Файл: Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 804

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

Введение

Актуальность исследования.

Гипотеза исследования

Научная новизна диссертационного исследования:

Теоретическая значимость диссертационного исследования:

Практическая значимость исследования:

На защиту выносятся следующие положения:

Глава 1. Развитие организационных форм обучения в условиях

Таблица 2 - Этапы создания проекта

Таблица 3 - Характеристики Образования 1.0, 2.0, 3.0

Таблица 4 -Взаимосвязь методов, организационных форм и средств обучения

Рисунок 2 - Взаимосвязь компонентов методической подготовки

Таблица 5 - Дидактические возможности новых инновационных форм обучения

Выводы по первой главе

Глава 2. Развитие деятельности учителя информатики при использовании новых организационных форм в образовательном процессе

Рисунок 3 - Структура информационно-образовательного кластера на базе образовательного учреждения

Таблица 6 - Примеры традиционных и новых видов учебной деятельности.

Выводы по второй главе

Глава 3. Методика подготовки учителя информатики к использованию новых форм организации образовательного процесса

а) гностический;

б) конструктивный;

в) проектировочный;

г) коммуникативный;

д) организационный;

е) экспертный;

1. «Методика обучения информатике»

Целью усвоения дисциплины является:

Задачами дисциплины «Методика преподавания информатики» являются:

знать:

уметь:

владеть:

Примерные темы курсовых работ.

знать:

уметь:

владеть:

Примерные темы курсовых работ

1. Мастер-класс.

Таблица 8 - Модуль «Локальные и глобальные сети в учебном процессе»

Таблица 11 - Модуль «Дистанционная форма обучения»

Таблица 13 - Этапы НИР школьников

Таблица 14 - Форма выбора необходимых организационных форм организации учебного процесса

Педагогический эксперимент со студентами педвуза

Таблица 15 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке студентов по модулям

Таблица 17 - Вычисление U-критерия Манна-Уитни

Таблица 18 - Показатели усвоения знаний и умений

Таблица 20 - Форма для проектирования учебного процесса по выбранной дисциплине

Таблица 21 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке студентов

Диаграмма 3 - Обобщенные данные по самооценке студентов

Таблица 22 - Количество набранных баллов для студентов контрольной и экспериментальной группы

Таблица 23 - Вычисление U-критерия Манна-Уитни

Манна-Уитни

Диаграмма 4 - Обобщенные данные студентов по четырем направлениям

Таблица 25 - Мнение преподавателей о необходимости совершенствования организационных форм обучения

Таблица 26 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке преподавателей по модулям

Диаграмма 5 - Обобщенные данные по самооценке преподавателей

Выводы по третьей главе

Заключение

Список литературы

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3.

Таблица 6 - Примеры традиционных и новых видов учебной деятельности.




Традиционные виды учебно- познавательной

деятельности

Новые виды

учебно-познавательной деятельности

Наблюдение

Активное участие ученика (например, с помощью сетевых технологий) в процессе обсуждения учебной

проблемы.

Эксперимент

Непосредственное участие ученика помощью компьютерного моделирования) в экспериментальной работе, использование телекоммуникационных

проектов, кейс-технологий и т.д.

Работа с книгой

Использование учеником нескольких источников

(учебников) для поиска материала конкретного занятия том числе поиск источников в Интернет)

Контроль и коррекция образовательных результатов (использование задачников,

дидактических материалов, тестов)

Применение автоматизированного контроля образовательных результатов учащихся, выявление их динамики.

Выполнение упражнений

Использование компьютерных тренажеров для тренинга

типовых умений.

Этим перечнем многообразие новых и традиционных видов учебной деятельности не заканчивается, а поиск иных, более эффективных видов учебной деятельности учащихся одна из задач современного учителя
информатики.

Современные целевые установки и задачи образования опираются на приоритет человеческой личности, формирование которой должно стать существенным результатом и основной ценностью модернизации образования. Новые пути модернизации системы образования направлены на формирование:

  • системы непрерывного образования (институт повышения квалификации вуз – школа);

  • инновационных организационных форм обучения;

  • нестандартных подходов к развитию содержания образования;

  • современной информационно-образовательной среды (школы, вуза, региона, страны) и т.д.

В данных условиях острой становится проблема совершенствованиясодержания методической подготовки современного учителя информатикивпедагогическом вузе, направленная на применение современных организационных форм обучения в обновляющейся информационно-образовательной среде на основе средств ИКТ в общеобразовательной школе [130]. В этой связи в следующем параграфе рассмотрим основные изменения деятельности учителя информатики нового типа в условиях использования инновационных организационных форм в учебном процессе.

§2.3. Деятельность учителя информатики в школе в условиях использования новых организационных форм обучения




Новые ориентиры и цели общего среднего образования, вариативность его содержания на старшей ступени школы, разнообразие образовательных систем привели к становлению во многом новых методов, инновационных (нестандартных) организационных форм и средств обучения. Ключевые изменения в деятельности современного учителя определяются следующими факторами:

  • высокой динамикой изменения методической системы обучения информатике (отсюда переход к непрерывной подготовке учителя в системе дополнительного профессионального образования, резкое усиление самостоятельности в повышение квалификации);

  • развитием и расширением вариативности образования (индивидуальные образовательные маршруты, дополнительное (внеурочное) образование и, следовательно, зачетно-модульное обучение, планирование образовательного процесса и т.д.);

  • созданием сетевых сообществ для объединения ресурсов нескольких школ;

  • планированием обновляющейся информационно-образовательной среды на основе средств ИКТ, и образовательного процесса в ней, экспертиза средств ИКТ;

  • переходом к коллективным формам методической деятельности современного учителя информатики через коммуникативные возможности ИОС.

Из изменения содержания методической системы обучения следует существенное расширение задач и изменение приоритетов в деятельности учителя информатики, то есть изменяются требования к
результатам его профессиональной подготовки.

Достижение индивидуальных образовательных результатов, формирование мотивационных ресурсов учащихся, показывает необходимость в личностно- ориентированном учебном процессе, построении индивидуальных образовательных маршрутов и программ для каждого учащегося. Об этом говорится и в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», которая обращает внимание на необходимость «обеспечить условия для выявления и развития одаренных ребят» [158]. Именно учитель нового типа помогает открыть и применить при реализации и разработке индивидуальных образовательных траекторий учащихся образовательные программы для удовлетворения индивидуальных потребностей обучающихся, в том числе за пределами образовательного учреждения.

Проблему индивидуализации процесса обучения,по мнению С.В. Зенкиной, и его адаптации к познавательным потребностям и интересам обучаемых можно эффективно решить только с помощью использования средств ИКТ в образовательном процессе [44]. Для решения этой проблемы недостаточно использовать только средства обучения, поскольку необходимо применять новые организационные формы и под них подобрать адекватные им средства обучения на базе ИКТ.

Однако для эффективного использования инновационных организационных форм, ориентированных на новые образовательные результаты, необходимо, чтобыучителяинформатикисамивладелиэтиминовымиорганизационными формамиобучения. Об этом говорится и в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», где
отмечается, что учителя должны быть

«вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия», в том числе используя дидактические возможности сетевого взаимодействия для обсуждения наиболее сложных вопросов через коммуникативные возможности интернет- технологий [158]. Кроме того, современный учитель информатики должен уметь проводить индивидуальные и групповые консультации, в том числе, e-mail-консультации, должен быть организатором образовательных форумов, тренингов, уметь проводить компьютерное тестирование, коллективное взаимодействие

учителей и учащихся для сопровождения индивидуальных образовательных траекторий учащихся.

Резюмируя вышесказанное, отмечается, что индивидуальное обучение учащихся невозможно без использования учителями информатики современных организационных форм обучения на базе средств информационно- коммуникационных технологий [127].

Коренные изменения в педагогической деятельности современного учителя информатики происходят в условиях планирования новой информационно- образовательной среды школы и образовательного процесса в ней.

Как отмечают С.В. Зенкина и А.А. Кузнецов, в условиях информационно- образовательной среды роли объектов педагогического процесса меняются: педагог выступает в качестве тьютора, наставника, выполняющего функции партнера и координатора по образовательной деятельности; учащийся становится ключевой фигурой образовательного процесса, в которой учебный процесс направлен на формирование познавательных потребностей обучаемого, учет личных психологических особенностей, а также