Файл: Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук.docx
Добавлен: 12.04.2024
Просмотров: 790
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Научная новизна диссертационного исследования:
Теоретическая значимость диссертационного исследования:
Практическая значимость исследования:
На защиту выносятся следующие положения:
Глава 1. Развитие организационных форм обучения в условиях
Таблица 2 - Этапы создания проекта
Таблица 3 - Характеристики Образования 1.0, 2.0, 3.0
Таблица 4 -Взаимосвязь методов, организационных форм и средств обучения
Рисунок 2 - Взаимосвязь компонентов методической подготовки
Таблица 5 - Дидактические возможности новых инновационных форм обучения
Рисунок 3 - Структура информационно-образовательного кластера на базе образовательного учреждения
Таблица 6 - Примеры традиционных и новых видов учебной деятельности.
1. «Методика обучения информатике»
Целью усвоения дисциплины является:
Задачами дисциплины «Методика преподавания информатики» являются:
Примерные темы курсовых работ.
Таблица 8 - Модуль «Локальные и глобальные сети в учебном процессе»
Таблица 11 - Модуль «Дистанционная форма обучения»
Таблица 13 - Этапы НИР школьников
Таблица 14 - Форма выбора необходимых организационных форм организации учебного процесса
Педагогический эксперимент со студентами педвуза
Таблица 15 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке студентов по модулям
Таблица 17 - Вычисление U-критерия Манна-Уитни
Таблица 18 - Показатели усвоения знаний и умений
Таблица 20 - Форма для проектирования учебного процесса по выбранной дисциплине
Таблица 21 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке студентов
Диаграмма 3 - Обобщенные данные по самооценке студентов
Таблица 22 - Количество набранных баллов для студентов контрольной и экспериментальной группы
Таблица 23 - Вычисление U-критерия Манна-Уитни
Диаграмма 4 - Обобщенные данные студентов по четырем направлениям
Таблица 25 - Мнение преподавателей о необходимости совершенствования организационных форм обучения
Таблица 26 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке преподавателей по модулям
Диаграмма 5 - Обобщенные данные по самооценке преподавателей
Использование различных организационных форм (e-mail-консультации, кейс-технологии, и др.) в образовательном процессе. Особенности использования различных форм в общеобразовательной школе и вузе.
-
Дистанционнаяформаобучения.Требования к материально- техническому и учебно-методическому обеспечению общеобразовательной школы. Характерные особенности дистанционного образования (гибкость, модульность, параллельность, дальнодействие, рентабельность, социальность, интернациональность). Преимущества и недостатки дистанционной формы обучения.
Методические аспекты дистанционных форм обучения (чат-занятия, веб- занятия, веб-форумы, телеконференции, электронная почта)
Современные средства дистанционного обучения (веб-сервер, веб- страницы, электронная почта, мессенджеры, форумы и блоги, чат, ICQ, теле- и видеоконференции, виртуальные классные комнаты, вики-энциклопедии).
Методические особенности дистанционного обучения школьников.
-
Модульнаяформаобучения.Методические аспекты модульного обучения. Принципы модульного обучения. Особенности зачетно-модульной, зачетно-рейтинговой, кредитно-модульной формы обучения. Преимущества и недостатки модульного обучения. Методические аспекты структурирования и представления учебного материала в виде модулей и учебных элементов.
Особенности организации педагогического контроля в модульном обучении. Методические аспекты модульного обучения в школе.
-
Формыповышенияквалификацииучителей.Методические аспекты организации виртуальных педсоветов, семинаров для повышения квалификации, методических объединений учителей, методика обмена опытом с использованием сетевых возможностей информационных технологий (организация форумов, чатов, круглых столов), методика организации повышения квалификации педагогических кадров с помощью научных конференций. -
Проектированиеинформационно-образовательнойсредышколы.Основные понятия, цели и свойства информационно-образовательной среды. Структура и функции ИОС образовательного учреждения. Требования к ИОС образовательного учреждения.
Проектирование ИОС образовательного учреждения с учетом специфики преподаваемых дисциплин в данном учреждении. Концепция проектирования ИОС общеобразовательной школы.
Место современных организационных форм в структуре ИОС общеобразовательного учреждения. Использование сетевых технологий и интернет при проектировании ИОС общеобразовательного учреждения. Проектирование образовательного процесса в ИОС. Техническое обеспечение функционирования ИОС общеобразовательного учреждения.
-
Основные компоненты формирования информационно-образовательногокластераобразовательного учреждения.
Основные понятия, цели и свойства информационно-образовательного кластера образовательного учреждения. Основные компоненты информационно- образовательного кластера.
Место и роль современных организационных форм в структуре информационно-образовательного кластера образовательного учреждения.
Примерные темы курсовых работ
-
Модульная технология обучения в профессиональном образовании. -
Профильное, модульное и дистанционное обучение в общеобразовательной школе и в вузе. -
Использование модульно-рейтинговой системы при обучении информатике в школе. -
Методические аспекты освоения модульных технологий: проблемы и перспективы. -
Методические аспекты использования сетевого взаимодействия, телекоммуникационных проектов, кейс-технологий в учебном процессе в общеобразовательной школе. -
Методические аспекты кредитно-модульной системы организации учебного процесса в школе. -
Методические аспекты кредитно-модульной системы организации учебного процесса в вузе. -
Составление индивидуального электронного портфолио в соответствии с кредитно-модульной системой обучения. -
Развитие познавательной активности школьников в условиях модульно- рейтинговой системы обучения. -
Влияние модульно-рейтинговой системы обучения на качество учебных достижений студентов. -
Адаптивные и интеллектуальные технологии для сетевого обучения. -
Взаимодействие субъектов образовательного процесса. -
Дидактические возможности дистанционного обучения. -
Психолого-педагогические аспекты дистанционного обучения. -
Социальные сети как средство обучения и взаимодействия участников образовательного процесса. -
Использование сетевых учебно-методических комплексов в образовательном процессе в школе и в вузе. -
Сетевое взаимодействие образовательных учреждений в условиях организации профильного обучения в школе. -
Виды социального взаимодействия в информационно-образовательной среде. -
Дидактические возможности сетевого взаимодействия учителей (преподавателей). -
Сетевое взаимодействие с использованием дистанционных технологий. -
Перспективы использования виртуального обучения. -
Методические аспекты использования проектного метода при обучении информатике в общеобразовательной школе. -
Методические аспекты использования метода творческих проектов в
вузе.
-
Метод проектов и его значение при обучении информатике в начальной
школе.
§3.3. Методика использования современных организационных форм в образовательном процессе педвуза
В данном параграфе рассмотрим методику использования современных организационных форм подготовки учителя информатики в педвузе на базе средств информационных и коммуникационных технологий. Использование организационных форм рассмотрим на примере изучения базовых курсов методической подготовки учителя информатики в педвузе, согласно ПООП ВО по направлению подготовки «Педагогическое образование» профиль
«Информатика»: «Методика обучения информатике» и «Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании».
В процессе педагогической практики студент сталкивается с проблемой планирования учебного процесса, отбора содержания, методов, форм и средств обучения для конкретного занятия. До прохождения педагогической практики, необходимо организовать «Мастер-классы» со студентами с привлечением передовых учителей и преподавателей из разных образовательных учреждений для передачи опыта планирования учебного процесса по конкретным темам, например, по курсам методической подготовки учителя информатики.
1. Мастер-класс.
Цельмастеркласса:планировать образовательный процесс по курсу методики обучения информатике в педвузе.
Для этого выберем конкретную тему из курса «Методика обучения информатике» или «Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании» и попытаемся планировать образовательный процесс.
Тема занятия. Диагностика, организация проверки и оценки результатов обучения информатике.
Вопросыдляобсуждения:
-
Виды и основные функции контроля. Виды диагностики. -
Методы контроля. Требования к измерителям. Нормированные и критериально-ориентированные подходы к образовательным результатам. -
Формы и основные виды проверки знаний учащихся. Критерии оценки знаний, умений и навыков учащихся. -
Применение программных продуктов для контроля проверки и оценки уровня подготовки учащихся.
В ходе лекционных и семинарских занятий преподаватель рассматривает основные вопросы темы, демонстрирует основные моменты изучаемой темы с помощью слайдов. Центральной функцией лекционных и семинарских занятий является создание положительной мотивации у студентов, актуализация ранее сформулированных мотивов за счет компьютерной визуализации изучаемых объектов, процессов, явлений в динамике их развития, а также обеспечение наиболее общей ориентировки в изучаемом вопросе при наличии незамедлительной обратной связи студентов с преподавателем, интерактивном