Файл: Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 817

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

Введение

Актуальность исследования.

Гипотеза исследования

Научная новизна диссертационного исследования:

Теоретическая значимость диссертационного исследования:

Практическая значимость исследования:

На защиту выносятся следующие положения:

Глава 1. Развитие организационных форм обучения в условиях

Таблица 2 - Этапы создания проекта

Таблица 3 - Характеристики Образования 1.0, 2.0, 3.0

Таблица 4 -Взаимосвязь методов, организационных форм и средств обучения

Рисунок 2 - Взаимосвязь компонентов методической подготовки

Таблица 5 - Дидактические возможности новых инновационных форм обучения

Выводы по первой главе

Глава 2. Развитие деятельности учителя информатики при использовании новых организационных форм в образовательном процессе

Рисунок 3 - Структура информационно-образовательного кластера на базе образовательного учреждения

Таблица 6 - Примеры традиционных и новых видов учебной деятельности.

Выводы по второй главе

Глава 3. Методика подготовки учителя информатики к использованию новых форм организации образовательного процесса

а) гностический;

б) конструктивный;

в) проектировочный;

г) коммуникативный;

д) организационный;

е) экспертный;

1. «Методика обучения информатике»

Целью усвоения дисциплины является:

Задачами дисциплины «Методика преподавания информатики» являются:

знать:

уметь:

владеть:

Примерные темы курсовых работ.

знать:

уметь:

владеть:

Примерные темы курсовых работ

1. Мастер-класс.

Таблица 8 - Модуль «Локальные и глобальные сети в учебном процессе»

Таблица 11 - Модуль «Дистанционная форма обучения»

Таблица 13 - Этапы НИР школьников

Таблица 14 - Форма выбора необходимых организационных форм организации учебного процесса

Педагогический эксперимент со студентами педвуза

Таблица 15 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке студентов по модулям

Таблица 17 - Вычисление U-критерия Манна-Уитни

Таблица 18 - Показатели усвоения знаний и умений

Таблица 20 - Форма для проектирования учебного процесса по выбранной дисциплине

Таблица 21 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке студентов

Диаграмма 3 - Обобщенные данные по самооценке студентов

Таблица 22 - Количество набранных баллов для студентов контрольной и экспериментальной группы

Таблица 23 - Вычисление U-критерия Манна-Уитни

Манна-Уитни

Диаграмма 4 - Обобщенные данные студентов по четырем направлениям

Таблица 25 - Мнение преподавателей о необходимости совершенствования организационных форм обучения

Таблица 26 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке преподавателей по модулям

Диаграмма 5 - Обобщенные данные по самооценке преподавателей

Выводы по третьей главе

Заключение

Список литературы

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3.

а) гностический;


  • знаниедидактических возможностей новых организационных форм обучения;

  • знание дидактических и психолого-педагогических возможностей новых организационных форм обучения а также возрастных особенностей учащихся при

применении на занятиях модульного обучения, профильного обучения, лекций, семинаров, сетевого взаимодействия, телекоммуникационных проектов, кейс- технологий;

  • знаниеметодик преподавания предмета с учетом использования инновационных организационных форм обучения, а также знание характеристик внутригрупповых отношений, межгрупповых и межличностных взаимоотношений учащихся при сетевом взаимодействии, проектном обучении;

  • знание основ физиологии и психологии в целом и возрастной психологии в частности;

  • знание психолого-педагогических особенностей новых организационных форм обучения;

  • знаниепсихолого-педагогических особенностей дистанционных форм обучения, особенностей сетевого взаимодействия, проектного метода обучения, организации модульного обучения;

  • умениеанализировать опыт передовых учителей в целях обобщения и использования эффективных организационных форм, методов и средств обучения в своей профессионально-педагогической деятельности, в том числе, используя педагогические сообщества учителей, форумы, чаты;

  • умение проводить анализ эффективности применяемых форм организации обучения в школе.

б) конструктивный;


  • умение использовать психолого-педагогические и теоретические знания в области внедрения и разработки современных организационных форм обучения в учебном процессе школы;

  • умение обоснованно применять различные методы и методические приемы обучения на занятиях, в том числе новые методы (информационных ресурсов, метод “реификации” и др.) с использованием адекватных им организационных форм обучения;

  • умениеграмотно применять важнейшие информационно- коммуникационные технологии в педагогической и повседневной деятельности с использованием новых организационных форм обучения;

  • умениеконструировать содержание учебного и учебно-методического материала и различных видов учебной деятельности обучающихся с применением современных организационных форм обучения.

в) проектировочный;


- умение планировать образовательный процесс в школе при профильном обучении, модульном обучении, дистанционном обучении;

  • умениепроектировать учебный процесс с учетом возможностей современных организационных форм на основе средств ИКТ;

  • умениепроектировать школьные занятия, то есть преобразование имеющегося учебного материала с учётом использования на занятиях инновационных организационных форм обучения на базе средств ИКТ в соответствии с конкретными дидактическими целями и задачами урока;

  • умениепроектировать методическое оснащение учебных занятий, выбирать наиболее рациональные организационные формы, новые методы и средства обучения на базе средств ИКТ;

  • навыки применения и создания тестирующих, психолого-педагогических и диагностирующих методик оценки и контроля уровня знаний обучаемых с применением новых организационных форм на базе средств ИКТ;

- навыкипланированияструктуры действий учащихся и педагогического управления их деятельностью при помощи сетевого ресурса интернет, сетевого взаимодействия, форумов, чатов, e-mail консультаций;

  • навыкиорганизации сетевого взаимодействия;

  • навыкиорганизации проектного метода обучения;

  • осуществлениемониторинга эффективности процессов обучения и воспитания;

- навыкипроектированияновой ИОС школы с учетом дидактических возможностей современных организационных форм обучения на основе средств

ИКТ.

г) коммуникативный;


  • знаниеоснов межличностного общения;

  • умение устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с отдельными учащимися, группами учащихся, а также руководителями, коллегами, родителями, представителями государственных органов, бизнес- сообществом с помощью сетевых средств педагогических сообществ, форумов, чатов, e-mail-консультаций;

  • умениеработать в педагогическом коллективе образовательного учреждения;

  • умениевзаимодействовать с окружающими людьми, в том числе и с помощью инновационных организационных форм, например сетевого взаимодействия;

  • умение находить контакт и правильный тон с различными коллегами и учащимися при педагогическом взаимодействии на различных образовательных сетевых сообществах;

  • умение использовать дистанционные формы и социальные сети в процессе обучения в школе;

  • умениерасполагать к себе внимание учащихся, при необходимости перестраивать отношения с группой учащихся, находить индивидуальный подход к ним при проектном обучении, выполнении лабораторных работ, заданий по кейс-технологии.

  • умениеиспользовать сервисы Web 2.0., Web 3.0. в учебном процессе общеобразовательной школы.

д) организационный;


  • умениеконструировать образовательную деятельность школьников, с учетом дидактических возможностей инновационных организационных форм обучения;

  • организацияи сопровождение процесса обучения на основе индивидуальных образовательных траекторий и индивидуальных учебных планов обучающихся с использованием новых организационных форм обучения;

  • знаниеоснов реализации важнейших функций педагогического управления ученическим коллективом;

  • умениеобосновать цели, задачи и содержание изучаемого предмета, определить решаемые учебные задачи, для решения которых выбрать соответствующие методы обучения, под методы определить современные организационные формы на основе средств ИКТ, под формы подобрать средства обучения;

  • умение организовать профильное, дистанционное, домашнее обучение с использованием современных организационных форм на базе средств ИКТ;

  • умениеорганизовать сетевое взаимодействие учащихся для обсуждения наиболее острых вопросов изучаемой темы;

  • умениес помощью кейс-технологий формировать у учащихся умения анализировать учебную ситуацию и принять соответствующее решение в трудных учебных ситуациях;

  • уметьразбивать учебный материал на несколько модулей, обосновать цели, задачи и содержание каждого модуля;

  • умениеставить перед педагогическим коллективом цель и достигать намеченных образовательных результатов;

  • обеспечениеприменения в образовательной деятельности новых организационных форм с учетом экономически целесообразного набора средств ИКТ.