Файл: Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 822

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

Введение

Актуальность исследования.

Гипотеза исследования

Научная новизна диссертационного исследования:

Теоретическая значимость диссертационного исследования:

Практическая значимость исследования:

На защиту выносятся следующие положения:

Глава 1. Развитие организационных форм обучения в условиях

Таблица 2 - Этапы создания проекта

Таблица 3 - Характеристики Образования 1.0, 2.0, 3.0

Таблица 4 -Взаимосвязь методов, организационных форм и средств обучения

Рисунок 2 - Взаимосвязь компонентов методической подготовки

Таблица 5 - Дидактические возможности новых инновационных форм обучения

Выводы по первой главе

Глава 2. Развитие деятельности учителя информатики при использовании новых организационных форм в образовательном процессе

Рисунок 3 - Структура информационно-образовательного кластера на базе образовательного учреждения

Таблица 6 - Примеры традиционных и новых видов учебной деятельности.

Выводы по второй главе

Глава 3. Методика подготовки учителя информатики к использованию новых форм организации образовательного процесса

а) гностический;

б) конструктивный;

в) проектировочный;

г) коммуникативный;

д) организационный;

е) экспертный;

1. «Методика обучения информатике»

Целью усвоения дисциплины является:

Задачами дисциплины «Методика преподавания информатики» являются:

знать:

уметь:

владеть:

Примерные темы курсовых работ.

знать:

уметь:

владеть:

Примерные темы курсовых работ

1. Мастер-класс.

Таблица 8 - Модуль «Локальные и глобальные сети в учебном процессе»

Таблица 11 - Модуль «Дистанционная форма обучения»

Таблица 13 - Этапы НИР школьников

Таблица 14 - Форма выбора необходимых организационных форм организации учебного процесса

Педагогический эксперимент со студентами педвуза

Таблица 15 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке студентов по модулям

Таблица 17 - Вычисление U-критерия Манна-Уитни

Таблица 18 - Показатели усвоения знаний и умений

Таблица 20 - Форма для проектирования учебного процесса по выбранной дисциплине

Таблица 21 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке студентов

Диаграмма 3 - Обобщенные данные по самооценке студентов

Таблица 22 - Количество набранных баллов для студентов контрольной и экспериментальной группы

Таблица 23 - Вычисление U-критерия Манна-Уитни

Манна-Уитни

Диаграмма 4 - Обобщенные данные студентов по четырем направлениям

Таблица 25 - Мнение преподавателей о необходимости совершенствования организационных форм обучения

Таблица 26 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке преподавателей по модулям

Диаграмма 5 - Обобщенные данные по самооценке преподавателей

Выводы по третьей главе

Заключение

Список литературы

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3.


Подготовка будущего учителя информатики ориентирована на: формирование практического и теоретического уровня профессиональных компетенций для методически оправданного выбора содержания учебного

материала; усвоение организационных форм, методов и средств информационных технологий и их использования в образовательном процессе для роста познавательной активности учащихся и увеличения эффективности учебно- воспитательного процесса в общеобразовательной школе. Учителю нового типа необходимо иметь не только теоретические знания в области современных средств ИКТ, но и уметь их применять в своей учебной деятельности. Практическая деятельность будущего учителя на занятиях по методике преподавания информатики необходимо ориентировать на творческий, исследовательский характер, направленный на самостоятельный выбор и поиск программного обеспечения для сопровождения учебного процесса по информатике.

При разработке рабочих программ соответствующих курсов придерживались примерных общих образовательных программ по соответствующим направлениям подготовки «Педагогическое образование» (профиль «Информатика») различных вузов [34, 59, 95, 143, 144, 170, 171]. Большинство из этих рабочих программ содержательно соответствуют ФГОС3. Однако, содержание и структура курсов методической подготовки будущего учителя информатики еще не до конца проработана и обоснована. По словам А.А. Кузнецова, «содержание методической подготовки будущего учителя информатики это в настоящее время наиболее слабая
часть его профессионального образования». Автор отмечает, что взаимосвязь компонентов (цель, содержание, методы, организационные формы и средства обучения) образуют методическую систему обучения [172].

Содержание обучения вытекает из его целей. Одни и те же цели могут быть достигнуты с помощью усвоения разнообразного образовательного материала, соответственно, содержание обучения тоже может быть разным. Анализ содержания обучения дает возможность выбора наилучшего сочетания методов обучения. Эффективная реализация любого метода обучения протекает в некоторых организационных формах обучения. И, в конце концов, используемые

методы и организационные формы определяют применение того или иного средства обучения [111].

В содержании действующих рабочих программ дисциплины «Методика обучения информатике», почти целиком отсутствуют следующие аспекты методической подготовки будущего учителя информатики:

  • в современных рабочих программах курса «Методика обучения информатике» не рассматриваются некоторые существенные вопросы выбора содержания обучения, например, роль информатики в социализации школьников, межпредметные связи, роль информатики в выборе будущей профессии и профессиональном самоопределении учащихся;

  • оценка и контроль запланированных результатов обучения рабочих программах дисциплины «Методика обучения информатике» не рассматриваются дидактические функции проверки знаний учащихся, такие как: обучающая, диагностирующая, учетно-контрольная, аттестационная, корректирующая, воспитательная);

  • дифференциация обучения информатике (проведенный анализ различных рабочих программ профильных курсов информатики в школе показывает, что в них не рассмотрены вопросы научного и методического характера обоснования профилизации; в рабочих программах следует рассмотреть следующие виды дифференциации содержания обучения уровневую и профильную, а также показать их специфику и различие при реализации обучения информатике);

  • сбалансированное соотношение аспектов методики школьного курса информатики и частной поурочной методики;

  • формирование способностей и мышления учащихся;

  • усвоение ФГОС и ГОС: отличия и особенности (необходимо раскрыть будущему учителю информатики функции и назначение ФГОС и ГОС, анализировать особенности важнейших компонентов и их главные отличия в условиях развивающейся информационно-образовательной среды, выделить проблемные места ФГОС основного общего образования с целью дальнейшего изменения).


Слабо отображены в актуальных рабочих программах и проблемы планирования образовательного процесса по информатике в школе с применением на уроках традиционных и инновационных форм обучения. За редким исключением, они рассматриваются с общепедагогических позиций в курсе «Б3.Педагогика» без учета специфики информатики как учебного предмета и дидактических возможностей современных форм в развивающейся информационно-образовательной среде. Необходимо уделить больше внимания при разработке рабочих программ дисциплины «Методика обучения информатике» на поурочное планирование образовательного процесса, на составление плана урока, описание его важнейших компонентов и применение на разных этапах проведения занятия сетевого взаимодействия, кейс-технологий, телекоммуникационного проекта. Существенное место в обучении информатике занимает проблема соотношения групповых и индивидуальных видов образовательной деятельности на занятиях. Также необходимо больше акцентировать внимание к планированию самостоятельной работы учащихся по информатике. Нам представляется необходимым, чтобы вопросы организации и планирования занятий в рабочих программах курса «Методика обучения информатике» вынести в отдельную тему.

Коллектив авторов О.А. Козлов и И.В. Роберт предлагают следующие традиционные организационные формы обучения на занятиях в вузе:

  • семинарские и практические занятия, организованные на демонстрационном и обучающем режимах;

  • лекционные занятия, которые, предполагают применение средств информационных технологий, например использование слайд-лекций;

  • зачетные и контрольные работы, коллоквиумы;

  • занятия в режиме дистанционного обучения [199].


Анализируя вышеизложенное, можно выделить наиболее востребованные в последнее время современные организационные формы обучения в образовательных учреждениях школе и вузе) [26]. Кроме этого, выделим

некоторое соответствие между инновационными и традиционными технологий, например использование слайд-лекций;

  • зачетные и контрольные работы, коллоквиумы;

  • занятия в режиме дистанционного обучения [199].

Анализируя вышеизложенное, можно выделить организационные формы обучения, применяемые в последнее время в той или иной мере в образовательных учреждениях России (школе, вузе):

  • практические, семинарские занятия (кейс-технологии, сетевое чат);

  • лекции (online-лекция, потоковое видео, слайд-лекция, видеолекция);

  • выпускные и курсовые квалификационные работы (кейс-технологии, сетевое взаимодействие, телекоммуникационный проект, e-mail-консультация);

  • коллоквиум, практикумы (кейс-технологии, сетевое взаимодействие, e- mail-консультация, тренажеры, метод проектов);

  • лабораторные работы (кейс-технология, метод проектов, e-mail- консультация);

  • педагогическая практика (форум, e-mail-консультация, чат, сетевое взаимодействие);

  • самостоятельная работа студентов (локальные и сетевые учебные пособия, сетевое взаимодействие, e-mail-консультация, образовательные порталы, справочники и т.п.).

Для выбора тех или иных нетрадиционных организационных форм обучения в психолого-педагогической литературе [5, 37, 52, 83, 95, 154, 178, 179,

184, 187, 206, 239] указывается необходимость выполнения некоторых требований соответствия организационных форм учебных занятий целям, содержанию и используемым методам обучения. Однако в условиях применения
средств ИКТ в образовательном процессе школы планирование учебного процесса невозможно без учета дидактических возможностей новых организационных форм обучения. Дидактические возможности организационных (инновационных) форм обучения подробно рассмотрели в первой главе.

Содержание дисциплины. С учетом всего выше изложенного (цели, задач дисциплины, замечаний и проблем) разработан курс «Методика обучения информатике», который состоит из следующих разделов.

  1. Предмет методики обучения информатике, его цель, объект и задачи.Предмет «Методика обучения информатике» как педагогическая наука. Цели, задачи и объект методики обучения информатике. Закономерности, принципы и законы обучения. Методические аспекты обучения информатике в школе, всеобщая характеристика ее главных линий. Требования к запланированным образовательным результатам (когнитивные, операциональные,

личностные).
  1. Задачи обучения информатике в общеобразовательной школе. Информатика как наука.


Предмет и объект исследования. Информатика как фундаментальная наука. Информатика как независимая учебная дисциплина в общеобразовательной школе (цель дисциплины, содержание, используемые методы, организационные формы и современные средства обучения). Главные компоненты профессиональной деятельности учителя информатики (коммуникативный, проектировочный, гностический, организационный, экспертный, конструктивный). Дальнейшие перспективы развития школьного курса информатики. Структура обучения информатике в образовательном учреждении. Образовательные функции школьной информатики (формирование мышления и