Файл: Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 803

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

Введение

Актуальность исследования.

Гипотеза исследования

Научная новизна диссертационного исследования:

Теоретическая значимость диссертационного исследования:

Практическая значимость исследования:

На защиту выносятся следующие положения:

Глава 1. Развитие организационных форм обучения в условиях

Таблица 2 - Этапы создания проекта

Таблица 3 - Характеристики Образования 1.0, 2.0, 3.0

Таблица 4 -Взаимосвязь методов, организационных форм и средств обучения

Рисунок 2 - Взаимосвязь компонентов методической подготовки

Таблица 5 - Дидактические возможности новых инновационных форм обучения

Выводы по первой главе

Глава 2. Развитие деятельности учителя информатики при использовании новых организационных форм в образовательном процессе

Рисунок 3 - Структура информационно-образовательного кластера на базе образовательного учреждения

Таблица 6 - Примеры традиционных и новых видов учебной деятельности.

Выводы по второй главе

Глава 3. Методика подготовки учителя информатики к использованию новых форм организации образовательного процесса

а) гностический;

б) конструктивный;

в) проектировочный;

г) коммуникативный;

д) организационный;

е) экспертный;

1. «Методика обучения информатике»

Целью усвоения дисциплины является:

Задачами дисциплины «Методика преподавания информатики» являются:

знать:

уметь:

владеть:

Примерные темы курсовых работ.

знать:

уметь:

владеть:

Примерные темы курсовых работ

1. Мастер-класс.

Таблица 8 - Модуль «Локальные и глобальные сети в учебном процессе»

Таблица 11 - Модуль «Дистанционная форма обучения»

Таблица 13 - Этапы НИР школьников

Таблица 14 - Форма выбора необходимых организационных форм организации учебного процесса

Педагогический эксперимент со студентами педвуза

Таблица 15 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке студентов по модулям

Таблица 17 - Вычисление U-критерия Манна-Уитни

Таблица 18 - Показатели усвоения знаний и умений

Таблица 20 - Форма для проектирования учебного процесса по выбранной дисциплине

Таблица 21 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке студентов

Диаграмма 3 - Обобщенные данные по самооценке студентов

Таблица 22 - Количество набранных баллов для студентов контрольной и экспериментальной группы

Таблица 23 - Вычисление U-критерия Манна-Уитни

Манна-Уитни

Диаграмма 4 - Обобщенные данные студентов по четырем направлениям

Таблица 25 - Мнение преподавателей о необходимости совершенствования организационных форм обучения

Таблица 26 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке преподавателей по модулям

Диаграмма 5 - Обобщенные данные по самооценке преподавателей

Выводы по третьей главе

Заключение

Список литературы

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3.

инновационный образовательный кластер определяет как

«системное объединение различных организаций, позволяющее использовать преимущества внутри кластерного взаимодействия с целью более быстрого и

эффективного распространения новых знаний, стимулирующих инновации для роста конкурентоспособности экономики региона» [148].

По мнению Е.И. Соколовой, инновационный образовательный кластер подразумевает «не механическое объединение ряда научных и образовательных учреждений в некую группу, а указывает на их тесное взаимодействие и взаимозависимость. Это ведет к качественным преобразованиям, как отдельных частей, так и всего кластера, при этом в ходе его функционирования обязательно создание нового качественного продукта» [213].

Проведенный анализ понятий «кластер», «образовательный кластер»,

«инновационный образовательный кластер» позволяет сформулировать определение информационно-образовательного кластера. Информационно- образовательный кластер представляет собой открытую сетевую структуру, включающую группу взаимосвязанных объектов (образовательные учреждения, вузы, органы исполнительной власти, научные школы, бизнес-структуры, общественные организации и т.д.), объединенных вокруг ядра инновационной образовательной деятельности общеобразовательного учреждения для решения образовательных задач и достижения современных образовательных результатов [117].

Потенциал информационно-образовательного кластера определяется в его предназначении как нестандартной формы взаимодействия образования и науки для решения проблемных учебных задач в процессе обучения, развития и воспитания молодежи, профессиональной подготовки
и переподготовки профессиональных специалистов, предоставления образовательных услуг. Взаимодействие внутри информационно-образовательного кластера - это построение взаимовыгодных отношений между отдельными элементами кластера в рамках конкретного учебного процесса. Главной целью внедрения информационно-образовательного кластера является повышение конкурентоспособности конкретного региона в области образования.

Содержание и сложность решаемых образовательных задач определяет структуру образовательного кластера и входящих в него элементов. Сложность

образовательных задач предопределяет выстраивание системы элементов (учреждений и организаций), взаимосвязанных по горизонтали (учреждения науки, культуры, образования и др.) и вертикали (ступени образования: профессиональное, общее, дошкольное) [117]. Структура информационно- образовательного кластера на базе образовательного учреждения представлена на рисунке 3.




Рисунок 3 - Структура информационно-образовательного кластера на базе образовательного учреждения

§2.2. Сущность новых задач деятельности учителя информатики, ориентированной на использование новых организационных форм обучения




Предпосылки развития деятельности учителя информатики определяются необходимостью эффективной реализации задач модернизации отечественного образования.

Профессиональная деятельность учителя информатики реализуется в рамках общего среднего образования. Поэтому прогноз и определение основных направлений развития деятельности учителя информатики следует начинать с анализа факторов, обуславливающих сущность и пути модернизации школьного образования – нового понимания целей и ценностей образования, его результатов, системно-деятельностного подхода к определению его содержания, внедрения современной информационно-образовательной среды на базе средств ИКТ, инновационных методов и организационных форм обучения и т.д.

Среди факторов, формирующих политику государства в сфере образования на современном этапе, наиболее важными являются, интеграция России в мировое сообщество, вхождение России в европейское образовательное пространство, интенсивная информатизация образования и, в связи с этим, разработка инновационных средств, методов и форм учебной деятельности. Главной целью модернизации образования является повышение качества
образования за счет внедрения современных педагогических технологий на базе средств ИКТ и создания единой информационно-образовательной среды общеобразовательного учреждения. "Стратегическая цель государственной политики в области образования - повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина" [201]. Именно необходимость роста качества образования является в соответствии с национальной доктриной образования на 2000-2025г.г. [157] и «Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года» самой

актуальной проблемой развития образования в России. Это ключевая идея, новая философия российского образования, ключ к решению назревших практических проблем.

Понятие «качество образования» определилось и получило международное признание в 1998 году во Франции (Париж) на состоявшейся Всемирной конференции по профессиональному высшему образованию. Именно там впервые под качеством образования начали понимать «характеристику системы образования, отражающую степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов, условий образовательного процесса нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям» [16, 35, 42].

А.Б. Воронцов под качеством образования понимает следующее:

«совокупность образовательных результатов, обеспечивающих возможность самостоятельного решения обучаемыми значимых для них проблем, для достижения которых требуется такое время, которое позволяет обучаемым заниматься разными видами деятельности, значимыми для
их развития». По мнению автора, ключевыми показателями качественного образования являются: эффективность,доступность,функциональнаяграмотность,индивидуальныйпрогресс,социализацияиуспешность[27].

Исследователи В.А. Кальней, В.С. Лазарев, О.Е. Лебедев, А.М. Моисеев, М.М. Поташник, С.Е. Шишов качество образования определяют как результат получения специалистами знаний, умений, навыков и способностей к профессиональной деятельности, и как результат востребованность этого специалиста в педагогической среде и в обществе. При этом уровень образовательного процесса, применяемые методы, формы и средства обучения, квалификация педагогических работников образовательного учреждения не гарантирует повышение качества образования, т.к. цели и запланированные образовательные результаты могут не соответствовать новым потребностям государства и общества.

На современном этапе развития системы образования России качество образования необходимо связывать с конкурентоспособностью личности на

рынке труда, с его компетентностью. О необходимости повышения качества образования за счет развития запланированных компетенций учащихся говорится и в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года»:

«Общеобразовательная школа должна формировать целостностную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетенции, определяющие современное качество