Файл: Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 828

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

Введение

Актуальность исследования.

Гипотеза исследования

Научная новизна диссертационного исследования:

Теоретическая значимость диссертационного исследования:

Практическая значимость исследования:

На защиту выносятся следующие положения:

Глава 1. Развитие организационных форм обучения в условиях

Таблица 2 - Этапы создания проекта

Таблица 3 - Характеристики Образования 1.0, 2.0, 3.0

Таблица 4 -Взаимосвязь методов, организационных форм и средств обучения

Рисунок 2 - Взаимосвязь компонентов методической подготовки

Таблица 5 - Дидактические возможности новых инновационных форм обучения

Выводы по первой главе

Глава 2. Развитие деятельности учителя информатики при использовании новых организационных форм в образовательном процессе

Рисунок 3 - Структура информационно-образовательного кластера на базе образовательного учреждения

Таблица 6 - Примеры традиционных и новых видов учебной деятельности.

Выводы по второй главе

Глава 3. Методика подготовки учителя информатики к использованию новых форм организации образовательного процесса

а) гностический;

б) конструктивный;

в) проектировочный;

г) коммуникативный;

д) организационный;

е) экспертный;

1. «Методика обучения информатике»

Целью усвоения дисциплины является:

Задачами дисциплины «Методика преподавания информатики» являются:

знать:

уметь:

владеть:

Примерные темы курсовых работ.

знать:

уметь:

владеть:

Примерные темы курсовых работ

1. Мастер-класс.

Таблица 8 - Модуль «Локальные и глобальные сети в учебном процессе»

Таблица 11 - Модуль «Дистанционная форма обучения»

Таблица 13 - Этапы НИР школьников

Таблица 14 - Форма выбора необходимых организационных форм организации учебного процесса

Педагогический эксперимент со студентами педвуза

Таблица 15 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке студентов по модулям

Таблица 17 - Вычисление U-критерия Манна-Уитни

Таблица 18 - Показатели усвоения знаний и умений

Таблица 20 - Форма для проектирования учебного процесса по выбранной дисциплине

Таблица 21 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке студентов

Диаграмма 3 - Обобщенные данные по самооценке студентов

Таблица 22 - Количество набранных баллов для студентов контрольной и экспериментальной группы

Таблица 23 - Вычисление U-критерия Манна-Уитни

Манна-Уитни

Диаграмма 4 - Обобщенные данные студентов по четырем направлениям

Таблица 25 - Мнение преподавателей о необходимости совершенствования организационных форм обучения

Таблица 26 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке преподавателей по модулям

Диаграмма 5 - Обобщенные данные по самооценке преподавателей

Выводы по третьей главе

Заключение

Список литературы

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3.

с типологическими признаками, лежащими в основе любых проектов:

  • по доминирующей в проекте деятельности;

  • по предметно-содержательной области;

  • по характеру координации проекта;

  • по характеру контактов;

  • по количеству участников проекта;

  • по продолжительности выполнения [185].

По мнению А.Ю. Кравцовой, очень важную роль при разработке образовательного проекта должны играть умение оценивания выполненных обучающимися учебных проектов учителем, анализ их эффективности и своевременной методической коррекции. Должны быть определены критерии оценки образовательного проекта, зависящие от типа проекта, например, критериями оценки проекта могут быть тема проекта, условия проведения проекта и т.д. Необходимо для оценивания проекта разбить образовательный проект на этапы и выставить баллы по каждому этапу. Соответственно, учителю необходимо отслеживать деятельность учащихся поэтапно, оценивая каждый этап

проекта. В игровых проектах, по мнению автора, где важную роль играет соревновательный характер учащихся, разумно использовать балльную систему [67].

Обязательным условием проектной деятельности учащихся является присутствие заблаговременно сформированных представлений о конечном продукте учебной деятельности, а также этапов создания проекта.

Анализируя методическую литературу [54, 166, 185] по данной тематике, выделим следующие этапы создания проекта (см. таблицу 2) [131]:

Таблица 2 - Этапы создания проекта





Этапы проекта

Деятельность

учителя

Деятельность ученика

выработка концепции

формулирует задачу

выбор и осознание проблемы

определение целей

и задач проекта

формулирует

проблему

определение актуальности и важности

данной проблемы

разработка

собственного варианта решения проблемы

помогает

спланировать деятельность

анализ программы действий, разработка вариантов реализации своей программы

реализация плана

действий

практическая

помощь

реализация плана действий, подготовка

продукта деятельности к презентации

подготовка к защите проекта

помощь в

подготовке презентации

подготовка стендовой защиты, разработка электронной презентации

реализация проекта, включая его

осмысление

формирует новую задачу

представление продукта деятельности, анализ проделанной работы

Педагогическая функция образовательного проекта состоит в организации деятельности обучающихся при решении некоторых проблем, требующих владения учащимися установленного объема знаний, умений и навыков. Также немаловажной педагогической функцией является активизация познавательной деятельности школьников при выполнении

образовательного проекта, а также формирование и развитие навыков самостоятельной деятельности. Результатом образовательного проекта должен быть доклад, оформленный в виде презентационного файла, с которым необходимо выступить перед учителями и одноклассниками, а также результаты проекта можно использовать при решении других образовательных задач. Целесообразно использовать в образовательном процессе различные виды организации проектов, прежде всего ориентированных

на индивидуальную деятельность учащихся: самостоятельная, парная или работа в группе. Образовательный проект учащийся выполняют по заданию учителя в течение определенного отрезка времени. Использование метода проектов тесно связано с использованием групповых методов в обучении [166].

На заре своего появления, в 80-х годах прошлого столетия, телекоммуникационные сети в основном применялись в сфере образования и науки как оперативное и удобное средство связи, так как сетевое взаимодействие тогда сводилось лишь к обмену письменными сообщениями между обучающимися. Многочисленные эксперименты и педагогическая практика доказали, что в отличие от простой переписки, сознательно организованная целенаправленная коллективная работа обучающихся в сети интернет даст более значительный педагогический эффект. Использование коллективных проектов на основе взаимодействия обучающихся разных образовательных учреждений, стран, регионов и городов оказалась наиболее эффективной формой обучения. Важнейший формой деятельности школьников в сети интернет становится использование учебного телекоммуникационного проекта. Для решения проблем, заложенных учебном проекте, требуется привлечения интегрированных умений и знаний.

Содержание и проблематика телекоммуникационных
проектов обязаны подбираться таким образом, чтобы их выполнение непосредственно требовало использования свойств телекоммуникационных технологий. Иными словами, не все проекты, как бы интересны и практически значимы они не были с педагогической точки зрения, могут соответствовать свойствам телекоммуникационных проектов [112, 125].

В качестве примера создания учебного проекта по информатике можно предложить телекоммуникационный проект «Образовательный портал общеобразовательнойшколы».

Задачами создания телекоммуникационного проекта «Образовательный портал общеобразовательной школы» являются следующие:

  • создать систему непрерывного обучения «образовательный портал школа – учитель ученик – родители общество»;

  • рассмотреть возможность использования образовательного портала для контроля знаний учащихся с помощью различных учебных тестов;

  • создать доступ к новейшим учебно-методическим разработкам учителей, как собственной школы, так и других школ и педвузов;

  • определить возможности обратной связи «учитель» - «ученик»;

  • определить возможности организации индивидуального обучения школьников.

Основной функцией создания образовательного портала является учебно- методическая поддержка учебного процесса (ФГОС, электронный журнал, учебно-методические материалы, учебные задачи, задания для самостоятельной работы, расписание занятий и т.д.).

Сетевоевзаимодействие.Способ деятельности по совместному применению электронных образовательных ресурсов
(учебных и учебно- методических материалов) в образовательном процессе, находящихся в различных образовательных учреждениях и сайтах, с помощью интернет и информационных и телекоммуникационных технологий, в рамках данного исследования, будем понимать под сетевым взаимодействием. Данные электронные образовательные ресурсы могут изменяться в ходе сетевого взаимодействия между участниками образовательного процесса. На нынешней ступени развития системы образования сетевое взаимодействие является катализатором обеспечения доступности эффективного обучения, способом качественной организации профильного обучения в современном образовательном учреждении. Широкое развитие средств ИКТ и появление новейших возможностей их применения в образовательном процессе побуждает отыскивать инновационные подходы к организации процесса обучения на основе использования сетевого взаимодействия. Сетевое взаимодействие может быть лишь между теми участниками сети, которые субъектно-автономны и не зависимы навязанному кем то кодексу отношений.

Можно выделить самые популярные ресурсы сетевого взаимодействия:

  • телеконференция;

  • чат;

  • WWW (World Wide Web);

  • электронная почта;

  • FTP;

  • блог.

Данные ресурсы обширно используются в сетевом взаимодействии, т.к. требуют небольших информационных возможностей. Для того, чтобы организовать сетевое взаимодействие в современном образовательном учреждении, к педагогам необходимо предъявлять определенные методические