Файл: Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук.docx
Добавлен: 12.04.2024
Просмотров: 817
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Научная новизна диссертационного исследования:
Теоретическая значимость диссертационного исследования:
Практическая значимость исследования:
На защиту выносятся следующие положения:
Глава 1. Развитие организационных форм обучения в условиях
Таблица 2 - Этапы создания проекта
Таблица 3 - Характеристики Образования 1.0, 2.0, 3.0
Таблица 4 -Взаимосвязь методов, организационных форм и средств обучения
Рисунок 2 - Взаимосвязь компонентов методической подготовки
Таблица 5 - Дидактические возможности новых инновационных форм обучения
Рисунок 3 - Структура информационно-образовательного кластера на базе образовательного учреждения
Таблица 6 - Примеры традиционных и новых видов учебной деятельности.
1. «Методика обучения информатике»
Целью усвоения дисциплины является:
Задачами дисциплины «Методика преподавания информатики» являются:
Примерные темы курсовых работ.
Таблица 8 - Модуль «Локальные и глобальные сети в учебном процессе»
Таблица 11 - Модуль «Дистанционная форма обучения»
Таблица 13 - Этапы НИР школьников
Таблица 14 - Форма выбора необходимых организационных форм организации учебного процесса
Педагогический эксперимент со студентами педвуза
Таблица 15 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке студентов по модулям
Таблица 17 - Вычисление U-критерия Манна-Уитни
Таблица 18 - Показатели усвоения знаний и умений
Таблица 20 - Форма для проектирования учебного процесса по выбранной дисциплине
Таблица 21 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке студентов
Диаграмма 3 - Обобщенные данные по самооценке студентов
Таблица 22 - Количество набранных баллов для студентов контрольной и экспериментальной группы
Таблица 23 - Вычисление U-критерия Манна-Уитни
Диаграмма 4 - Обобщенные данные студентов по четырем направлениям
Таблица 25 - Мнение преподавателей о необходимости совершенствования организационных форм обучения
Таблица 26 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке преподавателей по модулям
Диаграмма 5 - Обобщенные данные по самооценке преподавателей
а) гностический;
-
знаниедидактических возможностей новых организационных форм обучения; -
знание дидактических и психолого-педагогических возможностей новых организационных форм обучения а также возрастных особенностей учащихся при
применении на занятиях модульного обучения, профильного обучения, лекций, семинаров, сетевого взаимодействия, телекоммуникационных проектов, кейс- технологий;
-
знаниеметодик преподавания предмета с учетом использования инновационных организационных форм обучения, а также знание характеристик внутригрупповых отношений, межгрупповых и межличностных взаимоотношений учащихся при сетевом взаимодействии, проектном обучении; -
знание основ физиологии и психологии в целом и возрастной психологии в частности; -
знание психолого-педагогических особенностей новых организационных форм обучения; -
знаниепсихолого-педагогических особенностей дистанционных форм обучения, особенностей сетевого взаимодействия, проектного метода обучения, организации модульного обучения; -
умениеанализировать опыт передовых учителей в целях обобщения и использования эффективных организационных форм, методов и средств обучения в своей профессионально-педагогической деятельности, в том числе, используя педагогические сообщества учителей, форумы, чаты; -
умение проводить анализ эффективности применяемых форм организации обучения в школе.
б) конструктивный;
-
умение использовать психолого-педагогические и теоретические знания в области внедрения и разработки современных организационных форм обучения в учебном процессе школы; -
умение обоснованно применять различные методы и методические приемы обучения на занятиях, в том числе новые методы (информационных ресурсов, метод “реификации” и др.) с использованием адекватных им организационных форм обучения; -
умениеграмотно применять важнейшие информационно- коммуникационные технологии в педагогической и повседневной деятельности с использованием новых организационных форм обучения; -
умениеконструировать содержание учебного и учебно-методического материала и различных видов учебной деятельности обучающихся с применением современных организационных форм обучения.
в) проектировочный;
- умение планировать образовательный процесс в школе при профильном обучении, модульном обучении, дистанционном обучении;
-
умениепроектировать учебный процесс с учетом возможностей современных организационных форм на основе средств ИКТ; -
умениепроектировать школьные занятия, то есть преобразование имеющегося учебного материала с учётом использования на занятиях инновационных организационных форм обучения на базе средств ИКТ в соответствии с конкретными дидактическими целями и задачами урока; -
умениепроектировать методическое оснащение учебных занятий, выбирать наиболее рациональные организационные формы, новые методы и средства обучения на базе средств ИКТ; -
навыки применения и создания тестирующих, психолого-педагогических и диагностирующих методик оценки и контроля уровня знаний обучаемых с применением новых организационных форм на базе средств ИКТ;
- навыкипланированияструктуры действий учащихся и педагогического управления их деятельностью при помощи сетевого ресурса интернет, сетевого взаимодействия, форумов, чатов, e-mail консультаций;
-
навыкиорганизации сетевого взаимодействия; -
навыкиорганизации проектного метода обучения; -
осуществлениемониторинга эффективности процессов обучения и воспитания;
- навыкипроектированияновой ИОС школы с учетом дидактических возможностей современных организационных форм обучения на основе средств
ИКТ.
г) коммуникативный;
-
знаниеоснов межличностного общения; -
умение устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с отдельными учащимися, группами учащихся, а также руководителями, коллегами, родителями, представителями государственных органов, бизнес- сообществом с помощью сетевых средств педагогических сообществ, форумов, чатов, e-mail-консультаций; -
умениеработать в педагогическом коллективе образовательного учреждения; -
умениевзаимодействовать с окружающими людьми, в том числе и с помощью инновационных организационных форм, например сетевого взаимодействия; -
умение находить контакт и правильный тон с различными коллегами и учащимися при педагогическом взаимодействии на различных образовательных сетевых сообществах; -
умение использовать дистанционные формы и социальные сети в процессе обучения в школе; -
умениерасполагать к себе внимание учащихся, при необходимости перестраивать отношения с группой учащихся, находить индивидуальный подход к ним при проектном обучении, выполнении лабораторных работ, заданий по кейс-технологии. -
умениеиспользовать сервисы Web 2.0., Web 3.0. в учебном процессе общеобразовательной школы.
д) организационный;
-
умениеконструировать образовательную деятельность школьников, с учетом дидактических возможностей инновационных организационных форм обучения; -
организацияи сопровождение процесса обучения на основе индивидуальных образовательных траекторий и индивидуальных учебных планов обучающихся с использованием новых организационных форм обучения; -
знаниеоснов реализации важнейших функций педагогического управления ученическим коллективом; -
умениеобосновать цели, задачи и содержание изучаемого предмета, определить решаемые учебные задачи, для решения которых выбрать соответствующие методы обучения, под методы определить современные организационные формы на основе средств ИКТ, под формы подобрать средства обучения; -
умение организовать профильное, дистанционное, домашнее обучение с использованием современных организационных форм на базе средств ИКТ; -
умениеорганизовать сетевое взаимодействие учащихся для обсуждения наиболее острых вопросов изучаемой темы; -
умениес помощью кейс-технологий формировать у учащихся умения анализировать учебную ситуацию и принять соответствующее решение в трудных учебных ситуациях; -
уметьразбивать учебный материал на несколько модулей, обосновать цели, задачи и содержание каждого модуля; -
умениеставить перед педагогическим коллективом цель и достигать намеченных образовательных результатов; -
обеспечениеприменения в образовательной деятельности новых организационных форм с учетом экономически целесообразного набора средств ИКТ.