Файл: Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 790

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

Введение

Актуальность исследования.

Гипотеза исследования

Научная новизна диссертационного исследования:

Теоретическая значимость диссертационного исследования:

Практическая значимость исследования:

На защиту выносятся следующие положения:

Глава 1. Развитие организационных форм обучения в условиях

Таблица 2 - Этапы создания проекта

Таблица 3 - Характеристики Образования 1.0, 2.0, 3.0

Таблица 4 -Взаимосвязь методов, организационных форм и средств обучения

Рисунок 2 - Взаимосвязь компонентов методической подготовки

Таблица 5 - Дидактические возможности новых инновационных форм обучения

Выводы по первой главе

Глава 2. Развитие деятельности учителя информатики при использовании новых организационных форм в образовательном процессе

Рисунок 3 - Структура информационно-образовательного кластера на базе образовательного учреждения

Таблица 6 - Примеры традиционных и новых видов учебной деятельности.

Выводы по второй главе

Глава 3. Методика подготовки учителя информатики к использованию новых форм организации образовательного процесса

а) гностический;

б) конструктивный;

в) проектировочный;

г) коммуникативный;

д) организационный;

е) экспертный;

1. «Методика обучения информатике»

Целью усвоения дисциплины является:

Задачами дисциплины «Методика преподавания информатики» являются:

знать:

уметь:

владеть:

Примерные темы курсовых работ.

знать:

уметь:

владеть:

Примерные темы курсовых работ

1. Мастер-класс.

Таблица 8 - Модуль «Локальные и глобальные сети в учебном процессе»

Таблица 11 - Модуль «Дистанционная форма обучения»

Таблица 13 - Этапы НИР школьников

Таблица 14 - Форма выбора необходимых организационных форм организации учебного процесса

Педагогический эксперимент со студентами педвуза

Таблица 15 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке студентов по модулям

Таблица 17 - Вычисление U-критерия Манна-Уитни

Таблица 18 - Показатели усвоения знаний и умений

Таблица 20 - Форма для проектирования учебного процесса по выбранной дисциплине

Таблица 21 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке студентов

Диаграмма 3 - Обобщенные данные по самооценке студентов

Таблица 22 - Количество набранных баллов для студентов контрольной и экспериментальной группы

Таблица 23 - Вычисление U-критерия Манна-Уитни

Манна-Уитни

Диаграмма 4 - Обобщенные данные студентов по четырем направлениям

Таблица 25 - Мнение преподавателей о необходимости совершенствования организационных форм обучения

Таблица 26 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке преподавателей по модулям

Диаграмма 5 - Обобщенные данные по самооценке преподавателей

Выводы по третьей главе

Заключение

Список литературы

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3.

технологий в учебном проекте.

Использование различных организационных форм (e-mail-консультации, кейс-технологии, и др.) в образовательном процессе. Особенности использования различных форм в общеобразовательной школе и вузе.

  1. Дистанционнаяформаобучения.Требования к материально- техническому и учебно-методическому обеспечению общеобразовательной школы. Характерные особенности дистанционного образования (гибкость, модульность, параллельность, дальнодействие, рентабельность, социальность, интернациональность). Преимущества и недостатки дистанционной формы обучения.

Методические аспекты дистанционных форм обучения (чат-занятия, веб- занятия, веб-форумы, телеконференции, электронная почта)

Современные средства дистанционного обучения (веб-сервер, веб- страницы, электронная почта, мессенджеры, форумы и блоги, чат, ICQ, теле- и видеоконференции, виртуальные классные комнаты, вики-энциклопедии).

Методические особенности дистанционного обучения школьников.

  1. Модульнаяформаобучения.Методические аспекты модульного обучения. Принципы модульного обучения. Особенности зачетно-модульной, зачетно-рейтинговой, кредитно-модульной формы обучения. Преимущества и недостатки модульного обучения. Методические аспекты структурирования и представления учебного материала в виде модулей и учебных элементов.

Особенности организации педагогического контроля в модульном обучении. Методические аспекты модульного обучения в школе.

  1. Формыповышенияквалификацииучителей.Методические аспекты организации виртуальных педсоветов, семинаров для повышения квалификации, методических объединений учителей, методика обмена опытом с использованием сетевых возможностей информационных технологий (организация форумов, чатов, круглых столов), методика организации повышения квалификации педагогических кадров с помощью научных конференций.

  2. Проектированиеинформационно-образовательнойсредышколы.Основные понятия, цели и свойства информационно-образовательной среды. Структура и функции ИОС образовательного учреждения. Требования к ИОС образовательного учреждения.


Проектирование ИОС образовательного учреждения с учетом специфики преподаваемых дисциплин в данном учреждении. Концепция проектирования ИОС общеобразовательной школы.

Место современных организационных форм в структуре ИОС общеобразовательного учреждения. Использование сетевых технологий и интернет при проектировании ИОС общеобразовательного учреждения. Проектирование образовательного процесса в ИОС. Техническое обеспечение функционирования ИОС общеобразовательного учреждения.

  1. Основные компоненты формирования информационно-образовательногокластераобразовательного учреждения.

Основные понятия, цели и свойства информационно-образовательного кластера образовательного учреждения. Основные компоненты информационно- образовательного кластера.

Место и роль современных организационных форм в структуре информационно-образовательного кластера образовательного учреждения.


Примерные темы курсовых работ


  1. Модульная технология обучения в профессиональном образовании.

  2. Профильное, модульное и дистанционное обучение в общеобразовательной школе и в вузе.

  3. Использование модульно-рейтинговой системы при обучении информатике в школе.

  4. Методические аспекты освоения модульных технологий: проблемы и перспективы.

  5. Методические аспекты использования сетевого взаимодействия, телекоммуникационных проектов, кейс-технологий в учебном процессе в общеобразовательной школе.

  6. Методические аспекты кредитно-модульной системы организации учебного процесса в школе.

  7. Методические аспекты кредитно-модульной системы организации учебного процесса в вузе.

  8. Составление индивидуального электронного портфолио в соответствии с кредитно-модульной системой обучения.

  9. Развитие познавательной активности школьников в условиях модульно- рейтинговой системы обучения.

  10. Влияние модульно-рейтинговой системы обучения на качество учебных достижений студентов.

  11. Адаптивные и интеллектуальные технологии для сетевого обучения.

  12. Взаимодействие субъектов образовательного процесса.

  13. Дидактические возможности дистанционного обучения.

  14. Психолого-педагогические аспекты дистанционного обучения.

  15. Социальные сети как средство обучения и взаимодействия участников образовательного процесса.

  16. Использование сетевых учебно-методических комплексов в образовательном процессе в школе и в вузе.

  17. Сетевое взаимодействие образовательных учреждений в условиях организации профильного обучения в школе.

  18. Виды социального взаимодействия в информационно-образовательной среде.

  19. Дидактические возможности сетевого взаимодействия учителей (преподавателей).

  20. Сетевое взаимодействие с использованием дистанционных технологий.

  21. Перспективы использования виртуального обучения.

  22. Методические аспекты использования проектного метода при обучении информатике в общеобразовательной школе.

  23. Методические аспекты использования метода творческих проектов в


вузе.

  1. Метод проектов и его значение при обучении информатике в начальной

школе.

§3.3. Методика использования современных организационных форм в образовательном процессе педвуза




В данном параграфе рассмотрим методику использования современных организационных форм подготовки учителя информатики в педвузе на базе средств информационных и коммуникационных технологий. Использование организационных форм рассмотрим на примере изучения базовых курсов методической подготовки учителя информатики в педвузе, согласно ПООП ВО по направлению подготовки «Педагогическое образование» профиль

«Информатика»: «Методика обучения информатике» и «Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании».

В процессе педагогической практики студент сталкивается с проблемой планирования учебного процесса, отбора содержания, методов, форм и средств обучения для конкретного занятия. До прохождения педагогической практики, необходимо организовать «Мастер-классы» со студентами с привлечением передовых учителей и преподавателей из разных образовательных учреждений для передачи опыта планирования учебного процесса по конкретным темам, например, по курсам методической подготовки учителя информатики.

1. Мастер-класс.


Цельмастеркласса:планировать образовательный процесс по курсу методики обучения информатике в педвузе.

Для этого выберем конкретную тему из курса «Методика обучения информатике» или «Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании» и попытаемся планировать образовательный процесс.

Тема занятия. Диагностика, организация проверки и оценки результатов обучения информатике.

Вопросыдляобсуждения:

  1. Виды и основные функции контроля. Виды диагностики.

  2. Методы контроля. Требования к измерителям. Нормированные и критериально-ориентированные подходы к образовательным результатам.

  3. Формы и основные виды проверки знаний учащихся. Критерии оценки знаний, умений и навыков учащихся.

  4. Применение программных продуктов для контроля проверки и оценки уровня подготовки учащихся.

В ходе лекционных и семинарских занятий преподаватель рассматривает основные вопросы темы, демонстрирует основные моменты изучаемой темы с помощью слайдов. Центральной функцией лекционных и семинарских занятий является создание положительной мотивации у студентов, актуализация ранее сформулированных мотивов за счет компьютерной визуализации изучаемых объектов, процессов, явлений в динамике их развития, а также обеспечение наиболее общей ориентировки в изучаемом вопросе при наличии незамедлительной обратной связи студентов с преподавателем, интерактивном