Файл: Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук.docx
Добавлен: 12.04.2024
Просмотров: 820
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Научная новизна диссертационного исследования:
Теоретическая значимость диссертационного исследования:
Практическая значимость исследования:
На защиту выносятся следующие положения:
Глава 1. Развитие организационных форм обучения в условиях
Таблица 2 - Этапы создания проекта
Таблица 3 - Характеристики Образования 1.0, 2.0, 3.0
Таблица 4 -Взаимосвязь методов, организационных форм и средств обучения
Рисунок 2 - Взаимосвязь компонентов методической подготовки
Таблица 5 - Дидактические возможности новых инновационных форм обучения
Рисунок 3 - Структура информационно-образовательного кластера на базе образовательного учреждения
Таблица 6 - Примеры традиционных и новых видов учебной деятельности.
1. «Методика обучения информатике»
Целью усвоения дисциплины является:
Задачами дисциплины «Методика преподавания информатики» являются:
Примерные темы курсовых работ.
Таблица 8 - Модуль «Локальные и глобальные сети в учебном процессе»
Таблица 11 - Модуль «Дистанционная форма обучения»
Таблица 13 - Этапы НИР школьников
Таблица 14 - Форма выбора необходимых организационных форм организации учебного процесса
Педагогический эксперимент со студентами педвуза
Таблица 15 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке студентов по модулям
Таблица 17 - Вычисление U-критерия Манна-Уитни
Таблица 18 - Показатели усвоения знаний и умений
Таблица 20 - Форма для проектирования учебного процесса по выбранной дисциплине
Таблица 21 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке студентов
Диаграмма 3 - Обобщенные данные по самооценке студентов
Таблица 22 - Количество набранных баллов для студентов контрольной и экспериментальной группы
Таблица 23 - Вычисление U-критерия Манна-Уитни
Диаграмма 4 - Обобщенные данные студентов по четырем направлениям
Таблица 25 - Мнение преподавателей о необходимости совершенствования организационных форм обучения
Таблица 26 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке преподавателей по модулям
Диаграмма 5 - Обобщенные данные по самооценке преподавателей
В ходе изучения второго вопроса изучаемой темы предлагаем организовать сетевое взаимодействие студентов для обсуждения следующих вопросов:
-
целесообразность перехода от нормированной к критериальной оценке; -
плюсы и минусы применения рейтинговой системы оценивания на уроках информатики; -
критерии оценивания, необходимые на уроках информатики (обсуждение личной точки зрения студента); -
перспективы перехода к 10-бальному оцениванию; -
критерии оценки самостоятельной работы студентов /сокурсников (обсуждение личной точки зрения студента).
Преподаватель по возможности организует работу студентов и преподавателей разных педвузов (педагогическую практику они в основном проходят в одно и то же время) в режиме online или offline. Для организации сетевого обсуждения интересующих вопросов преподаватель на одном из перечисленных ниже ресурсов выкладывает заранее вопросы для обсуждения. В глобальной сети интернет организовано огромное количество ресурсов для обмена педагогическим опытом, удачно спланированным изложением темы, оригинальными инновационными
идеями, то есть для организации сетевого общения и взаимодействия учеников, студентов и преподавателей, вот некоторые из них:
-
информационно-образовательный портал - http://rusedu.org/forum/; -
открытый педагогический форум «Новая школа» - http://forum.schoolpress.ru/; -
фестиваль педагогических идей «Открытый урок» - http://festival.1september.ru/; -
ежегодный тематический форум ресурса Педсовет.org - http://pedsovet.org/forum/.
В последнее время любое образовательное учреждение старается организовать сетевое общение учащихся и учителей, студентов и преподавателей с помощью глобальной сети Интернет. Сетевое взаимодействие целесообразно проводить тогда, когда преподаватель убедился, что материал хорошо усвоен студентами, кроме того, необходимо заранее предупредить студентов о предстоящей форме работы, чтобы они заранее ознакомились с перечисленными выше ресурсами, если необходимо, прошли регистрацию.
-
«Мастер класс» «Организация лабораторной работы по информатике».
Лабораторную работу предлагается провести в виде проекта на тему
«Планирование образовательного процесса в информационно-образовательной среде». Для выполнения проекта по 3-4 студента выбирают одну дисциплину и планируют образовательный процесс по одному модулю. В качестве примера выберем дисциплины базовой и вариативной части методической подготовки
учителя информатики в педвузе, согласно ПООП ВПО по
направлению подготовки «Педагогическое образование» профиль «Информатика»:
«Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании» и «Инновационные организационные формы обучения информатике», спланируем образовательный процесс по 2-3 модулям, предложенным в работе [226] и в параграфе 3.2. данного исследования.
Цель проекта – путем анализа планируемых образовательных результатов определить необходимые виды деятельности, под деятельность подобрать учебные задачи, для решения задач подобрать необходимые организационные формы и современные средства обучения, в том числе, с применением информационных технологий.
Планирование образовательного процесса по курсу «Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании» по модулям
Таблица 7 - Модуль «Использование средств ИКТ для диагностики, контроля и коррекции учебного процесса»
Образователь- ные результаты | Виды деятельности | Учебные задачи | Организационн ые формы обучения | Средства обучения |
В результате изучения модуля студент должен: знать: - современные средства ИКТ мониторинга образовательного процесса; современные средства ИКТ диагностики образовательного процесса; уметь - применять современные программные средства для подготовки текущей и | Разработка, адаптация и тиражирование информационных ресурсов. Изучение и анализ возможностей современных средств ИКТ. Планирование образовательного процесса на основе использования электронных образовательных ресурсов. Организация новых форм контроля и коррекции учебного процесса. |
| Лекция (рассматриваем ые учебные задачи – 1,2,3), семинар (1,2), лабораторная работа (1,2), учебный проект (3), сетевое взаимодействие (3) | Учебник, учебно- методи- ческое пособие, Windows XP, vista, 7, 8, Microsoft Office 03, 07, 10, 13, язык програм- мировани я Visual Basic, C++, язык гиперте- кстовой разметки HTML. |
Образовательные результаты | Виды деятельности | Учебные задачи | Организационн ые формы обучения | Средства обучения |
итоговой аттестации. владеть: − современными программными средствами подготовки текущей и итоговой аттестации. | | | | |
Таблица 8 - Модуль «Локальные и глобальные сети в учебном процессе»
Образовательные результаты | Виды деятельности | Учебные задачи | Организацио нные формы обучения | Средства обучения |
В результате изучения модуля студент должен: знать:
«клиент-сервер»;
уметь
владеть:
использования в учебном процессе, Интернет/интранет- технологиями для построения | Поиск необходимой информации с помощью Интернет. Разработка, адаптация и тиражирование информационных ресурсов. Изучение и анализ возможностей современных ИТ. Планирование образовательного процесса на основе использования электронных образовательных ресурсов (ЭОР) Интернет. Организация новых организационных форм и видов информационного взаимодействия учащихся с использованием средств Интернет. |
учебном процессе. 3.Планиро- вать образо- вательный процесс по выбранной теме с ис- пользованием ЭОР Интернет. 4.Органи- зовать сетевое взаимодей- ствие учащихся с помощью Интернет. | Лекция (рассматривае мые учебные задачи – 1,2,3,4), семинар (1,2), лабораторная работа (3), кейс-метод (4), сетевое взаимодейств ие (2,4) | Учебник, учебно- методи- ческое пособие, Windows XP, vista, 7, 8, Microsoft Office 03, 07, 10, 13, язык гиперте- кстовой разметки HTML, Интернет. . |