Файл: Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук.docx
Добавлен: 12.04.2024
Просмотров: 791
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Научная новизна диссертационного исследования:
Теоретическая значимость диссертационного исследования:
Практическая значимость исследования:
На защиту выносятся следующие положения:
Глава 1. Развитие организационных форм обучения в условиях
Таблица 2 - Этапы создания проекта
Таблица 3 - Характеристики Образования 1.0, 2.0, 3.0
Таблица 4 -Взаимосвязь методов, организационных форм и средств обучения
Рисунок 2 - Взаимосвязь компонентов методической подготовки
Таблица 5 - Дидактические возможности новых инновационных форм обучения
Рисунок 3 - Структура информационно-образовательного кластера на базе образовательного учреждения
Таблица 6 - Примеры традиционных и новых видов учебной деятельности.
1. «Методика обучения информатике»
Целью усвоения дисциплины является:
Задачами дисциплины «Методика преподавания информатики» являются:
Примерные темы курсовых работ.
Таблица 8 - Модуль «Локальные и глобальные сети в учебном процессе»
Таблица 11 - Модуль «Дистанционная форма обучения»
Таблица 13 - Этапы НИР школьников
Таблица 14 - Форма выбора необходимых организационных форм организации учебного процесса
Педагогический эксперимент со студентами педвуза
Таблица 15 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке студентов по модулям
Таблица 17 - Вычисление U-критерия Манна-Уитни
Таблица 18 - Показатели усвоения знаний и умений
Таблица 20 - Форма для проектирования учебного процесса по выбранной дисциплине
Таблица 21 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке студентов
Диаграмма 3 - Обобщенные данные по самооценке студентов
Таблица 22 - Количество набранных баллов для студентов контрольной и экспериментальной группы
Таблица 23 - Вычисление U-критерия Манна-Уитни
Диаграмма 4 - Обобщенные данные студентов по четырем направлениям
Таблица 25 - Мнение преподавателей о необходимости совершенствования организационных форм обучения
Таблица 26 - Обобщенные данные (в процентах) по самооценке преподавателей по модулям
Диаграмма 5 - Обобщенные данные по самооценке преподавателей
-
проектирование образовательного процесса с использованием современных организационных форм; -
организация телекоммуникационного проекта; -
использование кейс-технологии в учебном процессе; -
применение сетевого взаимодействия в учебном процессе.
Об уровне усвоения знаний и умений по выделенным направлениям судили по следующим показателям (см. табл.18):
Таблица 18 - Показатели усвоения знаний и умений
Умение проектирования образовательно- го процесса: | Умение организации телекоммуникаци- онного проекта: | Умение использования кейс-технологии в учебном процессе: | Умение применения сетевого взаимодействия в учебном процессе: |
Анализировать образовательные результаты | Определять цели и задачи проекта | Определить цели создания кейса | Востребованность содержания (количество просмотров) |
Подобрать соответствующие виды деятельности | Разработать собственный вариант решения проблемы | Собрать необходимую информацию, используя различные источники | Навыки использования сети для совместной деятельности |
Продолжение таблицы 18
Умение проектирования образовательного процесса: | Умение организации телекоммуникаци- онного проекта: | Умение использования кейс- технологии в учебном процессе: | Умение применения сетевого взаимодействия в учебном процессе: |
Подобрать соответствующие учебные задачи | Реализовать план действий | Подготовить первичный вариант представления материала в кейс | Навыки эффективного взаимодействия и общения |
Подобрать соответствующие организационные формы | Подготовить проект к защите | Обсудить кейс, получить экспертную оценку | Навыки сетевого общения (владение сетевым этикетом) |
Подобрать соответствующие средства обучения | Реализовать проект, включая его осмысление | Подготовить методические рекомендации по использованию кейса | Актуальность содержания сетевого взаимодействия |
В таблице 19 отображены обобщенные данные правильных ответов студентов по каждому направлению в процентах.
Таблица 19 - Обобщенные данные студентов по четырем направлениям (в процентах)
Направления уровня усвоения знаний и умений | Контрольная группа | Экспериментальная группа |
проектирование образовательного процесса с использованием современных организационных форм | 37% | 78% |
организация телекоммуникационного проекта | 39% | 83% |
использование кейс-технологии в учебном процессе | 28% | 76% |
применение сетевого взаимодействия в учебном процессе | 35% | 87% |
Для наглядности данные таблицы 19 представлены в виде диаграммы 2.
Диаграмма 2 - Обобщенные данные студентов по четырем направлениям
Данные, полученные в ходе проведения второго этапа эксперимента, позволяют сделать следующие выводы:
-
результаты анкетирования в экспериментальной группе в среднем на 47% выше, чем в контрольной; -
результаты тестирования по выделенным направлениям в экспериментальной группе в среднем на 46% выше, чем в контрольной.
Таким образом, приходим к выводу, что результаты педагогического эксперимента свидетельствуют об эффективности разработанного курса
«Инновационные организационные формы
обучения информатике».
Третий этап - (2011-2017 гг.). Целью третьего этапа эксперимента являлась проверка гипотезы исследования: длятогочтобыподготовитьучителяинформатики к применению новых организационных форм в образовательномпроцессе в школе, надо его самого готовить в рамках применения этих формобученияв образовательномпроцессе вуза.
На данном этапе эксперимента в контрольную и экспериментальную группу были отобраны 55 и 60 студентов соответственно. В контрольной группе обучение велось дисциплинам «Информатика», «Информационные и коммуникационные технологии в образовании» с применением традиционных форм обучения (лекция, семинар, лабораторные работы, самостоятельная работа, практические работы и др.). В экспериментальной группе обучение этим дисциплинам велось с применением новых организационных форм обучения (online – лекции, сетевое взаимодействие, e-mail – консультации, телекоммуникационные проекты и др.).
Для успешной подготовки учителя информатики в педвузе и формирования навыков использования современных организационных форм обучения в школе необходимо в процесс методической подготовки учителя информатики включить инновационные организационные формы, новые методы и средства обучения на базе ИКТ. Необходимость такого включения подчеркивается и в ФГОС3 и ФГОС3+: «подготовка учителя нового типа должна предусматривать широкое
использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий».
В этой
связи рассмотрим несколько примеров организации обучения в экспериментальной группе. План семинарскогозанятия по дисциплине
«Методика обучения информатике» по теме: «Современные организационные формы и методы обучения информатике на основе применения средств ИКТ». Цель семинара: проанализировать традиционные и современные формы и методы обучения с использованием средств ИКТ.
Вопросы, выносимые на обсуждение:
1 Методические аспекты использования современных организационных форм и методов обучения в школе: игровыеметодывпреподаванииинформатикившколе(деловые,организационно-деятельностные,ролевыеит.п.);уроксиспользованиемметодапроектов;особенностииспользованиясредств ИКТ на уроках; лекция на старшей ступени обучения в школе; сетевоевзаимодействие общеобразовательных учреждений; использование Интернет вобразовательномпроцессе в школе.
-
Методические аспекты использования современных организационных форм и методов обучения в вузе: особенностипроведениялекцийсиспользованиемсредствИКТ;методическиеаспектыпроведениялекциипридистанционном обучении, особенности online-лекции, слайд-лекции; семинар и еговозможности, способы проведения семинара; инновационные организационныеформыобучениясприменениемсредствИКТ(e-mail-консультации,кейс-технология,телекоммуникационныепроекты,компьютерноетестирование,методкомпьютерныхконференций,форумы);особенностисетевоговзаимодействиястудентов,преподавателей;особенностилабораторнойработы по информатике в вузе с использованием средств ИКТ; методическиеаспекты проведения лабораторной работы с использованием метода проектов икейс- технологии; групповые формы деятельности студентов на семинарах илабораторныхработах;особенностипроведенияпедагогическойпрактики. -
Обсудить описание семинарского занятия в вузе и разработать его фрагмент.
Для эффективной подготовки будущих учителей информатики в педвузе необходимо проведение учебных занятий не только в виде традиционных форм обучения (лекции, семинары), но и в виде проектирования учебного процесса для формирования навыков проектировочной деятельности студентов. С этой целью представляем в качестве примера лабораторную работу.
Лабораторнаяработа «Проектирование учебного процесса» по дисциплине «Методика обучения информатике». Цель лабораторной работы: 1) знакомство с нормативно-правовыми документами по изучаемой дисциплине; 2) формирование навыков проектирования учебного проекта по выбранной дисциплине.
Для этого студенты должны: сравнить ФГОС2, ФГОС3 и ФГОС3+, определить основные требования к структуре ФГОС3+; изучить примерные общие образовательные программы (ПООП) по направлению подготовки
«Педагогическое образование» (профиль «Информатика») разных вузов на предмет применения инновационных организационных форм в образовательном процессе; определить место выбранной дисциплины в структуре ООП по выбранному направлению подготовки; используя ПООП по направлению подготовки «Педагогическое образование» (профиль «Информатика»), заполнить таблицу 20 для каждого модуля выбранной дисциплины по приведенной ниже схеме (преподавателю необходимо проследить, чтобы студенты выбрали разные дисциплины):