Файл: Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук.docx
Добавлен: 12.04.2024
Просмотров: 806
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Научная новизна диссертационного исследования:
Теоретическая значимость диссертационного исследования:
Практическая значимость исследования:
На защиту выносятся следующие положения:
Глава 1. Развитие организационных форм обучения в условиях
Таблица 2 - Этапы создания проекта
Таблица 3 - Характеристики Образования 1.0, 2.0, 3.0
Таблица 4 -Взаимосвязь методов, организационных форм и средств обучения
Рисунок 2 - Взаимосвязь компонентов методической подготовки
Таблица 5 - Дидактические возможности новых инновационных форм обучения
Рисунок 3 - Структура информационно-образовательного кластера на базе образовательного учреждения
Таблица 6 - Примеры традиционных и новых видов учебной деятельности.
1. «Методика обучения информатике»
Целью усвоения дисциплины является:
Задачами дисциплины «Методика преподавания информатики» являются:
Примерные темы курсовых работ.
Таблица 8 - Модуль «Локальные и глобальные сети в учебном процессе»
Таблица 11 - Модуль «Дистанционная форма обучения»
Таблица 13 - Этапы НИР школьников
Таблица 14 - Форма выбора необходимых организационных форм организации учебного процесса
Педагогический эксперимент со студентами педвуза
Таблица 15 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке студентов по модулям
Таблица 17 - Вычисление U-критерия Манна-Уитни
Таблица 18 - Показатели усвоения знаний и умений
Таблица 20 - Форма для проектирования учебного процесса по выбранной дисциплине
Таблица 21 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке студентов
Диаграмма 3 - Обобщенные данные по самооценке студентов
Таблица 22 - Количество набранных баллов для студентов контрольной и экспериментальной группы
Таблица 23 - Вычисление U-критерия Манна-Уитни
Диаграмма 4 - Обобщенные данные студентов по четырем направлениям
Таблица 25 - Мнение преподавателей о необходимости совершенствования организационных форм обучения
Таблица 26 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке преподавателей по модулям
Диаграмма 5 - Обобщенные данные по самооценке преподавателей
Таблица 20 - Форма для проектирования учебного процесса по выбранной дисциплине
Мо- дул ь | Коли- чество часов | Основ- ные понятия | Требования к уровню подготовки студентов | Практичес- кие задания и решаемые задачи | Методы и организаци- онные формы | Необходи- мые средства ИКТ |
| | | | | | |
Использование инновационных методов обучения является необходимым звеном успешной подготовки учителя нового типа, особенно учителя
информатики. Метод проектов является одним из универсальных методов, используемых и в процессе обучения общеобразовательной школы и в процессе профессиональной подготовки учителей в вузе.
В качестве примера создания учебного проекта по дисциплине
«Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании» предлагаем телекоммуникационный проект «Образовательный портал вуза». Задачами создания телекоммуникационного проекта
«Образовательный портал вуза» являются следующие: создать систему непрерывного обучения образовательный портал – ВУЗ – деканат – кафедра –студент; рассмотреть возможность использования образовательного портала для аттестации студентов с помощью различных учебных тестов; создать доступ к
новейшим учебно-методическим разработкам преподавателей как собственного вуза, так и других вузов; определить возможности обратной связи
«преподаватель»-«студент»; | определить | возможности | организации |
индивидуального обучения. | | | |
Таким образом, можно | отметить, что | применение | новых методов, |
инновационных организационных форм и современных средств обучения на основе ИКТ в процессе подготовки учителя информатики не только способствует росту эффективности образовательного процесса в педвузе, но и является необходимым условием внедрения этих новых методов, инновационных форм и средств обучения на базе ИКТ в общеобразовательной школе.
В конце обучения проводилось анкетирование и тестирование студентов контрольных и экспериментальных групп, в ходе которого выявлялся уровень владения основными компонентами (гностическим, конструктивным, проектировочным, коммуникативным, организационным, экспертным) профессиональной деятельности учителя информатики в условиях применения современных организационных форм обучения в вузе.
В анкету включены вопросы (см. приложение 2), позволяющие выявить точку зрения студентов об уровне сформированности у них основных компонентов профессиональной деятельности, определяющих готовность к
профессиональной деятельности в условиях внедрения
инновационных организационных форм в общеобразовательную школу.
Анализ данных анкетирования позволяет определить с позиции студентов качественный уровень сформированности компонентов профессиональной деятельности, которые необходимы для работы в обновляющейся информационно-образовательной среде в условиях внедрения новых организационных форм обучения в общеобразовательную школу.
Для определения уровня владения компонентами профессиональной деятельности будущего учителя информатики, определяющего реальное количество баллов, набранных участниками эксперимента, использовали реализованный уровень.
Вносимые в процесс методической подготовки студентов изменения будут эффективными, как и на втором этапе, если величина Кэбольше чем Кки неэффективным, если Ккбольше Кэили они одинаковы. Анализ полученных в результате анкетирования студентов контрольной и экспериментальной групп данных показывает, что по всем компонентам профессиональной деятельности студенты, обучавшиеся по экспериментальной методике, показывают более высокие коэффициенты владения компонентами профессиональной деятельности, которые наглядно демонстрирует таблица 21.
Таблица 21 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке студентов
| Средний процент формирования компонентов | |||||
Группа | Гностиче- ский | Констру- ктивный | Проекти- ровочный | Коммуни- кативный | Организа- ционный | Экспер- тный |
Контроль- ная | 55% | 49% | 36% | 54% | 37% | 29% |
Экспери- ментальная | 94% | 93% | 91% | 93% | 91% | 86% |
По обобщенным данным анкетирования результаты студентов экспериментальной группы по всем компонентам в среднем на 48% выше, чем у студентов контрольной группы, что доказывает эффективность применения современных организационных форм обучения при изучении базовых дисциплин подготовки учителя информатики в вузе.
Диаграмма 3 - Обобщенные данные по самооценке студентов
Постараемся это подтвердить с помощью критериев статистической значимости. Для этого сравним количество всех набранных баллов анкетирования для студентов контрольной группы (сумма значений таблицы 22) с аналогичными значениями для студентов экспериментальной группы (таблица 22). Выберем для этого U-критерий Манна-Уитни.
Таблица 22 - Количество набранных баллов для студентов контрольной и экспериментальной группы
| Группа | | Группа | | Группа | |||||||
Сту- дент | Конт- рольная | Экспе- римен- тальная | Сту- дент | Конт- рольная | Экспе- римен- тальная | Сту- дент | Конт- рольная | Экспе- римент альная | ||||
1 | 15 | 35 | 23 | 36 | 33 | 45 | 25 | 37 | ||||
2 | 34 | 45 | 24 | 39 | 35 | 46 | 18 | 34 | ||||
3 | 24 | 41 | 25 | 22 | 39 | 47 | 26 | 39 | ||||
4 | 21 | 34 | 26 | 40 | 39 | 48 | 36 | 46 | ||||
5 | 18 | 37 | 27 | 29 | 31 | 49 | 39 | 46 | ||||
6 | 29 | 43 | 28 | 27 | 44 | 50 | 11 | 24 | ||||
7 | 29 | 35 | 29 | 33 | 47 | 51 | 36 | 37 | ||||
8 | 20 | 43 | 30 | 28 | 44 | 52 | 17 | 28 | ||||
9 | 28 | 41 | 31 | 35 | 33 | 53 | 24 | 29 | ||||
10 | 14 | 29 | 32 | 24 | 47 | 54 | 31 | 44 | ||||
11 | 24 | 36 | 33 | 22 | 39 | 55 | 28 | 40 | ||||
12 | 17 | 33 | 34 | 39 | 46 | 56 | | 42 |
Продолжение таблицы 22
| Группа | | Группа | | Группа | |||||||
Сту- дент | Конт- рольная | Экспе- римен- тальная | Сту- дент | Конт- рольная | Экспе- римен- тальная | Сту- дент | Конт- рольная | Экспе- римент альная | ||||
13 | 19 | 35 | 35 | 21 | 34 | 57 | | 41 | ||||
14 | 21 | 39 | 36 | 26 | 44 | 58 | | 33 | ||||
15 | 24 | 34 | 37 | 23 | 35 | 59 | | 28 | ||||
16 | 35 | 36 | 38 | 34 | 43 | 60 | | 41 | ||||
17 | 31 | 42 | 39 | 28 | 47 | | | | ||||
18 | 11 | 28 | 40 | 29 | 42 | | | | ||||
19 | 15 | 32 | 41 | 21 | 46 | | | | ||||
20 | 24 | 44 | 42 | 25 | 33 | | | | ||||
21 | 12 | 24 | 43 | 37 | 39 | | | | ||||
22 | 18 | 37 | 44 | 19 | 47 | | | |