Файл: Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 837

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

Введение

Актуальность исследования.

Гипотеза исследования

Научная новизна диссертационного исследования:

Теоретическая значимость диссертационного исследования:

Практическая значимость исследования:

На защиту выносятся следующие положения:

Глава 1. Развитие организационных форм обучения в условиях

Таблица 2 - Этапы создания проекта

Таблица 3 - Характеристики Образования 1.0, 2.0, 3.0

Таблица 4 -Взаимосвязь методов, организационных форм и средств обучения

Рисунок 2 - Взаимосвязь компонентов методической подготовки

Таблица 5 - Дидактические возможности новых инновационных форм обучения

Выводы по первой главе

Глава 2. Развитие деятельности учителя информатики при использовании новых организационных форм в образовательном процессе

Рисунок 3 - Структура информационно-образовательного кластера на базе образовательного учреждения

Таблица 6 - Примеры традиционных и новых видов учебной деятельности.

Выводы по второй главе

Глава 3. Методика подготовки учителя информатики к использованию новых форм организации образовательного процесса

а) гностический;

б) конструктивный;

в) проектировочный;

г) коммуникативный;

д) организационный;

е) экспертный;

1. «Методика обучения информатике»

Целью усвоения дисциплины является:

Задачами дисциплины «Методика преподавания информатики» являются:

знать:

уметь:

владеть:

Примерные темы курсовых работ.

знать:

уметь:

владеть:

Примерные темы курсовых работ

1. Мастер-класс.

Таблица 8 - Модуль «Локальные и глобальные сети в учебном процессе»

Таблица 11 - Модуль «Дистанционная форма обучения»

Таблица 13 - Этапы НИР школьников

Таблица 14 - Форма выбора необходимых организационных форм организации учебного процесса

Педагогический эксперимент со студентами педвуза

Таблица 15 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке студентов по модулям

Таблица 17 - Вычисление U-критерия Манна-Уитни

Таблица 18 - Показатели усвоения знаний и умений

Таблица 20 - Форма для проектирования учебного процесса по выбранной дисциплине

Таблица 21 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке студентов

Диаграмма 3 - Обобщенные данные по самооценке студентов

Таблица 22 - Количество набранных баллов для студентов контрольной и экспериментальной группы

Таблица 23 - Вычисление U-критерия Манна-Уитни

Манна-Уитни

Диаграмма 4 - Обобщенные данные студентов по четырем направлениям

Таблица 25 - Мнение преподавателей о необходимости совершенствования организационных форм обучения

Таблица 26 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке преподавателей по модулям

Диаграмма 5 - Обобщенные данные по самооценке преподавателей

Выводы по третьей главе

Заключение

Список литературы

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3.





Знания в области применении современных организационных форм обучения в образовательном процессе вуза

Владею–1, Не

владею-0

Знания о методике обмена опытом с использованием сетевых возможностей информационных технологий (организации форумов, чатов,

круглых столов).




Знания о методике организации повышения квалификации педагогических

кадров с помощью научных конференций.




Знания о проектировании информационно-образовательной среды вуза

(основных понятий, и свойств ИОС).




Знания о структуре и функциях ИОС образовательного учреждения, о

требованиях к ИОС образовательного учреждения.




Знания о концепции проектирования ИОС вуза.




Знания о месте современных организационных форм в структуре ИОС

вуза.






Приложение 2.






Компоненты профессиональной деятельности

Владею–1, Не владею-0

Гностический

Владение общепрофессиональными знаниями по предмету.




Знание основ физиологии

психологии в частности.

и

психологии

в

целом

и

возрастной




Знание методики преподавания информатики.




Знание дидактических возможностей новых организационных форм

обучения.




Знание основ педагогики и дидактики.




Владение педагогическими умениями и навыками.




Знание психолого-педагогических

организационных форм обучения.

особенностей

новых




Знание психолого-педагогических особенностей дистанционных форм

обучения.




Знание психолого-педагогических особенностей сетевого

взаимодействия.




Знание психолого-педагогических особенностей проектного метода

обучения.




Владение навыками обработки информации.




Знание основ функционирования и

профессиональной деятельности.

применения

ИКТ

в




Конструктивный

Умение применять теоретические и психолого-педагогические знания в области разработки и внедрения новых организационных форм в образовательном процессе и при разработке учебно-методических

пособий.




Умение грамотно использовать основные информационно- коммуникационные технологии в профессиональной и повседневной

деятельности.




Создание

и

совершенствование

методических

систем

обучения,









Компоненты профессиональной деятельности

Владею–1, Не владею-0

основанных на дидактических возможностях новых организационных

форм на основе использования ИКТ.




Проектировочный

Умение проектировать образовательный процесс с учетом возможностей новых организационных форм на основе использования современных

информационных и коммуникационных технологий.




Знание перспективных основ применения ИКТ в учебном процессе.




Умение проектировать образовательный процесс в развивающейся

информационно-образовательной среде на основе современных средств ИКТ.




Навыки аналитико-синтетической обработки информации




Навыки создания и использования психолого-педагогических тестирующих, диагностирующих методик контроля и оценки уровня

знаний обучаемых с использованием новых организационных форм на основе современных ИКТ.




Навыки организации сетевого взаимодействия.




Навыки организации проектного метода обучения.




Осуществление мониторинга эффективности процессов обучения и

воспитания.




Коммуникативный

Знание основ межличностного общения.




Умение организовать педагогическое общение с применением

организационных форм.




Умение наладить контакт с учащимися, с родителями, с

представителями государственных органов, с бизнес-сообществом.




Умение работать в педагогическом коллективе.




Умение взаимодействовать с окружающими, в том числе и с помощью

новых организационных форм (сетевого взаимодействия).




Использование дистанционных форм и социальных сетей в процессе

обучения.




Умение выразить свою мысль письменно и устно.




Использование сервисов Web 2.0, Web 3.0, Web 4.0 в обучении.




Организационный

Умение конструировать образовательную деятельность студентов с учетом дидактических возможностей новых организационных форм

обучения.




Организация и сопровождение процесса обучения на основе индивидуальных образовательных траекторий и индивидуальных учебных планов обучающихся с использованием новых

организационных форм обучения.




Знание основ управления ученическим коллективом, реализация

основных функций педагогического управления.




Организация дистанционного, очно-заочного, домашнего обучения с использованием новых организационных форм на основе современных

информационных технологий.




Умение ставить перед коллективом цель и достигать намеченных

образовательных результатов.




Обеспечение использования в образовательной деятельности новых









Компоненты профессиональной деятельности

Владею–1, Не владею-0

организационных форм с учетом экономически целесообразного набора

ИКТ.




Разработка инструкций по работе со средствами ИКТ, с программными

средствами, по технике безопасности.




Экспертный

Экспертная деятельность по применению новых организационных форм

в учебном процессе.




Навыки оценки собственного потенциала и возможностей обучающихся.




Экспертная деятельность по исследованию образовательных

возможностей новых организационных форм.




Способность раскрывать научную сущность проблемы, возникшей в

ходе профессиональной деятельности.




Навыки выполнения контроля и анализа результатов образовательной

деятельности.




Анализ возможностей применения средств ИКТ в учебной деятельности

обучающихся.




Осознанность своего места в информационно-образовательной среде, необходимость диагностировать себя как создателя и потребителя

информации и информационных технологий.




Умение осуществлять разносторонний подход к анализу ситуации в

зависимости от целей и условий.




Способность к самоконтролю и к самооценке личной профессиональной

деятельности.