Файл: Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 617

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

Введение

Актуальность исследования.

Гипотеза исследования

Научная новизна диссертационного исследования:

Теоретическая значимость диссертационного исследования:

Практическая значимость исследования:

На защиту выносятся следующие положения:

Глава 1. Развитие организационных форм обучения в условиях

Таблица 2 - Этапы создания проекта

Таблица 3 - Характеристики Образования 1.0, 2.0, 3.0

Таблица 4 -Взаимосвязь методов, организационных форм и средств обучения

Рисунок 2 - Взаимосвязь компонентов методической подготовки

Таблица 5 - Дидактические возможности новых инновационных форм обучения

Выводы по первой главе

Глава 2. Развитие деятельности учителя информатики при использовании новых организационных форм в образовательном процессе

Рисунок 3 - Структура информационно-образовательного кластера на базе образовательного учреждения

Таблица 6 - Примеры традиционных и новых видов учебной деятельности.

Выводы по второй главе

Глава 3. Методика подготовки учителя информатики к использованию новых форм организации образовательного процесса

а) гностический;

б) конструктивный;

в) проектировочный;

г) коммуникативный;

д) организационный;

е) экспертный;

1. «Методика обучения информатике»

Целью усвоения дисциплины является:

Задачами дисциплины «Методика преподавания информатики» являются:

знать:

уметь:

владеть:

Примерные темы курсовых работ.

знать:

уметь:

владеть:

Примерные темы курсовых работ

1. Мастер-класс.

Таблица 8 - Модуль «Локальные и глобальные сети в учебном процессе»

Таблица 11 - Модуль «Дистанционная форма обучения»

Таблица 13 - Этапы НИР школьников

Таблица 14 - Форма выбора необходимых организационных форм организации учебного процесса

Педагогический эксперимент со студентами педвуза

Таблица 15 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке студентов по модулям

Таблица 17 - Вычисление U-критерия Манна-Уитни

Таблица 18 - Показатели усвоения знаний и умений

Таблица 20 - Форма для проектирования учебного процесса по выбранной дисциплине

Таблица 21 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке студентов

Диаграмма 3 - Обобщенные данные по самооценке студентов

Таблица 22 - Количество набранных баллов для студентов контрольной и экспериментальной группы

Таблица 23 - Вычисление U-критерия Манна-Уитни

Манна-Уитни

Диаграмма 4 - Обобщенные данные студентов по четырем направлениям

Таблица 25 - Мнение преподавателей о необходимости совершенствования организационных форм обучения

Таблица 26 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке преподавателей по модулям

Диаграмма 5 - Обобщенные данные по самооценке преподавателей

Выводы по третьей главе

Заключение

Список литературы

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3.

Эту подготовку также можно рассматривать как часть экспериментальной работы, но с другими контингентом.

Целью эксперимента является проверка уровня овладения преподавателями современными организационными формами обучения, сформированного в результате реализации методических подходов в области совершенствования организационных форм подготовки преподавателей вузов.

Задачами педагогического эксперимента являются:

  • доказать эффективность предлагаемых методических подходов к совершенствованию организационных форм подготовки преподавателей вузов, а именно подготовки по дисциплине «Инновационные организационные формы обучения информатике» и использование «Мастер-классов» в образовательном процессе.

  • выработка методических рекомендаций к совершенствованию организационных форм подготовки преподавателей вузов.

Гипотезаэксперимента. Реализация предложенной методики подготовки преподавателя информатики в соответствии с предложенным содержанием и организацией процесса обучения позволит подготовить преподавателя информатики, способного и готового применять современные организационные формы на основе средств ИКТ в профессиональной деятельности.

На первом «констатирующем» этапе для получения подтверждения необходимости осуществления подготовки не только будущих учителей информатики, но и повышения
квалификации действующих преподавателей в

области совершенствования организационных форм обучения, были применены методы наблюдения, беседы, анализ документов, собеседования с преподавателями: ФГОБУ ВО Дагестанского государственного педагогического университета, ФГБОУ ВО Чеченского государственного педагогического института (всего 66 преподавателей). Кроме того, в рамках данного исследования проводили анкетирование преподавателей для выяснения потребностей в знаниях, умениях и навыках в области применения современных организационных форм обучения в педагогической деятельности.

Приведем обобщенные данные о мнении преподавателей о необходимости совершенствования организационных форм обучения (таблица 25).

Таблица 25 - Мнение преподавателей о необходимости совершенствования организационных форм обучения



Организационная форма


Хорошо знаю


Знаю частично


Не

знаком


Хочу изучить

Эти знания мне не нужны

Сетевое взаимодействие

26%

17%

57%

74%

26%

Телекоммуникационный проект

21%

28%

51%

79%

21%

Кейс-технологии

34%

14%

52%

66%

34%

Оnline-лекции, слайд-лекции

78%

16%

6%

22%

78%

E-mail - консультации

81%

18%

1%

1%

99%

Модульное обучение

34%

25%

41%

65%

34%

Дистанционное обучение

47%

32%

21%

53%

47%

Виртуальный педсовет

26%

17%

57%

74%

26%

Виртуальный семинар

16%

25%

59%

84%

16%

В области использования сетевых возможностей ИТ (организация

форумов, чатов, круглых столов)

45%

23%

32%

55%

45%

В области организации научных

конференций

16%

29%

55%

84%

16%

В области проектирования ИОС на основе новых организационных

форм обучения

6%

12%

82%

94%

6%


Из данных таблицы 25 видно, что преподаватели владеют следующими организационными формами обучения: online-лекции, слайд-лекции (78%), e-mail

  • консультации (81%). Такими организационными формами, как: сетевое

взаимодействие, телекоммуникационный проект, виртуальный семинар, виртуальный педсовет, организация научных конференций, проектирование ИОС на основе новых организационных форм обучения не владеет подавляющее большинство преподавателей.

Анализируя полученные результаты анкетирования, можно сделать следующие выводы:

    • в среднем 43% опрошенных считают себя в той или иной мере неготовыми к использованию современных организационных форм обучения в образовательном процессе, в среднем 21% оценили свой уровень профессиональной подготовки ниже среднего и только в среднем 36% – считают себя готовыми к использованию этих форм в образовательном процессе.

    • в среднем 63% опрошенных преподавателей хотели бы получить знания в области применения современных организационных форм обучения, и в среднем 34 % не желают получать знания, считая свой уровень достаточно высоким.

    • определено, что преподаватели, получившие знания в области применения современных организационных форм обучения, имеют более высокий уровень мотивации на использование этих форм в образовательной деятельности в новой информационно-образовательной среде.

    • показана необходимость организации базовой подготовки преподавателей всех специальностей в области применения организационных форм обучения в образовательном процессе.


На втором «формирующем» этапе сопоставлялись результаты исследования в двух группах (контрольная и экспериментальная), в которые входили преподаватели: ФГОБУ ВО Дагестанского государственного педагогического университета, ФГБОУ ВО Чеченского государственного педагогического института (всего 66 преподавателей). Экспериментальная группа обучалась по курсу «Инновационные организационные формы обучения информатике» по разработанной методике использования организационных форм обучения в образовательном процессе (параграф 3.3.), а контрольная группа по

традиционной методике в соответствии с ФГОС ВО и в соответствии традиционным курсам повышения квалификации педагогических работников.

В процессе педагогического эксперимента проводилось анкетирование преподавателей, в ходе которого сравнивался уровень сформированности организационных форм подготовки преподавателей в экспериментальной и контрольной группах. В анкету включены вопросы (см. приложение 3), позволяющие выявить знания у преподавателей в области применении современных организационных форм обучения в образовательном процессе вуза.

Анализ данных анкеты позволяет нам определить с позиции преподавателей качественный уровень сформированности знаний в области применения современных организационных форм обучения в образовательном процессе вуза, которые необходимы ему для работы в развивающейся информационно- образовательной среде.

Полученные данные анкетирования преподавателей