогичными значениями для студентов экспериментальной группы (таблица 16) с помощью U-критерия Манна-Уитни [204]. Этот критерий предназначен для оценки различий между двумя выборками

и позволяет определить значимость различий. Другими словами данный критерий используется для того, чтобы выяснить, являются ли различия значений какой- либо величины в двух выборках случайными или закономерными.
Таблица 16 - Количество набранных баллов студентами контрольной и экспериментальной групп




Группа




Группа




Группа

Сту- дент

Конт- рольна

я

Экспери- ментальная

Сту- дент

Конт- рольн

ая

Экспери- ментальная

Сту- дент

Конт- рольна я

Экспери- ментальная

1

9

24

23

4

25

45

4

18

2

13

21

24

14

23

46

11

23

3

7

18

25

12

18

47

10

25

4

21

17

26

10

20

48

26

21

5

11

24

27

25

19

49

9

17

6

14

26

28

14

25

50

8

26

7

17

19

29

13

26

51

14

19

8

8

25

30

9

17

52

11

12

9

6

17

31

5

24

53

7

23

10

16

19

32

16

24

54

6

20

11

14

13

33

12

18

55

7

26

12

9

26

34

16

15

56




24

13

13

26

35

12

17

57




16

14

22

19

36

11

19

58




21

15

8

17

37

10

24

59




14

16

7

25

38

9

24

60




25

17

11

24

39

11

19










18

13

18

40

16

12










19

12

24

41

19

18










20

11

22

42

7

21










21

17

18

43

6

20










22

19

19

44

5

26











Алгоритм применения критерия U Манна - Уитни для оценки различий между двумя малыми выборками [204]:

  1. Перенести все данные испытуемых на индивидуальные карточки, пометив карточки 1-й выборки одним цветом, а 2-й - другим.

  2. Разложить все карточки в единый ряд по степени возрастания признака и проранжировать в таком порядке, приписывая меньшему значению меньший ранг.

  3. Вновь разложить карточки по цвету на две группы.

  4. Подсчитать сумму рангов отдельно по группам и проверить, совпадает ли общая сумма рангов с расчетной.

  5. Вычислить значение U: U (n n) nx(nx1) T,



1 2 2 x

где:

ni - количество испытуемых в i - выборке (i=1,2); nx - большая из двух ранговых сумм;

Tx. - количество испытуемых в группе с большой суммой рангов.

  1. Определить критические значения U по специальной таблице критических значений U-критерия Манна-Уитни [204].

  2. Сформулировать выводы согласно рисунку 4.

В таблице 17 отражены вычисленные U-критерия Манна-Уитни [204].

Таблица 17 - Вычисление U-критерия Манна-Уитни





n1=

55

n2=

60

Tx=

4839,5

nx=

60

Uкр(P≤0,05)=

1355

Uкр(P≤0,01)=

1234

U=

290,5



Рисунок 4 - Определение статистической значимости U-критерия Манна- Уитни

Руководствуясь данными (таблица 17), полученными в процессе статистических исследований, с высокой долей вероятности p≤0,01 (рисунок 4)

можно утверждать, что различия между двумя выборками существенны и не являются случайными.

Так как данные анкетирования не могут претендовать на объективность в виду вероятной неадекватной оценки студентами своих истинных способностей, были проведены дополнительные исследования для проверки эффективности разработанного курса «Инновационные организационные формы обучения информатике» с помощью тестированияв экспериментальной и контрольной группах.

Каждый студент выполнял 10 тестовых заданий. Правильный ответ оценивался в 2 балла, ответ, содержащий незначительные неточности – в 1 балл, неверный ответ – в 0 баллов. Таким образом, минимально возможное количество баллов 0, максимально возможное 20.

Вариант теста включал в себя комплекс учебных заданий для проверки уровня усвоения