Файл: Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 607

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

Введение

Актуальность исследования.

Гипотеза исследования

Научная новизна диссертационного исследования:

Теоретическая значимость диссертационного исследования:

Практическая значимость исследования:

На защиту выносятся следующие положения:

Глава 1. Развитие организационных форм обучения в условиях

Таблица 2 - Этапы создания проекта

Таблица 3 - Характеристики Образования 1.0, 2.0, 3.0

Таблица 4 -Взаимосвязь методов, организационных форм и средств обучения

Рисунок 2 - Взаимосвязь компонентов методической подготовки

Таблица 5 - Дидактические возможности новых инновационных форм обучения

Выводы по первой главе

Глава 2. Развитие деятельности учителя информатики при использовании новых организационных форм в образовательном процессе

Рисунок 3 - Структура информационно-образовательного кластера на базе образовательного учреждения

Таблица 6 - Примеры традиционных и новых видов учебной деятельности.

Выводы по второй главе

Глава 3. Методика подготовки учителя информатики к использованию новых форм организации образовательного процесса

а) гностический;

б) конструктивный;

в) проектировочный;

г) коммуникативный;

д) организационный;

е) экспертный;

1. «Методика обучения информатике»

Целью усвоения дисциплины является:

Задачами дисциплины «Методика преподавания информатики» являются:

знать:

уметь:

владеть:

Примерные темы курсовых работ.

знать:

уметь:

владеть:

Примерные темы курсовых работ

1. Мастер-класс.

Таблица 8 - Модуль «Локальные и глобальные сети в учебном процессе»

Таблица 11 - Модуль «Дистанционная форма обучения»

Таблица 13 - Этапы НИР школьников

Таблица 14 - Форма выбора необходимых организационных форм организации учебного процесса

Педагогический эксперимент со студентами педвуза

Таблица 15 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке студентов по модулям

Таблица 17 - Вычисление U-критерия Манна-Уитни

Таблица 18 - Показатели усвоения знаний и умений

Таблица 20 - Форма для проектирования учебного процесса по выбранной дисциплине

Таблица 21 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке студентов

Диаграмма 3 - Обобщенные данные по самооценке студентов

Таблица 22 - Количество набранных баллов для студентов контрольной и экспериментальной группы

Таблица 23 - Вычисление U-критерия Манна-Уитни

Манна-Уитни

Диаграмма 4 - Обобщенные данные студентов по четырем направлениям

Таблица 25 - Мнение преподавателей о необходимости совершенствования организационных форм обучения

Таблица 26 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке преподавателей по модулям

Диаграмма 5 - Обобщенные данные по самооценке преподавателей

Выводы по третьей главе

Заключение

Список литературы

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3.


– С. 96-97.

  1. Сурхаев, М.А. Основные направления развития системы подготовки будущего учителя информатики в условиях модернизации системы образования [Текст]: монография / М.А. Сурхаев, М.М. Нимату лаев, Р.М. Магомедов. М.:

«Известия», 2012. 155 с.

  1. Сурхаев, М.А. Профессиональная деятельность учителя в условиях внедрения информационных технологий в образование [Текст] / М.А. Сурхаев, М.М. Ниматулаев, Р.М. Магомедов // Научный журнал «Известия чеченского государственного педагогического института». Грозный, 2015. – 1. С. 13-16.

  2. Сурхаев, М.А. Развитие системы подготовки будущих учителей информатики для работы в условиях новой информационно-коммуникационной образовательной среды [Текст]: дис. д-ра пед. наук: 13.00.02., 13.00.08. / Сурхаев Магомед Абдулаевич. – М., 2010. – 337 с.

  3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр») URL: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_11/prm46-1.pdf/ (дата обращения 26.04.2012).

  4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) «магистр») URL: http://mon.gov.ru/files/materials/7200/35-2010.rtf/ (дата обращения 24.09.2011).

  5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр»). (ФГОС3+). Приказ Минобрнауки России от


04.12.2015 N 1426. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/440301.pdf (дата

обращения 11.03.2016).

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (квалификация (степень) «магистр»). (ФГОС3+). Приказ Минобрнауки России от 21.11.2014 N 1505. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvom/440401.pdf (дата обращения 11.03.2016).

  2. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

  3. Филатова, Л.О. Развитие преемственности школьного и вузовского образования в условиях введения профильного обучения в старшем звене средней школы [Текст]: монография / Л.О. Филатова. – М.: Лаборатория Базовых знаний, 2005. – 192 с.

  4. Философская энциклопедия [Текст]. – М.: Советская энциклопедия, Т.4, 1967. – 591c.

  5. Фурсенко, А.А. О плане первоочередных действий на 2010 год по модернизации общего образования, направленных на реализацию инициативы "Наша новая школа" / А.А. Фурсенко URL: http://mon.gov.ru/ruk/ministr/dok/6564/ (дата обращения 14.04.2012).

  6. Харитонова, Н. В. Формирование профессиональной компетентности будущих педагогов в процессе изучения иностранного языка [Текст]: дис. … канд. пед. наук / Харитонова, Наталья Владимировна. Магнитогорск, 2002. 191 с.

  7. Харламов, И.Ф. Педагогика [Текст]: учебное пособие / И.Ф. Харламов. – М.: Гардарики, 1999. 520 с.

  8. Хохлова, Н.А. Социальная адаптация дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в условиях интегрированного образования [Текст] / Н.А. Хохлова // Дефектология. – 2011. – № 3. – С. 37-43.

  9. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно- ориентированной парадигмы образования [Текст] / А.В. Хуторской // Народное образование. – 2003. – № 2.– С. 58-64.

  10. Чередов, И.М. Система форм организации обучения в советской общеобразовательной школе [Текст]: монография / И.М. Чередов. – М.: Педагогика, 1987. – 151 с.

  11. Чернобай, Е.В. Методические основы подготовки учителей к проектированию учебного процесса в современной информационной образовательной среде системе дополнительного профессионального образования) [Текст]: автореферат дис. … д-ра пед. наук: 13.00.02. / Е.В. Чернобай. – Москва, 2012. – 48 с.

  12. Чернобай, Е.В. Технология подготовки урока в современной информационно образовательной среде [Текст]: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Е.В. Чернобай. М.: Просвещение, 2014. 56 с.

  13. Чошанов, М.А. Обучающие системы дистанционного образования [Текст] / Чошанов М.А. // Школьные технологии. – 2011. № 4. – С. 81-88.

  14. Шатохин, Е.А. Организационно-педагогические основы инновационного управления развивающимся общеобразовательным учреждением [Текст]: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. / Шатохин Евгений Алексеевич. – Брянск, 1999. –186 с.

  15. Щеднова, Т.Н. Реализация модульно-рейтинговой системы обучения математике студентов аграрного вуза [Текст]: автореферат дис. … канд. пед. наук:


13.00.02. / Т.Н. Щеднова. Омск, 2003. 21 с.

  1. Шишковская, Ю.В. Развитие учебной компетенции студентов технического вуза посредством технологий ВЕБ 2.0 [Текст] / Ю.В. Шишковская // Вестник Томского ГПУ. – 2011. № 6. С.14-16.

  2. Эльконин, Б.Д. Понятие компетентности с позиции развивающего обучения [Текст] / Б.Д. Эльконин // Современные подходы к компетентностно- ориентированному образованию. Самара: Профи, 2001. – С. 4-8.

  3. Юдин, В.В. Технологическое проектирование педагогического процесса [Текст]: монография / В.В. Юдин. – М.: Университетская книга, 2008. – 302 с.

  4. Юцявичене, П.А. Теоретические основы модульного обучения [Текст]: дис. … док. пед. наук / Юцявичене Пальмира Альбиновна. – Вильнюс, 1990. – 391 с.

  5. Ядов, В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы [Текст] / В.А. Ядов. М.: Наука, 1987. – 248 с.

  6. Derek Keats, J. Philipp Schmidt. The genesis and emergence of Education

3.0 in higher education and its potential for Africa //First Monday. Peer-rewieved Journal on the Internet. - Volume 12, Number 3 5 March 2007. - URL: http://.org/ojs/index.php/fm/article/view/1625 (дата обращения: 14.12.16).

  1. CORDIS.europa.eu. [Электронный ресурс] // CORDIS.europa.eu: официальный сайт европейской инициативы Community Research and Development Information Service URL: http://cordis.europa.eu/ictresults/index.cfm?section=news&tpl=article&BrowsingType= Features&ID=89453&highlights=Web+3;0 (дата обращения: 16.01.2017).

  2. Enright, M.J. The globalization of competition and the localization of competitive advantage: Policies toward regional clustering. In: Hood N. Young S (eds) Thr Globalization of Multinational Entreprise Activity and Economic Development. Macmillan, London. 2000. – P. 303-331.

  3. Flew T. New Media. - Oxford : Oxford University Press, 2008.

  4. Knowles, M.S. The Modern Practice of Adult Education. From Andragogy to Pedagogy/ M.S. Knowles // Chicago, 1980. – P. 43.

  5. O'Reilly, T. What Is Web 2.0 // Design Patterns and Business Models for the Next Generation of Software by Tim O'Reilly 09/30/2005 URL: http://oreilly.com/web2/archive/what-is-web-20.html/ (дата обращения 14.04.2011).


Приложение 1.





Знания в области применении современных организационных форм обучения в образовательном процессе вуза

Владею–1, Не владею-0

Знание о стандартах и учебных планах подготовки будущих учителей

информатики в педвузе.




Знания о специфике проектирования различных форм организации

обучения.




Знания о проектировании лекционного занятия в вузе.




Знания об особенностях и дидактических возможностях online лекции,

слайд-лекции, видеолекции, лекции-пресс-конференции




Знания о технологии проектирования семинарских, лабораторных и

практических занятий в вузе




Знания об основных видах учебных семинаров (междисциплинарные, проблемные семинары, тематические, ориентационные, системные,

спецсеминары и спецпрактикумы).




Знания о руководстве, организации и контроле самостоятельной работы

студентов.




Знания об организации научно-исследовательской работы студентов в

вузе.




Знания об организации студенческих конференций, научных кружков.




Знания о тематиках, структуре, требованиях к выполнению, критериях

оценки курсовых работ, индивидуальных исследовательских проектах, рефератов.




Знания о проектировании учебных и производственных (педагогических)

практик в вузе, видах практик, методике их организации и проведения.




Знания о сетевом взаимодействии, о методических аспектах сетевого

взаимодействия различных образовательных учреждений.




Знания о методических аспектах использования сервисов Web 2.0, Web 3.0, Web 4.0 технологии Вики-Вики в профессиональной деятельности

преподавателя.




Знания в области использования ресурсов социальных сетей Википедия,

«Фолксономия», Живой Журнал, Летописи.ру в образовательном процессе вуза.




Знание о методе проектов (педагогической сущности метода проектов,

классификации проектов, этапах создания проекта).




Знания в области использования различных организационных форм (e- mail-консультации, кейс-технологии, и др.) в образовательном процессе в

вузе.




Знания о дистанционной форме обучения (характерные особенности,

преимущества и недостатки дистанционной формы обучения)




Знания о методических особенностях современных средств ДО (веб- серверов, веб-страниц, мессенджеров, электронной почты, форумов и

блогов, чатов, ICQ, теле- и видеоконференциях, вики-энциклопедий).




Знания о методических аспектах модульного обучения (принципах, особенностях зачетно-модульной, зачетно-рейтинговой, кредитно- модульной формы обучения, о преимуществах и недостатках модульного

обучения).




Знания о формах повышения квалификации преподавателей вузов: виртуальных педсоветов, семинаров для повышения квалификации,

методических объединений преподавателей.