Файл: Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 647

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

Введение

Актуальность исследования.

Гипотеза исследования

Научная новизна диссертационного исследования:

Теоретическая значимость диссертационного исследования:

Практическая значимость исследования:

На защиту выносятся следующие положения:

Глава 1. Развитие организационных форм обучения в условиях

Таблица 2 - Этапы создания проекта

Таблица 3 - Характеристики Образования 1.0, 2.0, 3.0

Таблица 4 -Взаимосвязь методов, организационных форм и средств обучения

Рисунок 2 - Взаимосвязь компонентов методической подготовки

Таблица 5 - Дидактические возможности новых инновационных форм обучения

Выводы по первой главе

Глава 2. Развитие деятельности учителя информатики при использовании новых организационных форм в образовательном процессе

Рисунок 3 - Структура информационно-образовательного кластера на базе образовательного учреждения

Таблица 6 - Примеры традиционных и новых видов учебной деятельности.

Выводы по второй главе

Глава 3. Методика подготовки учителя информатики к использованию новых форм организации образовательного процесса

а) гностический;

б) конструктивный;

в) проектировочный;

г) коммуникативный;

д) организационный;

е) экспертный;

1. «Методика обучения информатике»

Целью усвоения дисциплины является:

Задачами дисциплины «Методика преподавания информатики» являются:

знать:

уметь:

владеть:

Примерные темы курсовых работ.

знать:

уметь:

владеть:

Примерные темы курсовых работ

1. Мастер-класс.

Таблица 8 - Модуль «Локальные и глобальные сети в учебном процессе»

Таблица 11 - Модуль «Дистанционная форма обучения»

Таблица 13 - Этапы НИР школьников

Таблица 14 - Форма выбора необходимых организационных форм организации учебного процесса

Педагогический эксперимент со студентами педвуза

Таблица 15 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке студентов по модулям

Таблица 17 - Вычисление U-критерия Манна-Уитни

Таблица 18 - Показатели усвоения знаний и умений

Таблица 20 - Форма для проектирования учебного процесса по выбранной дисциплине

Таблица 21 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке студентов

Диаграмма 3 - Обобщенные данные по самооценке студентов

Таблица 22 - Количество набранных баллов для студентов контрольной и экспериментальной группы

Таблица 23 - Вычисление U-критерия Манна-Уитни

Манна-Уитни

Диаграмма 4 - Обобщенные данные студентов по четырем направлениям

Таблица 25 - Мнение преподавателей о необходимости совершенствования организационных форм обучения

Таблица 26 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке преподавателей по модулям

Диаграмма 5 - Обобщенные данные по самооценке преподавателей

Выводы по третьей главе

Заключение

Список литературы

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3.

Таблица 20 - Форма для проектирования учебного процесса по выбранной дисциплине


Мо- дул ь

Коли- чество часов

Основ- ные понятия

Требования к уровню подготовки студентов

Практичес- кие задания и решаемые задачи

Методы и организаци- онные формы

Необходи- мые средства ИКТ






















Использование инновационных методов обучения является необходимым звеном успешной подготовки учителя нового типа, особенно учителя

информатики. Метод проектов является одним из универсальных методов, используемых и в процессе обучения общеобразовательной школы и в процессе профессиональной подготовки учителей в вузе.

В качестве примера создания учебного проекта по дисциплине

«Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании» предлагаем телекоммуникационный проект «Образовательный портал вуза». Задачами создания телекоммуникационного проекта

«Образовательный портал вуза» являются следующие: создать систему непрерывного обучения образовательный портал – ВУЗ – деканат – кафедра –студент; рассмотреть возможность использования образовательного портала для аттестации студентов с помощью различных учебных тестов; создать доступ к
новейшим учебно-методическим разработкам преподавателей как собственного вуза, так и других вузов; определить возможности обратной связи

«преподаватель»-«студент»;

определить

возможности

организации

индивидуального обучения.










Таким образом, можно

отметить, что

применение

новых методов,

инновационных организационных форм и современных средств обучения на основе ИКТ в процессе подготовки учителя информатики не только способствует росту эффективности образовательного процесса в педвузе, но и является необходимым условием внедрения этих новых методов, инновационных форм и средств обучения на базе ИКТ в общеобразовательной школе.

В конце обучения проводилось анкетирование и тестирование студентов контрольных и экспериментальных групп, в ходе которого выявлялся уровень владения основными компонентами (гностическим, конструктивным, проектировочным, коммуникативным, организационным, экспертным) профессиональной деятельности учителя информатики в условиях применения современных организационных форм обучения в вузе.

В анкету включены вопросы (см. приложение 2), позволяющие выявить точку зрения студентов об уровне сформированности у них основных компонентов профессиональной деятельности, определяющих готовность к

профессиональной деятельности в условиях внедрения
инновационных организационных форм в общеобразовательную школу.

Анализ данных анкетирования позволяет определить с позиции студентов качественный уровень сформированности компонентов профессиональной деятельности, которые необходимы для работы в обновляющейся информационно-образовательной среде в условиях внедрения новых организационных форм обучения в общеобразовательную школу.

Для определения уровня владения компонентами профессиональной деятельности будущего учителя информатики, определяющего реальное количество баллов, набранных участниками эксперимента, использовали реализованный уровень.

Вносимые в процесс методической подготовки студентов изменения будут эффективными, как и на втором этапе, если величина Кэбольше чем Кки неэффективным, если Ккбольше Кэили они одинаковы. Анализ полученных в результате анкетирования студентов контрольной и экспериментальной групп данных показывает, что по всем компонентам профессиональной деятельности студенты, обучавшиеся по экспериментальной методике, показывают более высокие коэффициенты владения компонентами профессиональной деятельности, которые наглядно демонстрирует таблица 21.

Таблица 21 - Обобщенные данные процентах) по самооценке студентов








Средний процент формирования компонентов

Группа

Гностиче- ский

Констру- ктивный

Проекти- ровочный

Коммуни- кативный

Организа- ционный

Экспер- тный

Контроль- ная

55%

49%

36%

54%

37%

29%

Экспери- ментальная

94%

93%

91%

93%

91%

86%

По обобщенным данным анкетирования результаты студентов экспериментальной группы по всем компонентам в среднем на 48% выше, чем у студентов контрольной группы, что доказывает эффективность применения современных организационных форм обучения при изучении базовых дисциплин подготовки учителя информатики в вузе.

Диаграмма 3 - Обобщенные данные по самооценке студентов





Постараемся это подтвердить с помощью критериев статистической значимости. Для этого сравним количество всех набранных баллов анкетирования для студентов контрольной группы (сумма значений таблицы 22) с аналогичными значениями для студентов экспериментальной группы (таблица 22). Выберем для этого U-критерий Манна-Уитни.

Таблица 22 - Количество набранных баллов для студентов контрольной и экспериментальной группы





Группа




Группа




Группа

Сту- дент

Конт- рольная

Экспе-

римен- тальная

Сту- дент

Конт- рольная

Экспе-

римен- тальная

Сту- дент

Конт- рольная

Экспе-

римент альная

1

15

35

23

36

33

45

25

37

2

34

45

24

39

35

46

18

34

3

24

41

25

22

39

47

26

39

4

21

34

26

40

39

48

36

46

5

18

37

27

29

31

49

39

46

6

29

43

28

27

44

50

11

24

7

29

35

29

33

47

51

36

37

8

20

43

30

28

44

52

17

28

9

28

41

31

35

33

53

24

29

10

14

29

32

24

47

54

31

44

11

24

36

33

22

39

55

28

40

12

17

33

34

39

46

56




42


Продолжение таблицы 22





Группа




Группа




Группа

Сту- дент

Конт- рольная

Экспе-

римен- тальная

Сту- дент

Конт- рольная

Экспе-

римен- тальная

Сту- дент

Конт- рольная

Экспе-

римент альная

13

19

35

35

21

34

57




41

14

21

39

36

26

44

58




33

15

24

34

37

23

35

59




28

16

35

36

38

34

43

60




41

17

31

42

39

28

47










18

11

28

40

29

42










19

15

32

41

21

46










20

24

44

42

25

33










21

12

24

43

37

39










22

18

37

44

19

47