Файл: Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук.docx
Добавлен: 12.04.2024
Просмотров: 829
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Научная новизна диссертационного исследования:
Теоретическая значимость диссертационного исследования:
Практическая значимость исследования:
На защиту выносятся следующие положения:
Глава 1. Развитие организационных форм обучения в условиях
Таблица 2 - Этапы создания проекта
Таблица 3 - Характеристики Образования 1.0, 2.0, 3.0
Таблица 4 -Взаимосвязь методов, организационных форм и средств обучения
Рисунок 2 - Взаимосвязь компонентов методической подготовки
Таблица 5 - Дидактические возможности новых инновационных форм обучения
Рисунок 3 - Структура информационно-образовательного кластера на базе образовательного учреждения
Таблица 6 - Примеры традиционных и новых видов учебной деятельности.
1. «Методика обучения информатике»
Целью усвоения дисциплины является:
Задачами дисциплины «Методика преподавания информатики» являются:
Примерные темы курсовых работ.
Таблица 8 - Модуль «Локальные и глобальные сети в учебном процессе»
Таблица 11 - Модуль «Дистанционная форма обучения»
Таблица 13 - Этапы НИР школьников
Таблица 14 - Форма выбора необходимых организационных форм организации учебного процесса
Педагогический эксперимент со студентами педвуза
Таблица 15 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке студентов по модулям
Таблица 17 - Вычисление U-критерия Манна-Уитни
Таблица 18 - Показатели усвоения знаний и умений
Таблица 20 - Форма для проектирования учебного процесса по выбранной дисциплине
Таблица 21 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке студентов
Диаграмма 3 - Обобщенные данные по самооценке студентов
Таблица 22 - Количество набранных баллов для студентов контрольной и экспериментальной группы
Таблица 23 - Вычисление U-критерия Манна-Уитни
Диаграмма 4 - Обобщенные данные студентов по четырем направлениям
Таблица 25 - Мнение преподавателей о необходимости совершенствования организационных форм обучения
Таблица 26 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке преподавателей по модулям
Диаграмма 5 - Обобщенные данные по самооценке преподавателей
-
«Мастер-класс» «Методикаорганизациинаучно-исследовательскойработышкольниковпоинформатикеспомощьюсетевоговзаимодействия».
Одной из важнейших проблем обучения школьников является организация научно-исследовательской работы. Зачастую учащиеся либо не готовы к такой работе, либо они могут и хотят, но не решаются взяться за эту работу, так как не уверены, что у них что-то получится. Для решения этой проблемы предлагаем использовать новые организационные формы обучения на основе применения современных ИКТ, в частности, использование сетевого взаимодействия при организации научно-исследовательской работы школьников.
На первом занятии школьникам предлагается в течение полугода подготовить теоретическую работу в виде реферата. Тему теоретической работы учащиеся выбирают самостоятельно или она определяется учителем. При написании работы необходимо придерживаться следующих этапов, как показано в таблице 13:
Таблица 13 - Этапы НИР школьников
Недели | Выполняемые действия |
1-2 неделя | Учащиеся выбирают тему теоретической работы. На занятиях выбор темы согласуется с учителем. |
2-3 неделя | На занятиях обсуждается план работы, далее по возможности, он выкладывается в открытом доступе для совместного обсуждения, то есть организуется, если это возможно, сетевой форум. |
3-9 неделя | Ученик собирает материалы по теме своей работы, при этом активно участвует в сетевом обсуждении работ своих одноклассников. |
9-10 неделя | Ученик компонует свою работу, при этом учитывая, по возможности, все замечания и пожелания, высказанные на форуме. Далее ученик оформляет работу в виде структурированного документа в MS Word и публикует в виде вложенного файла на общедоступном образовательном портале или на образовательном портале школы. |
10-12 неделя | Выложенные работы обсуждаются на форуме, делаются замечания с тем, чтобы автор исправил недочеты до того, как передать работу для оценивания учителю. |
12-17 неделя | На занятиях учитель вместе с учениками оценивает работу. Наиболее интересные работы рекомендуются к участию в школьных конференциях после редактирования под руководством учителя. |
-
«Мастер класс» «Методика организациизанятийпо информатикесиспользованиемкейс-технологии».
Тема кейса «Выбор необходимых организационных форм для организации учебного процесса по дисциплине «Методика обучения информатике»».
Цель кейса - путем анализа (ФГОС, ПООП) и работы в группах определитьнеобходимые организационные формы и современные средства обучения, в томчислесприменениеминформационныхтехнологийподисциплине«Методикаобученияинформатике».
Непосредственную работу с кейсом нужно организовать следующим образом:
-
разбить класс на подгруппы; -
каждой подгруппе раздать определенное количество одинаковых модулей курса для определения необходимых организационных форм; -
каждая подгруппа работает одновременно над одним и тем же разделом кейса, соревнуясь между собой в поиске наиболее лучшего решения; -
время на выполнение задания – от 2 до 4 аудиторных часов; -
результаты выполнения кейса школьники должны занести в нижеприведенную таблицу 14:
Таблица 14 - Форма выбора необходимых организационных форм организации учебного процесса
Образовательные результаты | Виды деятельности | Учебные задачи | Организационные формы обучения | Средства обучения |
| | | | |
Необходимо, чтобы любая подгруппа четко представляла, за какие решения она отвечает перед другими подгруппами. Например, подгруппа, разрабатывающая образовательные результаты по дисциплине, должна предоставлять информацию об основных требованиях к результатам освоения выбранной дисциплины (необходимые знания, умения и владения) подгруппе, отвечающей за виды деятельности. Проблемы, рассмотренные в кейсе, должны быть актуальны [10].
§3.4. Педагогический эксперимент по проверке уровня овладения будущими учителями новых организационных форм обучения
Педагогический эксперимент со студентами педвуза
В отличие от традиционной организации эксперимента, когда сравнивается подготовка по действующему и предлагаемому содержанию подготовки, экспериментальная работа, в рамках данного исследования, включала в себя два этапа.
На первом этапе в рамках традиционной организации эксперимента сравнивались результаты обучения по двум разным вариантам содержания подготовки. На втором этапе сопоставлялись результаты подготовки по одному и тому же содержанию, но с использованием различных методов, форм и средств обучения.
Целью экспериментальной работы являлась проверка эффективности методической подготовки
учителя информатики к применению организационных форм в учебном процессе школы.
Задачи педагогического эксперимента:
-
определить комплекс методов исследования, обеспечивающих научно- объективную и доказательную проверку правильности гипотезы; -
доказать эффективность предлагаемых методических подходов подготовки учителя информатики к применению организационных форм в учебном процессе школы.
Гипотеза эксперимента заключалась в следующем:
реализация предложенной методики подготовки учителя информатики в соответствии с предложенным содержанием обучения и организацией процесса обучения студентов педвузов с использованием инновационных организационных форм позволит подготовить учителя информатики, способного и готового использовать эти организационные формы обучения в школе.
Проверка уровня методической подготовки студентов в области применения инновационных организационных форм обучения в учебном процессе реализовывалась при помощи: тестирования, контрольных мероприятий, анкетирования, наблюдения за студентами в ходе прохождения педагогической практики и т.д.
Педагогический эксперимент проводился на базе: ФГОБУ ВО Дагестанский государственный педагогический университет, ФГБОУ ВО Чеченский государственный педагогический институт в 2008-2017 гг.
На начальном этапе – (2008-2010 гг.) была проведена подготовительная работа: разработаны и утверждены рабочие программы дисциплин методической подготовки студентов,