Файл: Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 623

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

Введение

Актуальность исследования.

Гипотеза исследования

Научная новизна диссертационного исследования:

Теоретическая значимость диссертационного исследования:

Практическая значимость исследования:

На защиту выносятся следующие положения:

Глава 1. Развитие организационных форм обучения в условиях

Таблица 2 - Этапы создания проекта

Таблица 3 - Характеристики Образования 1.0, 2.0, 3.0

Таблица 4 -Взаимосвязь методов, организационных форм и средств обучения

Рисунок 2 - Взаимосвязь компонентов методической подготовки

Таблица 5 - Дидактические возможности новых инновационных форм обучения

Выводы по первой главе

Глава 2. Развитие деятельности учителя информатики при использовании новых организационных форм в образовательном процессе

Рисунок 3 - Структура информационно-образовательного кластера на базе образовательного учреждения

Таблица 6 - Примеры традиционных и новых видов учебной деятельности.

Выводы по второй главе

Глава 3. Методика подготовки учителя информатики к использованию новых форм организации образовательного процесса

а) гностический;

б) конструктивный;

в) проектировочный;

г) коммуникативный;

д) организационный;

е) экспертный;

1. «Методика обучения информатике»

Целью усвоения дисциплины является:

Задачами дисциплины «Методика преподавания информатики» являются:

знать:

уметь:

владеть:

Примерные темы курсовых работ.

знать:

уметь:

владеть:

Примерные темы курсовых работ

1. Мастер-класс.

Таблица 8 - Модуль «Локальные и глобальные сети в учебном процессе»

Таблица 11 - Модуль «Дистанционная форма обучения»

Таблица 13 - Этапы НИР школьников

Таблица 14 - Форма выбора необходимых организационных форм организации учебного процесса

Педагогический эксперимент со студентами педвуза

Таблица 15 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке студентов по модулям

Таблица 17 - Вычисление U-критерия Манна-Уитни

Таблица 18 - Показатели усвоения знаний и умений

Таблица 20 - Форма для проектирования учебного процесса по выбранной дисциплине

Таблица 21 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке студентов

Диаграмма 3 - Обобщенные данные по самооценке студентов

Таблица 22 - Количество набранных баллов для студентов контрольной и экспериментальной группы

Таблица 23 - Вычисление U-критерия Манна-Уитни

Манна-Уитни

Диаграмма 4 - Обобщенные данные студентов по четырем направлениям

Таблица 25 - Мнение преподавателей о необходимости совершенствования организационных форм обучения

Таблица 26 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке преподавателей по модулям

Диаграмма 5 - Обобщенные данные по самооценке преподавателей

Выводы по третьей главе

Заключение

Список литературы

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3.


В данном случае не будем описывать алгоритм критерия статистической значимости U-критерия Манна-Уитни, а сразу перейдем к анализу результатов проведенных исследований. В таблице 23 отражены вычисленные U-критерия Манна-Уитни [204].

Таблица 23 - Вычисление U-критерия Манна-Уитни





n1=

55

n2=

60

Tx=

4746

nx=

60

Uкр(P≤0,05)=

1355

Uкр(P≤0,01)=

1234

U=

384




Рисунок 5 - Определение статистической значимости U-критерия

Манна-Уитни


Руководствуясь данными таблицы 23 и рисунка 5, полученными в процессе статистических исследований, с высокой долей вероятности p≤0,01 (рисунок 5)

можно утверждать, что различия между двумя выборками существенны и не являются случайными.

Так как данные анкетирования не могут претендовать на объективность ввиду вероятной неадекватнойоценкистудентамисвоихистинныхспособностей, были проведены дополнительные исследования с помощью тестированияв экспериментальной и контрольной группе.

Каждый студент выполнял 25 тестовых заданий, которые распределялись по дисциплинам следующим образом: «Информатика» - 8 заданий,

«Информационные и коммуникационные технологии в образовании» - 7,

«Методика обучения информатике» - 10.

Правильный ответ оценивался в 2 балла, ответ, содержащий незначительные неточности в 1 балл, неверный ответ в 0 баллов.
Таким образом, минимально возможное количество баллов 0, максимально возможное

– 50.

Как и на формирующем этапе, уровень усвоения знаний и умений проверялись по следующим четырем направлениям:

  • проектирование образовательного процесса с использованием современных организационных форм;

  • организация телекоммуникационного проекта;

  • использование кейс-технологии в учебном процессе;

  • применение сетевого взаимодействия в учебном процессе.

Уровень усвоения знаний и умений по выделенным направлениям проверялись по показателям таблицы 18.

В таблице 24 отображены обобщенные данные правильных ответов студентов по каждому направлению в процентах.
Таблица 24 - Обобщенные данные студентов по четырем направлениям процентах)

Направления уровня усвоения знаний и

умений

Контрольная

группа

Экспериментальная

группа

проектирование образовательного процесса с использованием современных

организационных форм

37%

76%

Продолжение таблицы 24


Направления уровня усвоения знаний и умений

Контрольная группа

Экспериментальная группа

организация телекоммуникационного проекта

34%

84%

использование кейс-технологии в учебном

процессе

28%

73%

применение сетевого взаимодействия в учебном

процессе

33%

79%


Для наглядности данные таблицы 24 представлены в виде диаграммы 4.

Диаграмма 4 - Обобщенные данные студентов по четырем направлениям





Данные, полученные в ходе проведения третьего этапа эксперимента, позволяют сделать следующие выводы:

  • результаты анкетирования студентов экспериментальной группы по всем компонентам профессиональной деятельности в среднем на 48% выше, чем у студентов контрольной группы;

  • результаты тестирования по выделенным направлениям в экспериментальной группе в среднем на 45% больше, чем в контрольной.

Таким образом, результаты, полученные в ходе педагогического эксперимента, свидетельствуют об эффективности применения современных организационных форм обучения при изучении базовых дисциплин подготовки учителя информатики в вузе. Это позволяет нам утверждать, что более высокий уровень набранных баллов в анкетировании и тестировании студентами

экспериментальной группы является не случайностью, а следствием использования в их обучении предложенных методических подходов. Это свидетельствует об эффективности методических подходов в процессе подготовки будущих учителей информатики к применению современных организационных форм обучения в школе.

Педагогический эксперимент с преподавателями вузов.


Проведение педагогического эксперимента со студентами с неизбежностью поставил вопрос о соответствующей подготовке преподавателей, привлечённых к проведению экспериментальных занятий.