Файл: Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 794

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

Введение

Актуальность исследования.

Гипотеза исследования

Научная новизна диссертационного исследования:

Теоретическая значимость диссертационного исследования:

Практическая значимость исследования:

На защиту выносятся следующие положения:

Глава 1. Развитие организационных форм обучения в условиях

Таблица 2 - Этапы создания проекта

Таблица 3 - Характеристики Образования 1.0, 2.0, 3.0

Таблица 4 -Взаимосвязь методов, организационных форм и средств обучения

Рисунок 2 - Взаимосвязь компонентов методической подготовки

Таблица 5 - Дидактические возможности новых инновационных форм обучения

Выводы по первой главе

Глава 2. Развитие деятельности учителя информатики при использовании новых организационных форм в образовательном процессе

Рисунок 3 - Структура информационно-образовательного кластера на базе образовательного учреждения

Таблица 6 - Примеры традиционных и новых видов учебной деятельности.

Выводы по второй главе

Глава 3. Методика подготовки учителя информатики к использованию новых форм организации образовательного процесса

а) гностический;

б) конструктивный;

в) проектировочный;

г) коммуникативный;

д) организационный;

е) экспертный;

1. «Методика обучения информатике»

Целью усвоения дисциплины является:

Задачами дисциплины «Методика преподавания информатики» являются:

знать:

уметь:

владеть:

Примерные темы курсовых работ.

знать:

уметь:

владеть:

Примерные темы курсовых работ

1. Мастер-класс.

Таблица 8 - Модуль «Локальные и глобальные сети в учебном процессе»

Таблица 11 - Модуль «Дистанционная форма обучения»

Таблица 13 - Этапы НИР школьников

Таблица 14 - Форма выбора необходимых организационных форм организации учебного процесса

Педагогический эксперимент со студентами педвуза

Таблица 15 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке студентов по модулям

Таблица 17 - Вычисление U-критерия Манна-Уитни

Таблица 18 - Показатели усвоения знаний и умений

Таблица 20 - Форма для проектирования учебного процесса по выбранной дисциплине

Таблица 21 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке студентов

Диаграмма 3 - Обобщенные данные по самооценке студентов

Таблица 22 - Количество набранных баллов для студентов контрольной и экспериментальной группы

Таблица 23 - Вычисление U-критерия Манна-Уитни

Манна-Уитни

Диаграмма 4 - Обобщенные данные студентов по четырем направлениям

Таблица 25 - Мнение преподавателей о необходимости совершенствования организационных форм обучения

Таблица 26 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке преподавателей по модулям

Диаграмма 5 - Обобщенные данные по самооценке преподавателей

Выводы по третьей главе

Заключение

Список литературы

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3.

средств обучения. Однако, в рамках данного исследования, необходимо провести

анализ не только взаимосвязи методов и средств, но и организационных форм обучения. Особенно отчетливо это проявляется в случае реализации образовательного процесса в современной информационно-образовательной среде. Например, в соответствии с методом «фальсификации» обучающийся ставится в ситуацию, которая вынуждает его высказывать самостоятельные предположения. Но, чтобы обучающийся мог строить определенное умозаключение, ему должны быть созданы условия, должны быть подобраны обучающие задачи, для решения которых нужны определенные организационные формы обучения, под них должны быть подобраны определенные средства обучения. Такими формами обучения для данного метода могут служить телекоммуникационные проекты, кейс-технологии и др. Чтобы решить учебную задачу с помощью метода «реификации», необходимо организовать сетевое взаимодействие учащихся для совместного обсуждения решаемой проблемы, то есть, использование современных информационных технологий помогает организовать виртуальные учебные и профессиональные группы учащихся, работающие в асинхронном режиме над поставленной задачей.

Анализируя работы В.П. Беспалько, И.Я. Лернера, М.И. Махмутова, А.М. Пышкало, М.Н. Скаткина, и др., в которых рассматриваются различные классификации методов обучения, предлагаем следующий подход, взяв за основу классификацию В.В. Гузеева, как наиболее современную, в которой раскрываются взаимосвязи
современных методов, организационных форм и средств обучения (см. таблицу 4).

Таблица 4 -Взаимосвязь методов, организационных форм и средств обучения





Методы

(по В.В. Гузееву)

Организационные формы

Основные средства обучения

объяснительно- иллюстративный (репродуктивный)

урок с презентациями, online-лекция

демонстрационные программные средства, информационно- справочные, информационно- поисковые системы, базы данных и знаний, электронные

библиотеки и др.

программированного обучения

модульное обучение, дистанционное обучение и др.

автоматизированные обучающие системы, электронные учебники, компьютерные тренажеры,

контролирующие программы

Продолжение таблицы 4


Методы

(по В.В. Гузееву)

Организационные формы

Основные средства обучения

эвристический или частично-поисковый

сетевое взаимодействие, чат, форум, телеконференция

моделирующие программы, средства компьютерных

телекоммуникаций

проблемный

телеконференция, учебное

проектирование, сетевое взаимодействие

интегрирующие среды обучения

модельный

телекоммуникационный

проект, кейс-технологии

имитационные и моделирующие

программы

Анализируя роль и место организационных форм обучения в методической системе обучения, следует обратится к ее структуре. В.В. Краевский определяет
методическую систему обучения как «целостную модель педагогической деятельности, которая затем конкретизируется в проекте этой деятельности» [69]. В учебнике по психологии и педагогике В.Г. Крысько под методической системой обучения понимает «упорядоченную совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных методов, форм и средств планирования и проведения, контроля, анализа, корректирования учебного процесса, направленных на повышение эффективности обучения школьников» [71].

В работе Е.А. Ракитиной приводится определение В.В. Краевского:

«Методическая система обучения целостная модель педагогической деятельности, которая затем конкретизируется в проекте этой деятельности» [196]. Кроме того, автор отмечает, что «компонентами методической системы являются цели и ожидаемые результаты обучения; содержание обучения; методическое обеспечение, включающее в себя методы, организационные формы и средства обучения» [196].

Н.Л. Стефанова в понятие «методическая система обучения» вкладывает следующее содержание: «это модель, отражающая различные компоненты процесса обучения, включающая цели, содержание, методы и формы, средства и планируемые результаты обучения» [216].

Т.А. Бороненко при определении методической системы обучения предлагает следующее:

  • вынести цели вне рамок системы обучения;

  • добавить в множество элементов методической системы следующие элементы:

  • ожидаемые результаты обучения;

  • технологии выбора содержания, инновационных методов, форм и средств обучения;

  • технологии установления взаимосвязей между различными элементами методической системы обучения [18].


Определяя типичные черты нынешней методической системы обучения, В.В. Малев выделяет несколько ее особенностей:

  • взаимопроникновение и единство практической и теоретической подготовки обучающихся;

  • планирование процесса обучения с учетом достижений современной науки;

  • колоссальный темп изучения учебного материала в условиях постоянного роста уровня трудности изучаемого материала;

  • самостоятельность и активность учащихся;

  • сбалансированное сочетание коллективной и индивидуальной работы учащихся;

  • комплексный подход к изучению разнообразных предметов;

  • использование огромного количества средств ИКТ в учебном процессе

[144].

По мнению А.А. Кузнецова, «цели обучения определяют содержание. При

этом содержание обучения может быть в известной мере вариативным, так как одни и те же цели в принципе могут быть достигнуты с помощью освоения разного учебного материала. Анализ содержания обучения дает возможность выбора оптимального сочетания методов обучения. Очевидно, что эффективная реализация того или иного метода обучения происходит при определенных организационных формах процесса обучения. И, наконец, применяемые методы и формы определяют использование соответствующих средств обучения» [172].

Таким образом, анализ различных трактовок методической системы

обучения, позволяет сделать следующий вывод: согласно А.М. Пышкало, методическая система обучения представляет собой совокупность пяти иерархически подчиненных