Файл: Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук.docx
Добавлен: 12.04.2024
Просмотров: 800
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Научная новизна диссертационного исследования:
Теоретическая значимость диссертационного исследования:
Практическая значимость исследования:
На защиту выносятся следующие положения:
Глава 1. Развитие организационных форм обучения в условиях
Таблица 2 - Этапы создания проекта
Таблица 3 - Характеристики Образования 1.0, 2.0, 3.0
Таблица 4 -Взаимосвязь методов, организационных форм и средств обучения
Рисунок 2 - Взаимосвязь компонентов методической подготовки
Таблица 5 - Дидактические возможности новых инновационных форм обучения
Рисунок 3 - Структура информационно-образовательного кластера на базе образовательного учреждения
Таблица 6 - Примеры традиционных и новых видов учебной деятельности.
1. «Методика обучения информатике»
Целью усвоения дисциплины является:
Задачами дисциплины «Методика преподавания информатики» являются:
Примерные темы курсовых работ.
Таблица 8 - Модуль «Локальные и глобальные сети в учебном процессе»
Таблица 11 - Модуль «Дистанционная форма обучения»
Таблица 13 - Этапы НИР школьников
Таблица 14 - Форма выбора необходимых организационных форм организации учебного процесса
Педагогический эксперимент со студентами педвуза
Таблица 15 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке студентов по модулям
Таблица 17 - Вычисление U-критерия Манна-Уитни
Таблица 18 - Показатели усвоения знаний и умений
Таблица 20 - Форма для проектирования учебного процесса по выбранной дисциплине
Таблица 21 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке студентов
Диаграмма 3 - Обобщенные данные по самооценке студентов
Таблица 22 - Количество набранных баллов для студентов контрольной и экспериментальной группы
Таблица 23 - Вычисление U-критерия Манна-Уитни
Диаграмма 4 - Обобщенные данные студентов по четырем направлениям
Таблица 25 - Мнение преподавателей о необходимости совершенствования организационных форм обучения
Таблица 26 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке преподавателей по модулям
Диаграмма 5 - Обобщенные данные по самооценке преподавателей
информационных и коммуникационных технологий, их продвижение в обучение, в том числе с помощью новых организационных форм [100, 101].
Проведенный анализ дидактических возможностей новых инновационных форм учебной деятельности представлен в таблице 5.
Таблица 5 - Дидактические возможности новых инновационных форм обучения
Инновационные формы с применением средств ИКТ | Новые возможности инновационных форм |
Online – лекция (видеолекция), потоковое видео, слайд лекция | Позволяют взаимодействовать удаленным участникам процесса обучения между собой |
Сетевое взаимодействие, телекоммуникационные проекты, кейс-технологии и др. | Позволяют участвовать в разнообразных форумах, семинарах и чатах при обсуждении проблем образовательного характера. |
Образовательный портал, форум, чат, электронная почта и др. | Предоставляют интерактивную и отсроченную консультативную поддержку школьникам; возможность получения почтовой рассылки, заказанной информации. |
Сетевые и локальные учебные пособия, форум, чат, справочники, порталы и т.п. | Предоставляют свободный доступ к образовательной, научной и научно- методической информации, создаваемой педагогическим сообществом. |
Однако в настоящее время применение дидактических возможностей инновационных организационных форм обучения в обновляющейся информационно-образовательной среде на основе средств ИКТ характеризуется рядом противоречий и несоответствий:
-
между огромным дидактическим потенциалом новых организационных форм и степенью их внедрения в учебный процесс; -
между потенциальными дидактическими возможностями информационно- образовательных среды и реальным их использованием участниками педагогического процесса в образовательном учреждении; -
между дидактическими возможностями новых организационных форм обучения, с одной стороны и использованием традиционных форм обучения в общеобразовательной школе, с другой; -
между инновационной организацией учебной деятельности в информационно-образовательной среде и характером управления образовательным процессом.
Решением этих противоречий является целенаправленная подготовка будущих учителей информатики с учетом дидактических и психолого- педагогических возможностей организационных форм обучения в обновляющейся информационно-образовательной среде. И, соответственно, в рамках данного исследования следует определить, каким образом совершенствовать содержание подготовки будущего учителя с учетом использования организационных форм обучения в учебном процессе.
Выводы по первой главе
-
Определено понятие «организационных форм обучения», под которой понимается внешнее выражение согласованной деятельности участников образовательного процесса (учителей, учащихся, родителей), исполняемой в регламентированном порядке и определенном режиме. -
Показано, что методически обоснованное содержание подготовки будущего учителя информатики к применению современных организационных форм в учебном процессе должно быть направлено на психолого-педагогическую типологию форм организации обучения. Так как перед современным учителем информатики стоит задача проектирования образовательного процесса в школе, то любое проектирование требует того, чтобы использованные инструменты (организационные формы) как-то различались между собой, то есть была бы какая-то систематизация. Соответственно, предложенная систематизация (типология) поможет учителю информатики разобраться в многообразии организационных форм обучения в школе, поможет в выборе оптимальной формы проведения занятий по информатике и построении образовательного процесса в школе для достижения планируемых образовательных результатов.
Предложенная систематизация организационных форм обучения опирается, прежде всего, на их использование для достижения определенных образовательных результатов учебного процесса в школе. Данный подход наиболее полно охватывает традиционные и новые организационные формы обучения и может быть использован учителем информатики для оптимизации
построения учебного процесса в общеобразовательной школе.
-
Будущий учитель информатики должен научиться использовать средства информационных технологий для реализации новых организационных форм, нацеленных на запланированные образовательные результаты, то есть:
-
эффективно использовать новые формы организации образовательного процесса, создавать образовательные ресурсы для применения в образовательном процессе школы: групповые дискуссии, вузовские и межвузовские телеконференции, форумы, телекоммуникационные проекты, формы дистанционного обучения (кейс-технологии, online-лекции, сетевое взаимодействие), семинары в диалоговом режиме, сетевое взаимодействие, e-mail- консультации, компьютерные симуляции, зачетно-модульная, компьютерное тестирование, зачетно-рейтинговая формы обучения, ролевые и деловые игры и т.д.; -
проектировать учебный процесс в образовательном учреждении с учетом дидактических возможностей инновационных организационных форм обучения на основе средств ИКТ с ориентацией на конечный образовательный результат; -
использовать сетевое взаимодействие для коллективных форм взаимодействия учителей и учащихся, обмена накопленным педагогическим опытом с передовыми коллегами, и для общения с родителями; -
конструировать образовательную деятельность школьников, различные образовательные траектории учащихся; -
реализовывать дистанционное, очно-заочное, домашнее обучение; организовать и сопровождать обучение на основе индивидуальных образовательных траекторий и индивидуальных учебных планов учащихся с использованием новых организационных форм обучения на базе средств ИКТ.