Файл: Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 619

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

Введение

Актуальность исследования.

Гипотеза исследования

Научная новизна диссертационного исследования:

Теоретическая значимость диссертационного исследования:

Практическая значимость исследования:

На защиту выносятся следующие положения:

Глава 1. Развитие организационных форм обучения в условиях

Таблица 2 - Этапы создания проекта

Таблица 3 - Характеристики Образования 1.0, 2.0, 3.0

Таблица 4 -Взаимосвязь методов, организационных форм и средств обучения

Рисунок 2 - Взаимосвязь компонентов методической подготовки

Таблица 5 - Дидактические возможности новых инновационных форм обучения

Выводы по первой главе

Глава 2. Развитие деятельности учителя информатики при использовании новых организационных форм в образовательном процессе

Рисунок 3 - Структура информационно-образовательного кластера на базе образовательного учреждения

Таблица 6 - Примеры традиционных и новых видов учебной деятельности.

Выводы по второй главе

Глава 3. Методика подготовки учителя информатики к использованию новых форм организации образовательного процесса

а) гностический;

б) конструктивный;

в) проектировочный;

г) коммуникативный;

д) организационный;

е) экспертный;

1. «Методика обучения информатике»

Целью усвоения дисциплины является:

Задачами дисциплины «Методика преподавания информатики» являются:

знать:

уметь:

владеть:

Примерные темы курсовых работ.

знать:

уметь:

владеть:

Примерные темы курсовых работ

1. Мастер-класс.

Таблица 8 - Модуль «Локальные и глобальные сети в учебном процессе»

Таблица 11 - Модуль «Дистанционная форма обучения»

Таблица 13 - Этапы НИР школьников

Таблица 14 - Форма выбора необходимых организационных форм организации учебного процесса

Педагогический эксперимент со студентами педвуза

Таблица 15 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке студентов по модулям

Таблица 17 - Вычисление U-критерия Манна-Уитни

Таблица 18 - Показатели усвоения знаний и умений

Таблица 20 - Форма для проектирования учебного процесса по выбранной дисциплине

Таблица 21 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке студентов

Диаграмма 3 - Обобщенные данные по самооценке студентов

Таблица 22 - Количество набранных баллов для студентов контрольной и экспериментальной группы

Таблица 23 - Вычисление U-критерия Манна-Уитни

Манна-Уитни

Диаграмма 4 - Обобщенные данные студентов по четырем направлениям

Таблица 25 - Мнение преподавателей о необходимости совершенствования организационных форм обучения

Таблица 26 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке преподавателей по модулям

Диаграмма 5 - Обобщенные данные по самооценке преподавателей

Выводы по третьей главе

Заключение

Список литературы

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3.

знать:


  • структуру и содержание образовательного процесса в высших учебных заведениях России, требования к структуре и результатам освоения ФГОС3+;

  • классификацию современных организационных форм обучения;

  • особенности использования средств современных ИКТ на занятиях по информатике;

  • характерные особенности профильного, модульного и дистанционного образования;

  • возможности сервисов Web 2.0, Web 3.0 технологии Вики-Вики в профессиональной деятельности учителя;

  • особенности и дидактические возможности online лекции, слайд-лекции, видеолекции.

уметь:


  • анализировать цели и содержание существующих курсов информатики в вузе и в школе;

  • организовать межпредметные и внутрипредметные связи в преподавании вузовских дисциплин;

  • проектировать образовательный процесс по курсу информатики в вузе и в школе;

  • использовать дидактический потенциал инновационных организационных форм обучения (модульного обучения, телекоммуникационных проектов, сетевого взаимодействия, кейс-технологий) в реализации учебного процесса по информатике в школе;

  • использовать ресурсы социальных сетей (Википедия, «Фолксономия», Живой Журнал, Летописи.ру) в образовательном процессе в школе.

владеть:


  • главными компонентами профессиональной деятельности учителя информатики (проектировочный, гностический, коммуникативный, конструктивный, организационный, экспертный);

  • способами реализации методики обучения с использованием инновационных форм в курсе информатики в вузе;

  • методическими аспектами чтения лекции в вузе и в школе;

  • умением организации учебного процессе в вузе и в общеобразовательной школе с использованием различных современных форм обучения (метод проектов, дистанционные формы обучения, сетевое взаимодействие, телеконференции и т.д.);

  • методическими аспектами сочетания индивидуальной, групповой и коллективной форм учебной деятельности на уроках информатики в школе, способами организации этих форм при освоении информатики в вузе;

  • умением сравнивать и отбирать наиболее эффективные организационные формы обучения на базе средств информационных технологий, адекватные запланированным образовательным результатам изучаемого предмета в школе (вузе);

  • способами повышения квалификации обучающихся с использованием дистанционных форм обучения и дидактических возможностей сетевого взаимодействия.


Анализ общих образовательных программ по направлению подготовки

«Педагогическое образование» (профиль «Информатика») разных вузов [34, 59, 95, 143, 170, 171] позволяет сделать вывод, что в структуре методической подготовки учителя информатики мало обоснованы и рассмотрены вопросы использования современных инновационных форм обучения в учебном процессе (в общеобразовательной школе и в вузе). В действующих рабочих программах слабо отражены следующие аспекты методической подготовки учителя информатики:

  • применение возможностей нетрадиционных организационных форм для роста качества образования и достижения запланированных образовательных результатов в развивающейся информационно-образовательной среде;

  • взаимосвязь компонентов процесса обучения: цели, содержания методов, инновационных организационных форм и современных средств методической подготовки учителя информатики;

  • несоответствие содержания и организационных форм подготовки учителя информатики степени развития педагогической науки;

  • зависимость роста качества обучения от содержания, инновационных форм и новых методов организации учебной деятельности студентов;

  • зависимость содержания, инновационных форм и новых методов подготовки от индивидуальных особенностей студентов;

  • освоение ФГОС второго поколения: особенности и отличия [109, 111, 113, 128, 130].

Актуальность использования современных инновационных форм обучения в педагогическом процессе была рассмотрена в данной работе в первой главе. Дидактические возможности традиционных и новых организационных форм обучения на занятиях по информатике в школе рассмотрели во
второй главе. Дидактические и психолого-педагогические аспекты использования современных инновационных форм обучения на уроках информатики в обновляющейся информационно-образовательной среде приводятся в первой главе.

Содержаниедисциплины. С учетом вышеперечисленных замечаний и дополнений разработан курс «Инновационные организационные формы обучения информатике» для студентовстаршихкурсов, изучивших дисциплины «Информатика», «Педагогика», «Информационные и коммуникационные технологии в образовании», «Методика обучения информатике» и действующих преподавателей педвузов (обучение могут пройти в рамках дополнительного профессионального образования) [116]. Предлагаемый курс состоит из следующих разделов.

  1. Предметизадачикурса.Предмет, задачи и структура курса. Пути повышения качества образования в России. Модернизация и развитие системы образования через достижение новых образовательных результатов. Современные образовательные реформы в России.

Понятие «организационная форма» и «форма обучения» в психолого- педагогической литературе. Эволюция организационных форм обучения в историческом аспекте. Классификации современных организационных форм обучения.

  1. Стандартышкольногообразованияпоинформатике.Назначение и функции образовательного стандарта в школе. Структура и основные компоненты ФГОС основного общего образования второго поколения: общие положения; требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования; требования к структуре основной образовательной программы основного общего образования; требования к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования. ФГОС основного общего образования второго поколения и аттестация учащихся, учителей, образовательных учреждений.

  2. Спецификапроектированияразличныхформорганизацииобучениявшколе.Структура профессиональной деятельности современного учителя. Учебно-методическая, научно-исследовательская, организационно-методическая, воспитательная деятельность.


Проектирование различных форм организации обучения в школе и в вузе. Различные виды занятий в школе. Основные виды занятий в вузе: лекция, семинар, коллоквиум, практические и лабораторные занятия, консультации. Самостоятельная работа одна из форм обучения.

Особенности использования средств современных информационных и коммуникационных технологий на занятиях по информатики.

  1. Лекция(урок)основнаяорганизационнаяформаобучениявшколе.Проектирование лекционного занятия. Лекционный курс как система. Принципы отбора и структурирования лекционного материала в зависимости от формы

(вида) лекции, уровня (особенностей) обучаемых. Учебно-методическое сопровождение лекционного курса. Подготовка учителя к лекции. Проблемная лекция. Лекция с заранее запланированными ошибками.

Методические аспекты лекционной формы организации обучения в общеобразовательной школе. Психолого-педагогические особенности чтения лекции в школе. Методические аспекты лекционной формы организации обучения в вузе.

Лекция с использованием современных информационных и коммуникационных технологий. Особенности и дидактические возможности online лекции, слайд-лекции, видеолекции, лекции-пресс-конференции.

  1. Традиционныеорганизационныеформыобучения.Технология проектирования семинарских, лабораторных и практических занятий. Место и задачи коллоквиумов как формы учебной работы, методика их проведения. Роль и задачи консультаций в учебном процессе. Виды консультаций.


Виды учебных семинаров (междисциплинарные, проблемные семинары, тематические, ориентационные, системные, спецсеминары и спецпрактикумы).

Самостоятельная работа школьников: руководство, организация и контроль. Формы организации научно-исследовательской работы школьников в школе. Школьные конференции, научные кружки, проблемные группы. Рефераты, индивидуальные исследовательские проекты, их тематика, структура, требования к выполнению, критерии оценки. Проектирование учебных и производственных практик в школе. Виды практик, методика их организации и проведения.

  1. Инновационные формы обучения. Сетевое взаимодействие. Методические аспекты сетевого взаимодействия различных образовательных учреждений. Совместное использование информационных, инновационных, учебных и учебно- методических ресурсов в учебном процессе. Использование сервисов www, ftp, электронной почты, блога, телеконференции, чата в учебном процессе. Методические аспекты использования сервисов Web 1.0, Web 2.0, Web 3.0, Web 4.0, технологии Вики-Вики в профессиональной деятельности учителя. Сравнительный анализ существующих версий - Web 1.0, 2.0, 3.0, 4.0 в

образовательном процессе. Использование ресурсов социальных сетей Википедия, «Фолксономия», Живой Журнал, Летописи.ру в образовательном процессе.

Проект «школа Web 3.0». Характеристики Образования 1.0, 2.0, 3.0.

Метод проектов. Педагогическая сущность метода проектов. Классификации проектов. Этапы создания проекта. Индивидуальный проект. Коллективный проект. Учебный проект. Дидактический потенциал использования современных информационных и коммуникационных