Файл: Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук.docx
Добавлен: 12.04.2024
Просмотров: 824
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Научная новизна диссертационного исследования:
Теоретическая значимость диссертационного исследования:
Практическая значимость исследования:
На защиту выносятся следующие положения:
Глава 1. Развитие организационных форм обучения в условиях
Таблица 2 - Этапы создания проекта
Таблица 3 - Характеристики Образования 1.0, 2.0, 3.0
Таблица 4 -Взаимосвязь методов, организационных форм и средств обучения
Рисунок 2 - Взаимосвязь компонентов методической подготовки
Таблица 5 - Дидактические возможности новых инновационных форм обучения
Рисунок 3 - Структура информационно-образовательного кластера на базе образовательного учреждения
Таблица 6 - Примеры традиционных и новых видов учебной деятельности.
1. «Методика обучения информатике»
Целью усвоения дисциплины является:
Задачами дисциплины «Методика преподавания информатики» являются:
Примерные темы курсовых работ.
Таблица 8 - Модуль «Локальные и глобальные сети в учебном процессе»
Таблица 11 - Модуль «Дистанционная форма обучения»
Таблица 13 - Этапы НИР школьников
Таблица 14 - Форма выбора необходимых организационных форм организации учебного процесса
Педагогический эксперимент со студентами педвуза
Таблица 15 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке студентов по модулям
Таблица 17 - Вычисление U-критерия Манна-Уитни
Таблица 18 - Показатели усвоения знаний и умений
Таблица 20 - Форма для проектирования учебного процесса по выбранной дисциплине
Таблица 21 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке студентов
Диаграмма 3 - Обобщенные данные по самооценке студентов
Таблица 22 - Количество набранных баллов для студентов контрольной и экспериментальной группы
Таблица 23 - Вычисление U-критерия Манна-Уитни
Диаграмма 4 - Обобщенные данные студентов по четырем направлениям
Таблица 25 - Мнение преподавателей о необходимости совершенствования организационных форм обучения
Таблица 26 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке преподавателей по модулям
Диаграмма 5 - Обобщенные данные по самооценке преподавателей
е) экспертный;
-
экспертнаядеятельность по применению новых организационных форм в учебном процессе школы; -
экспертная деятельность по исследованию образовательных возможностей использования новых организационных форм в учебном процессе; -
умение определять научную сущность учебной проблемы, в том числе в общедоступных сетевых сообществах, блогах, чатах; -
навыкивыполнения анализа и контроля результатов учебной деятельности, в том числе навыки сетевого контроля и обработки образовательных результатов учащихся; -
определениеместа инновационных организационных форм в информационно-образовательной среде школы.
Таким образом, методическая система подготовки учителя информатики нового типа должна быть организована и осуществлена как открытая система, склонная к дальнейшему самостоятельному развитию. Профессиональная подготовка современного учителя информатики в области применения инновационных организационных форм на каком бы высоком уровне она не находилась, должна постоянно и непрерывно совершенствоваться, то есть учитель информатики должен постоянно развивать свою профессиональную компетентность в области применения современных методов, новых форм и средств обучения.
Подготовка современного педагога к педагогической деятельности в условиях современной информационно-образовательной среды должна быть
направлена не только на решение тех проблем, которые возникают сегодня перед учителем, но и на готовность решать проблемы, которые пока учителю еще не знакомы, но могут появиться в ближайшем будущем. Соответственно, цели, задачи, новые средства, организационные формы, способы и механизмы взаимодействия педагога и обучающегося необходимо определять таким образом, чтобы проанализированное понятие профессиональной компетенции стало важным и ценным.
На основе развития, дополнения и конкретизации требований к профессиональной подготовке современного учителя информатики нужно обосновать направления улучшения его педвузовской подготовки. Изменения в содержании методической подготовки будущего учителя информатики должны быть связаны с использованием дидактических возможностей современных
организационных форм в образовательном процессе для достижения поставленных образовательных результатов. Данные изменения должны снять ряд несоответствий и изъянов в вопросе подготовки будущего учителя информатики.
§3.2. Разработка содержания подготовки учителя информатики к использованию новых организационных форм обучения
Методические вопросы совершенствования современных организационных форм подготовки студентов в педвузе рассматриваются на примере подготовки будущих учителей информатики.
На основе ФГОС3 [227, 228] и ФГОС3+ [229, 230] и в условиях современных требований, предъявляемых к будущему учителю информатики, вытекающих из применении инновационных организационных форм обучения в
образовательном процессе в формирующейся информационно-образовательной среде, разработаны рабочие учебные программы по дисциплинам методической подготовки будущего учителя информатики по направлению подготовки
«Педагогическое образование» профиль «Информатика».
1. «Методика обучения информатике»
В рабочей программе определены цели, задачи, содержание, инновационные организационные формы и современные средства обучения информатике, перспективы и состояние школьной дисциплины «Информатика», степень программного и аппаратного обеспечения современных образовательных учреждений, отношение информатики как науки и учебного предмета. Анализируется ФГОС второго поколения (ФГОС2), ФГОС третьего поколения (ФГОС3), ФГОС поколения три плюс (ФГОС3+), образовательные стандарты общего образования и методики их применения при проведении и подготовке образовательного процесса, кроме того, анализируются рабочие программы курса
«Методика обучения информатике» в разных педвузах на предмет изучения вопросов использования современных организационных форм в образовательном процессе.
Проведенный анализ ФГОС2, ФГОС3 и ФГОС3+ позволяет утверждать, что в ФГОС2 результаты обучения определяются знаниями, умениями и навыками (ЗУН). В ФГОС2 коротко приводилось «содержание обучения» по различным
дисциплинам профессиональной подготовки, и в этой связи ЗУНы играли не определяющую роль. В ФГОС3 и ФГОС3+ главный
акцент делается на образовательные результаты, которые выражаются в формировании компетенций, которые будущие учителя информатики должны показать по завершении процесса обучения в педвузе.
Стандарты ФГОС3 и ФГОС3+ направлены на:
-
развитие знаний, умений и навыков (ЗУНы в стандартах третьего поколения определяются как производные от соответствующих видов профессиональной деятельности педагога); -
развитие универсальных учебных действий, которые выступают в качестве ядра воспитательного и образовательного процесса.
В рамках данного исследования рассмотрим на практике потенциал осуществления компетентностного подхода, в котором акцентируется внимание на запланированные образовательные результаты, и на способности учащегося действовать в разнообразных трудных учебных ситуациях.
В ходе изучения дисциплины «Методика обучения информатике» студент педагогического вуза должен демонстрировать и формировать компетенции, которые приводятся во ФГОС3+ по направлению подготовки «Педагогическое образование» квалификацией (степенью) «бакалавр») [229] .
Место дисциплины. Согласно примерной основной образовательной программе, которая рекомендована научно-методическим советом высшей школы и координационным советом учебно-методических объединений, преподавание предмета «Методика обучения информатике» в педвузе рекомендовано в 5-7 семестрах. Для усвоения материалов данного предмета студенты педвузов применяют умения, знания и виды учебной деятельности