Файл: Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук.docx
Добавлен: 12.04.2024
Просмотров: 837
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Научная новизна диссертационного исследования:
Теоретическая значимость диссертационного исследования:
Практическая значимость исследования:
На защиту выносятся следующие положения:
Глава 1. Развитие организационных форм обучения в условиях
Таблица 2 - Этапы создания проекта
Таблица 3 - Характеристики Образования 1.0, 2.0, 3.0
Таблица 4 -Взаимосвязь методов, организационных форм и средств обучения
Рисунок 2 - Взаимосвязь компонентов методической подготовки
Таблица 5 - Дидактические возможности новых инновационных форм обучения
Рисунок 3 - Структура информационно-образовательного кластера на базе образовательного учреждения
Таблица 6 - Примеры традиционных и новых видов учебной деятельности.
1. «Методика обучения информатике»
Целью усвоения дисциплины является:
Задачами дисциплины «Методика преподавания информатики» являются:
Примерные темы курсовых работ.
Таблица 8 - Модуль «Локальные и глобальные сети в учебном процессе»
Таблица 11 - Модуль «Дистанционная форма обучения»
Таблица 13 - Этапы НИР школьников
Таблица 14 - Форма выбора необходимых организационных форм организации учебного процесса
Педагогический эксперимент со студентами педвуза
Таблица 15 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке студентов по модулям
Таблица 17 - Вычисление U-критерия Манна-Уитни
Таблица 18 - Показатели усвоения знаний и умений
Таблица 20 - Форма для проектирования учебного процесса по выбранной дисциплине
Таблица 21 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке студентов
Диаграмма 3 - Обобщенные данные по самооценке студентов
Таблица 22 - Количество набранных баллов для студентов контрольной и экспериментальной группы
Таблица 23 - Вычисление U-критерия Манна-Уитни
Диаграмма 4 - Обобщенные данные студентов по четырем направлениям
Таблица 25 - Мнение преподавателей о необходимости совершенствования организационных форм обучения
Таблица 26 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке преподавателей по модулям
Диаграмма 5 - Обобщенные данные по самооценке преподавателей
Знания в области применении современных организационных форм обучения в образовательном процессе вуза | Владею–1, Не владею-0 |
Знания о методике обмена опытом с использованием сетевых возможностей информационных технологий (организации форумов, чатов, круглых столов). | |
Знания о методике организации повышения квалификации педагогических кадров с помощью научных конференций. | |
Знания о проектировании информационно-образовательной среды вуза (основных понятий, и свойств ИОС). | |
Знания о структуре и функциях ИОС образовательного учреждения, о требованиях к ИОС образовательного учреждения. | |
Знания о концепции проектирования ИОС вуза. | |
Знания о месте современных организационных форм в структуре ИОС вуза. | |
Приложение 2.
Компоненты профессиональной деятельности | Владею–1, Не владею-0 | |||||||||||||
Гностический | ||||||||||||||
Владение общепрофессиональными знаниями по предмету. | | |||||||||||||
Знание основ физиологии психологии в частности. | и | психологии | в | целом | и | возрастной | | |||||||
Знание методики преподавания информатики. | | |||||||||||||
Знание дидактических возможностей новых организационных форм обучения. | | |||||||||||||
Знание основ педагогики и дидактики. | | |||||||||||||
Владение педагогическими умениями и навыками. | | |||||||||||||
Знание психолого-педагогических организационных форм обучения. | особенностей | новых | | |||||||||||
Знание психолого-педагогических особенностей дистанционных форм обучения. | | |||||||||||||
Знание психолого-педагогических особенностей сетевого взаимодействия. | | |||||||||||||
Знание психолого-педагогических особенностей проектного метода обучения. | | |||||||||||||
Владение навыками обработки информации. | | |||||||||||||
Знание основ функционирования и профессиональной деятельности. | применения | ИКТ | в | | ||||||||||
Конструктивный | ||||||||||||||
Умение применять теоретические и психолого-педагогические знания в области разработки и внедрения новых организационных форм в образовательном процессе и при разработке учебно-методических пособий. | | |||||||||||||
Умение грамотно использовать основные информационно- коммуникационные технологии в профессиональной и повседневной деятельности. | | |||||||||||||
Создание | и | совершенствование | методических | систем | обучения, | |
Компоненты профессиональной деятельности | Владею–1, Не владею-0 |
основанных на дидактических возможностях новых организационных форм на основе использования ИКТ. | |
Проектировочный | |
Умение проектировать образовательный процесс с учетом возможностей новых организационных форм на основе использования современных информационных и коммуникационных технологий. | |
Знание перспективных основ применения ИКТ в учебном процессе. | |
Умение проектировать образовательный процесс в развивающейся информационно-образовательной среде на основе современных средств ИКТ. | |
Навыки аналитико-синтетической обработки информации | |
Навыки создания и использования психолого-педагогических тестирующих, диагностирующих методик контроля и оценки уровня знаний обучаемых с использованием новых организационных форм на основе современных ИКТ. | |
Навыки организации сетевого взаимодействия. | |
Навыки организации проектного метода обучения. | |
Осуществление мониторинга эффективности процессов обучения и воспитания. | |
Коммуникативный | |
Знание основ межличностного общения. | |
Умение организовать педагогическое общение с применением организационных форм. | |
Умение наладить контакт с учащимися, с родителями, с представителями государственных органов, с бизнес-сообществом. | |
Умение работать в педагогическом коллективе. | |
Умение взаимодействовать с окружающими, в том числе и с помощью новых организационных форм (сетевого взаимодействия). | |
Использование дистанционных форм и социальных сетей в процессе обучения. | |
Умение выразить свою мысль письменно и устно. | |
Использование сервисов Web 2.0, Web 3.0, Web 4.0 в обучении. | |
Организационный | |
Умение конструировать образовательную деятельность студентов с учетом дидактических возможностей новых организационных форм обучения. | |
Организация и сопровождение процесса обучения на основе индивидуальных образовательных траекторий и индивидуальных учебных планов обучающихся с использованием новых организационных форм обучения. | |
Знание основ управления ученическим коллективом, реализация основных функций педагогического управления. | |
Организация дистанционного, очно-заочного, домашнего обучения с использованием новых организационных форм на основе современных информационных технологий. | |
Умение ставить перед коллективом цель и достигать намеченных образовательных результатов. | |
Обеспечение использования в образовательной деятельности новых | |
Компоненты профессиональной деятельности | Владею–1, Не владею-0 |
организационных форм с учетом экономически целесообразного набора ИКТ. | |
Разработка инструкций по работе со средствами ИКТ, с программными средствами, по технике безопасности. | |
Экспертный | |
Экспертная деятельность по применению новых организационных форм в учебном процессе. | |
Навыки оценки собственного потенциала и возможностей обучающихся. | |
Экспертная деятельность по исследованию образовательных возможностей новых организационных форм. | |
Способность раскрывать научную сущность проблемы, возникшей в ходе профессиональной деятельности. | |
Навыки выполнения контроля и анализа результатов образовательной деятельности. | |
Анализ возможностей применения средств ИКТ в учебной деятельности обучающихся. | |
Осознанность своего места в информационно-образовательной среде, необходимость диагностировать себя как создателя и потребителя информации и информационных технологий. | |
Умение осуществлять разносторонний подход к анализу ситуации в зависимости от целей и условий. | |
Способность к самоконтролю и к самооценке личной профессиональной деятельности. | |