Файл: Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук.docx
Добавлен: 12.04.2024
Просмотров: 822
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Научная новизна диссертационного исследования:
Теоретическая значимость диссертационного исследования:
Практическая значимость исследования:
На защиту выносятся следующие положения:
Глава 1. Развитие организационных форм обучения в условиях
Таблица 2 - Этапы создания проекта
Таблица 3 - Характеристики Образования 1.0, 2.0, 3.0
Таблица 4 -Взаимосвязь методов, организационных форм и средств обучения
Рисунок 2 - Взаимосвязь компонентов методической подготовки
Таблица 5 - Дидактические возможности новых инновационных форм обучения
Рисунок 3 - Структура информационно-образовательного кластера на базе образовательного учреждения
Таблица 6 - Примеры традиционных и новых видов учебной деятельности.
1. «Методика обучения информатике»
Целью усвоения дисциплины является:
Задачами дисциплины «Методика преподавания информатики» являются:
Примерные темы курсовых работ.
Таблица 8 - Модуль «Локальные и глобальные сети в учебном процессе»
Таблица 11 - Модуль «Дистанционная форма обучения»
Таблица 13 - Этапы НИР школьников
Таблица 14 - Форма выбора необходимых организационных форм организации учебного процесса
Педагогический эксперимент со студентами педвуза
Таблица 15 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке студентов по модулям
Таблица 17 - Вычисление U-критерия Манна-Уитни
Таблица 18 - Показатели усвоения знаний и умений
Таблица 20 - Форма для проектирования учебного процесса по выбранной дисциплине
Таблица 21 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке студентов
Диаграмма 3 - Обобщенные данные по самооценке студентов
Таблица 22 - Количество набранных баллов для студентов контрольной и экспериментальной группы
Таблица 23 - Вычисление U-критерия Манна-Уитни
Диаграмма 4 - Обобщенные данные студентов по четырем направлениям
Таблица 25 - Мнение преподавателей о необходимости совершенствования организационных форм обучения
Таблица 26 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке преподавателей по модулям
Диаграмма 5 - Обобщенные данные по самооценке преподавателей
Подготовка будущего учителя информатики ориентирована на: формирование практического и теоретического уровня профессиональных компетенций для методически оправданного выбора содержания учебного
материала; усвоение организационных форм, методов и средств информационных технологий и их использования в образовательном процессе для роста познавательной активности учащихся и увеличения эффективности учебно- воспитательного процесса в общеобразовательной школе. Учителю нового типа необходимо иметь не только теоретические знания в области современных средств ИКТ, но и уметь их применять в своей учебной деятельности. Практическая деятельность будущего учителя на занятиях по методике преподавания информатики необходимо ориентировать на творческий, исследовательский характер, направленный на самостоятельный выбор и поиск программного обеспечения для сопровождения учебного процесса по информатике.
При разработке рабочих программ соответствующих курсов придерживались примерных общих образовательных программ по соответствующим направлениям подготовки «Педагогическое образование» (профиль «Информатика») различных вузов [34, 59, 95, 143, 144, 170, 171]. Большинство из этих рабочих программ содержательно соответствуют ФГОС3. Однако, содержание и структура курсов методической подготовки будущего учителя информатики еще не до конца проработана и обоснована. По словам А.А. Кузнецова, «содержание методической подготовки будущего учителя информатики – это в настоящее время наиболее слабая
часть его профессионального образования». Автор отмечает, что взаимосвязь компонентов (цель, содержание, методы, организационные формы и средства обучения) образуют методическую систему обучения [172].
Содержание обучения вытекает из его целей. Одни и те же цели могут быть достигнуты с помощью усвоения разнообразного образовательного материала, соответственно, содержание обучения тоже может быть разным. Анализ содержания обучения дает возможность выбора наилучшего сочетания методов обучения. Эффективная реализация любого метода обучения протекает в некоторых организационных формах обучения. И, в конце концов, используемые
методы и организационные формы определяют применение того или иного средства обучения [111].
В содержании действующих рабочих программ дисциплины «Методика обучения информатике», почти целиком отсутствуют следующие аспекты методической подготовки будущего учителя информатики:
-
в современных рабочих программах курса «Методика обучения информатике» не рассматриваются некоторые существенные вопросы выбора содержания обучения, например, роль информатики в социализации школьников, межпредметные связи, роль информатики в выборе будущей профессии и профессиональном самоопределении учащихся; -
оценка и контроль запланированных результатов обучения (в рабочих программах дисциплины «Методика обучения информатике» не рассматриваются дидактические функции проверки знаний учащихся, такие как: обучающая, диагностирующая, учетно-контрольная, аттестационная, корректирующая, воспитательная); -
дифференциация обучения информатике (проведенный анализ различных рабочих программ профильных курсов информатики в школе показывает, что в них не рассмотрены вопросы научного и методического характера обоснования профилизации; в рабочих программах следует рассмотреть следующие виды дифференциации содержания обучения – уровневую и профильную, а также показать их специфику и различие при реализации обучения информатике); -
сбалансированное соотношение аспектов методики школьного курса информатики и частной поурочной методики; -
формирование способностей и мышления учащихся; -
усвоение ФГОС и ГОС: отличия и особенности (необходимо раскрыть будущему учителю информатики функции и назначение ФГОС и ГОС, анализировать особенности важнейших компонентов и их главные отличия в условиях развивающейся информационно-образовательной среды, выделить проблемные места ФГОС основного общего образования с целью дальнейшего изменения).
Слабо отображены в актуальных рабочих программах и проблемы планирования образовательного процесса по информатике в школе с применением на уроках традиционных и инновационных форм обучения. За редким исключением, они рассматриваются с общепедагогических позиций в курсе «Б3.Педагогика» без учета специфики информатики как учебного предмета и дидактических возможностей современных форм в развивающейся информационно-образовательной среде. Необходимо уделить больше внимания при разработке рабочих программ дисциплины «Методика обучения информатике» на поурочное планирование образовательного процесса, на составление плана урока, описание его важнейших компонентов и применение на разных этапах проведения занятия сетевого взаимодействия, кейс-технологий, телекоммуникационного проекта. Существенное место в обучении информатике занимает проблема соотношения групповых и индивидуальных видов образовательной деятельности на занятиях. Также необходимо больше акцентировать внимание к планированию самостоятельной работы учащихся по информатике. Нам представляется необходимым, чтобы вопросы организации и планирования занятий в рабочих программах курса «Методика обучения информатике» вынести в отдельную тему.
Коллектив авторов О.А. Козлов и И.В. Роберт предлагают следующие традиционные организационные формы обучения на занятиях в вузе:
-
семинарские и практические занятия, организованные на демонстрационном и обучающем режимах; -
лекционные занятия, которые, предполагают применение средств информационных технологий, например использование слайд-лекций; -
зачетные и контрольные работы, коллоквиумы; -
занятия в режиме дистанционного обучения [199].
Анализируя вышеизложенное, можно выделить наиболее востребованные в последнее время современные организационные формы обучения в образовательных учреждениях (в школе и вузе) [26]. Кроме этого, выделим
некоторое соответствие между инновационными и традиционными технологий, например использование слайд-лекций;
-
зачетные и контрольные работы, коллоквиумы; -
занятия в режиме дистанционного обучения [199].
Анализируя вышеизложенное, можно выделить организационные формы обучения, применяемые в последнее время в той или иной мере в образовательных учреждениях России (школе, вузе):
-
практические, семинарские занятия (кейс-технологии, сетевое чат); -
лекции (online-лекция, потоковое видео, слайд-лекция, видеолекция); -
выпускные и курсовые квалификационные работы (кейс-технологии, сетевое взаимодействие, телекоммуникационный проект, e-mail-консультация); -
коллоквиум, практикумы (кейс-технологии, сетевое взаимодействие, e- mail-консультация, тренажеры, метод проектов); -
лабораторные работы (кейс-технология, метод проектов, e-mail- консультация); -
педагогическая практика (форум, e-mail-консультация, чат, сетевое взаимодействие); -
самостоятельная работа студентов (локальные и сетевые учебные пособия, сетевое взаимодействие, e-mail-консультация, образовательные порталы, справочники и т.п.).
Для выбора тех или иных нетрадиционных организационных форм обучения в психолого-педагогической литературе [5, 37, 52, 83, 95, 154, 178, 179,
184, 187, 206, 239] указывается необходимость выполнения некоторых требований соответствия организационных форм учебных занятий целям, содержанию и используемым методам обучения. Однако в условиях применения
средств ИКТ в образовательном процессе школы планирование учебного процесса невозможно без учета дидактических возможностей новых организационных форм обучения. Дидактические возможности организационных (инновационных) форм обучения подробно рассмотрели в первой главе.
Содержание дисциплины. С учетом всего выше изложенного (цели, задач дисциплины, замечаний и проблем) разработан курс «Методика обучения информатике», который состоит из следующих разделов.
-
Предмет методики обучения информатике, его цель, объект и задачи.Предмет «Методика обучения информатике» как педагогическая наука. Цели, задачи и объект методики обучения информатике. Закономерности, принципы и законы обучения. Методические аспекты обучения информатике в школе, всеобщая характеристика ее главных линий. Требования к запланированным образовательным результатам (когнитивные, операциональные,
личностные).
-
Задачи обучения информатике в общеобразовательной школе. Информатика как наука.
Предмет и объект исследования. Информатика как фундаментальная наука. Информатика как независимая учебная дисциплина в общеобразовательной школе (цель дисциплины, содержание, используемые методы, организационные формы и современные средства обучения). Главные компоненты профессиональной деятельности учителя информатики (коммуникативный, проектировочный, гностический, организационный, экспертный, конструктивный). Дальнейшие перспективы развития школьного курса информатики. Структура обучения информатике в образовательном учреждении. Образовательные функции школьной информатики (формирование мышления и