Файл: Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 832

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

Введение

Актуальность исследования.

Гипотеза исследования

Научная новизна диссертационного исследования:

Теоретическая значимость диссертационного исследования:

Практическая значимость исследования:

На защиту выносятся следующие положения:

Глава 1. Развитие организационных форм обучения в условиях

Таблица 2 - Этапы создания проекта

Таблица 3 - Характеристики Образования 1.0, 2.0, 3.0

Таблица 4 -Взаимосвязь методов, организационных форм и средств обучения

Рисунок 2 - Взаимосвязь компонентов методической подготовки

Таблица 5 - Дидактические возможности новых инновационных форм обучения

Выводы по первой главе

Глава 2. Развитие деятельности учителя информатики при использовании новых организационных форм в образовательном процессе

Рисунок 3 - Структура информационно-образовательного кластера на базе образовательного учреждения

Таблица 6 - Примеры традиционных и новых видов учебной деятельности.

Выводы по второй главе

Глава 3. Методика подготовки учителя информатики к использованию новых форм организации образовательного процесса

а) гностический;

б) конструктивный;

в) проектировочный;

г) коммуникативный;

д) организационный;

е) экспертный;

1. «Методика обучения информатике»

Целью усвоения дисциплины является:

Задачами дисциплины «Методика преподавания информатики» являются:

знать:

уметь:

владеть:

Примерные темы курсовых работ.

знать:

уметь:

владеть:

Примерные темы курсовых работ

1. Мастер-класс.

Таблица 8 - Модуль «Локальные и глобальные сети в учебном процессе»

Таблица 11 - Модуль «Дистанционная форма обучения»

Таблица 13 - Этапы НИР школьников

Таблица 14 - Форма выбора необходимых организационных форм организации учебного процесса

Педагогический эксперимент со студентами педвуза

Таблица 15 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке студентов по модулям

Таблица 17 - Вычисление U-критерия Манна-Уитни

Таблица 18 - Показатели усвоения знаний и умений

Таблица 20 - Форма для проектирования учебного процесса по выбранной дисциплине

Таблица 21 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке студентов

Диаграмма 3 - Обобщенные данные по самооценке студентов

Таблица 22 - Количество набранных баллов для студентов контрольной и экспериментальной группы

Таблица 23 - Вычисление U-критерия Манна-Уитни

Манна-Уитни

Диаграмма 4 - Обобщенные данные студентов по четырем направлениям

Таблица 25 - Мнение преподавателей о необходимости совершенствования организационных форм обучения

Таблица 26 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке преподавателей по модулям

Диаграмма 5 - Обобщенные данные по самооценке преподавателей

Выводы по третьей главе

Заключение

Список литературы

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3.


  1. «Мастер-класс» «Методикаорганизациинаучно-исследовательскойработышкольниковпоинформатикеспомощьюсетевоговзаимодействия».

Одной из важнейших проблем обучения школьников является организация научно-исследовательской работы. Зачастую учащиеся либо не готовы к такой работе, либо они могут и хотят, но не решаются взяться за эту работу, так как не уверены, что у них что-то получится. Для решения этой проблемы предлагаем использовать новые организационные формы обучения на основе применения современных ИКТ, в частности, использование сетевого взаимодействия при организации научно-исследовательской работы школьников.

На первом занятии школьникам предлагается в течение полугода подготовить теоретическую работу в виде реферата. Тему теоретической работы учащиеся выбирают самостоятельно или она определяется учителем. При написании работы необходимо придерживаться следующих этапов, как показано в таблице 13:

Таблица 13 - Этапы НИР школьников





Недели

Выполняемые действия

1-2 неделя

Учащиеся выбирают тему теоретической работы. На занятиях выбор

темы согласуется с учителем.


2-3 неделя

На занятиях обсуждается план работы, далее по возможности, он

выкладывается в открытом доступе для совместного обсуждения, то есть организуется, если это возможно, сетевой форум.

3-9 неделя

Ученик собирает материалы по теме своей работы, при этом активно

участвует в сетевом обсуждении работ своих одноклассников.



9-10 неделя

Ученик компонует свою работу, при этом учитывая, по возможности, все замечания и пожелания, высказанные на форуме. Далее ученик оформляет работу в виде структурированного документа в MS Word и публикует в виде вложенного файла на общедоступном образовательном портале или на образовательном

портале школы.


10-12 неделя

Выложенные работы обсуждаются на форуме, делаются замечания с тем, чтобы автор исправил недочеты до того, как передать работу

для оценивания учителю.


12-17 неделя

На занятиях учитель вместе с учениками оценивает работу. Наиболее интересные работы рекомендуются к участию в школьных

конференциях после редактирования под руководством учителя.


  1. «Мастер класс» «Методика организациизанятийпо информатикесиспользованиемкейс-технологии».

Тема кейса «Выбор необходимых организационных форм для организации учебного процесса по дисциплине «Методика обучения информатике»».

Цель кейса - путем анализа (ФГОС, ПООП) и работы в группах определитьнеобходимые организационные формы и современные средства обучения, в томчислесприменениеминформационныхтехнологийподисциплине«Методикаобученияинформатике».

Непосредственную работу с кейсом нужно организовать следующим образом:

  1. разбить класс на подгруппы;

  2. каждой подгруппе раздать определенное количество одинаковых модулей курса для определения необходимых организационных форм;

  3. каждая подгруппа работает одновременно над одним и тем же разделом кейса, соревнуясь между собой в поиске наиболее лучшего решения;

  4. время на выполнение задания от 2 до 4 аудиторных часов;

  5. результаты выполнения кейса школьники должны занести в нижеприведенную таблицу 14:

Таблица 14 - Форма выбора необходимых организационных форм организации учебного процесса


Образовательные результаты

Виды деятельности

Учебные задачи

Организационные формы обучения

Средства обучения
















Необходимо, чтобы любая подгруппа четко представляла, за какие решения она отвечает перед другими подгруппами. Например, подгруппа, разрабатывающая образовательные результаты по дисциплине, должна предоставлять информацию об основных требованиях к результатам освоения выбранной дисциплины (необходимые знания, умения и владения) подгруппе, отвечающей за виды деятельности. Проблемы, рассмотренные в кейсе, должны быть актуальны [10].

§3.4. Педагогический эксперимент по проверке уровня овладения будущими учителями новых организационных форм обучения



Педагогический эксперимент со студентами педвуза


В отличие от традиционной организации эксперимента, когда сравнивается подготовка по действующему и предлагаемому содержанию подготовки, экспериментальная работа, в рамках данного исследования, включала в себя два этапа.

На первом этапе в рамках традиционной организации эксперимента сравнивались результаты обучения по двум разным вариантам содержания подготовки. На втором этапе сопоставлялись результаты подготовки по одному и тому же содержанию, но с использованием различных методов, форм и средств обучения.

Целью экспериментальной работы являлась проверка эффективности методической подготовки
учителя информатики к применению организационных форм в учебном процессе школы.

Задачи педагогического эксперимента:

  • определить комплекс методов исследования, обеспечивающих научно- объективную и доказательную проверку правильности гипотезы;

  • доказать эффективность предлагаемых методических подходов подготовки учителя информатики к применению организационных форм в учебном процессе школы.

Гипотеза эксперимента заключалась в следующем:

реализация предложенной методики подготовки учителя информатики в соответствии с предложенным содержанием обучения и организацией процесса обучения студентов педвузов с использованием инновационных организационных форм позволит подготовить учителя информатики, способного и готового использовать эти организационные формы обучения в школе.

Проверка уровня методической подготовки студентов в области применения инновационных организационных форм обучения в учебном процессе реализовывалась при помощи: тестирования, контрольных мероприятий, анкетирования, наблюдения за студентами в ходе прохождения педагогической практики и т.д.

Педагогический эксперимент проводился на базе: ФГОБУ ВО Дагестанский государственный педагогический университет, ФГБОУ ВО Чеченский государственный педагогический институт в 2008-2017 гг.

На начальном этапе – (2008-2010 гг.) была проведена подготовительная работа: разработаны и утверждены рабочие программы дисциплин методической подготовки студентов,