Файл: Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 807

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

Введение

Актуальность исследования.

Гипотеза исследования

Научная новизна диссертационного исследования:

Теоретическая значимость диссертационного исследования:

Практическая значимость исследования:

На защиту выносятся следующие положения:

Глава 1. Развитие организационных форм обучения в условиях

Таблица 2 - Этапы создания проекта

Таблица 3 - Характеристики Образования 1.0, 2.0, 3.0

Таблица 4 -Взаимосвязь методов, организационных форм и средств обучения

Рисунок 2 - Взаимосвязь компонентов методической подготовки

Таблица 5 - Дидактические возможности новых инновационных форм обучения

Выводы по первой главе

Глава 2. Развитие деятельности учителя информатики при использовании новых организационных форм в образовательном процессе

Рисунок 3 - Структура информационно-образовательного кластера на базе образовательного учреждения

Таблица 6 - Примеры традиционных и новых видов учебной деятельности.

Выводы по второй главе

Глава 3. Методика подготовки учителя информатики к использованию новых форм организации образовательного процесса

а) гностический;

б) конструктивный;

в) проектировочный;

г) коммуникативный;

д) организационный;

е) экспертный;

1. «Методика обучения информатике»

Целью усвоения дисциплины является:

Задачами дисциплины «Методика преподавания информатики» являются:

знать:

уметь:

владеть:

Примерные темы курсовых работ.

знать:

уметь:

владеть:

Примерные темы курсовых работ

1. Мастер-класс.

Таблица 8 - Модуль «Локальные и глобальные сети в учебном процессе»

Таблица 11 - Модуль «Дистанционная форма обучения»

Таблица 13 - Этапы НИР школьников

Таблица 14 - Форма выбора необходимых организационных форм организации учебного процесса

Педагогический эксперимент со студентами педвуза

Таблица 15 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке студентов по модулям

Таблица 17 - Вычисление U-критерия Манна-Уитни

Таблица 18 - Показатели усвоения знаний и умений

Таблица 20 - Форма для проектирования учебного процесса по выбранной дисциплине

Таблица 21 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке студентов

Диаграмма 3 - Обобщенные данные по самооценке студентов

Таблица 22 - Количество набранных баллов для студентов контрольной и экспериментальной группы

Таблица 23 - Вычисление U-критерия Манна-Уитни

Манна-Уитни

Диаграмма 4 - Обобщенные данные студентов по четырем направлениям

Таблица 25 - Мнение преподавателей о необходимости совершенствования организационных форм обучения

Таблица 26 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке преподавателей по модулям

Диаграмма 5 - Обобщенные данные по самооценке преподавателей

Выводы по третьей главе

Заключение

Список литературы

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3.

готовности современного учителя информатики к применению инновационных форм в образовательном процессе обусловливается следующими знаниями:

  • применения готовых конспектов занятий на базе использования новых средств ИКТ в образовательном процессе;

  • применения средств информационно-образовательной среды общеобразовательного учреждения в учебном процессе;

  • применения традиционных методов, форм и средств обучения в учебном процессе образовательного учреждения.

Проведенный анализ готовности учителя информатики к профессиональной деятельности позволил спроектировать методическую программу подготовки учителя информатики к применению современных организационных форм в учебной деятельности.

Выводы по второй главе



  1. Определено понятие информационно-образовательного кластера образовательного учреждения, как системы взаимодействующих научных образовательных, общественных структур, способствующих формированию и развитию будущих учителей информатики на основе использования средств ИКТ.

  2. Установлено, что в новой информационно-образовательной среде появляются новые задачи профессиональной деятельности учителя информатики, связанные с тем, что в этой среде реализуются новые организационные формы, такие как:

  • развитие и расширение вариативности образования (индивидуальные образовательные маршруты, дополнительное (внеурочное) образование (следовательно, зачетно-модульное обучение, планирование образовательного процесса и т.д.));

  • внедрение новых организационных форм обучения в образовательный процесс с использованием информационных и коммуникационных технологий (дистанционные формы, сетевое взаимодействие, метод телекоммуникационных проектов, и т.д.);

  • проектирование образовательного процесса в современной школе с использованием инновационных организационных форм на базе средств информационных технологий в обновляющейся информационно-образовательной среде, то есть проектирование образовательного процесса по созданию технических, организационных и психологических условий для передачи знаний различным субъектам образовательного процесса;

  • организация сетевого взаимодействия учащихся и учителей из разных регионов для объединения ресурсов нескольких образовательных учреждений в единую информационно-образовательную среду, в том числе организация коллективных форм методической деятельности учителей через коммуникативные возможности развивающейся среды;

  • проектирование новой информационно-образовательной среды, для увеличения качества образования и достижения планируемых образовательных результатов в школе на основе применения современных методов, инновационных форм и средств обучения;

  • организация процесса самообразования, «научить учиться», то есть помочь обучающемуся самостоятельно усваивать новые знания, планировать индивидуальные траектории обучения, в том числе с использованием инновационных форм (сетевое взаимодействие, дистанционное обучение, кейс- технологии и т.д.).


Соответственно, главной задачей системы образования становится подготовка будущих учителей информатики к педагогической деятельности с применением новых методов, инновационных форм и современных средств обучения, то есть современного педагога следует готовить к решению тех задач, которые ставятся перед образовательным учреждением на современном этапе и которые могут появляться в ближайшей перспективе.

  1. Доказано, что развитие организационных форм обучения один из ключевых факторов модернизации образования и является в настоящее время актуальным и перспективным направлением совершенствования методической подготовки будущих учителей информатики в педвузе. Развитие организационных форм обучения обеспечивает реализацию новых видов учебной деятельности и возможность достижения образовательных результатов, востребованных в настоящее время личностью, обществом и государством. Поэтому подготовка учителей информатики к эффективному применению инновационных форм организации образовательного процесса является в настоящее время одним из наиболее перспективных направлений совершенствования их профессиональной подготовки в педвузе.

Определено, что, если в ходе модернизации образования, повышения его качества планируется выйти на новый уровень его результатов, то это неизбежно требует реализации новых видов деятельности в образовательном процессе. Это, в свою очередь, потребует поиска новых организационных форм реализации
этой

учебной деятельности в современной информационно-образовательной среде, что позволит в значительно большей мере использовать дидактические возможности этой среды.

  1. Выявлено, что на современном этапе развития системы образования и в условиях дифференциации обучения в школе, а также применительно к такому нестабильному, быстро развивающемуся предмету как информатика концепция методической системы обучения в прежнем виде уже неадекватна ситуации в методике обучения информатике и требует развития. Если традиционно методы однозначно определяли адекватные им организационные формы обучения (под методы подбирались организационные формы), то в условиях внедрения информационно-коммуникационных технологий в учебный процесс зачастую организационные формы определяют методы обучения, например, для того, чтобы организовать телекоммуникационный проект, учителю необходимо создать проблемную ситуацию. То есть, новые организационные формы открывают возможности для обоснования новых методов обучения.

Новые цели и ценности образования, усиление внимания к развитию личности обучаемых, использование в учебном процессе современной информационно-образовательной среды во многом изменило характер взаимодействия компонентов методической системы обучения, в частности, взаимодействие методов и организационных форм обучения. Вместо традиционного (обобщенного в работе А.М. Пышкало) построения взаимодействия в виде иерархической вертикали (методы, организационные формы, средства обучения) все в большей мере выстраивается схема взаимодействия, в которой организационные формы играют
интегрирующую роль, направленную на консолидацию и взаимообусловленное функционирование всех компонентов методической системы обучения. Расширение дидактических возможностей образовательной среды создает условия для реализации новых организационных форм обучения, что, в свою очередь, открывает возможности для осуществления новых видов деятельности участников образовательного процесса, что определяет соответствующие методы и средства обучения.

Пересекаясь, эти факторы создают условия для реализации новых видов учебной деятельности, направленных на достижение запланированных образовательных результатов. Именно это и меняет схему взаимодействия методов и организационных форм обучения - от жесткой вертикали к сложному разнонаправленному взаимодействию этих компонентов методической системы обучения, в котором организационные формы рассматриваются как структуры, создающие условия для реализации определенных методов и средств обучения.

  1. Профессиональная деятельность учителя информатики в условиях использования организационных форм претерпевает существенные изменения, которые целесообразно рассматривать с позиций компонентов профессиональной деятельности. Основными направлениями изменения компонентов профессиональной деятельности учителя информатики являются изменения в содержании проектировочного, коммуникативного и организационного компонентов его профессиональной деятельности

Показано, что ключевым компонентом профессиональной деятельности учителя информатики, который необходимо развивать в первую очередь, является проектировочный компонент. Работа учителя информатики в новой