Файл: Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 793

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

Введение

Актуальность исследования.

Гипотеза исследования

Научная новизна диссертационного исследования:

Теоретическая значимость диссертационного исследования:

Практическая значимость исследования:

На защиту выносятся следующие положения:

Глава 1. Развитие организационных форм обучения в условиях

Таблица 2 - Этапы создания проекта

Таблица 3 - Характеристики Образования 1.0, 2.0, 3.0

Таблица 4 -Взаимосвязь методов, организационных форм и средств обучения

Рисунок 2 - Взаимосвязь компонентов методической подготовки

Таблица 5 - Дидактические возможности новых инновационных форм обучения

Выводы по первой главе

Глава 2. Развитие деятельности учителя информатики при использовании новых организационных форм в образовательном процессе

Рисунок 3 - Структура информационно-образовательного кластера на базе образовательного учреждения

Таблица 6 - Примеры традиционных и новых видов учебной деятельности.

Выводы по второй главе

Глава 3. Методика подготовки учителя информатики к использованию новых форм организации образовательного процесса

а) гностический;

б) конструктивный;

в) проектировочный;

г) коммуникативный;

д) организационный;

е) экспертный;

1. «Методика обучения информатике»

Целью усвоения дисциплины является:

Задачами дисциплины «Методика преподавания информатики» являются:

знать:

уметь:

владеть:

Примерные темы курсовых работ.

знать:

уметь:

владеть:

Примерные темы курсовых работ

1. Мастер-класс.

Таблица 8 - Модуль «Локальные и глобальные сети в учебном процессе»

Таблица 11 - Модуль «Дистанционная форма обучения»

Таблица 13 - Этапы НИР школьников

Таблица 14 - Форма выбора необходимых организационных форм организации учебного процесса

Педагогический эксперимент со студентами педвуза

Таблица 15 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке студентов по модулям

Таблица 17 - Вычисление U-критерия Манна-Уитни

Таблица 18 - Показатели усвоения знаний и умений

Таблица 20 - Форма для проектирования учебного процесса по выбранной дисциплине

Таблица 21 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке студентов

Диаграмма 3 - Обобщенные данные по самооценке студентов

Таблица 22 - Количество набранных баллов для студентов контрольной и экспериментальной группы

Таблица 23 - Вычисление U-критерия Манна-Уитни

Манна-Уитни

Диаграмма 4 - Обобщенные данные студентов по четырем направлениям

Таблица 25 - Мнение преподавателей о необходимости совершенствования организационных форм обучения

Таблица 26 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке преподавателей по модулям

Диаграмма 5 - Обобщенные данные по самооценке преподавателей

Выводы по третьей главе

Заключение

Список литературы

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3.

информационно-образовательной среде с ее существенно расширенными дидактическими возможностями, создает возможности для значительной перестройки всего образовательного процесса. Новый ФГОС устанавливает, что определение содержания обучения, формирование образовательной среды, в которой осуществляется освоение этого содержания, не будет «спущено» сверху, а возложенотеперьна самогоучителя.

Существенные изменения должен претерпеть и организационный компонент деятельности. Современный учитель информатики должен быть:

  • организатором дистанционного, очно-заочного, домашнего обучения с использованием новых организационных форм обучения на базе средств ИКТ;

  • в условиях внедрения профильного обучения в общеобразовательной школе организаторомпроцессаобучения на основе индивидуальных

образовательных траекторий и индивидуальных учебных планов обучающихся с использованием новых организационных форм обучения на базе средств ИКТ.

Методически эффективное использование современных форм организации образовательного процесса подразумевает соответствующее изменение практически всех компонентов (гностического, конструктивного, проектировочного, коммуникативного, организационного, экспертного) профессиональной деятельности учителя информатики. Это определяет целесообразность построения методики подготовки учителя информатики на основе результатов исследования направлений развития содержания компонентов его профессиональной деятельности при переходе к новым организационным формам обучения в школе.

  1. Исследование вопросов подготовки учителя информатики к применению инновационных организационных форм обучения должно исходить из анализа использования инновационных методов обучения, определяющих содержание деятельности преподавателя и обучающихся и средств обучения, обеспечивающих реализацию этих видов деятельностей. Это определяет, что ключевым компонентом готовности учителя информатики к эффективному применению инновационных организационных форм является умение планировать образовательный процесс, направленный на достижение запланированных учебных результатов в условиях обновляющейся информационной-образовательной среды на основе целенаправленного применения методов обучения, адекватных планируемым результатам.

  2. Определено, что для эффективного использования инновационных организационных форм, ориентированных на новые образовательные результаты, необходимо, чтобы учителя информатики сами владели этими новыми организационными формами обучения, и связи с этим, чтобы подготовить современного учителя информатики к применению инновационных организационных форм в учебном процессе в школе, надо его самого готовить в рамках применения этих форм обучения в образовательном процессе вуза.


Для того, чтобы методически эффективно использовать новые организационные формы образовательного процесса в школе, необходимо, чтобы процесс обучения студентов в педвузе также проходил в рамках применения новых организационных форм обучения в формирующейся информационно- образовательной среде на основе средств ИКТ, способствующей активизации познавательной деятельности студентов.

  1. Выделены компоненты готовности педагога к профессиональной деятельности в условиях применения современных методов, современных организационных форм и средств обучения на основе ИКТ. Определены три уровня (низкий, средний, высокий) готовности учителя информатики к применению инновационных организационных форм в образовательном процессе по каждому компоненту готовности учителя к профессиональной деятельности.

Глава 3. Методика подготовки учителя информатики к использованию новых форм организации образовательного процесса




§3.1. Совершенствование компонентов профессиональной деятельности учителя информатики в условиях использования новых организационных форм обучения в образовательном процессе




Качество профессиональной деятельности современного педагога зависит от степени сформированности его профессиональной компетентности, обеспечивающей достижение современных образовательных результатов. В соответствии с нормативными документами последних лет (ФГОС нового поколения, закон «Об образовании») приоритет в системе образования отдается компетентностному подходу, который в настоящее время переходит в стадию реализации. На нынешнем этапе развития системы образования наиболее острой проблемой остается взаимосвязь фундаментальных базовых профессиональных знаний с инновационностью мышления и практическим исследовательским подходом к решению разнообразных учебных задач. Необходимо воспитывать в учащихся желание профессионально расти и искать нестандартные, инновационные пути решения педагогических задач, в том числе и с применением современных технологий. По мнению А.Н. Пименовой, основным критерием оценки качества образования становится развитие многосторонне развитой личности, мобильной, приспосабливающийся к изменениям в социально-экономической сфере и успешно реализовывающейся в условиях информатизации современного общества [183].

По мнению крупнейшего американского
ученого М.Ш. Ноулза главной сегодняшней задачей в сфере высшего профессионального образования является "производство компетентных людей – таких людей, которые были бы способны применять свои знания в изменяющихся условиях и чья основная компетенция

заключалась бы в умении включиться в постоянное самообучение на протяжении всей своей жизни" [254].

В рамках данного исследования необходимо рассмотреть содержание профессиональной подготовки учителя информатики для определения нужногоуровняегопрофессиональнойкомпетентностив условиях применения современных организационных форм обучения в учебной деятельности на базе средств ИКТ в формирующейся информационно-образовательной среде.

В настоящее время в психолого-педагогической литературе еще не устоялся понятийный аппарат, характеризующий компетентностный подход, существуют различные интерпретации определения терминов «компетентность» и

«компетенция» [52].

В исследованиях С.Г. Григорьева, В.В. Гриншкуна, Л.И. Кобышевой, А.Г. Ковалева, А.А. Кузнецова [73, 75, 76, 77, 78], А.К. Марковой, В.М. Монахова, А.М. Новикова, В.А. Сластенина, А.П. Тряпицыной, А.В. Хуторского, С.Н. Чистяковой рассматриваются различные аспекты внедрения компетентностного подхода в образовании. И, соответственно, нет единого мнения в трактовке понятий «компетентность» и «компетенция».

Так, по мнению Дж. Равен, понятие «компетентность» определяется как специальная способность, необходимая для выполнения определенного действия в некоторой предметной области, содержащая узкоспециальные навыки и знания, понимание
ответственности и методы мышления за свои действия [195]. Очевидно, что основным компонентом компетентности является операционно- деятельностный компонент, выражающийся в определенных способностях и умениях личности.

Понятие профессиональной компетентности, по мнению В.М. Монахова [151, 152, 153], определяется, как «психическое состояние, позволяющее действовать самостоятельно и ответственно, обладание человеком способностью и умением выполнять определенные трудовые функции, заключающиеся в результатах труда человека». Компетентность представляется ученым в следующих аспектах:

  • смыслового, включающего адекватность осмысления ситуации, понимания, отношения оценки;

  • коммуникативного, позволяющего организовать адекватное общение в ситуациях, соответствующих определенным культурным образцам общения и взаимодействия.

А.К. Маркова под компетентностью понимает предопределенное психическое состояние педагога, позволяющее ему действовать ответственно и самостоятельно, а также обладать умением и способностью осуществлять определенные профессиональные функции [145].

Б.Д. Эльконин рассматривает «компетентность» как меру включения педагога в деятельность, при этом знание определяется не как набор некоторых сведений, а как средство умственного преобразования ситуации [246].

Наиболее емкое определение понятия «компетентность» дал А.В. Хуторской, который включил в него совокупность взаимосвязанных качеств индивида, задаваемых по отношению к установленному кругу процессов и предметов и нужных, чтобы продуктивно и качественно