Файл: Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук.docx
Добавлен: 12.04.2024
Просмотров: 828
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Научная новизна диссертационного исследования:
Теоретическая значимость диссертационного исследования:
Практическая значимость исследования:
На защиту выносятся следующие положения:
Глава 1. Развитие организационных форм обучения в условиях
Таблица 2 - Этапы создания проекта
Таблица 3 - Характеристики Образования 1.0, 2.0, 3.0
Таблица 4 -Взаимосвязь методов, организационных форм и средств обучения
Рисунок 2 - Взаимосвязь компонентов методической подготовки
Таблица 5 - Дидактические возможности новых инновационных форм обучения
Рисунок 3 - Структура информационно-образовательного кластера на базе образовательного учреждения
Таблица 6 - Примеры традиционных и новых видов учебной деятельности.
1. «Методика обучения информатике»
Целью усвоения дисциплины является:
Задачами дисциплины «Методика преподавания информатики» являются:
Примерные темы курсовых работ.
Таблица 8 - Модуль «Локальные и глобальные сети в учебном процессе»
Таблица 11 - Модуль «Дистанционная форма обучения»
Таблица 13 - Этапы НИР школьников
Таблица 14 - Форма выбора необходимых организационных форм организации учебного процесса
Педагогический эксперимент со студентами педвуза
Таблица 15 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке студентов по модулям
Таблица 17 - Вычисление U-критерия Манна-Уитни
Таблица 18 - Показатели усвоения знаний и умений
Таблица 20 - Форма для проектирования учебного процесса по выбранной дисциплине
Таблица 21 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке студентов
Диаграмма 3 - Обобщенные данные по самооценке студентов
Таблица 22 - Количество набранных баллов для студентов контрольной и экспериментальной группы
Таблица 23 - Вычисление U-критерия Манна-Уитни
Диаграмма 4 - Обобщенные данные студентов по четырем направлениям
Таблица 25 - Мнение преподавателей о необходимости совершенствования организационных форм обучения
Таблица 26 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке преподавателей по модулям
Диаграмма 5 - Обобщенные данные по самооценке преподавателей
-
по доминирующей в проекте деятельности; -
по предметно-содержательной области; -
по характеру координации проекта; -
по характеру контактов; -
по количеству участников проекта; -
по продолжительности выполнения [185].
По мнению А.Ю. Кравцовой, очень важную роль при разработке образовательного проекта должны играть умение оценивания выполненных обучающимися учебных проектов учителем, анализ их эффективности и своевременной методической коррекции. Должны быть определены критерии оценки образовательного проекта, зависящие от типа проекта, например, критериями оценки проекта могут быть тема проекта, условия проведения проекта и т.д. Необходимо для оценивания проекта разбить образовательный проект на этапы и выставить баллы по каждому этапу. Соответственно, учителю необходимо отслеживать деятельность учащихся поэтапно, оценивая каждый этап
проекта. В игровых проектах, по мнению автора, где важную роль играет соревновательный характер учащихся, разумно использовать балльную систему [67].
Обязательным условием проектной деятельности учащихся является присутствие заблаговременно сформированных представлений о конечном продукте учебной деятельности, а также этапов создания проекта.
Анализируя методическую литературу [54, 166, 185] по данной тематике, выделим следующие этапы создания проекта (см. таблицу 2) [131]:
Таблица 2 - Этапы создания проекта
Этапы проекта | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
выработка концепции | формулирует задачу | выбор и осознание проблемы |
определение целей и задач проекта | формулирует проблему | определение актуальности и важности данной проблемы |
разработка собственного варианта решения проблемы | помогает спланировать деятельность | анализ программы действий, разработка вариантов реализации своей программы |
реализация плана действий | практическая помощь | реализация плана действий, подготовка продукта деятельности к презентации |
подготовка к защите проекта | помощь в подготовке презентации | подготовка стендовой защиты, разработка электронной презентации |
реализация проекта, включая его осмысление | формирует новую задачу | представление продукта деятельности, анализ проделанной работы |
Педагогическая функция образовательного проекта состоит в организации деятельности обучающихся при решении некоторых проблем, требующих владения учащимися установленного объема знаний, умений и навыков. Также немаловажной педагогической функцией является активизация познавательной деятельности школьников при выполнении
образовательного проекта, а также формирование и развитие навыков самостоятельной деятельности. Результатом образовательного проекта должен быть доклад, оформленный в виде презентационного файла, с которым необходимо выступить перед учителями и одноклассниками, а также результаты проекта можно использовать при решении других образовательных задач. Целесообразно использовать в образовательном процессе различные виды организации проектов, прежде всего ориентированных
на индивидуальную деятельность учащихся: самостоятельная, парная или работа в группе. Образовательный проект учащийся выполняют по заданию учителя в течение определенного отрезка времени. Использование метода проектов тесно связано с использованием групповых методов в обучении [166].
На заре своего появления, в 80-х годах прошлого столетия, телекоммуникационные сети в основном применялись в сфере образования и науки как оперативное и удобное средство связи, так как сетевое взаимодействие тогда сводилось лишь к обмену письменными сообщениями между обучающимися. Многочисленные эксперименты и педагогическая практика доказали, что в отличие от простой переписки, сознательно организованная целенаправленная коллективная работа обучающихся в сети интернет даст более значительный педагогический эффект. Использование коллективных проектов на основе взаимодействия обучающихся разных образовательных учреждений, стран, регионов и городов оказалась наиболее эффективной формой обучения. Важнейший формой деятельности школьников в сети интернет становится использование учебного телекоммуникационного проекта. Для решения проблем, заложенных учебном проекте, требуется привлечения интегрированных умений и знаний.
Содержание и проблематика телекоммуникационных
проектов обязаны подбираться таким образом, чтобы их выполнение непосредственно требовало использования свойств телекоммуникационных технологий. Иными словами, не все проекты, как бы интересны и практически значимы они не были с педагогической точки зрения, могут соответствовать свойствам телекоммуникационных проектов [112, 125].
В качестве примера создания учебного проекта по информатике можно предложить телекоммуникационный проект «Образовательный портал общеобразовательнойшколы».
Задачами создания телекоммуникационного проекта «Образовательный портал общеобразовательной школы» являются следующие:
-
создать систему непрерывного обучения «образовательный портал – школа – учитель – ученик – родители – общество»; -
рассмотреть возможность использования образовательного портала для контроля знаний учащихся с помощью различных учебных тестов; -
создать доступ к новейшим учебно-методическим разработкам учителей, как собственной школы, так и других школ и педвузов; -
определить возможности обратной связи «учитель» - «ученик»; -
определить возможности организации индивидуального обучения школьников.
Основной функцией создания образовательного портала является учебно- методическая поддержка учебного процесса (ФГОС, электронный журнал, учебно-методические материалы, учебные задачи, задания для самостоятельной работы, расписание занятий и т.д.).
Сетевоевзаимодействие.Способ деятельности по совместному применению электронных образовательных ресурсов
(учебных и учебно- методических материалов) в образовательном процессе, находящихся в различных образовательных учреждениях и сайтах, с помощью интернет и информационных и телекоммуникационных технологий, в рамках данного исследования, будем понимать под сетевым взаимодействием. Данные электронные образовательные ресурсы могут изменяться в ходе сетевого взаимодействия между участниками образовательного процесса. На нынешней ступени развития системы образования сетевое взаимодействие является катализатором обеспечения доступности эффективного обучения, способом качественной организации профильного обучения в современном образовательном учреждении. Широкое развитие средств ИКТ и появление новейших возможностей их применения в образовательном процессе побуждает отыскивать инновационные подходы к организации процесса обучения на основе использования сетевого взаимодействия. Сетевое взаимодействие может быть лишь между теми участниками сети, которые субъектно-автономны и не зависимы навязанному кем то кодексу отношений.
Можно выделить самые популярные ресурсы сетевого взаимодействия:
-
телеконференция; -
чат; -
WWW (World Wide Web); -
электронная почта; -
FTP; -
блог.
Данные ресурсы обширно используются в сетевом взаимодействии, т.к. требуют небольших информационных возможностей. Для того, чтобы организовать сетевое взаимодействие в современном образовательном учреждении, к педагогам необходимо предъявлять определенные методические