Файл: Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук.docx
Добавлен: 12.04.2024
Просмотров: 804
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Научная новизна диссертационного исследования:
Теоретическая значимость диссертационного исследования:
Практическая значимость исследования:
На защиту выносятся следующие положения:
Глава 1. Развитие организационных форм обучения в условиях
Таблица 2 - Этапы создания проекта
Таблица 3 - Характеристики Образования 1.0, 2.0, 3.0
Таблица 4 -Взаимосвязь методов, организационных форм и средств обучения
Рисунок 2 - Взаимосвязь компонентов методической подготовки
Таблица 5 - Дидактические возможности новых инновационных форм обучения
Рисунок 3 - Структура информационно-образовательного кластера на базе образовательного учреждения
Таблица 6 - Примеры традиционных и новых видов учебной деятельности.
1. «Методика обучения информатике»
Целью усвоения дисциплины является:
Задачами дисциплины «Методика преподавания информатики» являются:
Примерные темы курсовых работ.
Таблица 8 - Модуль «Локальные и глобальные сети в учебном процессе»
Таблица 11 - Модуль «Дистанционная форма обучения»
Таблица 13 - Этапы НИР школьников
Таблица 14 - Форма выбора необходимых организационных форм организации учебного процесса
Педагогический эксперимент со студентами педвуза
Таблица 15 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке студентов по модулям
Таблица 17 - Вычисление U-критерия Манна-Уитни
Таблица 18 - Показатели усвоения знаний и умений
Таблица 20 - Форма для проектирования учебного процесса по выбранной дисциплине
Таблица 21 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке студентов
Диаграмма 3 - Обобщенные данные по самооценке студентов
Таблица 22 - Количество набранных баллов для студентов контрольной и экспериментальной группы
Таблица 23 - Вычисление U-критерия Манна-Уитни
Диаграмма 4 - Обобщенные данные студентов по четырем направлениям
Таблица 25 - Мнение преподавателей о необходимости совершенствования организационных форм обучения
Таблица 26 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке преподавателей по модулям
Диаграмма 5 - Обобщенные данные по самооценке преподавателей
Таблица 6 - Примеры традиционных и новых видов учебной деятельности.
Традиционные виды учебно- познавательной деятельности | Новые виды учебно-познавательной деятельности |
Наблюдение | Активное участие ученика (например, с помощью сетевых технологий) в процессе обсуждения учебной проблемы. |
Эксперимент | Непосредственное участие ученика (с помощью компьютерного моделирования) в экспериментальной работе, использование телекоммуникационных проектов, кейс-технологий и т.д. |
Работа с книгой | Использование учеником нескольких источников (учебников) для поиска материала конкретного занятия (в том числе поиск источников в Интернет) |
Контроль и коррекция образовательных результатов (использование задачников, дидактических материалов, тестов) | Применение автоматизированного контроля образовательных результатов учащихся, выявление их динамики. |
Выполнение упражнений | Использование компьютерных тренажеров для тренинга типовых умений. |
Этим перечнем многообразие новых и традиционных видов учебной деятельности не заканчивается, а поиск иных, более эффективных видов учебной деятельности учащихся – одна из задач современного учителя
информатики.
Современные целевые установки и задачи образования опираются на приоритет человеческой личности, формирование которой должно стать существенным результатом и основной ценностью модернизации образования. Новые пути модернизации системы образования направлены на формирование:
-
системы непрерывного образования (институт повышения квалификации – вуз – школа); -
инновационных организационных форм обучения; -
нестандартных подходов к развитию содержания образования; -
современной информационно-образовательной среды (школы, вуза, региона, страны) и т.д.
В данных условиях острой становится проблема совершенствованиясодержания методической подготовки современного учителя информатикивпедагогическом вузе, направленная на применение современных организационных форм обучения в обновляющейся информационно-образовательной среде на основе средств ИКТ в общеобразовательной школе [130]. В этой связи в следующем параграфе рассмотрим основные изменения деятельности учителя информатики нового типа в условиях использования инновационных организационных форм в учебном процессе.
§2.3. Деятельность учителя информатики в школе в условиях использования новых организационных форм обучения
Новые ориентиры и цели общего среднего образования, вариативность его содержания на старшей ступени школы, разнообразие образовательных систем привели к становлению во многом новых методов, инновационных (нестандартных) организационных форм и средств обучения. Ключевые изменения в деятельности современного учителя определяются следующими факторами:
-
высокой динамикой изменения методической системы обучения информатике (отсюда переход к непрерывной подготовке учителя в системе дополнительного профессионального образования, резкое усиление самостоятельности в повышение квалификации); -
развитием и расширением вариативности образования (индивидуальные образовательные маршруты, дополнительное (внеурочное) образование и, следовательно, зачетно-модульное обучение, планирование образовательного процесса и т.д.); -
созданием сетевых сообществ для объединения ресурсов нескольких школ; -
планированием обновляющейся информационно-образовательной среды на основе средств ИКТ, и образовательного процесса в ней, экспертиза средств ИКТ; -
переходом к коллективным формам методической деятельности современного учителя информатики через коммуникативные возможности ИОС.
Из изменения содержания методической системы обучения следует существенное расширение задач и изменение приоритетов в деятельности учителя информатики, то есть изменяются требования к
результатам его профессиональной подготовки.
Достижение индивидуальных образовательных результатов, формирование мотивационных ресурсов учащихся, показывает необходимость в личностно- ориентированном учебном процессе, построении индивидуальных образовательных маршрутов и программ для каждого учащегося. Об этом говорится и в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», которая обращает внимание на необходимость «обеспечить условия для выявления и развития одаренных ребят» [158]. Именно учитель нового типа помогает открыть и применить при реализации и разработке индивидуальных образовательных траекторий учащихся образовательные программы для удовлетворения индивидуальных потребностей обучающихся, в том числе за пределами образовательного учреждения.
Проблему индивидуализации процесса обучения,по мнению С.В. Зенкиной, и его адаптации к познавательным потребностям и интересам обучаемых можно эффективно решить только с помощью использования средств ИКТ в образовательном процессе [44]. Для решения этой проблемы недостаточно использовать только средства обучения, поскольку необходимо применять новые организационные формы и под них подобрать адекватные им средства обучения на базе ИКТ.
Однако для эффективного использования инновационных организационных форм, ориентированных на новые образовательные результаты, необходимо, чтобыучителяинформатикисамивладелиэтиминовымиорганизационными формамиобучения. Об этом говорится и в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», где
отмечается, что учителя должны быть
«вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия», в том числе используя дидактические возможности сетевого взаимодействия для обсуждения наиболее сложных вопросов через коммуникативные возможности интернет- технологий [158]. Кроме того, современный учитель информатики должен уметь проводить индивидуальные и групповые консультации, в том числе, e-mail-консультации, должен быть организатором образовательных форумов, тренингов, уметь проводить компьютерное тестирование, коллективное взаимодействие
учителей и учащихся для сопровождения индивидуальных образовательных траекторий учащихся.
Резюмируя вышесказанное, отмечается, что индивидуальное обучение учащихся невозможно без использования учителями информатики современных организационных форм обучения на базе средств информационно- коммуникационных технологий [127].
Коренные изменения в педагогической деятельности современного учителя информатики происходят в условиях планирования новой информационно- образовательной среды школы и образовательного процесса в ней.
Как отмечают С.В. Зенкина и А.А. Кузнецов, в условиях информационно- образовательной среды роли объектов педагогического процесса меняются: педагог выступает в качестве тьютора, наставника, выполняющего функции партнера и координатора по образовательной деятельности; учащийся становится ключевой фигурой образовательного процесса, в которой учебный процесс направлен на формирование познавательных потребностей обучаемого, учет личных психологических особенностей, а также