Файл: Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 648

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

Введение

Актуальность исследования.

Гипотеза исследования

Научная новизна диссертационного исследования:

Теоретическая значимость диссертационного исследования:

Практическая значимость исследования:

На защиту выносятся следующие положения:

Глава 1. Развитие организационных форм обучения в условиях

Таблица 2 - Этапы создания проекта

Таблица 3 - Характеристики Образования 1.0, 2.0, 3.0

Таблица 4 -Взаимосвязь методов, организационных форм и средств обучения

Рисунок 2 - Взаимосвязь компонентов методической подготовки

Таблица 5 - Дидактические возможности новых инновационных форм обучения

Выводы по первой главе

Глава 2. Развитие деятельности учителя информатики при использовании новых организационных форм в образовательном процессе

Рисунок 3 - Структура информационно-образовательного кластера на базе образовательного учреждения

Таблица 6 - Примеры традиционных и новых видов учебной деятельности.

Выводы по второй главе

Глава 3. Методика подготовки учителя информатики к использованию новых форм организации образовательного процесса

а) гностический;

б) конструктивный;

в) проектировочный;

г) коммуникативный;

д) организационный;

е) экспертный;

1. «Методика обучения информатике»

Целью усвоения дисциплины является:

Задачами дисциплины «Методика преподавания информатики» являются:

знать:

уметь:

владеть:

Примерные темы курсовых работ.

знать:

уметь:

владеть:

Примерные темы курсовых работ

1. Мастер-класс.

Таблица 8 - Модуль «Локальные и глобальные сети в учебном процессе»

Таблица 11 - Модуль «Дистанционная форма обучения»

Таблица 13 - Этапы НИР школьников

Таблица 14 - Форма выбора необходимых организационных форм организации учебного процесса

Педагогический эксперимент со студентами педвуза

Таблица 15 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке студентов по модулям

Таблица 17 - Вычисление U-критерия Манна-Уитни

Таблица 18 - Показатели усвоения знаний и умений

Таблица 20 - Форма для проектирования учебного процесса по выбранной дисциплине

Таблица 21 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке студентов

Диаграмма 3 - Обобщенные данные по самооценке студентов

Таблица 22 - Количество набранных баллов для студентов контрольной и экспериментальной группы

Таблица 23 - Вычисление U-критерия Манна-Уитни

Манна-Уитни

Диаграмма 4 - Обобщенные данные студентов по четырем направлениям

Таблица 25 - Мнение преподавателей о необходимости совершенствования организационных форм обучения

Таблица 26 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке преподавателей по модулям

Диаграмма 5 - Обобщенные данные по самооценке преподавателей

Выводы по третьей главе

Заключение

Список литературы

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3.

знаний и умений по следующим направлениям:

  • проектирование образовательного процесса с использованием современных организационных форм;

  • организация телекоммуникационного проекта;

  • использование кейс-технологии в учебном процессе;

  • применение сетевого взаимодействия в учебном процессе.

Об уровне усвоения знаний и умений по выделенным направлениям судили по следующим показателям (см. табл.18):

Таблица 18 - Показатели усвоения знаний и умений





Умение проектирования образовательно-

го процесса:

Умение организации

телекоммуникаци- онного проекта:

Умение использования

кейс-технологии в учебном процессе:

Умение применения сетевого

взаимодействия в учебном процессе:

Анализировать образовательные результаты

Определять цели и задачи проекта

Определить цели создания кейса

Востребованность содержания

(количество просмотров)

Подобрать соответствующие виды деятельности

Разработать собственный вариант решения проблемы

Собрать необходимую информацию, используя различные

источники

Навыки использования сети для совместной деятельности

Продолжение таблицы 18

Умение проектирования

образовательного процесса:

Умение организации телекоммуникаци- онного проекта:

Умение использования кейс-

технологии в учебном процессе:

Умение применения сетевого

взаимодействия в учебном процессе:

Подобрать соответствующие учебные задачи

Реализовать план действий

Подготовить первичный вариант представления

материала в кейс

Навыки эффективного взаимодействия и общения

Подобрать соответствующие организационные

формы

Подготовить проект к защите

Обсудить кейс, получить экспертную оценку

Навыки сетевого общения (владение сетевым этикетом)

Подобрать соответствующие средства обучения

Реализовать проект, включая его осмысление

Подготовить методические

рекомендации по использованию кейса

Актуальность содержания сетевого взаимодействия


В таблице 19 отображены обобщенные данные правильных ответов студентов по каждому направлению в процентах.
Таблица 19 - Обобщенные данные студентов по четырем направлениям процентах)

Направления уровня усвоения знаний и умений

Контрольная

группа

Экспериментальная

группа

проектирование образовательного процесса с

использованием современных организационных форм

37%

78%

организация телекоммуникационного проекта

39%

83%

использование кейс-технологии в учебном процессе

28%

76%

применение сетевого взаимодействия в учебном

процессе

35%

87%

Для наглядности данные таблицы 19 представлены в виде диаграммы 2.
Диаграмма 2 - Обобщенные данные студентов по четырем направлениям
Данные, полученные в ходе проведения второго этапа эксперимента, позволяют сделать следующие выводы:

  • результаты анкетирования в экспериментальной группе в среднем на 47% выше, чем в контрольной;

  • результаты тестирования по выделенным направлениям в экспериментальной группе в среднем на 46% выше, чем в контрольной.

Таким образом, приходим к выводу, что результаты педагогического эксперимента свидетельствуют об эффективности разработанного курса

«Инновационные организационные формы
обучения информатике».

Третий этап - (2011-2017 гг.). Целью третьего этапа эксперимента являлась проверка гипотезы исследования: длятогочтобыподготовитьучителяинформатики к применению новых организационных форм в образовательномпроцессе в школе, надо его самого готовить в рамках применения этих формобученияв образовательномпроцессе вуза.

На данном этапе эксперимента в контрольную и экспериментальную группу были отобраны 55 и 60 студентов соответственно. В контрольной группе обучение велось дисциплинам «Информатика», «Информационные и коммуникационные технологии в образовании» с применением традиционных форм обучения (лекция, семинар, лабораторные работы, самостоятельная работа, практические работы и др.). В экспериментальной группе обучение этим дисциплинам велось с применением новых организационных форм обучения (online лекции, сетевое взаимодействие, e-mail консультации, телекоммуникационные проекты и др.).

Для успешной подготовки учителя информатики в педвузе и формирования навыков использования современных организационных форм обучения в школе необходимо в процесс методической подготовки учителя информатики включить инновационные организационные формы, новые методы и средства обучения на базе ИКТ. Необходимость такого включения подчеркивается и в ФГОС3 и ФГОС3+: «подготовка учителя нового типа должна предусматривать широкое

использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий».

В этой
связи рассмотрим несколько примеров организации обучения в экспериментальной группе. План семинарскогозанятия по дисциплине

«Методика обучения информатике» по теме: «Современные организационные формы и методы обучения информатике на основе применения средств ИКТ». Цель семинара: проанализировать традиционные и современные формы и методы обучения с использованием средств ИКТ.

Вопросы, выносимые на обсуждение:

1 Методические аспекты использования современных организационных форм и методов обучения в школе: игровыеметодывпреподаванииинформатикившколе(деловые,организационно-деятельностные,ролевыеит.п.);уроксиспользованиемметодапроектов;особенностииспользованиясредств ИКТ на уроках; лекция на старшей ступени обучения в школе; сетевоевзаимодействие общеобразовательных учреждений; использование Интернет вобразовательномпроцессе в школе.

  1. Методические аспекты использования современных организационных форм и методов обучения в вузе: особенностипроведениялекцийсиспользованиемсредствИКТ;методическиеаспектыпроведениялекциипридистанционном обучении, особенности online-лекции, слайд-лекции; семинар и еговозможности, способы проведения семинара; инновационные организационныеформыобучениясприменениемсредствИКТ(e-mail-консультации,кейс-технология,телекоммуникационныепроекты,компьютерноетестирование,методкомпьютерныхконференций,форумы);особенностисетевоговзаимодействиястудентов,преподавателей;особенностилабораторнойработы по информатике в вузе с использованием средств ИКТ; методическиеаспекты проведения лабораторной работы с использованием метода проектов икейс- технологии; групповые формы деятельности студентов на семинарах илабораторныхработах;особенностипроведенияпедагогическойпрактики.

  2. Обсудить описание семинарского занятия в вузе и разработать его фрагмент.


Для эффективной подготовки будущих учителей информатики в педвузе необходимо проведение учебных занятий не только в виде традиционных форм обучения (лекции, семинары), но и в виде проектирования учебного процесса для формирования навыков проектировочной деятельности студентов. С этой целью представляем в качестве примера лабораторную работу.

Лабораторнаяработа «Проектирование учебного процесса» по дисциплине «Методика обучения информатике». Цель лабораторной работы: 1) знакомство с нормативно-правовыми документами по изучаемой дисциплине; 2) формирование навыков проектирования учебного проекта по выбранной дисциплине.

Для этого студенты должны: сравнить ФГОС2, ФГОС3 и ФГОС3+, определить основные требования к структуре ФГОС3+; изучить примерные общие образовательные программы (ПООП) по направлению подготовки

«Педагогическое образование» (профиль «Информатика») разных вузов на предмет применения инновационных организационных форм в образовательном процессе; определить место выбранной дисциплины в структуре ООП по выбранному направлению подготовки; используя ПООП по направлению подготовки «Педагогическое образование» (профиль «Информатика»), заполнить таблицу 20 для каждого модуля выбранной дисциплины по приведенной ниже схеме (преподавателю необходимо проследить, чтобы студенты выбрали разные дисциплины):