Файл: Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 820

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

Введение

Актуальность исследования.

Гипотеза исследования

Научная новизна диссертационного исследования:

Теоретическая значимость диссертационного исследования:

Практическая значимость исследования:

На защиту выносятся следующие положения:

Глава 1. Развитие организационных форм обучения в условиях

Таблица 2 - Этапы создания проекта

Таблица 3 - Характеристики Образования 1.0, 2.0, 3.0

Таблица 4 -Взаимосвязь методов, организационных форм и средств обучения

Рисунок 2 - Взаимосвязь компонентов методической подготовки

Таблица 5 - Дидактические возможности новых инновационных форм обучения

Выводы по первой главе

Глава 2. Развитие деятельности учителя информатики при использовании новых организационных форм в образовательном процессе

Рисунок 3 - Структура информационно-образовательного кластера на базе образовательного учреждения

Таблица 6 - Примеры традиционных и новых видов учебной деятельности.

Выводы по второй главе

Глава 3. Методика подготовки учителя информатики к использованию новых форм организации образовательного процесса

а) гностический;

б) конструктивный;

в) проектировочный;

г) коммуникативный;

д) организационный;

е) экспертный;

1. «Методика обучения информатике»

Целью усвоения дисциплины является:

Задачами дисциплины «Методика преподавания информатики» являются:

знать:

уметь:

владеть:

Примерные темы курсовых работ.

знать:

уметь:

владеть:

Примерные темы курсовых работ

1. Мастер-класс.

Таблица 8 - Модуль «Локальные и глобальные сети в учебном процессе»

Таблица 11 - Модуль «Дистанционная форма обучения»

Таблица 13 - Этапы НИР школьников

Таблица 14 - Форма выбора необходимых организационных форм организации учебного процесса

Педагогический эксперимент со студентами педвуза

Таблица 15 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке студентов по модулям

Таблица 17 - Вычисление U-критерия Манна-Уитни

Таблица 18 - Показатели усвоения знаний и умений

Таблица 20 - Форма для проектирования учебного процесса по выбранной дисциплине

Таблица 21 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке студентов

Диаграмма 3 - Обобщенные данные по самооценке студентов

Таблица 22 - Количество набранных баллов для студентов контрольной и экспериментальной группы

Таблица 23 - Вычисление U-критерия Манна-Уитни

Манна-Уитни

Диаграмма 4 - Обобщенные данные студентов по четырем направлениям

Таблица 25 - Мнение преподавателей о необходимости совершенствования организационных форм обучения

Таблица 26 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке преподавателей по модулям

Диаграмма 5 - Обобщенные данные по самооценке преподавателей

Выводы по третьей главе

Заключение

Список литературы

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3.

диалоге. Наиболее часто термин «интерактивное обучение» упоминается в связи с внедрением средств информационных и коммуникационных технологий в образовательный процесс, то есть с использованием дистанционных технологий, ресурсов Internet, а также электронных учебников и справочников, работой в режиме онлайн. При интерактивном обучении осуществляется сетевое взаимодействие студентов и преподавателей в режиме online или offline.

В ходе изучения второго вопроса изучаемой темы предлагаем организовать сетевое взаимодействие студентов для обсуждения следующих вопросов:

  • целесообразность перехода от нормированной к критериальной оценке;

  • плюсы и минусы применения рейтинговой системы оценивания на уроках информатики;

  • критерии оценивания, необходимые на уроках информатики (обсуждение личной точки зрения студента);

  • перспективы перехода к 10-бальному оцениванию;

  • критерии оценки самостоятельной работы студентов /сокурсников (обсуждение личной точки зрения студента).

Преподаватель по возможности организует работу студентов и преподавателей разных педвузов (педагогическую практику они в основном проходят в одно и то же время) в режиме online или offline. Для организации сетевого обсуждения интересующих вопросов преподаватель на одном из перечисленных ниже ресурсов выкладывает заранее вопросы для обсуждения. В глобальной сети интернет организовано огромное количество ресурсов для обмена педагогическим опытом, удачно спланированным изложением темы, оригинальными инновационными
идеями, то есть для организации сетевого общения и взаимодействия учеников, студентов и преподавателей, вот некоторые из них:

  • информационно-образовательный портал - http://rusedu.org/forum/;

  • открытый педагогический форум «Новая школа» - http://forum.schoolpress.ru/;

  • фестиваль педагогических идей «Открытый урок» - http://festival.1september.ru/;

  • ежегодный тематический форум ресурса Педсовет.org - http://pedsovet.org/forum/.

В последнее время любое образовательное учреждение старается организовать сетевое общение учащихся и учителей, студентов и преподавателей с помощью глобальной сети Интернет. Сетевое взаимодействие целесообразно проводить тогда, когда преподаватель убедился, что материал хорошо усвоен студентами, кроме того, необходимо заранее предупредить студентов о предстоящей форме работы, чтобы они заранее ознакомились с перечисленными выше ресурсами, если необходимо, прошли регистрацию.

  1. «Мастер класс» «Организация лабораторной работы по информатике».

Лабораторную работу предлагается провести в виде проекта на тему

«Планирование образовательного процесса в информационно-образовательной среде». Для выполнения проекта по 3-4 студента выбирают одну дисциплину и планируют образовательный процесс по одному модулю. В качестве примера выберем дисциплины базовой и вариативной части методической подготовки

учителя информатики в педвузе, согласно ПООП ВПО по

направлению подготовки «Педагогическое образование» профиль «Информатика»:

«Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании» и «Инновационные организационные формы обучения информатике», спланируем образовательный процесс по 2-3 модулям, предложенным в работе [226] и в параграфе 3.2. данного исследования.

Цель проекта – путем анализа планируемых образовательных результатов определить необходимые виды деятельности, под деятельность подобрать учебные задачи, для решения задач подобрать необходимые организационные формы и современные средства обучения, в том числе, с применением информационных технологий.
Планирование образовательного процесса по курсу «Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании» по модулям
Таблица 7 - Модуль «Использование средств ИКТ для диагностики, контроля и коррекции учебного процесса»

Образователь- ные результаты

Виды деятельности

Учебные задачи

Организационн

ые формы обучения

Средства обучения

В результате изучения модуля студент должен:

знать:

- современные средства ИКТ мониторинга образовательного процесса; современные средства ИКТ диагностики образовательного процесса;

уметь

- применять современные программные средства для подготовки текущей и

Разработка, адаптация и тиражирование информационных ресурсов.

Изучение и анализ возможностей современных средств ИКТ. Планирование образовательного процесса на основе использования электронных образовательных ресурсов.

Организация новых форм контроля и коррекции учебного процесса.

  1. Разрабо- тать программу для диагнос- тики учебного процесса.

  2. Разрабо- тать программу для контроля и коррекции учебного процесса.

  3. Органи- зовать контроль и коррекцию учебного процесса с помощью Интернет.

Лекция (рассматриваем ые учебные задачи – 1,2,3),

семинар (1,2), лабораторная работа (1,2), учебный проект (3), сетевое взаимодействие (3)

Учебник, учебно- методи- ческое пособие, Windows XP, vista, 7, 8,

Microsoft Office 03,

07, 10, 13,

язык програм- мировани я Visual Basic, C++, язык гиперте- кстовой разметки HTML.





Образовательные результаты

Виды деятельности

Учебные задачи

Организационн ые формы обучения

Средства обучения

итоговой аттестации.

владеть:

− современными программными средствами подготовки текущей и итоговой аттестации.
















Таблица 8 - Модуль «Локальные и глобальные сети в учебном процессе»





Образовательные результаты

Виды деятельности

Учебные задачи

Организацио

нные формы обучения

Средства обучения

В результате изучения модуля студент должен:

знать:

  • доменную структуру сети;

  • архитектуру

«клиент-сервер»;

  • структуру сети Интернет и ее применение в учебном процессе;

уметь

  • использовать локальную и глобальную сеть в учебном процессе;

  • использовать электронную почту, видеоконференции, форумы, блоги, сервисы Web 2.0 и Web 3.0 в учебном процессе;

владеть:

  • компьютерными сетями для

использования в учебном процессе, Интернет/интранет- технологиями для построения

Поиск необходимой информации с помощью Интернет.

Разработка, адаптация и тиражирование информационных ресурсов.

Изучение и анализ возможностей современных ИТ. Планирование образовательного процесса на основе использования электронных образовательных ресурсов (ЭОР) Интернет.

Организация новых организационных форм и видов информационного взаимодействия учащихся с использованием средств Интернет.

  1. Проанали- зировать архитектуру и структуру локальных и глобальных сетей.

  2. Проанали- зировать возможности исполь- зования локальных и глобальных сетей в

учебном процессе. 3.Планиро- вать образо- вательный процесс по выбранной теме с ис- пользованием ЭОР

Интернет. 4.Органи- зовать сетевое взаимодей- ствие учащихся с помощью

Интернет.

Лекция (рассматривае мые учебные задачи 1,2,3,4),

семинар (1,2), лабораторная работа (3), кейс-метод (4), сетевое взаимодейств ие (2,4)

Учебник, учебно- методи- ческое пособие, Windows XP, vista, 7, 8,

Microsoft Office 03,

07, 10, 13,

язык гиперте- кстовой разметки HTML,

Интернет.

.